Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков




Скачать 85,69 Kb.
НазваниеПричины и способы преодоления девиантного поведения подростков
Дата публикации21.11.2013
Размер85,69 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
Информация для педагогов
Причины и способы преодоления

девиантного поведения подростков.
«Трудные» – это такие дети, не с которыми трудно, а которым трудно.

С каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемия разводов, существенные недостатки в работе образовательных учреждений.

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями…

Каковы причины такого поведения? Что заставляет подростка вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого?

Термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяют синонимом – девиантное поведение (от лат. deviato – отклонение).

Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

^ Причины отклонений от норм поведения подростков.

  1. Социально-педагогическая запущенность, неправильное воспитание - когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствием у него необходимых знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием. «Трудный» подросток, как правило, живёт в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру.

^ Как правило, встречаются следующие виды неадекватного воспитания детей: 

  • безнадзорность – когда ребенок предоставлен самому себе, лишен родительского внимания, заботы, когда отсутствует систематический интерес к его делам, переживаниям, проблемам;

  • скрытая безнадзорность – формальное выполнение родителями своих обязанностей, при котором создается видимость какого-либо интереса к воспитанию, однако дальше декларативных внушений и материального обеспечения родители не идут, они требуют выполнения наставлений и указаний;

  • потворствующая безнадзорность – сочетание полной бесконтрольности и некритического отношения к поведению подростка; стремление всегда его оправдать, активное непринятие помощи в воспитании со стороны других лиц, попытки родителей оградить подростка с отклоняющимся поведением от воспитательного воздействия коллектива, педагогов, участковых инспекторов инспекций по делам несовершеннолетних;

  • эмоциональное отвержение – родители тяготятся ребенком; подросток чувствует, что он обуза в жизни родителей;

  • воспитание по типу «Золушки» – чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, когда родители без учета его возраста и возможностей пытаются добиться от него излишне образцового поведения;

  • воспитание в условиях жестких взаимоотношений – суровые расправы и наказания за мелкие проступки сочетаются с безразличным и холодным взаимоотношением между членами семьи;

  • воспитание по типу «кумира семьи» – необоснованное и чрезмерное восхищение ребенком и стремление освободить его от любых трудностей поощрение эгоистических установок, стремление к демонстративности и «жажде признания».

  1. ^ Глубокий психический дискомфорт – систематические учебные неуспехи, не сложившиеся взаимоотношения со сверстниками, одноклассниками, неправильным (грубым, несправедливым) отношением к нему со стороны педагогов, товарищей по классу и т.д.

  2. ^ Медико-биологические факторы, отклонения в состоянии психического здоровья и развития – возрастные кризисы, акселерация, другие причины физиологического и психоневрологического свойства.

Одним из клинико-биологических отрицательных факторов следует назвать наследственность, снижающую защитные механизмы и ограничивающую приспособительные функции личности. Она может проявляться в следующих вариантах:

  • Наследование умственной недостаточности, которая характеризуется в преобладании предметно-конкретного мышления, невозможности полного осмысления различных жизненных ситуаций, недостаточной критической оценки своих поступков, что часто приводит подростков к социальной дезадаптации.

  • Наследование аномальных черт характера, которые приводят к развитию личности, часто неспособной в полной мере регулировать свое поведение в обществе, особенно в неблагоприятных, кризисных ситуациях.

  • Наследственность, обусловленная алкоголизмом родителей. Этот фактор проявляется в недостаточности защитно-охранительных механизмов деятельности головного мозга и обнаруживается в самых разнообразных формах нервно-психической патологии (умственной недостаточности, нарушения формирования характера и др.)

  1. ^ Психические факторы. Подростковый возраст – период завершения формирования характера. Нарушение этого формирования характера, происходящее подчас в данном возрасте, сопровождается различными негативными характерологическими реакциями, которые нередко выходят далеко за рамки нормы и могут приводить к различным формам асоциального поведения.

Наиболее распространенными негативными характерологическими реакциями являются:

  • реакции активного протеста, возникающие в кризисных для подростка ситуациях, проявляются в виде агрессивного поведения, грубости, непослушания, имеют четкую направленность против определенных лиц, создавших конфликтную ситуацию;

  • реакции пассивного протеста, обусловленные стремлением избавиться от трудной для подростка или юноши ситуации, всегда сопровождаются чувством обиды, утратой эмоэмоционального контакта и проявляются в виде уходов из дома, бродяжничества, отказов от приемов пищи, отказов от речевого общения;

  • реакции отказа, связанные с чувством отчаяния, проявляются в активном уклонении от контактов с окружающими, отказом от привычных желаний и увлечений, страхом перед всем новым;

  • реакции имитации – подражания формам поведения окружающих, которые пользуются авторитетом у подростков и могут играть отрицательную роль, если имитируется асоциальный лидер или неприемлемые для нашего общества модели поведения – не лучшие образцы массовой культуры;

  • реакции компенсации и гипер-компенсации (сверх-компенсации) – обычно маскируют ту или иную слабую сторону личности, а также играют роль защитных личностных реакций и подчас принимают карикатурный, утрированный характер (в основе многих безрассудных поступков лежит стремление показать свое «бесстрашие» окружающим);

  • реакции эмансипации – повышенное стремление подростка, юноши к независимости, самоутверждению (отражается в определенном отрицании социально-положительного опыта старшего поколения и в переоценке значения своих жизненных наблюдений);

  • реакции увлечения – тесно связаны с влечениями, наклонностями и интересами и проявляются в удовлетворении каких-либо потребностей (увлечения, сопровождающиеся пустым бессодержательным времяпрепровождением на улице; увлечения, связанные с азартными играми; эгоцентрические увлечения, проявляющиеся в стремлении быть в центре внимания любой ценой);

  • реакции группирования – составляют важнейшую черту подростков и проявляются в стремлении образовать неформальные группы сверстников, обычно отличающиеся определенной стойкостью (в большей мере склонны к объединению в группы педагогически запущенные безнадзорные подростки, юноши);

  • реакции, обусловленные формирующимся сексуальным чувством – связаны с повышенным половым влечением и разнообразными формами его удовлетворения (сюда относятся не только проявления непосредственной сексуальной активности- онанизм, ранние сексуальные связи, подростковый гомосексуализм, демонстрация своих половых органов, но и некоторые другие случаи агрессивного садистического поведения).

^ Способы работы, направленные на изменение отклоняющегося поведения подростков.

Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения подростков, существенно знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае к педагогически запущенному подростку, подростку с девиантным поведением, необходим строго индивидуальной подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых в сочетании с их требовательностью.

Специальные условия для оказания психолого-педагогической помощи данной категории детей созданы в специальной общеобразовательной школе открытого типа.

В специальную общеобразовательную школу открытого типа направляются следующие категории детей в возрасте от 13 до 18 лет, не имеющие основного общего образования и нуждающиеся в особых условиях обучения и воспитания:

- несовершеннолетние с устойчивым противоправным поведением, совершившие

общественно-опасные противоправные деяния и состоящие на учете в отделе по делам

несовершеннолетних:

- несовершеннолетние, испытывающие трудности в общении с родителями;

- несовершеннолетние, подвергшиеся любым формам психического насилия:

-несовершеннолетние, систематически пропускающие учебные занятия в общеобразовательных учреждениях по неуважительным причинам и нуждающиеся в оказании комплексной психолого-медико-педагогической помощи.

Для помощи данной категории детей необходимо:

  • систематический, всесторонний контроль за деятельностью подростка, за кругом их общения;

  • обеспечение постоянного положительного влияния на подростка, посредством повышения роли коллектива, где учится подросток, и определении содержания его досуговой деятельности;

  • обязательно включить в деятельность коллективов учебных групп, внегрупповых и внеучебных профильных объединений с учетом их интересов, способностей, постепенно усложняя характер даваемых им поручений (от исполнителя к организатору);

  • на первых этапах оказать помощь в учебной деятельности (при необходимости организовывать специальные занятия во внеучебное время).

Основные направления психокоррекционной работы с подростками

  • С опорой преимущественно на индивидуальную и групповую психотерапевтическую работу (индивидуальные консультации и групповые тренинги).

  • Посредством вмешательства в педагогический процесс (индивидуализация обучения и воспитания, коррекция воспитательных воздействий и оптимизация взаимодействия учитель – ученик).

  • Кроме индивидуальной коррекционной работы с подростками и юношами, имеющими признаки патологического отклоняющегося поведения, необходимы и общемедицинские мероприятия с участием подростковых врачей-психиатров. В число таких мероприятий можно включить следующие: проведение медикаментозного и психотерапевтического лечения подростков и юношей с патологическим отклоняющимся поведением в поликлинических условиях, а при необходимости – и в больнице;


Ребенок нуждается в целесообразном и последовательном контроле поведения. Не следует преувеличивать требования к нему, перегружать обязанностями, особенно сильно навязывать такие формы деятельности, к которым у ребенка нет ни интереса, ни склонностей. Не рекомендуется использовать в качестве воспитательных мер постоянные нотации, замечания, запрещения, угрозы, наказания, тем более – физические.

Основным принципом психогигиены воспитания является такая организация его, которая создает оптимальные условия для своевременного и гармоничного развития личности и препятствует возникновению психического перенапряжения и эмоциональных конфликтов.

Проведенная с родителями разъяснительная беседа о психологически обусловленном воспитании ребенка, в психическом развитии которого отмечаются признаки отрицательного влияния семейной среды, может содействовать своевременному устранению ошибок воспитания, значительно сгладить их неблагоприятное воздействие на психику ребенка.

Достучаться до каждого сердца, тех кого ты решился учить.

И откроется тайная дверца. К душам тех, кого смог полюбить”
Педагог-психолог МБКДУ «ПМПК»

Татьяна Дума

(по материалам сети Интернет)

Похожие:

Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconПричины и способы преодоления девиантного поведения подростков
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками,...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconНашего семинара (слайд темы) «Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков»
...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconСоциальная работа как средство профилактики девиантного поведения подростков учебное пособие
Учебное пособие посвящено проблемам трудновоспитуемости, профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения подростков. Работа предназначена...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconПсихология девиантного поведения
Пдп междисциплинарная область научного знания, изучающие механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов, отклоняющихся...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconПравовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения
При этом наибольшую обеспокоенность вызывает девиантное поведение подростков как наименее защищенной социальной группы в кризисных...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconПрограмма профилактики и коррекции девиантного поведения детей и...
Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconПрограмма «профилактика девиантного поведения» Понятие «девиантного»...
Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconТема: «Особенности работы с детьми девиантного поведения»
Невский И. А известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconЗадачи: -познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;...
Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый – подросток, сплочение семьи, рассмотрение факторов агрессивного поведения...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconТема: Причины и виды отклоняющегося (девиантного) поведения
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница