Родительские собрания в 4 классах Профилактика агрессивности у подростков 10-11 лет




Скачать 103,41 Kb.
НазваниеРодительские собрания в 4 классах Профилактика агрессивности у подростков 10-11 лет
Дата публикации20.11.2013
Размер103,41 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
Родительские собрания в 4 классах

Профилактика агрессивности у подростков 10-11 лет

(февраль 2012)

Многим детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребенка именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удовлетворительным для ребенка решением может оказаться и физическая реакция, особенно при ограниченности способности ребенка к самовыражению.

  • В детском возрасте на появление агрессии самое большое влияние ребенка, оказывает семейное воспитание взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые представляют им родители.

  • Если родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку, то растет вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей; ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает и т. п.; применяет агрессивную модель поведения в жизни.

  • Если родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания, то уровень агрессивности у ребенка повышается и возрастает готовность к агрессивным действиям; растет вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте и проявления защитной агрессивности.

  • Если родители не обращают внимания на агрессивность, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение, то это осознается ребенком как вседозволенность и способствует проявлению агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты.

  • Если родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева, то ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции. Это - причина его деструктивной агрессивности, проявляющейся в насмешках над окружающими, побуждению к агрессивным действиям других, воровстве, внезапных вспышках гнева.

  • Если родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей или по поводу педагогического стиля учителя и т. д.), то у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед. Вероятно, что он возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения. Р.Бэрон, Д.Ричардсон пишут, что когда дети вырастают и вступают в брак, они начинают использовать методы, ставшие неотъемлемой частью поведенческого репертуара отношений между родителями, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством создания характерного стиля дисциплины.

Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К. Левин в своем исследовании выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка: снисходительность (под ней понимают степень готовности родителей и воспитателей прощать проступки, понимать и принимать ребенка) и строгость наказания родителями агрессивных проявлений ребенка.

Формирование агрессивности у ребенка происходит также под непосредственным или опосредованным воздействием увиденных в качестве наблюдателя или лично пережитых реальных сцен насилия. Само насилие воспринимается им как любое действие, препятствующее удовлетворению его спонтанно возникающих желаний и побуждений. Отсюда понятно, что к актам насилия ребенок может относить довольно широкий набор действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.

К наиболее сильным травмирующим факторам относятся физические наказания ребенка, а также психогенные ситуации, воспринимаемые им как разрыв (пусть даже кратковременный) с объектом любви. Подобного рода травмирующие переживания требуют своего выхода. Они могут выливаться в качестве ответной агрессивной реакции непосредственно на лицо, совершившее насилие по отношению к ребенку, но это бывает довольно редко, так как субъект агрессии, как правило, табуирован (мать и отец — «неприкосновенные» лица). В таких случаях травмирующие переживания, накапливаясь, переносятся на нетабуированные объекты. Ими могут быть другие члены семьи, а также предметы домашнего обихода, одежда, игрушки.

Агрессивность подростков находится в прямой зависимости от характера семейных отношений и педагогической позиции родителей. Под ней понимается система родительских ценностей и установок, которые определяют эмоциональное отношение родителей к ребенку и способы поведения с ним. Педагогические позиции родителей могут быть четырех типов: диктат, попустительская, гиперопека, демократическая. Каждая из этих позиций характеризуется определенным уровнем протекции (количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка), степенью удовлетворения потребностей ребенка; количеством и качеством требований, предъявляемых к ребенку.

Тип агрессивного подростка формируется в основном при двух разновидностях семейного воспитания: авторитарной гиперпротекции и гипопротекция с жестоким обращением. При первом стиле семейного воспитания родители уделяют ребенку много времени и внимания, однако при этом не оказывают ему эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении с родителями и часто используют наказание как основной метод воспитания. При другом – ребенок, наоборот, находится на периферии внимание родителей, он попадает в поле зрения родителей лишь тогда, когда случается что-то серьезное. Так же как и в первом случае, родители не проявляют устремлений к удовлетворению потребностей ребенка и отличаются чрезмерно строгим реагированием на нарушение поведения.

Тип агрессивного подростка чаще всего формируется в семьях с требовательным обращением. Этот стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей подростка в материально-бытовой и духовной сферах. Но, вместе с тем, к ребенку предъявляются непомерно высокие требования, часто не соответствующие его реальным возможностям. Неудовлетворенность потребностей, особенно в эмоциональном контакте, любви и внимания, и неадекватно завышенные требования к ребенку нарушают полноценный ход его развития и представляют риск психотравматизации.

Причиной агрессивности зачастую является введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют ребенку осуществить задуманное действие или реализовать свое желание. Очень часто подобное поведение ребенка наблюдается вследствие недостаточной произвольности и осознанности поведения, несформированности моральных норм. В названном стиле следует выделить разновидность, которую можно определить как тип воспитания с повышенной моральной ответственностью. Он встречается в семьях, где существует атмосфера эмоционального равнодушия и вседозволенности, но при этом родители ожидают и требуют от ребенка результатов гораздо больших, чем он может достичь реально. В результате возникает устойчивое депрессивное состояние, которое приводит к агрессивным проявлениям. В процессе развития личностно-смысловой сферы, развития произвольности поведения эта проблема разрешается.

Для семей, в которых воспитывались агрессивные мальчики с депрессивными тенденциями, характерна атмосфера эмоционального отвержения, когда мальчик ощущает, что им тяготятся, что он обуза в жизни родителей. При этом наряду с вышеперечисленными особенностями, преобладает вседозволенность. Ребенку “все можно”. Если в семье и существуют какие-то запреты, то он их легко нарушает, зная, что с него не будет спроса. Ребенку предоставляется полная свобода в определении собственного регламента жизни, выборе друзей, пристрастиях. Вседозволенность, бесконтрольность, слабая воспитательная позиция родителей способствуют формированию эгоистичности и агрессивности подростков.

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей:

1) боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх;

2) пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Отношения “Родители - дети”, осознание последними своих ролей в семейных отношениях, когда родители не замечают истинных потребностей ребенка в чувственном принятии, в создавшейся атмосфере эмоциональной холодности с ориентацией на формализованные отношения в семье, все это толкает подростка в своем самовыражении и отрицании сложившийся ситуации на крайние меры, в том числе в попытку обращения внимания на собственное существование через самоубийство.

Но вместе с тем, существует ряд факторов, которые объективно могут повлиять на закрепление агрессивной модели поведения. Например, у детей с нарушениями психического развития в силу различных присущих им особенностей (отсутствие самоконтроля, раздражительность, отклонения со стороны центральной нервной системы и пр.), особенностей их семей (семьи с агрессивной моделью поведения, так называемые неблагополучные семьи и пр.) такая форма поведения может закрепиться и впоследствии перерасти в устойчивую черту поведения.

Проявления агрессивности в их активной форме определяются в первую очередь условиями воспитания, условиями социализации.

С возрастом происходит также смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более "социализированных" форм таких, как оскорбление или соперничество.

Здесь следует отметить существование половозрастных различий в способах выражения агрессивности мальчиками и девочками 11-ти-15-ти лет. Так было обнаружено, что девочки используют в основном непрямые способы агрессии в отличие от мальчиков, прибегающих к прямым способам агрессивного поведения. Выявлено, что способность к использованию непрямых способов агрессии формируется у девочек к 11-летнему возрасту. А в целом в возрастной группе 11 лет дети наиболее высоко оценили себя по уровню агрессии. Вышеизложенное подтверждается данными экспериментальных исследований. В частности, изучалось влияние социализации на соотношение вербальной (замечания, выговоры, угрозы, сплетни, оскорбления, обвинения, критика) и физической (нападения, драки) агрессии детей различного возраста. Данные свидетельствуют, что у младших школьников соотношение форм выражения агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек вербальная. Позднее у мальчиков младшего подросткового возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей, и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается и одна примечательная особенность поведения подростков: с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску.

Агрессивность в отрочестве выступает в двух личностных аспектах: как универсальное средство самоутверждения и как один из ключевых приемов самоанализа. В репертуаре поведения большей части подростков редко встречаются действия, сознательно направленные на причинение серьезного физического или психологического вреда другим людям. Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте нельзя категорично говорить об агрессивной направленности личности, можно говорить лишь о факторах, предрасполагающих к ее формированию, в числе которых нужно назвать и агрессивное фантазирование.

«Материалом» для него служат, как и в детстве, психотравмирующие ситуации, только в пубертатной фазе они усложняются гормональной революцией и активным процессом самостроительства личности. Именно в этот временной период подросток наиболее сензитивен к макро- и микросредовым воздействиям, которые воспринимаются далеко не адекватно. Данный возраст богат драматическими переживаниями и конфликтами, трудностями адаптации к социальной среде и кризисами, появления чувства тревожности и психологического дискомфорта. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Эта пора достижений стремительного наращивания знаний, изменений, становления «Я», обретения новой социальной позиции.

Шумные игры - в которых подростки толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются, и стараются причинить друг другу какой-то вред - фактически могут оказаться сравнительно "безопасным" способом обучения агрессивному поведению. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные подростки, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.

Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». Факторами риска являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешнесоциальное окружение.
Признаки проявления агрессивности у подростков:

·они ожидают от окружающих враждебности,

·они недооценивают собственную враждебность,

·в своих проблемах они винят окружающих и обстоятельства,

·они редко выражают свои чувства словами, предпочитая действие,

·часто не думают о последствиях своих поступков,

·завышают интенсивность своих эмоций: гнев вместо грусти или раздражения,

·они невосприимчивы к чувствам окружающих, у них низкий уровень эмпатии (умение принимать чувства других людей),

·их не волнует страдание, ответная агрессия, возможность быть отвергнутыми сверстниками,

·ценят превосходство и месть превыше дружбы,

·они менее склонны к компромиссам, чем другие дети,

·полагают, что их агрессивные действия дают ощутимые результаты, уменьшая агрессивность окружающих,

·не задумываются (скорее просто не знают) о собственной значимости,

·у них ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию,
Агрессия подростка выражается как...

-самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении (в этом случае можно говорить об агрессивной личности);

- в качестве средства достижения другой значимой цели;

- способ психологической разрядки;

- форма защитного приспособительного поведения.
« К тексту есть презентация»


Похожие:

Родительские собрания в 4 классах Профилактика агрессивности у подростков 10-11 лет iconПсихолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков
Охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс...
Родительские собрания в 4 классах Профилактика агрессивности у подростков 10-11 лет iconРодительского собрания
Сколько не говори об этом, вопросы все равно остаются. Этой злободневной теме посвящена книга Натальи Дереклеевой «Родительские собрания....
Родительские собрания в 4 классах Профилактика агрессивности у подростков 10-11 лет iconНашего семинара (слайд темы) «Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков»
...
Родительские собрания в 4 классах Профилактика агрессивности у подростков 10-11 лет iconПрограмма направленный на снижение агрессивности подростков Цель...
Цели: знакомство участников друг с другом, осознание цели участия в тренинге, снятие напряжения, знакомство с основными правилами...
Родительские собрания в 4 классах Профилактика агрессивности у подростков 10-11 лет iconТак, у дошкольников и младших школьников критериями агрессивности являются такие характеристики
Говоря же об истинной ("злокачественной") агрессивности, мы имеем в виду устойчивые свойства личности, которые выражаются в повышенной...
Родительские собрания в 4 классах Профилактика агрессивности у подростков 10-11 лет iconАннотация литературы по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными...
Педагогическая профилактика пав-зависимости: технологии содействий самореализации подростков
Родительские собрания в 4 классах Профилактика агрессивности у подростков 10-11 лет iconПрофилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления
Руководителям образовательных учреждений данное пособие может оказать помощь в организации педагогических и методических советов...
Родительские собрания в 4 классах Профилактика агрессивности у подростков 10-11 лет iconСеминаров практикумов в школе 7 класс
Родительские собрания должны при­влечь родителей к пониманию данной проблемы, помочь преодолеть трудности взросления детей с наименьшими...
Родительские собрания в 4 классах Профилактика агрессивности у подростков 10-11 лет iconПрофилактика избыточного веса у детей и подростков
Сегодня избыток массы тела «молодеет», становится проблемой не только взрослых, но также детей и подростков. По мнению экспертов...
Родительские собрания в 4 классах Профилактика агрессивности у подростков 10-11 лет iconСодержание Введение Агрессия как психологический феномен Понятие...
Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница