А. С. Макаренко Под девиацией (от латинского deviatio уклонение, отклонение), понимают отступление от принципов и норм морали и права




Скачать 110,31 Kb.
НазваниеА. С. Макаренко Под девиацией (от латинского deviatio уклонение, отклонение), понимают отступление от принципов и норм морали и права
Дата публикации20.11.2013
Размер110,31 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы
Психолого-педагогическое сопровождение детей девиантного поведения
Прядко Александр Владимирович
«Соберите самых лучших детей,

поставьте около них плохих педагогов,

и через месяц они разнесут и колонию,

и детдом, и школу, и этих педагогов»

А.С. Макаренко
Под девиацией (от латинского deviatio – уклонение, отклонение), понимают отступление от принципов и норм морали и права.

Различают негативные и позитивные формы отклонений. К негативным формам относятся нравственные пороки, моральное зло, социальная патология. Они прослеживаются в любой сфере жизнедеятельности людей. К позитивным отклонениям относят все новое, вступающее в противоречие с устоявшимися нормами или с тем, по поводу чего еще нормы нет.

Особую важность представляет изучение девиантного поведения молодежи как социальной группы, криминализация молодежной среды, подростковая преступность, рост алкоголизации и употребления наркотиков среди подростков, причины нарушения законов молодежью.

Молодежь – это наиболее мобильная социальная группа, которая «впитывает» в себя все новое и нестандартное. Это происходит из-за максимализма психологического и физиологического возраста молодых. А как стереотипы для поведения выбираются далеко не лучшие примеры.

Принимая для себя те или иные образцы, нормы или антинормы в поведении подростки стремятся подобным образом самоутвердится, почувствовать или доказать окружающим, что они уже взрослые. В отвоевывании права на самостоятельность, на свободу молодые люди подчас идут на все средства.

От того, какие нормы и ценности усвоит подрастающее поколение, зависит во многом будущее страны. Следовательно, социальные институты, школы, (образование в широком смысле слова) семьи, комитеты по делам молодежи и все структуры, работающие с молодежью, заинтересованы в социализации человека нравственно устойчивого, следующего социальным нормам и поддерживающего ценности общества.

Подростки, которые, по мере прохождения социализации, находясь на стадии становления как личности, всегда некоторым образом противопоставляют себя обществу, а следовательно, могут найти в криминальной субкультуре именно тот духовный базис, который и поможет им рассматривать те отклонения, которые являются нарушением закона.

Острота проблемы молодежной подростковой преступности заключаются и в групповых противоправных деяниях несовершеннолетних, так как это придает особую социальную опасность, и в молодеющем возрасте преступников.

Есть еще один принципиальный вопрос: как влияют особенности характера человека, структура его личности на отклонения в его поведении. Например, чрезмерное усиление отдельных черт характера (акцентуация) проявляющееся в избирательной уязвимости по отношению к психогенным воздействиям, тяжелым переживаниям, чрезмерным психологическим нагрузкам и т. д., определенным образом складывается на отклонении в поведении.

Молодежь в большей степени, по сравнению с другими социально-демографическими группами, демонстрирует различные формы девиантного поведения, что объясняется во многом несформированностью ее психики и недостаточной организации досуга. Особенно остро стоит проблема наркотизма. (ТулГУ, Лях В.П. лекция по социологии «Девиантное поведение», 2003)

В подростковом возрасте происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. Данный возраст богат драматическими переживаниями, трудностями, кризисами. В этот период складываются и оформляются достаточно устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. В подростковом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость.

Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников, чем на мнение значимых взрослых. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей или социума вообще, создавать конфликтные ситуации.

В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе. (Калинина З.Н. «Книга для начинающего вожатого» 2003, стр. 25 – 26)

Одной из важнейших проблем психологии отклоняющегося поведения является профилактика отклонений, то есть своевременное предотвращение их. В настоящее время в России наметился отход от карательных, жестких мер к комплексу мер защитных, превентивных. Эти меры предполагают помощь группам риска со стороны социологов, психологов, медиков, психотерапевтов и всех структур, работающих с молодежью. Не являются исключением здесь и педагоги, преподаватели.

За последние годы созданы различные центры социальной адаптации и реабилитации подростков. Но какие бы меры не предпринимались на уровне общества по отношению к решению вопросов профилактики правонарушений, очень значимо и то, как относятся люди к «группам риска», то есть каков «порог терпимости» общества к отклонениям. (ТулГУ, Лях В.П. лекция по социологии «Девиантное поведение», 2003)

Вычленив только один аспект проявления девиантного поведения, вызываемый педагогическими причинами, можно констатировать, как кризисное состояние современной семьи, низкий уровень гуманизации обучения и воспитания.

Выводы многих известных педагогов и психологов, результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте. Эта линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при сочетании неблагоприятных обстоятельств приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

В связи с этим возникает проблема ранней профилактики антиобщественного поведения, которая должна начинаться с педагогической запущенности детей. (Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» 1993, стр. 108 – 112)

А жизнь нам указывает на такую закономерность: именно у родителей – моральных уродов – чаще всего растут морально уродливые дети. Следовательно, проблема детей и подростков с девиантным поведением упирается, прежде всего, в проблему перевоспитания «трудных» родителей.

Но «трудные» родители не читают книг о семейном воспитании. Большинство из них не знает дороги в школу: их не увидишь на родительском собрании. Таким образом, вся работа школы с родителями проходит мимо них, хотя к ним она должна быть обращена в первую очередь.

Чтобы выправить это бедственное положение, классные руководители, заместители по воспитательной работе время от времени сами идут в дом таких отцов и матерей. Но это мало помогает делу. Почему же так получается? Видимо потому что людям, у которых нравственность хромает на обе ноги, необходимо не кратковременное воздействие, а постоянное и самое сильное – коллективное.

Однако пробудить чувство родительской чести и долга – это одна задача. Вторая – их надо заставить учиться воспитанию. Организовать, например, обязательный кружок. (Пинт А.О. «Это вам, родители» 1971, стр. 77 – 83)

В младшем школьном возрасте в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, нарушаются процессы самосознания личности, в итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным.

Выход из этой ситуации возможен при изменении методов воспитания ребенка при социальной работе с ним. Запущенный ребенок пытается компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь внимание. Запущенный ребенок безуспешно пытается различными дерзкими способами добиться социального признания, а в результате оказывается отверженным.

Постепенно у ребенка накапливаются своеобразные отрицательно окрашенные эмоции, что приводит к нарушению его душевного равновесия, подавленности, раздражительности, появляется немотивированный страх. Такие состояния дезорганизуют ребенка и делают его педагогически трудным. (Зайцева И.А. «Коррекционная педагогика» 2004, стр. 86 – 91)

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети»:

- во-первых, наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения;

- во-вторых, поведение, трудно поддающееся исправлению и корректировке (в этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные», все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными, но не все педагогически запущенные – трудные, некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию);

- в-третьих, дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.

Все «трудные» – не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников определяются:

- конфликтными отношениями в семье;

- просчетами воспитательной системы школы;

- изоляцией от товарищей в силу каких-либо причин;

- социальной дезадаптацией вообще;

- стремлением утвердить себя любым способом и в любой малой группе.

Часто действует и совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика. (Шишковец Т.А. «Осложненное поведение подростков» 2006, стр. 26 – 27)

Нельзя быстро и без труда решить все проблемы подросткового возраста. И педагогу, и подростку, и родителям необходимо набраться терпения, и научится разговаривать друг с другом, обходя острые углы. Поэтому работа педагога должна быть направлена на снятие социального напряжения вокруг подростков, на заполнение досуга детей полезными и увлекательными делами, на заполнение окружающего пространства пониманием и любовью. (Калинина З.Н. «Книга для начинающего вожатого» 2003, стр. 26 – 27)

Целью педагогического и психологического сопровождения подростков с осложненным поведением, является оказание им поддержки и помощи в полноценной социализации и реализации личностных возможностей. А задачами будет являться создание условий для включенности подростка в позитивные социальные отношения и предоставление подростку возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия.

Компонентами специально организованной психолого-педагогичес-кой работы с трудными детьми заключается в нравственном просвещении, активизации всех источников нравственного опыта учащихся и в введении нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности подростка.

Самое важное в организации работы – оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения с учетом половозрастных особенностей учащихся. (Шишковец Т.А. «Осложненное поведение подростков» 2006, стр. 85 – 86)

Психолого-педагогическая профилактика, как система мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей, включает следующие методы:

  1. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:

- создание ситуации личностной и групповой перспективы,

- коллективные игры,

- выработка коллективно-единых требований,

- коллективные соревнования,

- коллективное самообслуживание.

  1. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

- осуждение,

- педагогическая требовательность,

- педагогическое предостережение,

- сочувствие,

- убеждение,

- уважение,

- выход конфликтной ситуации,

- анализ поступка,

- понимание,

- побуждение,

- доверие.

  1. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:

- ожидание радости,

- обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного,

- обращение к самолюбию, самоуважению,

- пример, разъяснение,

- внушение,

- требование,

- снятие напряжения.

Психолого-педагогическая коррекция, как совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания, делится на следующие методы, в зависимости от подструктуры личности:

^ Подструктуры личности

Предметы коррекции

Психологические методы

Индивидуально-типологические особенности личности

Дисгармония развития. Нестабильность и ригидность нервной системы. Неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками

Развитие произвольности в двигательной сфере. Развитие произвольности в познавательной сфере. Развитие произвольности в общении и поведении. Когнитивная тренировка. Систематическая десенсибилизация. Терапия средствами искусства.

Свойства субъекта общения

Высокая тревожность. Слабая социальная рефлексия. Трудности общения. Неадекватное поведение. Низкий социальный статус.

Игровая коррекция поведения в группе. Развитие позитивного общения. Ролевое научение. Коммуникативные игры и упражнения. Расшатывание традиционных позиционных ролей. Статусное перемещение детей.

Свойства субъекта самосознания

Нарушенный образ «Я». Неадекватная самооценка. Неудовлетворенное притязание на признание. Комплекс неполноценности.

Психологический массаж. Идентификация. Зеркальное отражение. Подтверждение уникальности ребенка. Развитие позитивного восприятия других. Самовнушение.

Общими принципами профилактики и коррекции педагогической запущенности является:

- комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции,

-учет возрастных и личностных особенностей ребенка и специфики педагогической ситуации его развития,

- профессиональная компетентность и разделение функций,

- опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию его развития,

- единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов,

- дифференцированный подход. (Зайцева И.А. «Коррекционная педагогика» 2004, стр. 91 – 95)

Не понимая нетерпения подростков или не желая его понимать, взрослые усложняют его жизнь в том случае, если не помогают им найти поприще для интересных и осмысленных занятий. А чтобы предотвратить девиантное поведение подростков, необходимо привлечение внимания к данной проблеме всего общества с целью налаживания профилактической работы в молодежной среде.

Тончайшим инструментом влияния на формирование личности является слово взрослого. Опора на лучшие качества личности подростка, искренний интерес к его развитию, вера в его силы и возможности обязательно приведут к положительному результату. Важно помнить: какой бы проступок не совершил подросток, в первую очередь он нуждается в сочувствии, которое не повредит ему, но растопит лед отчуждения и недоверия, являясь первым шагом взрослых на пути понимания, принятия и своевременной помощи.
^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Лях В. П. Девиантное поведение /лекция по социологии (Тема 11). – Тула: ТулГУ, 2003;

  2. Калинина З.Н., Селиванова М.А. Советы начинающему вожатому. – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2003;

  3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993;

  4. Пинт А.О. Это вам, родители. – М.: Знание, 1971;

  5. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков. – М.: 5 за знания, 2006;

  6. Зайцева И.А. и др. Коррекционная педагогика. – М.: ИКЦ «Март», 2004;

  7. Натансон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 1984;

  8. Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. – Мн., 1971;

  9. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1985.

Похожие:

А. С. Макаренко Под девиацией (от латинского deviatio уклонение, отклонение), понимают отступление от принципов и норм морали и права iconА. С. Макаренко Под девиацией (от латинского deviatio уклонение,...
К негативным формам относятся нравственные пороки, моральное зло, социальная патология. Они прослеживаются в любой сфере жизнедеятельности...
А. С. Макаренко Под девиацией (от латинского deviatio уклонение, отклонение), понимают отступление от принципов и норм морали и права iconРеализации права: понятие и формы
Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний Юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов...
А. С. Макаренко Под девиацией (от латинского deviatio уклонение, отклонение), понимают отступление от принципов и норм морали и права iconНормативная этика направление в этике, главная задача которого выдвижение,...
...
А. С. Макаренко Под девиацией (от латинского deviatio уклонение, отклонение), понимают отступление от принципов и норм морали и права icon37. Механизм правового регулирования и его структура
Понятие нормы и ее основные виды. 48. Общая характеристика социальных норм. 49. Нормы права в системе социальных норм. 50. Логическая...
А. С. Макаренко Под девиацией (от латинского deviatio уклонение, отклонение), понимают отступление от принципов и норм морали и права iconПубличное право
Цель изучения учебной дисциплины международного права – это получение системы знаний о системе принципов и норм, регулирующих международные...
А. С. Макаренко Под девиацией (от латинского deviatio уклонение, отклонение), понимают отступление от принципов и норм морали и права icon№ Источники страхового права
Под источниками страхового права следует понимать внешние формы выражения правовых норм, регулирующих страховую деятельность
А. С. Макаренко Под девиацией (от латинского deviatio уклонение, отклонение), понимают отступление от принципов и норм морали и права iconКак бы ты ни был, юноша, умен, Чего бы ты ни знал, Старик тебя мудрее:...
Под проектом (от латинского proyectus- двинутый вперед) в словаре «Русского языка» С. И. Ожегова понимается
А. С. Макаренко Под девиацией (от латинского deviatio уклонение, отклонение), понимают отступление от принципов и норм морали и права icon«Муниципальное» от латинского municipium самоуправляющаяся община. Мп
«Муниципальное» от латинского municipium – самоуправляющаяся община. Мп – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих...
А. С. Макаренко Под девиацией (от латинского deviatio уклонение, отклонение), понимают отступление от принципов и норм морали и права iconЧастное право
Цель изучения учебной дисциплины международного частного права – это получение системы знаний о системе принципов и норм, регулирующих...
А. С. Макаренко Под девиацией (от латинского deviatio уклонение, отклонение), понимают отступление от принципов и норм морали и права iconФилонович С. Р. "Самая большая скорость"
Именно так обстоит дело с открытием астрономического явления, названного аберрацией света (от латинского слова aberratio — уклонение),...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница