Как было отмечено в главе 2, константность восприятия один из важнейших феноменов образов восприятия. Эта удиви­тельная феноменальная характеристика нашего




Скачать 166,45 Kb.
НазваниеКак было отмечено в главе 2, константность восприятия один из важнейших феноменов образов восприятия. Эта удиви­тельная феноменальная характеристика нашего
Дата публикации16.11.2013
Размер166,45 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Психология > Документы

ГЛАВА 7 КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Как было отмечено в главе 2, константность восприятия — один из важнейших феноменов образов восприятия. Эта удиви­тельная феноменальная характеристика нашего восприятия обес­печивает нам чувство стабильности образа мира в условиях непре­рывно меняющегося стимульного потока, попадающего на наши органы чувств. Эмпирические исследования константности вос­приятия — это классика научной психологии. Они чрезвычайно красивы, изобретательны и убедительны. Изучая богатую феноме­нологию константности восприятия, мы вплотную сталкиваемся с очень важной проблемой — наше восприятие обусловлено не только и не столько стимульными переменными и физиологичес­кими механизмами, сколько сложными и далеко еще не познан­ными когнитивными механизмами.

^ 7.1. Феноменология и определение константности
восприятия
*

Восприятие внешних объектов и событий опосредствуется воз­действием на органы чувств различных видов энергии — свето­вой, звуковой, механической и т.д. Эти виды энергии характери­зуют физические свойства воспринимаемого объекта (размеры, форма, отражательная способность), которые мы называем дистальными стимулами. Свойства объекта, представленные в виде паттернов энергии, попадающих на наши органы чувств, мы на­зываем проксимальными стимулами.

Фундаментальная проблема восприятия заключается в том, что в реальной жизни присутствует непрерывное изменение про-

ксимальнои стимуляции, связанной с нашим перемещением в пространстве, перемещением самого воспринимаемого объек­та, изменением условий наблюдения. Например, при удалении от объекта уменьшается размер его проекционного изображе­ния на сетчатку, при изменении освещения происходит соот­ветствующее изменение количества отраженного света, попа­дающего на сетчатку. Таким образом, мы воспринимаем образы окружающего нас мира, извлекая информацию из постоянно меняющейся проксимальной стимуляции. Вместе с тем мы не воспринимаем предметы постоянно меняющими свою форму, размеры, цвет или место в пространстве, мы чувствуем их ка­чества относительно стабильными, константными. Это общее свойство нашего восприятия, называемое константностью, виднейший американский исследователь в области психологии восприятия Дж.Хохберг определил как следствие из более об­щего принципа психического отражения: «При всех условиях, когда мир являет нам устойчивые и не изменяющиеся дистальные свойства, а органы чувств получают меняющуюся прокси­мальную стимуляцию, "мы склонны воспринимать постоянные дистальные свойства» [116, 213].

Чтобы описать феноменологию этого важнейшего свойства перцептивного образа, рассмотрим различные виды константно­сти восприятия.

^ Константность величины. При удалении объекта от наблюдателя пропорционально уменьшаются линейные размеры его сетчаточ-ной проекции (рис. 100), однако мы воспринимаем размеры объекта



Рис. 100. Изменение зрительного угла объекта, находящегося на разных расстояниях от глаз наблюдателя. Хотя физический размер (S) объекта не меняется, изменение расстояния (D) до него приводит к соответ­ствующему изменению величины зрительного угла (а). Угол cq (соответ­ствует ближнему объекту S{ и сетчаточной проекции S{) больше, чем угол а2 (соответствует дальнему объекту S2 и сетчаточной проекции S2). Dx и D2 — ближнее и дальнее расстояния, соответственно


250

251



Рис. 101. Константность восприятия величины и закон угла зрения:

а — три человека, чьи ретинальные изображения уменьшаются с увеличением расстояния, однако вследствие константности восприятия их размера они ка­жутся одинакового роста; 6 — если ретинальные размеры людей остаются одина­ковыми, то с увеличением расстояния рост человека должен пропорционально

увеличиваться [142]

не в соответствии с законом угла зрения1: его видимая или фено­менальная величина остается неизменной. Представим себе, что произошло, если бы не было константности восприятия величи­ны объекта.

Например, когда мы смотрим на высокого человека, идущего по про­тивоположной стороне улицы, в соответствии с законом угла зрения он должен выглядеть как ребенок, а при приближении к нам его видимый рост стал бы стремительно увеличиваться. Еще один пример такой несу­разицы дан на рис. 101.

Константность восприятия размеров объекта не абсолютна. На очень больших расстояниях (с крыши высотного дома, с борта вертолета или самолета) видимые внизу предметы воспринимаются аконстантно — они кажутся очень маленькими.

^ Константность формы. Только в том случае, если объект распо­лагается в плоскости, перпендикулярной оптической оси глаза наблюдателя, сетчаточное изображение объекта соответствует его действительной форме (рис. 102, а). В реальной жизни объект, как

1 Закон угла зрения, формулировка которого приписывается Евклиду, уста­навливает, что воспринимаемый размер предмета прямо пропорционален раз­меру его ретинального изображения.



Рис. 102. Константность восприятия формы:

а — изображение прямоугольника и его ретинальной проекции (прямоуголь­ник) в плоскости, перпендикулярной оптической оси глаза наблюдателя; б — изображение прямоугольника и его ретинальной проекции (трапеция) в плос­кости, повернутой вправо относительно оптической оси глаза наблюдателя [93]

правило, расположен под некоторым углом к направлению наше­го взгляда, поэтому его проекционная форма будет искаженной (рис. 102, б).

Например, на рис. 102, б одна сторона прямоугольника стала ближе к наблюдателю, а другая — дальше от него. В соответствии с законами геометрии ближняя сторона будет отображаться на сетчатке как более длинная по сравнению с дальней стороной, и, как следствие, вместо прямоугольника проекционное изображение будет иметь форму трапе­ции.

Тем не менее мы воспринимаем форму предмета константно несмот­ря на изменения его ориентации. Рассмотрим пример, предложенный П.Линдсеем и Д.Норманом [71], для демонстрации того, как «работает» и как исследуется перцептивный механизм константности формы (рис. 103). Наблюдатель смотрит на закрепленную на экране квадратную кар­точку, наклон которой во фронтальной плоскости меняется экс­периментатором. Чем больше меняется наклон карточки, тем более ее проекция становится похожей на трапецию, вплоть до того, что она ста­новится почти треугольной формы. Тем не менее мы воспринимаем фор­му карточки неизменно квадратной.

Прекрасная иллюстрация феномену константности восприятия фор­мы дана на картине Г.Рихтера «Пять дверей» (рис. 104).

^ Константность видимого положения. Описывая две системы де­текции движения (см. гл. 6), мы уже упоминали о том, что несмот­ря на смещения сетчаточных изображений при поворотах глаз, головы и тела испытуемого, мы не воспринимаем мир постоянно


252

253



















































10 000 единиц

9 000 единиц , 500 единиц


Слайд-проектор


100 единиц


90 единиц 5 единиц


ЛЧ^


Зеркало


Цветовой образец


Штатив

Рис. 105. Черно-белые клетки шахматной доски, освещенные светом элек­трической лампочки и прямым солнечным светом [158]

Аналогичные феномены связаны с восприятием цветных объектов. Например, несмотря на различия в спектральном составе солнечного света и освещения, падающего от электрической лампочки (рис. 106), мы воспринимаем окрашенные объекты приблизительно одинаковыми.

Как видно, солнечный свет состоит из световых волн, имеющих при­близительно равную энергию во всем видимом человеком диапазоне излучений. Электрическая лампочка имеет иной спектральный состав световых волн: максимум ее излучения смещен в красную часть спектра, минимум соответствует сине-голубому диапазону. Тем не менее мы ви­дим, что человек одет в белую рубашку и темно-синие брюки и при естественном солнечном свете, и в помещении с искусственным осве­щением.

Пример экспериментальной установки, использованной в работах японского психолога К.Учикавы для исследования константности вос­приятия цвета и нейтральных цветов (оттенков серого), дан на рис. 107. Испытуемый сидит в правой части комнаты перед экраном с окошком, на которое падает отраженное от зеркала изображение цветового образ­ца. Освещение пространства, окружающего испытуемого, может изме­няться с помощью проектора, расположенного в этой же части комнаты сзади. Этот образец находится в левой части комнаты за экраном, он закреплен на подставке, его освещение изменяется отдельным проекто-



Рис. 106. Спектральный состав световых волн, излучаемых солнцем (сплош­ная линия) и электрической лампочкой (пунктир):

по оси ординат — количество световой энергии в относительных единицах; по оси абсцисс — длина волны светового излучения в нанометрах [170]

Рис. 107. Экспериментальная установка, использованная в работах К.Учи­кавы и соавт. (1989) для исследования константности восприятия цвета

[217]

ром, который на рисунке не изображен. В условиях меняющегося осве­щения (варьируется его цвет и интенсивность) испытуемый должен оце­нивать цвет предъявляемого образца или подбирать похожий на него из предложенного набора образцов.

^ Другие виды константности восприятия. Описаны и другие виды константности восприятия, некоторые из них вполне очевидны. При наблюдении за движущимся объектом его скорость воспри­нимается относительно неизменной при изменении расстояния до наблюдателя. Константность восприятия скорости проявляется лишь на сравнительно небольших расстояниях, когда же мы ста­раемся оценить скорость автомобиля на расстоянии нескольких километров, то феноменально она недооценивается.

Оригинальные исследования особенностей нашего восприятия самого существования объекта в условиях, когда он реально не виден, обнаружили проблему константности существования. На перцептивный аспект константности существования первым об­ратил внимание известный бельгийский психолог А. Мишотт, по­казавший, что на наше восприятие невидимого в данный момент объекта влияют определенные стимульные условия [93].

В одном из экспериментов А. Мишотт описал так называемый «тон­нель-эффект» — восприятие движущегося объекта в промежутке между его вхождением в тоннель и выходом из тоннеля. Подчеркивая необыч­ность подобного рода экспериментов, Дж. Гибсон отмечал: «Нам трудно свыкнуться с мыслью, что скрытая поверхность может восприниматься, — мы привыкли, что она может только припоминаться» [34, 271]. И далее, описывая результаты оригинального эксперимента Дж. Каплана, подчер-


256

257






259

кивал: «Скрывавшаяся поверхность продолжала видеться и после того, как она скрылась, а открывшаяся казалась существовавшей и до того, как она открылась» [34, 272\.

Исследования блестящего экспериментатора Т.Бауэра, проведенные на младенцах, показали, что у 20-дневных детей регистрируется харак­терная реакция удивления, когда экспериментатор сначала показывает ему предмет, затем закрывает его экраном, а потом, удалив этот пред­мет, убирает экран. В других сериях опытов он заменял скрытый экраном предмет на другой, не похожий на него, что также вызывало удивление его маленьких испытуемых [13; 14].

Проявление константности восприятия существования объекта в ре­альной жизни происходит всякий раз, когда объект временно заслоняет­ся от наблюдателя какой-либо движущейся поверхностью или, наобо­рот, движущийся объект заходит за закрывающую его преграду. Доста­точно также вспомнить, как мы следим за идущим вдалеке человеком, когда его движение время от времени заслоняется другими людьми или неподвижными предметами. Человек время от времени исчезает из поля зрения, но мы все равно не перестаем воспринимать его реально суще­ствующим.

^ Константность громкости звука, аналогичная константности величины, также демонстрирует общую закономерность в виде относительной независимости восприятия громкости звука от рас­стояния до его источника.

Хотя хорошо известно, что величина звукового давления на барабан­
ную перепонку падает обратно пропорционально увеличению расстояния, тем не менее мы без сомнения воспринимаем громкий крик как громкий независимо о того, на каком расстоянии от нас стоит крича­щий человек — 10, 20 или 40 м. Тем не менее если измерить шумомером уровень звукового давления, создаваемого голосом негромко беседую­щего с нами человека (пусть он находится в 1 м от нас), то окажется, что его интенсивность равна крику, доносящемуся с расстояния 40 м. Ин­тенсивность двух проксимальных стимулов идентична, но мы восприни­маем первый звук как тихую речь, а второй как громкий крик, таким образом, эффективно восстанавливая характерные свойства проксималь­ной стимуляции. *

Феномены константности хорошо выражены при восприятии речи: даже если мы говорим неразборчиво, быстро прожевывая пищу, наш собеседник без труда услышит все звуки, которые к нему обращены. Константность восприятия речи упрощает речевую коммуникацию в ус­ловиях широких вариаций качества звуков окружающей среды. В экспе­риментальных работах по изучению константности восприятия речи пси­хологи варьируют один очень важный акустический параметр — время начала голоса (ВНГ).1 Оно представляет собой временную задержку меж-

1 Показано, что каждая речевая фонема характеризуется определенной вели­чиной ВНГ.

258

ду началом звука и началом вибрации мышц голосового тракта. Напри­мер, для звука «да» ВНГ будет равно 17 мс, а для звука «та» — 91 мс. Используя компьютерную программу, психологи создавали искусствен­ные звуки, у которых ВНГ изменялся в широких пределах — от 0 до 80 мс (см. [158]). Когда они предъявляли своим испытуемым стимулы-слоги, похожие на «да» или «та», но с изменяемой величиной ВНГ, и просили сообщать их, какой звук был услышан, то испытуемые отвечали, что они слышали только звуки «да» и «та», хотя им были предъявлены самые разные стимулы. При коротких ВНГ (от 0 до 25 мс) испытуемые всегда отвечали, что они слышали «да», при увеличении этой задержки до 35 мс их восприятие внезапно изменялось, и при ВНГ свыше 40 мс они начи­нали слышать «та» (рис. 108). Тот диапазон величин ВНГ, где восприятие изменяется с «да» на «та», был назван фонетической границей, разделяю­щей два звука. Для нас ключевым результатом описанного эксперимента является то, что испытуемые обнаружили ярко выраженную констант­ность восприятия речевых звуков: до фонетической границы они всегда воспринимали звук «да», после нее — всегда звук «та». Если бы этого феномена не существовало, то при малейших задержках в речевом трак­те мы бы слышали различные звуки речи.




Исследователи описывают феномен константности запаха. Когда мы к чему-то принюхиваемся, то делаем глубокий вдох, и в нос попадает большее количество молекул пахнущего вещества-одоранта, чем при слабом вдохе. Если мы хотим искусственно уси­лить запах, то направляем на наблюдателя сильный поток возду­ха, переносящего одорант. Тем не менее когда мы обычно вдыха­ем какое-то вещество, его запах остается постоянным несмотря

на силу вдоха, тем самым демонстрируя константность восприя­тия запаха (Техсунян и соавт., 1978; цит по: [142]).

Укажем на принципиальную особенность данного перцептив­ного феномена. Если цель восприятия — предоставлять субъекту информацию о предметах внешнего мира и происходящих собы­тиях, то следует признать, что наше исследовательское поведе­ние постоянно изменяет паттерны проксимальной стимуляции, попадающие на рецепторные поверхности. Константность восприя­тия, учитывая происходящие изменения, обеспечивает своего рода коррекцию, позволяющую выделить из постоянно меняющегося сенсорного потока относительно стабильные характеристики вос­принимаемой реальности. Если бы этот механизм не работал, то в нашем сознании не была бы представлена непрерывность, неиз­менность образа воспринимаемого мира. Каждое движение сопро­вождалось бы непрерывным изменением отдельных перцептив­ных качеств объекта — его размера, формы, освещенности, цве­та, положения в пространстве, у нас бы не возникал целостный образ самого предмета и его существенных отношений с окружа­ющими предметами. Поэтому, константность восприятия, подоб­но феномену установки осуществляет функцию стабилизатора этой чувственной формы психического отражения.

Еще раз дадим общее определение константности восприятия, как феномену сохранения неизменности восприятия объекта при изменении проксимального стимула, и перейдем к рассмотрению концепций, объясняющих его механизмы.

В этом же смысле в своих лекциях А. Н.Леонтьев говорил не о константности, а об ортоскопичности восприятия, поясняя, что «ортоскопический» — это термин, который построен по анало­гии с «орфографическим» [68], т.е. он говорил о «правильном восприятии».


ГЛАВА 8

^ ПРЕДМЕТНЫЙ ХАРАКТЕР ВОСПРИЯТИЯ

Феноменология предметности восприятия: объективирован­ность, чувство реальности, осмысленность, константность, поли­модальность • Понятие образа мира • Принципы системно-дея-тельностного анализа восприятия • Эмпирические исследования предметности восприятия • Инвертированное зрение • Адапта­ция к зрительным искажениям • Феномены структурного после­действия • Смещение изображения во времени • Псевдоскопи-ческое восприятие • Правило правдоподобия • Предметность восприятия и создание искусственных органов чувств • Исследо­вание «кожного зрения»

Предметность восприятия — это его самая общая и объемлю­щая характеристика. Она принципиально отличает два вида чув­ственных образов — ощущение и восприятие. Восприятие всегда предметно, ощущение — преимущественно нет. Это чрезвычайно важное отличие, поскольку когда мы говорим о восприятии, то всегда имеем в виду восприятие конкретного предмета или собы­тия. «Внепредметного» или «беспредметного» восприятия не бы­вает. Мы не видим и не слышим «нечто» вообще, мы видим и слышим всегда что-то реальное, конкретное, означенное, осмыс­ленное. Предметность восприятия обеспечивает нашему чувствен­ному познанию культурно-историческую преемственность, воз­можность приобщения к миру значений, смыслов, отношений.

^ 8.1. Общепсихологическое понимание предметности

восприятия

Мы никогда не воспринимаем хаотический набор ощущений. Мы воспринимаем определенные предметы. В этой связи А. Н.Ле­онтьев писал: «Мир не соткан из света, цвета, вибраций... тепла, холода... Он имеет еще свои характеристики и выступает... в этих свойствах... лишь в процессе познания этого мира и через эти модальности... т.е. не как комплексы ощущений, а как действи­тельность, передающая себя, говорящая о себе... на языке этих самых сенсорных модальностей» [68, 142].


^ Предметность восприятия — один из самых важных его фено­менов. Краткое определение этого свойства перцептивного образа заключается в отнесенности «всех, получаемых с помощью орга­нов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, на­пример, не к раздражаемым рецепторным поверхностям или струк­турам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации» [18, 405-406\.

Предметный характер образа восприятия — это наиболее общая его характеристика, объединяющая все остальные перцептивные феномены. Подчеркивая особое значение данного перцептивного феномена и его отношение к человеку как субъекту деятельности, А. Н.Леонтьев писал: «Только работа зрительной системы в целом... зрительной системы человека, т. е. субъекта, и порождает предмет­ный пространственный образ объектов действительного, объемно­го, трехмерного и даже... четырехмерного мира, того реального мира, в котором живет человек, в котором он должен ориентиро­ваться и который управляет его... деятельностью» [68, 194].

Проблемы предметности восприятия нашли свое детальное изучение в отечественной психологии как в теоретическом, так и эмпирическом аспектах [3; 25; 48; 67; 94]. Еще раз напомним, что, характеризуя предметный характер восприятия, исследователи отмечают прежде всего следующее1.

  1. Объективированность или вынесенность объекта восприятия вовне обозначает то, что наши чувственные впечатления отнесе­ны ко внешней по отношению к нам действительности. Образ предмета находится не в нас: он всегда отнесен к пространствен­ному миру, — он находится в системе объективных координат этого мира.

  2. Предметный образ сопровождается переживанием чувства реальности своего существования, существования объективно вне нас и независимо от нас.

  3. Чувственный предметный образ всегда выступает как осмыс­ленный, отнесенный к определенному понятию, т. е. имеющий зна­чение. Значение образа — это то содержание, которое «находит себя в этом образе, через этот образ существует...*даже существует в этом образе» [68, 198].

  4. Предметный образ обладает константностью, т.е. его чув­ственная представленность субъекту относительно постоянна при изменении условий его восприятия.

  5. Перцептивный образ предмета характеризуется полимодаль­ностью, отражая единство его сенсорных качеств разной модаль­ности. Это характеристика его чувственной целостности.

При изучении психологии восприятия очень важно проводить различие между миром физическим и миром предметным, а по-

1 Основные характеристики предметного образа восприятия были даны в гл. 1.

нять это принципиальное различие нам мешает непосредственно чувственное переживание тождества предмета и его образа [74]. Логика наивного реализма подспудно приводит нас к неразличе­нию реального физического предмета и его образа, но не раз уже упомянутый нами ранее вопрос К. Коффки: «Почему мы воспри­нимаем предметы такими, какими мы их воспринимаем?» — зас­тавляет задуматься о нетождественности этих понятий. С одной стороны, многие качества окружающих нас предметов (мира фи­зического) недоступны чувственному восприятию, например фон электромагнитного излучения от компьютера. Но, с другой сто­роны, и самому детальному физико-химическому анализу недо­ступна специфика чувственного переживания улыбки Джаконды на картине Леонардо да Винчи, привлекательности любимого че­ловека или кажущейся нам недоброжелательности человека, до­ставившего нам ранее много неприятностей.

Понятие предметности восприятия, развиваемое в отечествен­ной психологии, предполагает, что особенности перцептивного образа субъекта соответствуют специфике той деятельности, в которую он включен. Важно подчеркнуть, что деятельностный подход в психологии восприятия исходит из предметности самого воспринимаемого мира, т.е. объективности составляющих его объектов и их отношений, мира, противостоящего субъекту в акте восприятия и не тождественного ему. Образ восприятия строится в соответствии со свойствами окружающего нас предметного мира, но этот образ является также результатом активного взаимодей­ствия субъекта с миром, взаимодействия, опосредствованного предметной деятельностью.

Из активного характера взаимодействия субъекта с предмет­ным миром следует, что построение предметного образа нераз­рывно связано с различными проявлениями прошлой, настоя­щей и будущей психической активности субъекта — его смысло­вой сферой, направленностью мотивации, спецификой целей, его установками, функциональным состоянием и целым рядом ин­дивидуально-психологических особенностей. Непонимание или недооценка этого приводит к тому, что объектом исследования психологов становятся «чистые ощущения» или изолированные процессы переработки информации.


282

283

Похожие:

Как было отмечено в главе 2, константность восприятия один из важнейших феноменов образов восприятия. Эта удиви­тельная феноменальная характеристика нашего iconСинтоническая модель восприятия. Модальность (тип восприятия): типы и их определение
Для разных людей характерны различные системы получения, обработки информации и формирования образов. Стратегия работы с информацией...
Как было отмечено в главе 2, константность восприятия один из важнейших феноменов образов восприятия. Эта удиви­тельная феноменальная характеристика нашего iconПсихолого-педагогические особенности восприятия информации
В предыдущем параграфе мы познакомились с одной из тенденций развития теории восприятия — информационно-процессуальной (когнитивной),...
Как было отмечено в главе 2, константность восприятия один из важнейших феноменов образов восприятия. Эта удиви­тельная феноменальная характеристика нашего iconВедущий канал восприятия
Область практической психологии, исследующая особенности восприятия мира через эти ведущие каналы (у каждого из нас свой), называется...
Как было отмечено в главе 2, константность восприятия один из важнейших феноменов образов восприятия. Эта удиви­тельная феноменальная характеристика нашего iconПлан Характеристика основных каналов восприятия учащихся Классификация учебных типов по Гарднеру
Различают следующие ведущие каналы восприятия информации, которые в чистом виде встречаются редко, чаще они сочетаются друг с другом:...
Как было отмечено в главе 2, константность восприятия один из важнейших феноменов образов восприятия. Эта удиви­тельная феноменальная характеристика нашего iconАпперцепция Шупейко И. Г. Зависимость восприятия от особенностей...
Зависимость восприятия от особенностей личности называется апперцепцией. Люди могут находиться в одной и той же ситуации, но воспринимать...
Как было отмечено в главе 2, константность восприятия один из важнейших феноменов образов восприятия. Эта удиви­тельная феноменальная характеристика нашего iconК м. н. Коёкина О. И.(E-mail:) Научный центр исследования сознания...
При этом также особую роль приобретают механизмы ассоциативных связей между системами сенсорного восприятия
Как было отмечено в главе 2, константность восприятия один из важнейших феноменов образов восприятия. Эта удиви­тельная феноменальная характеристика нашего iconОсобенности частного обвинения в уголовном процессе
Окончательно производство по делам частного обвинения как самостоятельная форма уголовного преследования было утверждено с принятием...
Как было отмечено в главе 2, константность восприятия один из важнейших феноменов образов восприятия. Эта удиви­тельная феноменальная характеристика нашего iconЕ. В. Шелестюк этапы и закономерности смыслового восприятия текста
В статье рассматривается зависимость смыслового восприятия текстов от характеристик таких когнитивных процессов реципиентов, как...
Как было отмечено в главе 2, константность восприятия один из важнейших феноменов образов восприятия. Эта удиви­тельная феноменальная характеристика нашего iconБеседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах...
Но эффективность этого воздействия находится в прямой зависимости от культуры художественного восприятия
Как было отмечено в главе 2, константность восприятия один из важнейших феноменов образов восприятия. Эта удиви­тельная феноменальная характеристика нашего iconК м. н. О. И. Коёкина (E-mail:) Научный центр исследования сознания. Экстрасенсорное восприятие
Возможности человеческого восприятия, проявляемые в магико-мистической деятельности, почти полностью утрачены в современной культуре....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница