Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков




Скачать 91,26 Kb.
НазваниеПричины и способы преодоления девиантного поведения подростков
Дата публикации21.11.2013
Размер91,26 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
Для вас, уважаемые родители!
Причины и способы преодоления

девиантного поведения подростков.
«Трудные» – это такие дети, не с которыми трудно, а которым трудно.

С каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа подростков с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемии разводов, существенных недостатков в работе образовательных учреждений.

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями…

Трудные дети: что стоит за этим всем известным термином? Для милиционера – это хулиган; для учителя – «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественной нормой жизни. Так кто же всё-таки трудные дети?

Каковы причины такого поведения? Что заставляет подростка вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого?

Термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяют синонимом – девиантное поведение (от лат. deviato – отклонение).

Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

^ Причины отклонений от норм поведения подростков.

  1. Социально-педагогическая запущенность, неправильное воспитание - когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствием у него необходимых знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием. «Трудный» подросток, как правило, живёт в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру.

^ Как правило, встречаются следующие виды неадекватного воспитания детей: 

  • безнадзорность – когда ребенок предоставлен самому себе, лишен родительского внимания, заботы, когда отсутствует систематический интерес к его делам, переживаниям, проблемам;

  • скрытая безнадзорность – формальное выполнение родителями своих обязанностей, при котором создается видимость какого-либо интереса к воспитанию, однако дальше декларативных внушений и материального обеспечения родители не идут, они требуют выполнения наставлений и указаний;

  • потворствующая безнадзорность – сочетание полной бесконтрольности и некритического отношения к поведению подростка; стремление всегда его оправдать, активное непринятие помощи в воспитании со стороны других лиц, попытки родителей оградить подростка с отклоняющимся поведением от воспитательного воздействия коллектива, педагогов, участковых инспекторов инспекций по делам несовершеннолетних;

  • эмоциональное отвержение – родители тяготятся ребенком; подросток чувствует, что он обуза в жизни родителей;

  • воспитание по типу «Золушки» – чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, когда родители без учета его возраста и возможностей пытаются добиться от него излишне образцового поведения;

  • воспитание в условиях жестких взаимоотношений – суровые расправы и наказания за мелкие проступки сочетаются с безразличным и холодным взаимоотношением между членами семьи;

  • воспитание по типу «кумира семьи» – необоснованное и чрезмерное восхищение ребенком и стремление освободить его от любых трудностей поощрение эгоистических установок, стремление к демонстративности и «жажде признания».

  1. ^ Глубокий психический дискомфорт – систематические учебные неуспехи, не сложившиеся взаимоотношения со сверстниками, одноклассниками, неправильным (грубым, несправедливым) отношением к нему со стороны педагогов, товарищей по классу и т.д.

  2. ^ Медико-биологические факторы, отклонения в состоянии психического здоровья и развития – возрастные кризисы, акселерация, другие причины физиологического и психоневрологического свойства.

  3. ^ Психические факторы. Подростковый возраст – период завершения формирования характера. Нарушение этого формирования характера, происходящее подчас в данном возрасте, сопровождается различными негативными характерологическими реакциями, которые нередко выходят далеко за рамки нормы и могут приводить к различным формам асоциального поведения.

Наиболее распространенными негативными характерологическими реакциями являются:

  • реакции активного протеста, возникающие в кризисных для подростка ситуациях, проявляются в виде агрессивного поведения, грубости, непослушания, имеют четкую направленность против определенных лиц, создавших конфликтную ситуацию;

  • реакции пассивного протеста, обусловленные стремлением избавиться от трудной для подростка или юноши ситуации, всегда сопровождаются чувством обиды, утратой эмоэмоционального контакта и проявляются в виде уходов из дома, бродяжничества, отказов от приемов пищи, отказов от речевого общения;

  • реакции отказа, связанные с чувством отчаяния, проявляются в активном уклонении от контактов с окружающими, отказом от привычных желаний и увлечений, страхом перед всем новым;

  • реакции имитации – подражания формам поведения окружающих, которые пользуются авторитетом у подростков и могут играть отрицательную роль, если имитируется асоциальный лидер или неприемлемые для нашего общества модели поведения – не лучшие образцы массовой культуры;

  • реакции компенсации и гипер-компенсации (сверх-компенсации) – обычно маскируют ту или иную слабую сторону личности, а также играют роль защитных личностных реакций и подчас принимают карикатурный, утрированный характер (в основе многих безрассудных поступков лежит стремление показать свое «бесстрашие» окружающим);

  • реакции эмансипации – повышенное стремление подростка, юноши к независимости, самоутверждению (отражается в определенном отрицании социально-положительного опыта старшего поколения и в переоценке значения своих жизненных наблюдений);

  • реакции увлечения – тесно связаны с влечениями, наклонностями и интересами и проявляются в удовлетворении каких-либо потребностей (увлечения, сопровождающиеся пустым бессодержательным времяпрепровождением на улице; увлечения, связанные с азартными играми; эгоцентрические увлечения, проявляющиеся в стремлении быть в центре внимания любой ценой);

  • реакции группирования – составляют важнейшую черту подростков и проявляются в стремлении образовать неформальные группы сверстников, обычно отличающиеся определенной стойкостью (в большей мере склонны к объединению в группы педагогически запущенные безнадзорные подростки, юноши);

Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания.

В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности называют незавершённость процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Такое поведение может быть средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых. Взрослым стоит лишь пересмотреть своё отношение к подросшим детям, и проблема решится сама собой.

^ Разберём несколько ситуаций:

  1. Дочь просит купить ей дорогое платье. А у вас нет на это денег. Что вы ей скажите?

  2. Дочка должна помыть после ужина посуду. Но вместо этого смотрит телевизор. Что вы ей скажите?

  3. Ваши дети гораздо позже назначенного времени вернулись домой. Как вы их встретите?

  4. Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери, и застаёте её судорожно курящей возле открытого окна. Увидев вас. Она не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что таким образом расслабляется после нервного учебного дня. Ваши действия?

Среди причин социального характера одной из самых распространённых является влияние социального окружения, в котором живёт и развивается ребёнок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает её нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребёнка они – наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребёнка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может приступить принятые в обществе нормы поведения вначале в виде протеста, затем нарушить закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т.д.).

Причиной может быть и социально - и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребёнок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать её законам и нормам.

По мнению специалистов, в последнее время имеют тенденцию к увеличению такие виды девиации, как курение и наркомания (28%), употребление алкоголя (24%), отказ учиться, сквернословие, уход из дома (20%), агрессивность, раннее начало половой жизни (16%), непослушание, ложь, токсикомания, воровство (12%).

Проведённое исследование отношения родителей к проблемам трудного ребёнка позволило сделать следующие выводы:

  1. Основная масса детей большую половину дня предоставлена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днём.

  2. Основной мерой воздействия в семье на поведение ребёнка является наказание в виде лишения ребёнка выбора вида деятельности в свободное время.

  3. Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющего от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени – их занятость.

  4. По мнению большинства родителей, проблемами трудного ребёнка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребёнка появляются проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы.

  5. Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребёнок может быть наркоманом, алкоголиком, преступником, и если есть тревога за судьбу ребёнка, то основной причиной этой тревоги родители считают компанию во дворе.

Нужно относиться к подростку так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому. Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения подростков, существенно знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае к педагогически запущенному подростку, подростку с девиантным поведением, необходим строго индивидуальной подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых в сочетании с их требовательностью.

Специальные условия для оказания психолого-педагогической помощи данной категории детей созданы в специальной общеобразовательной школе открытого типа.

В специальную общеобразовательную школу открытого типа направляются следующие категории детей в возрасте от 13 до 18 лет, не имеющие основного общего образования и нуждающиеся в особых условиях обучения и воспитания:

- несовершеннолетние с устойчивым противоправным поведением, совершившие

общественно-опасные противоправные деяния и состоящие на учете в отделе по делам

несовершеннолетних:

- несовершеннолетние, испытывающие трудности в общении с родителями;

- несовершеннолетние, подвергшиеся любым формам психического насилия:

-несовершеннолетние, систематически пропускающие учебные занятия в общеобразовательных учреждениях по неуважительным причинам и нуждающиеся в оказании комплексной психолого-медико-педагогической помощи.

^ Уважаемые, папы и мамы! Задумайтесь!

Ваш сын или дочь выросли, но они – ваши дети. Их ошибки – это ваши бессонные ночи, горькие слёзы, отсутствие радости жизни. Помните об этом, когда уходите от общения с ними, замалчиваете проблемы, скрываете факты, которые могут привести к трагедии.

Вы обязаны знать:

  1. с кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.

  2. Кто его лучший друг или подруга.

  3. Чем увлекается, какие у него интересы.

Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок:

  1. Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.

  2. Вам лжёт.

  3. Требует у вас деньги.

  4. Становится зависимым от алкоголя.

  5. Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.

Знайте: Из любой самой трудной ситуации есть выход.

Надо только пытаться его найти.

Педагог-психолог МБКДУ «ПМПК»

Татьяна Дума

(по материалам сети Интернет)

Похожие:

Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconПричины и способы преодоления девиантного поведения подростков
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками,...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconНашего семинара (слайд темы) «Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков»
...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconСоциальная работа как средство профилактики девиантного поведения подростков учебное пособие
Учебное пособие посвящено проблемам трудновоспитуемости, профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения подростков. Работа предназначена...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconПсихология девиантного поведения
Пдп междисциплинарная область научного знания, изучающие механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов, отклоняющихся...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconПравовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения
При этом наибольшую обеспокоенность вызывает девиантное поведение подростков как наименее защищенной социальной группы в кризисных...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconПрограмма профилактики и коррекции девиантного поведения детей и...
Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconПрограмма «профилактика девиантного поведения» Понятие «девиантного»...
Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconТема: «Особенности работы с детьми девиантного поведения»
Невский И. А известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconЗадачи: -познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;...
Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый – подросток, сплочение семьи, рассмотрение факторов агрессивного поведения...
Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков iconТема: Причины и виды отклоняющегося (девиантного) поведения
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница