«федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы доу»




Скачать 204.37 Kb.
Название«федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы доу»
Дата публикации27.10.2013
Размер204.37 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ

ВОСПИТАТЕЛЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП

И СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

ТЕМА:

«ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ»

Подготовила:

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №3»

Волошина Н.А.

п. Адамовка, 2012
Не так давно в нашу жизнь вошли новые абривиатуры ФГТ и ФГОС (федеральные государственные требования и федеральные государственные образовательные стандарты).

Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года № 655 были утверждены и введены в действие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

^ Давайте рассмотрим в чем состоит отличие дошкольного образования от общего образования (в школе) (слайд 2)

^ Дошкольное образование

Школьное образование

Специфика ребенка дошкольного возраста такова, что его достижения определяются не столько суммой ЗУН, а личностными качествами, которые обеспечивают ему психологическую готовность к школе.

Каждый ребенок в школе должен достичь результатов: знать, уметь, владеть навыками.

Отсутствует жесткая предметность.

Присутствует жесткая предметность.

Ведущий вид деятельности – игра.

Ведущий вид деятельности – учебная деятельность.

^ ФГТ дошкольного образования

это требования к:

ФГС общего образования

это требования к:

1. к структуре основных образовательных программ.

1. к структуре основных образовательных программ,

2. к условиям их реализации.

2. к условиям их реализации.




3. к результатам реализации программ.


Но в ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Структура содержания дошкольного образования включает в себя 4 направления: познавательно – речевое, физическое, социально – личностное, художественно – эстетическое. (слайд 3).

В каждом направлении выделяют образовательные области.

Например, «Познавательно – речевое направление включает образовательные области:

  • «Познание»;

  • «Чтение художественной литературы»;

  • «Коммукникация».

Структура основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГТ определяет соотношение инвариантной и вариативной частей. (слайд 4)

Инвариантная часть – обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом ДОУ, имеющем государственную аккредитацию.

Это базис дошкольного образования, обеспечивающий полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования РФ.

Вариативная часть – формируется участниками образовательного процесса, отражает специфику климатических, национальных, социально-экономических и других условий, видовое разнообразие дошкольного образования.

^ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется в 2-х основных моделях организации образовательного процесса: (слайд 5)

- совместная деятельность взрослого и детей,

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Учебная деятельность возможна при осуществлении образовательного процесса с детьми 6-7 лет.

Инвариантная (обязательная) часть – 80 % общего времени пребывания детей в детском саду.

Вариативная часть – 20%.

В ФГТ игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности для детей. (слайд 6)

Выделено 10 образовательных областей:

  • Физическая культура,

  • Познание,

  • Музыка,

  • Труд,

  • Чтение художественной литературы,

  • Коммуникация,

  • Безопасность,

  • Здоровье,

  • Художественное творчество,

  • Социализация.

Каждая образовательная область основана на какой-либо детской деятельности и направлена на её развитие.

Если такие образовательные области как «Физическая Культура», «Музыка», «Художественное творчество», «Познание» можно считать традиционными в практике дошкольного образования, то в соответствии с ФГТ выделены и нетрадиционные образовательные области. (слайд 7)

^ Нетрадиционные области:

  • «Безопасность» - 15-20 лет реализуется в детском саду, но через парциальные программы, как дополнение к базисным.

  • «Художественное творчество» - интегрирует традиционные области – лепка, рисование, художественное конструирование.

^ Основание для их объединения – понятие продуктивной деятельности детей

  • «Коммуникация»

Образовательная область «Коммуникация» (слайд 8)

«Коммуникация» - не только традиционное «Развитие речи», которое ставило цели: развитие общения, развитие речевого общения.

Цель работы по развитию речи в ДОУ?

- формирование устной речи,

- формирование навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

^ В образовательной области «Коммуникация» цель несколько иная (смещены акценты):

- развитие словаря детей,

- формирование грамматического строя речи,

- развитие связной речи,

не самоцель, а средства для развития навыков общения у детей.

Выделяют два основания, которые обуславливают выделение образовательных областей (слайд 9).

^ Первое основание – деятельностный подход (развитие интегративных качеств происходит в процессе деятельности).

К деятельностному подходу не относятся 2 образовательные области:

1. «Здоровье».

2. «Безопасность».

«Здоровье» - не является вполне образовательной.

^ У детей формируются:

- культурно-гигиенические навыки,

- начальные представления о здоровом образе жизни,

Но главное – решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

«Безопасность» - эта область выделена из образовательной области «Социализация».

^ Это обусловлено следующим:

- социальным заказом семьи, общества, государства,

- возрастными особенностями детей дошкольного возраста:

  • ребенок очень доверчиво относится к окружающему миру,

  • свойственно ощущение безопасности в общении с незнакомыми людьми, в опасных ситуациях (в быту, в природе, на улице),

  • безопасность ребенка-дошкольника зависит от взрослого, а это снижает уровень осознанности собственных действий.

^ Второе основание – выделение в каждой образовательной области специфических задач психолого-педагогической работы. (слайд 10)

Итак, образовательная область включает в себя:

  • специфические задачи,

  • вид детской деятельности.

Для чего они выделены?

  • чтобы упорядочить образовательный процесс в современном вариативном дошкольном учреждении,

  • обеспечить права каждого ребенка, какое бы ДОУ РФ он ни посещал,

  • получение равноценного дошкольного образования.

Как области взаимосвязаны между собой? (слайд 11)

1. традиционный способпредметный принцип (предметный центризм) построения образовательного процесса (использовался до настоящего времени).

Он характеризуется как «учебная модель» дошкольного образования. Это большой недостаток современного дошкольного образования (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, А.В. Петровский, Ю.Н. Рюмина, Р.Б. Стеркина и др.).

(как в школе, составили сетку занятий и проводят занятия по «Познанию», «Коммуникации» и пр.).

^ 2. интеграции образовательных областей. Он представляет альтернативу первому.

Итак, основной принцип взаимосвязи образовательных областей - интеграции образовательных областей. Он представляет альтернативу предметному принципу.

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования установлены принципы: (слайд 12)

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании;

- интеграции образовательных областей.

- принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовскому),

- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости.

Принцип интеграции образовательных областей.

Интеграция содержания дошкольного образования – есть состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

^ Этот принцип имеет психологическую основу. (слайд 13). Её составляют возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста:

- поведение и деятельность дошкольника целостно, недостаточно дифференцированно;

- восприятие целого раньше частей;

- «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать интегральный образ действительности на уровне воображения» (об этом говорят Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Т.В. Кудрявцев).

(Наглядно-действенное мышление – наглядно-образное мышление – теоретическое логическое мышление.

Механизм интериоризации: практические действия – план образов и представлений - понятия).

^ Ведущий вид мышления в дошкольном возрасте – наглядно-образное.

Важная задача психолого-педагогической работы – формирование целостной картины мира. Поэтому способы её формирования должны опираться на возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста: не разделение процесса формирования, а взаимодействие образовательных областей.

Приведем пример интеграции содержания и задач психолого – педагогической работы. (слайд14)

^ Интеграция детских деятельностей


Вид детской

деятельности

Интеграция с другим видом детской деятельности

Музыкально-художественная

деятельность

Двигательная деятельность (утренняя гимнастика под музыку)

Музыкально-художественная

деятельность

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация и слушание соответствующей музыки).

Познавательно-исследовательская деятельность

Игровая, коммуникативная деятельность (игры с правилами, направленные на познавательно-речевое развитие детей).

^ Отличия содержания работы в русле предметного построения обучения и интегрированного подхода по художественному творчеству (слайд15,16)

Содержание воспит.-образоват. работы с детьми.

Педагог, работающий в логике «предметного» принципа.

«Художественное творчество»

Создание коллективного панно по какой-либо теме

Учить детей вырезать геом. фигуры. Составлять из них композицию. Создавать определенный аппликационный образ, правильно пользоваться кистью при наклеивании элементов аппликации.

Содержание воспит.-образоват. работы с детьми.

Педагог, работающий в логике интегративного подхода.

«Художественное творчество»




«Художественное творчество»

«Социализация»

«Коммуника-ция»

«Познание»

«Безопас-ность»

Учить детей вырезать геом. фигуры. Составлять из них композицию. Создавать определенный аппликационный образ, правильно пользоваться кистью при наклеивании элементов аппликации.

Создавать ситуацию, стимулирующую эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие, которое каким-либо образом отражается в тематике и содержании изготавлива-емого панно.

Продолжать формирование умений детей работать во взаимодействии (договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд).

Закреплять у детей понятие формы, а также представления об основных и оттеночных цветах.

Обратить внимание детей на возможные источники опасности в ходе создания коллективного панно, сформировать представление о способах безопасного поведения в данной и аналогичных ситуациях.


В настоящее время в массовой практике дошкольного образования используются три основных принципа построения образовательного процесса: (слайд 17)

1. учебный

2. предметно-средовой,

3. комплексно-тематический.

В нормативных документах, в ФГТ названы основные формы организации образовательного процесса:

- совместная деятельность взрослого с детьми,

- самостоятельная деятельность ребенка.

^ Определение самостоятельной деятельности: «Самостоятельная деятельность – есть свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально».

Главная сущностная характеристика здесь – это создание предметно-развивающей среды.

Основным принципом построения образовательного процесса в соответствии с ФГТ является комплексно-тематический принцип. (слайд 18)

^ Этому принципу предшествовали:

- тематический принцип,

- работа «по организующим моментам» (разновидность тематического принципа).

Было введено планирование всей деятельности детей

Главная задача нового планирования была:

- сделать жизнь детей интересной,

- связать ее с окружающей действительностью,

- постановка цели, которая бы захватила всех детей на длительный срок (подготовка к празднику, оборудовать участок и пр.)

Внимание, память ребенка – это его интерес.

^ Ребенок способен усваивать программу, если:

- она станет его собственной программой,

- станет для него интересной и значимой.

В этом заключается суть реактивно-спонтанного типа обучения дошкольников (по Л.С. Выготскому).

^ Условия реализации комплексно-тематического принципа:

  • необходима взаимосвязь с принципом интеграции: содержания дошкольного образования, организационных форм и различных видов детской деятельности;

  • темы должны быть социально значимыми для семьи, общества, вызывать личный интерес детей.

^ Каждому виду деятельности: (слайд19,20)

- игровая,

- коммуникативная,

- двигательная,

- продуктивная,

- познавательно-исследовательская,

- трудовая,

- музыкально-художественная,

- чтение (восприятие) художественной литературы.

соответствуют определенные формы работы с детьми

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

Подвижные дидактические игры

Подвижные игры с правилами

Игровые упражнения

Соревнования

Игровая

Сюжетные игры

Игры с правилами

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Коммуникативная

Беседа

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры

Игры с правилами

Трудовая

Совместные действия

Дежурство

Поручение

Задание

Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами

Музыкально-художественная

Слушание

Исполнение

Импровизация

Экспериментирование

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

Музыкально-дидактические игры

Чтение (восприятие) художественной литературы

Чтение

Обсуждение

Разучивание

^ В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно: (слайд 21)

- игровые,

- сюжетные,

- интегрированные формы образовательной деятельности.

Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

^ В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

Как же осуществляется планирование образовательного процесса в рамках ФГТ ? (слайд 22)

Планирование - главная функция управления процессом реализации основной образовательной программы (наряду с педагогическим анализом, организацией, контролем, регулированием и коррекцией).

^ Структура планирования в рамках ФГТ (слайд 23)

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

1

2

3


^ Учебный блок не должен присутствовать в практике дошкольного образования. (слайд 24)

Но процесс обучения не отменяется. Обучение – главная составляющая дошкольного образования (наряду с воспитанием и развитием).

Важно, что вкладывать в понятие «обучения».

В.В. Давыдов в статье «О понятии развивающего обучения» рассматривает несколько точек зрения на проблему соотношения процессов обучения и развития:

^ Точка зрения

«Обучение и развитие»

Первая

- обучение и развитие независимы друг от друга;

- развитие идет впереди обучения;

- детей нужно и можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них созрели познавательные способности;

- теория не признает развивающего обучения.

Вторая

- обучение и есть развитие;

- любое обучение является развивающим;

- это те педагоги, которые в основном опираются на практический опыт.

Третья

- обучение и развитие взаимосвязанные процессы;

- делая шаг в обучении, ребенок продвигается на два шага в развитии.

^ Как трактуется тезис Л.С. Выготского: правильно организованное обучение ведет за собой развитие? (слайд 25)

- обучение создает зоны ближайшего развития, т.е. те внутренние процессы развития, которые сейчас возможны только в сфере взаимоотношений ребенка, в первую очередь, со взрослым, но продлевая внутренний ход развития, через некоторое время они становятся внутренним достоянием самого ребенка;

- обучение не есть развитие, но правильно организованное оно ведет за собой развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.

Л.С. Выготский говорит не об обучении вообще, а о правильно организованном обучении.

Каким должно быть правильно организованное обучение? (слайд 26)

Обучение и воспитание – всеобщие и необходимые формы психического развития человека;

- благодаря им человек присваивает ценности материальной и духовной культуры;

- это осуществляется в ходе собственной деятельности;

- процессы обучения и воспитания человека сами протекают внутри его собственной личной деятельности.

- на основе формирования конкретных видов деятельности у человека возникают и развиваются определенные психологические новообразования.

- процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы (включены в деятельность).

Таким образом, между обучением и психическим развитием человека стоит его деятельность.

В ФГТ выделяются виды деятельности, которые можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:

- игровая,

- коммуникативная,

- двигательная,

- продуктивная,

- познавательно-исследовательская,

- трудовая,

- музыкально-художественная,

- чтение (восприятие) художественной литературы.

^ Специфика дошкольного образованипроцесс обучения является процессом усвоения в других видах деятельности.

Итоговые результаты освоения Программы (слайд 27,28)

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий

уровень развития интегративных качеств ребенка.

Интегративные качества ребенка

Содержательная характеристика

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

^ Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. (слайд 29)

Мониторинг детского развития проводится два раза в год:

- в сентябре - октябре

- в апреле - мае.

^ В проведении мониторинга участвуют:

- педагоги,

- психологи,

- медицинские работники.

Основная задача мониторинга - определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

При организации мониторинга учитывается положение

Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:

- мониторинг образовательного процесса,

- мониторинг детского развития.

Мониторинг усвоения программы (слайд 30)

Мониторинг образовательного процесса проводят: педагоги занимающиеся с детьми, специалисты.

Цель: оценка степени продвижения в образовательном процессе.

Методы мониторинга:

- наблюдение за ребенком;

- анализ продуктов детской деятельности;

- специальные педагогические пробы.

Мониторинг детского развития (мониторинг интегративных качеств) проводит психолог, педагоги, медицинский работник.

Цель: выявление индивидуальных особенностей развития ребенка и определение (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута.

Методы мониторинга:

- наблюдение за ребенком

- диагностические методики

- тестовые задания .

Мониторинг детского развития (слайд 31)

Оценка физического развития ребенка, состояния его здоровья – проводит медицинский работник.

Диагностика познавательных способностей:

  • диагностика перцептивного развития

  • диагностика интеллектуального развития

  • диагностика творческих способностей

Проводит педагог – психолог.

Диагностика коммуникативных способностей:

  • понимание высказывания другого человека

  • умение выражать свое отношение к происходящему

  • диагностика межличностных отношений

Проводят: учитель – логопед, воспитатель, педагог – психолог.

Диагностика регуляторных способностей:

  • диагностика эмоциональной и произвольной регуляции

  • умение планировать свои действия и деятельность

  • умение распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности

Проводят воспитатель, педагог – психолог.

Похожие:

«федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы доу» iconПамятка для педагога на тему «Федеральные государственные требования...
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (фгт) утверждены...
«федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы доу» iconФедеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей...
Настоящие федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной...
«федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы доу» iconОсновной общеобразовательной программы дошкольного образования
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования пересматриваются...
«федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы доу» iconАналитическая справка
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ №655 от 23 ноября 2009 г вводятся Федеральные государственные требования ( фгт ) к структуре...
«федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы доу» iconФедеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре...

«федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы доу» iconО федеральных государственных требованиях
Приказом Министерства образования и науки РФ от №655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. №16299) федеральные...
«федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы доу» iconРабочая программа разрабатывается на основе Примерных основных общеобразовательных...
Нормативной основой рабочей программы являются Федеральные государственные требования (фгт) к структуре основной общеобразовательной...
«федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы доу» iconМетодическое письмо «Об обеспечении преемственности дошкольного и...
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (фгт к структуре...
«федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы доу» iconФедеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной...
Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального...
«федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы доу» iconФедеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной...
Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница