Рабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон» для 8 классов компенсирующего обучения очной формы обучения основного общего образования вечерней (средней) общеобразовательной школы




Скачать 155,34 Kb.
НазваниеРабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон» для 8 классов компенсирующего обучения очной формы обучения основного общего образования вечерней (средней) общеобразовательной школы
Дата публикации26.10.2013
Размер155,34 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Право > Рабочая программа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2
«УТВЕРЖДАЮ»

Михайлова Г.С.

«____» ______2012г.

Рабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон»

для 8 классов компенсирующего обучения очной формы обучения

основного общего образования

вечерней (средней) общеобразовательной школы

2012-2013 учебный год

Разработчик:

Скрыпова Елена Евгеньевна,

учитель истории и обществознания


Согласована с

Скрыпова Е.Е______

(ФИО руководителя М/О)

Пшеничникова М.В.___________

(ФИО заместителя директора по УВР)

«___»_____2012г.


Рассмотрена на заседании

методического объединения

Протокол №_____ от «___»_____2012г.




2012 год

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультатива разработана на основе авторской программы по праву для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов. Авторы-составители В.В.Спасская, С.И.Володина, Е.А.Певцова, 2004г.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о рабочих программах, факультативах и элективных курсов, утвержденного приказом по школе от 14.07.08 №214.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом, утвержденным приказом по школе и учебным графиком №162 от 16.04.2012 рассчитана на реализацию в течение 1 года в количестве 18 часов.

В одобренных Правительством Российской Федерации "Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу" подчеркивается, что в современном обществе приоритетными ориентирами для образования личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства. В связи с этим, приоритетной задачей образования становится создание такой совокупности условий развития обучающегося, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать. Возможность в рамках закона реализовать себя, обеспечить своим близким достойный уровень жизни, прино­сить пользу Родине - все это базируется на знании законов.

Программа факультатива «Подросток и закон» является логическим продолжением программы факультатива «Азбука права» (7 класс) и предназначена для углубленного знакомства учащихся 8 классов с правами человека и моделью их защиты.

Значимость, роль и место данного курса определяются необходимостью профилактики девиантного поведения подростков посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей, а также подготовки учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.

^ Цель: обеспечить условия для социализации и формирования правовой компетенции подростков.

Задачи:

  • Формирование у учащихся понимания необходимости изучения прав человека;

  • Формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности;

  • Утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений;

  • Воспитание учащихся в духе уважения прав и свобод других людей через всестороннюю информированность о правах и свободах;

  • Усвоение знаний об основных международных стандартах в области прав человека, изучение основных документов по правам человека.

  • Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны.

Предлагаемый факультативный курс направлен на социализацию личности через развитие у учащихся высокой гражданственности, правового сознания, чувства верности своему Отечеству, критического и преобразующего отношения к социальной действительности, а также готовности к реализации своих прав и выполнению конституционных обязанностей.

Изучение курса предполагает использование интерактивных форм и методов ведения занятий. Проведе­ние деловых, ролевых игр, работа с источниками, «мозговые штур­мы», семинары, «круглые столы» позволят обеспечить серьезную мотивацию для дальнейшего правового обучения и сформировать устойчивый интерес учащихся к праву.

Ожидаемый результат: формирование у учащихся правовых знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Понятие, становление и развитие прав человека (1 ч)

Что такое человек? Человек и общество.

Человек - биосоциальное существо. Человеческое достоинство как фундаментальная основа прав человека. Понятие прав человека. Многозначность определений понятия «права человека». Права человека и права гражданина. Права человека, льготы и привилегии. Человек, закон, правосудие. Объективное право и субъективные права. Права человека как средство защиты человечества от угрожающих ему проблем. Права человека как общечеловеческие принципы.

Из истории правовых идей: власть, государство, общество. Государство и право. Право и бесправие. Формирование представлений о ценности человеческой личности. Библия о человеке. Человек в античном мире. Римское право: права личности. Правовое положение человека в средневековом обществе. Великая хартия вольности 1213 г. Теория естественного права. Проблема достоинства человека в трудах французских и немецких просветителей.

Права человека в условиях буржуазных революций конца XVIII века. Декларация независимости США 1776 г. Французская Декла­рация прав человека и гражданина 1789 г. Американский Билль о правах 1791 г. Права человека в начале XX века. Лига наций и за­щита прав человека. Социалистические учения о правах человека. Ш. Фурье, К. Маркс, Ф. Энгельс.

^ Тема 2. Всеобщая декларация прав человека 1948 года (1 ч)

ООН и ее деятельность в области прав человека. Совет Европы и Европейский Союз. Нормы и механизмы правовой защиты прав человека. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., ее содержа­ние и историческое значение. Посягательства на права человека. Принятие международных пактов о правах человека в 1966 г. Меж­дународный пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах. Международный пакт о гражданских и политических правах. Обязательства государств-участников пактов и конвенций. Единство всех прав и свобод. Недопустимость отмены или умаления прав и свобод.

^ Тема 3. Проблема прав человека в нашей стране и в мире (1 ч)

Права человека и гражданина в современном мире. Обострение проблем прав человека в условиях глобализации. Интернет, клони­рование, голод, нищета. Преступления, наркомания и права чело­века. Подъем массовых демократических движений, их роль в борьбе за права человека.

Права гражданина и практика их осуществления в развитых странах Запада. Теория естественных и неотъемлемых прав чело­века в настоящее время. Борьба в мире за право на свободу от экс­плуатации. Декларация прав и свобод человека СССР 1991 г., Дек­ларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 г., Кон­ституция РФ 1993 г. Учреждение поста Уполномоченного по правам человека в России 1998 г., его правовой статус и формы деятельности.

Вступление России в Совет Европы (1996 г.). Взаимодействие России с Европейским судом по правам человека.

^ Темы 4. Гражданские права человека (1 ч)

Пакт о гражданских и политических правах. Право на жизнь - неотъемлемое право человека. Смертная казнь. Обстоятельства, исключающие вынесение смертного приговора. Проблема отмены смертной казни. Свобода от жестокостей. Конвенция против пыток. Право на достоинство и честь. Право на свободу и личную непри­косновенность. Равенство людей перед законом. Право на охрану брака и семьи. Права задержанных лиц. Право на гласное рассмот­рение любого дела. Право на свободное передвижение. Свобода выбора места жительства в пределах каждого государства.

Право на гражданство. Права иностранцев и лиц без граждан­ства. Конвенция о статусе лиц без гражданства (1954 г.). Закон РФ «О гражданстве». Право на убежище в других странах. Право на неприкосновенность личной и семейной жизни. Неприкосновен­ность жилища, тайна корреспонденции.

^ Тема 5. Политические права человека (1 ч)

Право народов на самоопределение и закрепление его в между­народных документах. Право равного доступа к государственной службе. Принципы разделения властей как гарантия прав человека. Основные политические свободы. Право на свободу мысли, совес­ти, религии и убеждений. Запрет цензуры. Право на свободу выра­жения своих мнений. Свобода слова и печати. Закон РФ «О средст­вах массовой информации».

Право на свободу ассоциаций и мирных собраний. Правовое регулирование проведения собраний, митингов и демонстраций. Равенство в правах мужчин и женщин. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин (1979 г.).

^ Тема 6. Экономические права человека (1 ч)

Право на труд. Регулирование трудовых отношений. Гарантии права на труд. Право на защиту от безработицы по Закону РФ «О занятости населения». Право на создание профсоюзов. Право собственности: право владения, пользования и распоряжения.

Право предпринимательства. Закон «О предприятиях и пред­принимательской деятельности». Право наследования.

^ Тема 7. Социальные права человека (1 ч)

Право на достойный уровень жизни. Право на социальное обеспечение и его реализация. Развитие пенсионного законода­тельства. Право на жилище. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики». Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Система здравоохранения в развитых странах мира и обеспечение этого права. Право на здоровую окружающую среду.

Всемирная организация здравоохранения, деятельность государст­венных органов и общественных организаций по защите окру­жающей среды и поддержанию экологического равновесия. Права детей как разновидность прав человека. Конвенция об охране мате­ринства 1952 г. Права инвалидов и умственно отсталых лиц. Права беженцев.

^ Тема 8. Культурные права человека (1 ч)

Право на образование. Его содержание и гарантии. Междуна­родные правовые акты о праве на образование. Деятельность ЮНЕСКО и борьба с неграмотностью. Право на образование в России. Реформы образования в России. Право на участие в куль­турной жизни. Право на доступ к культурным ценностям. Права этнических, религиозных меньшинств пользоваться достижениями своей культуры.

Свобода литературного, художественного, научного, техниче­ского и других видов творчества. Авторское право.

^ Тема 9. Обязанности человека (2 ч)

Обязанности человека и нравственный долг. Обязанности чело­века перед обществом. Моральные и правовые обязанности. Соот­ношение прав человека и его обязанностей. Понятие и виды обя­занностей гражданина. Конституционные обязанности гражданина.

^ Тема 10. Правовое государство и обеспечение прав человека (1ч)

Гарантии прав человека и гарантии прав гражданина, их соот­ношение. Международный механизм гарантий прав человека. Формирование правового государства и обеспечение прав челове­ка. Деятельность должностных лиц и их ответственность за обеспечение и беспрепятственное осуществление прав человека. Пар­ламенты и их деятельность в обеспечении прав человека.

Роль законодательства в системе гарантий прав человека. Законодательное обеспечение формирования правового государства. Развитие конституционных основ гарантий прав и свобод человека.

^ Тема 11. Права человека в случае совершения им правона­рушения (2 ч)

Правонарушение. Преступление. Противоправное деяние. Уго­ловная ответственность.

Тема 12. Положение детей в нашей стране и в мире (1 ч)

Конвенция о правах ребенка. Обязанности государства по за­щите прав детства. Правовое положение детей. Защита от рабства.

^ Тема 13. Права человека в истории человечества и в совре­менном мире (1 ч)

Сущность человека. Человек, власть, государство. Права чело­века, обязанности человека, их соотношение и взаимосвязь. Право­вой статус человека и гражданина. История прав человека. Между­народные документы по правам человека. Гарантии прав человека. Роль государства в обеспечении и защите прав человека.

Тема 14. Итоговое повторение (3 ч)
^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ФАКУЛЬТАТИВА



Часы

Тема

Содержание



Понятия

Формы работы

1

1

Понятие, становление и развитие прав человека

1. Осознание человечеством экономиче­ских, полити­ческих и ду­ховных по­требностей раз вития лично­сти и общества как предпо­сылка возник­новения прав человека.

2. История прав человека.

3. Сущность человека. Че­ловек - выс­шая ступень развития жи­вых организ­мов на земле.

4. Права чело­века как сред­ство защиты и общечеловече­ские ценности.

5. Демократия и ее связь с правами чело­века

6. Библия о человеке.

7. Проблема личности в древнегреческой и древнеримской философии.

8. Зарождение представлений о естественном праве.

9. Французская Декларация прав человека и гражда­нина 1789 г.

10. Американ­ский Билль о правах(1791)

Человек. Гражданин.

Личность. Государ­ство. Право. Билль. Философия. Личность. Естественное право. Декларация

Проблемная беседа.

Рассмотрение вопроса о причинах возникновения, становления и развития прав человека в различные периоды

истории человечества

2

1

Всеобщая декларация прав человека 1948 года

1. Всеобщая декларация

прав человека 1948 г.: ее со-

держание, история ее создания, историческое зна­чение.

2. Американская Декларация прав и обя­занностей че­ловека 1948 г. 3. Принятие международ­ных пактов о правах человека в 1966 г.

Декларация.

Пакт

Практическая работа со Всеобщей декларацией прав человека и американской Деклараци­ей прав и обязанностей человека. Сравнительный анализ

3

1

Проблема прав человека в нашей стране и в мире


1. 10 декабря 1948 г.Всемирный день прав человека.

2. Проблемы гарантий прав человека.

3. Декларация прав и свобод человека СССР 1991г

4. Конституция РФ 1993 г.

5. Учреждение поста Уполно­моченного по правам чело­века в России (1998 г.)

Геноцид. Апартеид. Расизм. Декларация.

Конвенция. Конституция.

Уполномоченный по правам человека

Собеседование по

вопросам

4

1

Гражданские права человека

1. Понятие, содержание гражданских прав.

2. Право на жизнь- первое право человека

Гражданин.

Гражданство

Лабораторная работа

с источниками

5

1

Политические права человека

1. Понятие политических прав, формы их осуществления.

2. Избирательные права.

3. Основные политические свободы

Политика. Выборы. Референдум

Лабораторная работа

с источниками

6

1

Экономические права человека

1. содержание экономических прав человека, формы их осуществления.

2. Международные акты и трудовое законодательство о правах трудя­щихся

Собственность.

Предпринимательство.

Международная организация труда (МОТ)

практическая работа

7

1

Социальные права человека

1. Система социальных прав.

2. Права, обеспечивающие достойный образ жизни человека.

3. Права детей в системе прав человека

Право.

Органы социальной защиты

Практическая работа

8

1

Культурные права человека

1. Развитие культуры и

Осуществление культурных прав.

2. Конститу­ция РФ и За­кон «Об обра­зовании»

Культура. Права человека

Практическая работа

9-10

2

Обязанности человека

1. Обязанность человека и Моральный долг.

2. Права и обязанности и их соотношение.

3. Права и обязанности человека и гражда­нина

Право. Права. Обязанность. Человек. Гражданин. Правовой статус личности

«Круглый стол» или

дискуссия

11

1

Правовое государство и обеспечение прав человека

1. Роль и значение государства в обеспечении и защите прав человека.

2. Функции глав государств в обес­печении прав человека.

3. Правоохра­нительные
органы.

4.Законода­тельство о средствах за­щиты прав человека

Государство.

Правоохранительные органы. Суд. Законодательство

«Круглый стол»

12-13

2

Права человека в случае совершенно­го им пра­вонарушения

1. Преступление.

2. Ответственность за пра­вонарушение

Несовершеннолетний.

УК РФ

Урок с элементами

беседы

14

1

Положение детей в нашей стране и в мире

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Международные пре­ступления

Ребенок. Конвенция.

Декларация

Урок-

беседа

15




Права человека в истории

человечества и в современном мире


1. Понятие прав человека и их основное содержание.

2. Классификация прав человека.

3. Нарушения прав человека.

4. Междуна­родные документы по пра­вам человека.

5. Механизм защиты прав человека.

6. Правовой статус личности

Повторить все ранее изученные понятия

Повторительно- обобщающее занятие.

«Круглый стол» или

дискуссия. Самостоя­тельная работа

16-17




Итоговое повторение







Игра


Источники информации

Литература для учителя


  1. Права чело­века: учеб. для вузов / под ред. Е. А. Лукашевой. М, 1999

  2. Рудинский, Ф. М. Поня­тие и содер­жание прав человека // Право и жизнь. 2000. №27

  3. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

  4. Декларация независимости США

  5. Головотенко А. Н. Права человека и статус личности. История и современность. М: Моск. шк. прав человека, 1999.

  6. Рулинский Ф. М. Права человека в современном мире //Право и жизнь. 2000. № 25

  7. Конституция РФ 1993 г.

  8. Закон РФ «Об образо­вании»

  9. Всеобщая декларация прав человека // Права человека: учеб. / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1999.

  10. Защита прав ребенка. М., 1999

  11. «Первые шаги» Начальный курс обучения правам человека/ Учебное пособие: М.,2003г.

  12. «О нашей конвенции» / Методическое пособие по преподаванию прав ребенка: М., 2004г.

  13. «Понимание прав человека» / Информационный справочник для начинающих: Казань,2007г.

  14. Российский вестник «Международная Амнистия».


Литература для учащихся


  1. Справочник для учащихся 5-8 классов «Мои права».-М.2008г

  2. Учебник «Основы правовых знаний»/Володина С.И. Спасская В.В. и др.- М.:«Новый учебник»,2005г



Похожие:

Рабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон» для 8 классов компенсирующего обучения очной формы обучения основного общего образования вечерней (средней) общеобразовательной школы iconРабочая программа по географии России 8-9 классов компенсирующего...
Рабочая программа по географии 8-9 класса компенсирующего обучения разработана в соответствии фкгос по географии основного общего...
Рабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон» для 8 классов компенсирующего обучения очной формы обучения основного общего образования вечерней (средней) общеобразовательной школы iconРабочая программа по русскому языку 7- 9 классов компенсирующего обучения очной формы обучения
Рабочая программа по русскому языку 7-9 классов компенсирующего обучения разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Рабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон» для 8 классов компенсирующего обучения очной формы обучения основного общего образования вечерней (средней) общеобразовательной школы iconРабочая программа по истории 7-9 классов компенсирующего обучения
Рабочая программа по истории 7-9 классов компенсирующего обучения разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Рабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон» для 8 классов компенсирующего обучения очной формы обучения основного общего образования вечерней (средней) общеобразовательной школы iconРабочая программа по истории 10 11 классов очно-заочной (вечерней) формы обучения
Рабочая программа по истории 10 -11 классов очно- заочной (вечерней) формы обучения разработана в соответствии с Федеральным компонентом...
Рабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон» для 8 классов компенсирующего обучения очной формы обучения основного общего образования вечерней (средней) общеобразовательной школы iconРабочая программа по физике 10-11 классов формы обучения -экстернат...
Примерной программы среднего полного образования по физике (базовый уровень), соответствующей федеральному компоненту гос 2004г
Рабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон» для 8 классов компенсирующего обучения очной формы обучения основного общего образования вечерней (средней) общеобразовательной школы iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Настоящее методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения на базе основного общего образования (9 классов...
Рабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон» для 8 классов компенсирующего обучения очной формы обучения основного общего образования вечерней (средней) общеобразовательной школы icon«утверждено»
Рабочая программа по биологии 7-9 классов компенсирующего обучения разработана в соответствии фкгос по биологии основного общего...
Рабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон» для 8 классов компенсирующего обучения очной формы обучения основного общего образования вечерней (средней) общеобразовательной школы iconРабочая программа основного общего образования по курсу «Основы выбора профиля обучения»
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Бессоновка в с. Блохино
Рабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон» для 8 классов компенсирующего обучения очной формы обучения основного общего образования вечерней (средней) общеобразовательной школы iconРабочая программа по русскому языку 10 12 классов очно-заочной (вечерней) формы обучения
Рабочая программа по русскому языку обучения разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта по русскому...
Рабочая программа факультатива по правам человека «Подросток и закон» для 8 классов компенсирующего обучения очной формы обучения основного общего образования вечерней (средней) общеобразовательной школы iconРабочая программа по истории для 10 -11 классов в форме экстерната...
Программа по истории для 10-11 классов экстерната разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница