Пояснительная записка




НазваниеПояснительная записка
страница1/10
Дата публикации03.11.2013
Размер1.75 Mb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………..3-15

1 часть

1.1.Организация режима пребывания детей в ДОУ……………………16-26

1.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей…………..……………………………….…...27-65

1.3. Содержание коррекционной работы………………………………..66-71

1.4. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы…………………………………………………………………72-80

1.5. Система мониторинга…………………………………………………81-90

2 часть

2.1 Реализация проекта «Растим патриотов России»……………………..90-97

2.1. Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста………………………………………….98 -105

2.2. Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения…………………………………………106- 116

^ ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проект основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад№74» разработан на переходный период до ведения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с

  • «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.);

  • «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);

  • «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный №  16299  от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).

Проект ООПДО ДОУ разработан с учётом комплексной программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

  • содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью комплексной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.

Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад №74» комбинированного вида обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, а также осуществление квалифицированной коррекции речи дошкольников с общим недоразвитием речи; интеграции детей с отклонениями в развитии в единое образовательное пространство. Программа обеспечивает предоставление равных стартовых возможностей для всех детей, достижение воспитанниками готовности к школе.

МДОУ «Детский сад №74» – детский сад комбинированного вида. Всего в ДОУ воспитывается 164 ребенка. Общее количество групп –10. Из них 8 групп – общеразвивающей направленности, 2 группы- логопедические (для детей с общим недоразвитием речи)

В комбинированных группах воспитываются 22 ребёнка с общим недоразвитием речи.

По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения. Все группы однородны по возрастному составу детей.

1-я младшая группа

15

2-я младшая группа общеразвивающая

15

2-я младшая группа общеразвивающая

20

Средняя группа общеразвивающая

20

Средняя группа общеразвивающая

19

Старшая группа общеразвивающая

18

Подготовительная к школе группа

18

Подготовительная к школе группа

20

Старшая группа для детей с ОНР

10

Подготовительная к школе группа с ОНР

12


В детском саду в 2010-2011 учебном году воспитывалось 174 ребенка в возрасте от 2 до 7 лет, мальчиков –60%, девочек –40%. Дети, воспитывающиеся в двуязычных семьях –10%.

Качественный состав семей воспитанников

Всего количество семей – 167, неполных семей – 44, что составляет 26%. Многодетных семей – 6 (4%), малообеспеченных – 12 (7%), семей, где оба родителя не работают – 1 (0,6%), семей в социально опасном положении - 4 (2,3%), семей с опекаемыми - нет.

Характеристика социума

Социологическое обследование показало, что население микрорайона составляет 35000 человек. В микрорайоне имеются культурно-просветительские и образовательные учреждения: общеобразовательная школа № 8, 9, детский сад № 38. Дворец культуры Металлургов, библиотека, детская поликлиника

Детский сад имеет творческие контакты в социуме.
Работу детского сада осуществляют:

заведующий, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, заместитель заведующего по административно-хозяйственной части, воспитатели, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра, вспомогательный персонал:

^ Педагогический состав:

Воспитатели – 20 человек

Музыкальный руководитель –2 человека

Инструктор по физической культуре – 1 человек

Учитель-логопед – 2 человека

Заместитель заведующего по ВМР – 1 человек

^ Качественный состав сотрудников:

с высшим образованием – 7 человек - 25%

со средним специальным - 20 человек - 75%

студент педагогического вуза – 1 человек

Высшая квалификационная категория – 3 человека -11%

Первая квалификационная категория - 9 человек - 34%

Вторая квалификационная категория - 12 человек – 44%

Без категории – 3 человека – 11% (молодые специалисты)

^ Педагогический стаж

От 0 до 5 лет - 5 человек

От 5 до 10 лет – 2 человека

От 10 до 15 лет – 2 человека

От 15 до 20 лет – 2 человека

Более 20 лет – 15 человек

^ Правительственные и отраслевые награды

Нагрудный знак «Почетный работник общего образования» имеет заведующая Минибаева К.Ш.

Почетной грамотой Министерства образования РФ в 2006 году награждена учитель-логопед Махинько Т.П.

Благодарственным письмом губернатора Пермского края награждены: воспитатель Романова Т.П., заведующая д/с Минибаева К.Ш.

Знаком «Учитель. Общественное признание» награждена музыкальный руководитель Ништа М.В.

Характеристика достижений ДОУ:

В детском саду работают активные творческие личности, которые делают все для большей эффективности и результативности процесса воспитания и обучения в детском саду. Результативность работы можно отследить из наших успехов и достижений в период с 2006 по 2011 год.

  • проектная деятельность:

2006 год. ГРАНТ предпочтения в V конкурсе социальных и культурных проектов, организованном ОАО «Лукойл-Пермь» Проект: Клуб общения и взаимодействия «Растишка»

2007 год. ГРАНТ ОАО «Лукойл–Пермь». Проект: «Сохранение национально – культурной самобытности народов Прикамья» Клуб «Чишмя» (Родник) – в единственном детском саду, где изучают и возрождают традиции татаро-башкирской национальности.

2008 год. ГРАНТ в конкурсе социальных и культурных проектов ОАО «Лукойл–Пермь» Проект: «Волшебная страна по имени Театр»

2009 год участие в конкурсе социальных и культурных проектов, организованном ОАО «Лукойл-Пермь». Проекты: «Здоровый Карапуз», «Энергия, дарующая жизнь»

  • участие в конкурсах профессионального мастерства:

- 2008, 2009, 2010 год «Учитель – учителю» (3 место, участники)

- 2008,2009, 2010 год «Сто друзей» (участники)

- 2008 год «Учитель года» (дипломант в номинации «Лидер в образовании»)

- 2008 год «Женщина руководитель года» (диплом)

- 2009 год «Детский сад года» (победитель)

- 2009 год «Росточек – мир спасут дети» - диплом всероссийского конкурса инновационных идей и проектов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

- 2009 год «Патриот России» - всероссийский конкурс инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи – серебряная медаль.

- 2010год – участники всероссийского конкурса на лучшую разработку комплекса занятий и мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников, журнал «Современное дошкольное образование»

- 2011 год «Учитель года» (победители, 3 место в номинации «Молодой учитель»)

- 2011 год победители всероссийского конкурса инновационный идей и проектов обучения и воспитания детей дошкольного возраста «Призвание – воспитатель» – золотая медаль.

Анализ качества образовательного процесса
ДОУ ведет образовательную политику в соответствии с законодательными и нормативными актами: Законом РФ “Об образовании”, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Временными требованиями к содержанию, формам и методам, реализуемым в дошкольном учреждении.

Образовательный процесс построен с опорой на положения комплексной образовательной программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой). Коррекционная работа осуществляется на основе программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка детей с ОНР к школе в условиях коррекционного детского сада».

Содержание образования в ДОУ определяется в соответствии с основными направлениям развития детей дошкольного возраста: физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и реализуется в различных формах организации педагогического процесса.

Качество воспитания и образования определяется следующими показателями: успешность в усвоении программного материала, опыт творческой активности дошкольников, гуманистическое взаимодействие. Все показатели в комплексе раскрывают результативность, продуктивность и эффективность образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Основным результатом образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе. Большинство выпускников логопедических групп дошкольного учреждения поступают в массовые школы. Дети выходят из дошкольного учреждения с чистой речью или со значительными улучшениями речевого и психического развития.


Год

Всего

Количество выпускников

Рекомендовано напр.

Чистая речь

С улучшением

Без улучшения

Массовая школа

Речевая школа

ЗПР

2008– 2009

12

10

(83,3%)

2

(16,7%)

-

10

(83,3%)

2

(16,7%)

-

2009– 2010

12

11

(84,6%)

2

(15,3%)

-

10

(77%)

2

(23%)




2010–2011

12

12

(100%)







11

(92,8%)

-

1

(7,2%)


По итогам скринингового обследования выявлено следующее: количество детей с речевой патологией, а также отклонениями в сенсорном, интеллектуальном, эмоциональном, двигательном развитии по детскому саду имеет тенденцию к увеличению. На сегодняшний день 57% детей нуждаются в помощи специалистов.

Результаты скринингового обследования детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет

группа

Списочный состав

Всего обследовано

Чистая речь

С нарушениями

2008 – 2009

Группа 5

20

20 (97%)

4 (20%)

16 (77%)

2009– 2010

Группа 4

Группа 9

21

20

17 (83%)

18 (91%)

1 (6%)

3 (17%)

16 (77%)

15 (74%)

2010 – 2011

Группа 4

20

17 (85%)

2 (20%)

15 (75%)

Итого за 3 года (2008 – 2011)




82 (100%)

74 (91,4%)

12 (16,2%)

62 (75,2%)



В последнее время все острее ставится проблема обновления содержания образования в детском саду. Воспитатели в своей работе в большей мере ориентируются на усредненные нормативы развития, характерные для того или иного возраста, не обращая внимания на индивидуальные особенности воспитанников. Педагоги учреждения отдают предпочтение традиционным формам работы с детьми в ущерб развивающим, испытывают затруднения в ведении образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации образования. Организованные формы работы с детьми занимают более 30% от общего времени, предпочтение отдается групповым формам работы (занятия, групповые развлечения и игры). Дифференцированной и индивидуальной работе с детьми в зависимости от способностей ребенка отводится лишь 10% от времени пребывания ребенка в детском саду.

Работа ДОУ предполагает прием детей, нуждающихся в комплексном психолого-медико-педагогическом сопровождении. С каждым годом увеличивается число детей, поступающих в детский сад с третьей группой здоровья с 5% до 17,9%.

Экологические проблемы, отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания – вот лишь некоторые факторы, агрессивно действующие на здоровье дошкольников.

Особую озабоченность вызывает рост у детей, поступающих в учреждение, числа осложненных диагнозов, процента хронических заболеваний внутренних органов.

При проведении оценки состояния здоровья воспитанников ДОУ были получены следующие данные:

Показатели

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Общая заболеваемость

228 /267

178/277




Процент часто болеющих детей

12,6/4,8

0/4,8




Индекс здоровья

4/19

0/20




Процент детей, имеющих морфофункциональные отклонения

29,7/54

32,3/62




Процент детей с хроническими заболеваниями

10,6/14,5

0/0




Процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к ДОУ

1

1




Дефицит массы

1/5

0/5




Избыток массы

0/3

2/8




Показатели










Число детей с осложненными диагнозами (ДЧБ + невропатии, аллергодерматозы, нарушения зрения и пр.)

20/38

34/60




Анализируя данные за три года, мы видим, что хотя нам и удается повысить эффективность оздоровления, показатели общей и острой заболеваемости остаются по-прежнему достаточно высокими.

Положительная динамика видна и в прохождении периода адаптации к ДОУ у детей раннего возраста, это связано с тем, что в течение последних 2-х лет функционирует клуб «Растишка» для детей раннего возраста.

Положительная динамика существует, но она недостаточна, для того чтобы говорить об эффективной системе оздоровительной работы в ДОУ, позволяющей спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость.

Все чаще в учреждение поступают дети, имеющие помимо предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов.

В анамнезе у детей отмечаются следующие заболевания: невропатия, синдром гипервозбудимости, аллергодерматозы.

В лечении и профилактике заболеваний ДОУ отдает приоритет современным здоровьесберегающим технологиям.

В связи с актуальностью проблемы сохранения здоровья детей дошкольного возраста детский сад работает в режиме здоровьесбережения.

Детям предоставляются образовательные и медицинские услуги:

Дополнительное образование:

  • «Здоровейка» (валеологическое направление);

  • «Красивая осанка» (профилактика нарушений осанки и плоскостопия);

  • «Ритмика и танец».

Платные образовательные услуги: «Основы хореографии».

В детском саду созданы необходимые условия для физического развития и оздоровления детей: физкультурный зал с игровым и спортивным оборудованием, сенсорная комната, где детям оказывают физиотерапевтические оздоровительные процедуры.

В связи с этим мы планируем:

  • Снижение статичности нагрузки на занятиях через использование инновационных программ, в том числе программы «Детство», где преобладающей формой образования является совместная и самостоятельная деятельность, предполагающие постоянную смену динамических поз.

  • Внедрение здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного, использование дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, психогимнастики М.И. Чистяковой.

  • Усиление административного контроля за проведением занятий с учетом принципов здоровьесберегающей педагогики.


^ Цель программы:

Обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования) в соответствии с комплексной программой, реализуемой в ДОУ.
^ Цели деятельности ДОУ по реализации ООП

- разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому;

- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (детей с ОНР)
Основными задачами организации педагогического процесса являются:

  • учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей;

  • синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей;

  • осуществлять необходимую квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

  • выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

  • оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Приоритетное направление деятельности ДОУ по реализации программы

^ Особенности образовательного процесса

В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Построение образовательного процесса образовательного учреждения осуществляется с учетом следующих принципов:

        1. .^ Принцип комплектности. Решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи планируется с учетом взаимодействия всех факторов состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность; нагрузки на ребенка: умственной, физической, эмоциональной; положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

        2. ^ Принцип необходимости специального педагогического руководства.

        3. Принцип психологической комфортности. Обеспечение ребенку положительного «эмоционального самочувствия», состояния психологического благополучия.

        4. Принципы динамичности заключаются в постановке таких целей по обучению, воспитанию и развитию ребенка, которые бы постоянно углублялись и расширялись, а не дублировались.

        5. Культурно-деятельностный принцип. Его содержание – идея культурной деятельности как процесса, который сохраняет и пестует жизненные силы растущей личности.

        6. Принцип природосообразности. Учет биологической природы ребенка: понимание врожденных черт личности, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

        7. Принцип взаимодействия. Взаимная обусловленность, активность всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, родителей и специалистов.

        8. ^ Принцип педагогического оптимизма. Оптимизм – неотъемлемое условие взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

^ Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы:

Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии, дошкольной и коррекционной педагогики и выстроено в соответствии с следующими принципами:

  1. Принцип личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей

  2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого воспитанника и в своевременной коррекции проблем в его развитии

  3. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач

  4. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.

  5. Принцип воспитания и обучения детей в коллективе, предполагающий оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

  6. Принцип эстетизации детской жизни, направленный на развитие у воспитанников эстетического отношения к действительности, развитие у них хорошего художественно-эстетического вкуса.

  7. Принцип преемственности предполагает обогащение средств, форм и методов воспитания и обучения, взаимосвязь между элементами педагогического процесса в возрастных группах ДОУ и стилем воспитания в семье.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка Данный документ разработан педагогическим коллективом...
Пояснительная записка 3
Пояснительная записка iconПояснительная записка к программе по математике Пояснительная записка...
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий
Пояснительная записка iconПояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины...
Государственное областное образовательное учреждение начального профессионального образования
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка iconПояснительная записка к проекту решения сельского Совета народных депутатов
Настоящая пояснительная записка содержит основные подходы к формированию проектировок местного бюджета на 2013 год по доходам, расходам...
Пояснительная записка iconПояснительная записка пояснительная записка. Муниципальное бюджетное...
Нго от 16. 08. 07.), свидетельством о регистрации №1022500722716 от 30. 12. 2002 г., лицензией №318317 сроком 03. 02. 2009- 03. 02....
Пояснительная записка iconПояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности за 200 7
Данная пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО "Лиски-Металлист" за 2007 год, подготовленной...
Пояснительная записка iconПояснительная записка «Основные положения проекта» пояснительная...
Проектные предложения отражают приоритетные функции городского округа Химки, являющегося частью одной из главных осей расселения...
Пояснительная записка iconПояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга...
Авторская программа «Муравей». Пояснительная записка стр
Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Моу «Шипицынская сош» (муниципальное общеобразовательное учреждение «Шипицынская средняя общеобразовательная школа»)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница