Учебный курс «Семья как объект социальной политики» Объем 16 аудиторных часов (8 занятий), осенний семестр, магистерская программа




Скачать 69,11 Kb.
НазваниеУчебный курс «Семья как объект социальной политики» Объем 16 аудиторных часов (8 занятий), осенний семестр, магистерская программа
Дата публикации23.04.2013
Размер69,11 Kb.
ТипУчебный курс
pochit.ru > Право > Учебный курс
Составитель: д.с.н. Сизова И.Л.
Учебный курс «Семья как объект социальной политики»
Объем – 16 аудиторных часов (8 занятий), осенний семестр, магистерская программа.

Базовые вопросы:

  1. Когда семья становится объектом социальной политики?

  2. Какая разница между семейной политикой и социальной политикой в отношении семьи?

  3. Есть ли в России социальная политика в отношении семьи? На какой стадии развития она находится? (Теоретическом, законодательном, прикладном)

  4. Пробелы и проблемы в реализации социальной политики в отношении семьи в России и в Нижегородской области?

  5. Программы социальной помощи, социальной поддержки и защиты семьи в Нижнем Новгороде.

  6. Негосударственные инициативы в осуществлении социальной политики в отношении семьи в России.

  7. Участие в осуществлении социальных программ в отношении семьи и его оценка (отчет, анализ, отзывы и пр.).



Программа:

Занятие 1. (2 часа)

Задания:

  1. Определите цели современной социальной политики в России на основании рекомендованных научных текстов и законодательной базы (письменно, на основании домашней подготовки).

  2. Назовите наиболее проблемные группы семей в России, которые бы отвечали заявленным целям социальной политики. Ответьте на вопрос: в чем заключаются их проблемы и почему им требуется государственная помощь и поддержка.

  3. Ответьте на вопрос, почему государство должно поддерживать именно семьи среди прочих социально незащищенных групп населения? (дискуссия)

  4. Ответьте на вопрос: на какие, конкретно, проблемы семьи в первую очередь нужно обращать внимание? (на основании выделения различных типов семьи)

  5. Опишите знакомую вам (в повседневности) социально незащищенную семью, которая остро нуждается в помощи государства. Составьте генограмму и экокарту семьи, выделите проблемы, наметьте пути помощи. Ответьте на вопрос: какие государственные структуры отвечают за оказании помощи этим семьям (домашнее задание, заключительное по теме).


Литература:
Балюшина Ю.Л. Социальная политика: понятие и сущность // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009, №6. С. 56-59. (учебные материалы, на сайте).

Григорьева И.А. Социальная политика в России: поиски вариантов и направлений трансформации /Социальная политика в современной России: реформы и повседневность.М., 2008. С. 19-43 (предоставляемый вариант).

Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России. Сб.статей. М., 2006. (учебные материалы на сайте)

Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи //СОЦИС. 2009. №7. С.109-113. (учебные материалы на сайте)

Мустаева Ф.А. Семья в условиях финансово-экономического кризиса//СОЦИС. 2010. №7. С. 66

Сизова И.Л. Система государственной социальной политики за рубежом: цели, принципы и носители //Социальная политика социального государства. Нижний Новгород: ННГУ, 2002. С. 566-573. (URL:http://sizovai.ucoz.ru)

Сизова И.Л. Социальная политика за рубежом //URL:http://sizovai.ucoz.ru

Сидорина, Т.Ю. Два века социальной политики. М.: Изд-во РГГУ, 2005. (предоставляемый экземпляр).

Социальная политика. Учебник. /Под общ.ред. Н.А. Волгина. М., 2002. Разделы 1.2. и 1.5. (кафедральная библиотека)

Сущность и основные цели социальной политики (материалы сайта «Социальная работа» http://soc-work.ru/article/110)

  • Обозначения для генограммы (на сайте)

  • Описание метода и примеры составления генограмм можно найти на сайте «Социальная работа» (адрес: http://soc-work.ru/article/66 или переход из «каталога сайтов)

  • Информация, используемая для создания «ГЕНОГРАММЫ» стандартного типа:
    • братья и сестры,
    • сводные братья и сестры,
    • приемные дети,
    • собственные дети, потомки,
    • мать и отец,
    • мачеха или отчим,
    • дяди и тети,
    • бабушки и дедушки (по отцовской и материнской линиям),
    • все даты рождений и смерти,
    • даты разрывов или разводов,
    • профессия,
    • социальная ситуация,
    • исторические события (войны, революции, ссылки, политические ситуации и т.д.),
    • предыдущие партнеры родителей,
    • предыдущие партнеры бабушек и дедушек,
    • были ли родители вынуждены вступить в брак из-за беременности,
    • были ли бабушки и дедушки вынуждены вступить в брак из-за беременности,
    • дети, умершие во время родов,
    • аборты,
    • персональные недомогания,
    • хронические заболевания в семье,
    • госпитализации,
    • психиатрические госпитализации,
    • серьезные несчастные случаи,
    • были ли убийства в семье?
    • самоубийства?
    • любые члены семьи, умершие в раннем возрасте,
    • любые члены семьи, от которых отказались или которых держали в секрете,
    • любые формы серьезных трудностей в жизни – увечья, депрессия, пристрастие к алкоголю или наркотикам,
    • объекты табу, семейные секреты,
    • сексуальные или другие злоупотребления, насилие,
    • вероисповедание,
    • этническая принадлежность,
    • успехи и провалы,
    • финансовая ситуация,
    • люди, которые были исключены или отвергнуты,
    • «паршивые овцы»,
    • «святые»,
    • скандалы,
    • случаи необъяснимых смертей, о которых не говорят.

  • Исключите лишние сведения. Подумайте, какую еще информацию необходимо включить, на основании общих знаний о социальных проблемах современных семей. Придумайте свои обозначения.

  • Информация, необходимая для создания «ЭКОКАРТЫ» стандартного типа: http://soc-work.ru/article/67; http://sizovai.ucoz.ru/index/sr_v_velikobritanii/0-21. Добавьте нужные сведения и свои обозначения.



^ Занятие 2. (2 часа)

Задания:

  1. Определите назначение семейной политики. Укажите цели семейной политики в России (на основании законодательства и рекомендованной литературы) (письменно, на основании домашней подготовки).

  2. Сравните цели семейной политики и социальной политики в отношении семьи. Найдите сходства и различия. Составьте таблицу (письменно).

  3. Вспомните и опишите семью, которая может включаться в программы современной семейной политики в России. Аргументируйте ответ. (заключительное домашнее задание по теме).


Литература:
Бородушко, И.В., Васильева, Э.К. Теория и практика семейной политики в России// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. №2. С. 237-242. (учебные материалы на сайте).

Законодательство Российской Федерации (каталог сайтов)

Очирова А. Что вообще происходит с семьей у нас в стране? Год семьи заканчивается, а семейной политики нет... /Интервью (учебные материалы на сайте)

Сазонова A. Проблемы формирования государственной семейной политики //Власть.2007. №4. С.21-24. (учебные материалы на сайте)

Чернова, Ж.В. Семейная политика в Европе И России: гендерный анализ. СПб., Норма, 2008, 328 стр. (на кафедре).

Занятие 3. (2 часа)

  1. Найдите материалы по развитию социальной политики в отношении семьи в России. Дайте ее характеристику в постсоветской России.

  2. Определите федеральные и региональные структуры (министерства, органы, службы), отвечающие за социальную помощь и поддержку семье в России.

  3. Какие законодательные акты регулируют (обеспечивают) реализацию социальной политики в отношении семьи в России.

  4. Какие социальные программы в отношении помощи семье действуют в РФ?

  5. Какие социальные услуги предоставляются семье в России?

  6. Назовите вспомогательные объекты (инфраструктуру), обеспечивающую реализацию социальной политики в отношении семьи в России.

^ Требования: Все задания выполняются в виде кратких рефератов на основании рекомендованной литературы.
Литература:

Гурко Т.А. Россия: социальная политика в отношении молодых родителей//Власть. М., 2008. №6. С. 10-15. (учебные материалы на сайте)

Материалы сайта «Экономика. Социология. Менеджмент». Разделы «Социология семьи», «Социальная политика».

Российское законодательство. (раздел «Каталог сайтов»)

Сорокина Н.В. Общественный транспорт как элемент социального государства //Социальная политика и социология. М., 2009, №1, с. 117-131. (на сайте)

Занятие 4. (2 часа)

  1. Какой инновационный опыт социальной помощи и поддержки семьи вы знаете?

- в российских регионах;

- за рубежом;

- в Нижегородской области.

2. В чем особенность реализации социальной политики в отношении семьи на региональном и местном уровне? Какие полномочия и долю ответственности несут региональные и местные власти. Ответьте на вопросы на основании изучения социальной политики в отношении семьи в Нижегородской области (письменное домашнее задание).
Литература:

Краско М.Г. Социальная поддержка семьи в современных условиях /Автореферат дисс… на соискание ученой степени к.соц.н. Екатеринбург, 2009. («Учебные материалы» на сайте).

Михалев И.В. Актуальные проблемы реализации социальной политики в регионах РФ//Сервис plus. М., 2008. Т.2 (4). С. 37-41. (учебные материалы, на сайте)

Психолого-социальная работа в современном обществе //Материалы международной научно-практической конференции. Апрель 2010 г. СПб., 2010. Раздел 3. Актуальные проблемы социальной работы. («Учебные материалы» на сайте)

Занятие 5. (4 часа)

  1. Социальная политика в отношении семьи, реализуемая некоммерческими организациями (российскими и зарубежными).

  2. Социальная политика в отношении семьи, реализуемая на Нижегородских предприятиях.

  3. Социальная политика в отношении семьи, реализуемая нижегородскими конфессиями.


^ Требования: Работа в подгруппах: составление и проведение кратких полустандартизированных интервью в нижегородских организациях. Написание отчета.
Литература:

Нижегородская региональная общественная организация
«Ассоциация приемных родителей» /Сайт некоммерческого объединения «Служение»:


http://sluzhenye.org/nroo-assotsiatsiya-priemnyh-roditeley

Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям

"Региональный центр "Семья"/Официальный сайт:

http://www.homekid.ru/socialsecurity/subjects/nonocomorg.html

Чирикова А.Е. и др. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? М., 2005. Гл.5. (учебные материалы сайта)
Занятие 6. (4 часа)

  1. Индивидуальное участие студента в осуществлении социальных программ в отношении семьи и его оценка (отчет, анализ, отзывы и пр.).

  2. Перевод зарубежной публикации по теме учебного курса и составление рецензии на нее (можно взять на сайте: Экономика. Социология. Менеджмент (раздел «Социология семьи»).

Требования: Выполняется одно из двух предложенных заданий. Заключительная работа.

Похожие:

Учебный курс «Семья как объект социальной политики» Объем 16 аудиторных часов (8 занятий), осенний семестр, магистерская программа iconПрограмма практических занятий по микробиологии для лечебного и медико-профилактического...
Состав и применение дифференциально-диагностических сред при диагностике кишечных инфекций
Учебный курс «Семья как объект социальной политики» Объем 16 аудиторных часов (8 занятий), осенний семестр, магистерская программа iconПримерная тематика магистерских диссертаций студентов направления...
Связь личностной и социальной идентичности с уровнем развития самоотношения в юношеском возрасте
Учебный курс «Семья как объект социальной политики» Объем 16 аудиторных часов (8 занятий), осенний семестр, магистерская программа iconУчебник содержит вводно-фонетический курс и основной, со­стоящий...
Учебник предназначен для студентов гуманитарных (нефилологических) факультетов университетов, впервые приступаю­щих к изучению испанского...
Учебный курс «Семья как объект социальной политики» Объем 16 аудиторных часов (8 занятий), осенний семестр, магистерская программа iconКурс 1 Семестр 1-осенний Сем лк лр пз крп ир фк каф 1г Иностранный язык 64 зач ия
Томд 5е Математика 64 32. 32 Экз пм 6е Информатика 48 16 32 зач томд
Учебный курс «Семья как объект социальной политики» Объем 16 аудиторных часов (8 занятий), осенний семестр, магистерская программа iconГосударственный университет Высшая школа экономики Факультет Менеджмента Программа дисциплины
Курс рассчитан на 68 аудиторных академических часов, включая лекции, семинары и практические занятия. Текущий контроль предусматривает...
Учебный курс «Семья как объект социальной политики» Объем 16 аудиторных часов (8 занятий), осенний семестр, магистерская программа iconПрограмма курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»...
Т» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70...
Учебный курс «Семья как объект социальной политики» Объем 16 аудиторных часов (8 занятий), осенний семестр, магистерская программа iconПрограмма курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»...
Т» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70...
Учебный курс «Семья как объект социальной политики» Объем 16 аудиторных часов (8 занятий), осенний семестр, магистерская программа iconРасписание занятий заочного отделения 4 семестр группа с-3,5-2007 (2 курс)

Учебный курс «Семья как объект социальной политики» Объем 16 аудиторных часов (8 занятий), осенний семестр, магистерская программа iconРасписание занятий заочного отделения 6 семестр группа с-3,5-2006 (3 курс)

Учебный курс «Семья как объект социальной политики» Объем 16 аудиторных часов (8 занятий), осенний семестр, магистерская программа iconРабочая программа по спецкурсу Британская колониальная система для...
Общий объем спецкурса – 28 часов, в том числе: лекции – 18 часов, семинары – 10 часов. Итоговая форма контроля: зачет
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница