Ф о рмирование правовой культуры учащихся




НазваниеФ о рмирование правовой культуры учащихся
Дата публикации26.10.2013
Размер79,1 Kb.
ТипАнализ
pochit.ru > Право > Анализ
•••••Формирование правовой культуры учащихся


Анализ понятия «правовая культура» как вида социальной культуры позволяет рассматривать ее в качестве способности человека в рамках нормативных требований общества самостоятельно найти свое место в жизни на основании осознания собственных целей, средств их достижения и ответственности за принятое решение и последствия его реализации.

Данный подход позволил педагогам школы смоделировать личность выпускника, имеющего адекватные современному развитию общества знания:

- об обществе, его целях и ценностях;

- о правах человека и способах их реализации;

- о необходимости непрерывного гражданско-правового образования в течение всей жизни;

- о двух противоположных системах отношений:

• государство-общество-личность,

• личность-общество-государство;

- о способах достижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами.

Такой выпускник умеет:

- отстаивать свои права и права других людей;

- ставить цель и выбирать пути ее достижения на основе нравственных и нормативных требований;

- грамотно и осознанно действовать при столкновении с неправовыми реалиями мира.

Ему присущи следующие качества:

- гибкость и открытость, неприятие догматизма, импульсивности и крайностей в суждениях и действиях;

- готовность к исправлению своих ошибок, коррекции своего поведения на основе общепризнанных норм;

- конструктивность и настойчивость в реализации правовых норм;

- объективность;

- ответственность за принятое решение и за последствия его реализации.

Анализ формирования правовой культуры учащихся школы показал, что такой важный компонент, как ее осознанность, формируется в процессе обучения учащихся критическому мышлению, которое, в свою очередь, контролируемо, обоснованно и целенаправленно. Человек с таким мышлением способен анализировать, оценивать и по возможности разрешать проблемы. Это обеспечивает переход от преимущественно нерефлексивного использования знаний в жизнедеятельности человека (в том числе учебной и внеурочной) к осознанному овладению ими.

Поэтому в школе были введены специальные курсы «Учимся договариваться» (на первой ступени обучения), «Граждановедение» (на второй ступени обучения). Также в соответствии с согласованным пониманием сущности гражданско-правового образования и правовой культуры внесены следующие изменения содержания обучения в ряд учебных предметов (биология, немецкий язык, английский язык, русский язык, литература, история, обществознание):

• изучение приемов анализа и оценки правильности определений и классификации тех или иных понятий, суждений, доказательств, вопросов и проблем, приемы описания своей деятельности и ее обоснования, включающие анализ собственной деятельности, сопоставление ее результата и способа с заданной нормой (теорией) и внесение корректив по приведению ее в соответствие с этой нормой;

• некоторые дополнительные познавательные операции: принятие решений, вероятностные суждения (мнения), проверка гипотез и некоторые другие.

Педагоги школы стали активно применять новые нетрадиционные приемы обучения: «синквейн», чтение с остановками (Е.С. Королькова), заметки на полях (Дон Роу и Джудит Меридит), составление вопросов (Б. Блум), коллективный вердикт, «учимся вместе», «двойной дневник», «кластер», «шесть шляп мышления» (Эдвард де Боне). Эти приемы позволяют обеспечить интеграцию содержания учебных предметов на новом уровне не по принципу межпредметных связей, а по принципу общности методического подхода, что позволяет реализовать в обучении принцип социализации. Использование названных приемов зависит от задач учителя на разных этапах формирования правовой культуры учащихся, которые строятся с учетом логики критического мышления, предполагающей три обязательные стадии: ВЫЗОВ, ОСМЫСЛЕНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ (Е.С. Королькова).

На первом этапе (стадия ВЫЗОВА) учитель создает условия для активизации памяти и имеющихся знаний ученика по предложенной теме. Опираясь на предыдущие знания, ученик строит прогноз о сущности или классификации тех или иных понятий, а также самостоятельно определяет цели обучения, способы и средства их достижения.

На втором этапе (стадия ОСМЫСЛЕНИЯ) учащийся изучает новую информацию, фиксируя уже знакомый материал и то, что для него является новым и порождает вопросы. На этой стадии он анализирует собственные знания. Учитель предоставляет ему возможность осмыслить их сначала наедине с собой, определить пробелы в знании без свидетелей, а потому безболезненно. В результате не страдает его самолюбие, он не может быть унижен бестактностью учителя или учащегося, возрастает его интеллектуальная самостоятельность как основа самоуважения и чувства собственного достоинства. Кроме того, ребенок сам обнаруживает свои пробелы, что позволяет ему спокойно признавать и за другими право на ошибку, следовательно, у него формируется терпимость к позиции другого. Только когда у учащегося появляется собственное суждение по поводу изучаемого знания или деятельности по решению учебной задачи, учитель дает возможность сформулировать групповое мнение.

На третьем этапе (стадия РЕФЛЕКСИИ) учитель исходит из того, что «рефлексия - это способность человека к самосознанию, форма теоретической идеальной деятельности, направленная на осмысление собственных действий, своей практической деятельности»
(К.Я. Вазина). Создаются условия для соотнесения учащимся результата и учебных действий с задаваемыми ему педагогом нормативными рамками деятельности, с одной стороны, и собственными целями, ценностями и возможностями - с другой. Для этого учитель организует межгрупповое взаимодействие учащихся, в процессе которого с помощью вопросов на понимание, задаваемых учащимися друг другу, анализируется результат, оценивается способ его получения.

Продемонстрируем применение некоторых новых приемов на трех этапах формирования правовой культуры в процессе обучения.
^ Прием «коллективный вердикт»

Вариант использования приема - на уроке граждановедения. Форма организации работы: индивидуальная, переходящая в групповую.

^ На первом этапе учитель создает проблемную ситуацию необходимости согласования Правил школьной жизни и предлагает решить ее, составив коллективный вердикт.

^ На втором этапе учитель организует работу с вариантом текста Правил школьной жизни. Читая текст, каждый ученик заполняет таблицу:

^ На третьем этапе учитель организует работу в группе. В результате коллективной деятельности на бумаге (доске) учащиеся представляют обобщенное мнение группы - коллективный вердикт. Учитель организует выступление групп и фиксирует все предложения в графе «Это важно», просит обосновать записи в графе «Это вызывает сомнение». В результате учащиеся принимают решение. Оно может выглядеть так:

Мы, ученики 7-го «Г» класса, обсудили «Правила школьной жизни» и решили (см. таблицу).


^ Прием «кластер»

Форма организации работы: индивидуальная и фронтальная.

Прием может быть использован учителем на первом и третьем этапах.

Учитель дает задание учащимся перечислить то, что они уже знают по данной теме, и фиксирует их высказывания на доске. Затем педагог предлагает ребятам проверить и дополнить свои представления по теме в течение урока, работая с источником, и уяснить, что они понимали правильно (неправильно), что неточно, что узнали нового.

^ Вариант использования приема на уроке истории.

Учитель предлагает название темы (или проблемный вопрос), например: «Почему историю начала XVII века называют «Смутным временем»?» Затем просит ребят рассказать то, что они знают по этой теме. Зафиксировав на доске версии ребят («Было очень много восстаний, было много смертей и болезней; происходила частая смена правителей; реформа патриарха Никона привела к церковному расколу»), педагог предлагает им, изучая источник, определить, что верно в их точке зрения, что ложно, что можно дополнить или изменить. В конце урока учащиеся вносят изменения в кластер, обосновав их («Много неизвест-ных страниц в истории этого периода», «Для этого периода характерно самозванство на Руси», «В этот период была гражданская война и борьба с интервенцией поляков и шведов» и другие дополнения).

В результате работы на доске учащимися было записано следующее:



^ Прием «шесть шляп мышления»

Форма организации работы: групповая или индивидуальная.

Предварительная работа: учитель готовит 6 шляп разного цвета: белая, черная, желтая, синяя, красная, зеленая. (Шляпы можно заменить карточками, значками.)

Вариант использования приема на уроке истории по теме «Выборы президента Российской Федерации».

^ На первом этапе учитель предлагает каждой группе (или отдельному ученику) выбрать свой цвет шляпы и соответственно цвету свое задание:

- белый - нейтральная позиция: группа (или учащийся) излагает название темы, говорит о главных идеях, констатирует факты, события;

- черный - позиция «против»: группа (или учащийся) говорит об ошибках и противоречиях (о своем несогласии с тем, что изложено в тексте);

- желтый - позиция «за»: говорит о том, что положительного они вынесли для себя из текста (события);

- синий - позиция «размышления»: в чем сущность события, свидетелями которого они стали;

- красный - позиция «отношения», эмоций: высказывается свое отношение к прочитанному (увиденному), происходит эмоциональное объяснение события;

- зеленый - позиция «творческая»: как можно развить идею, как можно использовать то, о чем написано, что можно изменить, улучшить.

^ На втором этапе, выполняя задание, учащиеся вспоминают обсуждаемое событие (может быть организована работа с текстом, заслушаны выступления по теме урока).

Затем на третьем этапе учитель организует выступления ребят в следующей последовательности: 1) белый, 2) синий, 3) красный, 4) желтый, 5) черный, 6) зеленый.
В результате реализации описанных приемов у учащихся появляется ответственность за выполнение взятого на себя задания, за организацию работы группы. У ребят формируется терпимость по отношению к окружающим. К примеру, это проявляется в ином отношении к слабоуспевающим - к ним относятся уже не как к отстающим ученикам, а как к одноклассникам, скрывающим свои способности. Эти способности могут проявиться в различных видах деятельности, и слабоуспевающие ребята так же, как и все остальные, смогут полноценно участвовать в работе своих групп. Учащиеся начинают соотносить свое поведение на уроке и вне урока с Правилами школьной жизни, правилами работы в группе. Возникающие конфликты решаются на основе общепризнанных норм.

Кроме того, учащиеся умеют высказывать и обосновывать свою точку зрения. У них вырабатывается навык внимательного отношения к точке зрения другого человека (к источнику информации) и спокойного отказа от своей точки зрения, если она недостаточно аргументированна или аргументы, подкрепляющие ее, оказались несостоятельными.

Используемые приемы позволяют создать условия не только для формирования правовой культуры учащихся, но и для сохранения психического, соматического и интеллектуального здоровья учащихся.

Похожие:

Ф о рмирование правовой культуры учащихся iconГражданско правовой культуры учащихся
«Создание условий формирования гражданско – правовой культуры учащихся» (Зайцева Ольга Александровна, моу «Судогодская средняя общеобразовательная...
Ф о рмирование правовой культуры учащихся icon"Система работы школы №118 г. Перми по формированию правовой культуры учащихся"
России, изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, требуют адекватных изменений и в сфере образования. В...
Ф о рмирование правовой культуры учащихся iconПравовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов
Поэтому в теории права для фиксации конкретного единства ду­ховной и практической правовой деятельности используется понятие право­вой...
Ф о рмирование правовой культуры учащихся iconМоя конвенция Цели
Формирование правовой культуры учащихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка
Ф о рмирование правовой культуры учащихся iconГраф научных интересов
Понятие правовой информации и способы её распространения для повышения правовой культуры населения
Ф о рмирование правовой культуры учащихся iconРабочая программа по дисциплине трудовое право
Профиль: гражданско-правовой, уголовно-правовой, государственно-правовой, международно-правовой
Ф о рмирование правовой культуры учащихся iconПрограмма правового просвещения и формирования правовой культуры учащихся
Руководитель клуба: Кладиева Валентина Викторовна, учитель истории и обществознания моу «сош №3»
Ф о рмирование правовой культуры учащихся iconИнституты прямой демократии. Выборы и референдумы
Цель урока. Повысить уровень правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей – учащихся школы
Ф о рмирование правовой культуры учащихся iconПлан мероприятий по повышению правовой культуры учащихся ау чувашской...

Ф о рмирование правовой культуры учащихся iconАнализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год
Целью правового воспитания является воспитание свободной демократичной личности, формирование правовой культуры учащихся
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница