Гражданско правовой культуры учащихся




Скачать 186,67 Kb.
НазваниеГражданско правовой культуры учащихся
Дата публикации26.10.2013
Размер186,67 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ

ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ

Учитель истории, обществознания, основ права

МОУ «Судогодская средняя

общеобразовательная школа №2»

Зайцева Ольга Александровна

первая квалификационная категория

НАИМЕНОВАНИЕ ОПЫТА.
«Создание условий формирования гражданско – правовой культуры учащихся» (Зайцева Ольга Александровна, МОУ «Судогодская средняя общеобразовательная школа №2», учитель истории, основ правовых знаний, первая квалификационная категория).


  1. ^ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА.


Наше общество постепенно начинает сознавать необходимость избавления от правовой неграмотности, от пренебрежительного отношения к закону и к принципам права, которое иногда всё ещё проявляется и во многих действиях государственных органов, и в политических решениях должностных лиц, и в поступках граждан. Несформированность общественного правосознания – давняя, застарелая болезнь России, исследованная ещё в работах отечественных юристов и философов 19 – 20 веков, например, в «веховской» статье Б.А.Кистяковского. В этой работе автор цитирует ироничные строки Б.А.Алмазова:

По причинам органическим

Мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим,

Сим исчадьем сатаны.

Широки натуры русские,

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие

Юридических начал…

Конечно, эти строки нельзя считать достаточным основанием для вывода о непреложности принципов права к российской реальности. Но очевидно, что без долгой и кропотливой работы не удастся избавиться от правового нигилизма. Составная часть подобной работы – гражданско – правовое обучение и воспитание школьников. Автор видит свою задачу в том, чтобы школьники вышли в самостоятельную жизнь с максимально полным багажом знаний об обществе, государстве, правилах жизни, которым им в дальнейшем придется следовать. Задачи исходят из самой жизненной действительности: развитие правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения – это одни из самых действенных и надёжных средств стабилизации общественной жизни, создания разумных условий для духовного и физического существования и совершенствования отдельных личностей и народов.

Автор работает по специальности двенадцатый год. За это время апробированы программы по Всеобщей истории (А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина), истории России (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина), обществознанию (Л.Н.Боголюбов), правоведению (А.Ф.Никитин). Работа велась по различным учебникам (А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина; Н.В.Загладин; О.В.Волобуев, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров, В.И Буганов, А.О.Сороко – Цюпа, А.А.Данилов, А.А.Кредер, Черникова, В.М.Хачатурян, А.А.Преображенский, Б.А.Рыбаков, В.П.Островский, А.И.Уткин, Л.Н.Боголюбов, А.Ф.Никитин).


  1. ^ АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.


Актуальность данной проблемы определяется тем, что в 90-е годы 20 века правовая система России, провозгласившей себя демократическим правовым государством, претерпела значительные изменения. Произошло обновление законодательства: права и свободы человека утверждаются как высшая ценность в обществе; усиливается роль государства как независимого гаранта соблюдения прав человека. Отсюда и рост практического интереса к праву и правовым институтам, резко повышается престиж юридических специальностей, спрос на юридическую литературу. Проблема формирования правового сознания и правовой культуры ставится в ранг приоритетов государственной политики. Перед обществом ставится задача создания такой совокупности условий развития учащегося, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в жизненном пространстве, в мире гуманитарных ценностей.

Но основным результатом правового образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор современных компетенций в интеллектуальной, социально – правовой, коммуникативной, информационной сфере. Выпускник современной школы должен действовать в реальных социально – правовых условиях, строить свою жизненную траекторию иметь опыт самостоятельной деятельности и ответственности. Именно гуманитарное образование создает условия для самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе норм, формирования собственной позиции, умения жить и действовать в постоянно изменяющихся условиях, формирования конкурентоспособной личности.

Идейный плюрализм не исключает существования некоей стержневой системы взглядов, позиций, идей, принципов. Общество ощутило потребность в подобной системе, в той или иной степени признаваемой всеми жителями страны. И здесь необходимо вспомнить о гражданственности – как о чем – то обладающем вневременной, общечеловеческой ценностью, как об объединяющем общезначимые политико – правовые идеи. Гражданственность предполагает достаточно высокий уровень самостоятельности личности, позволяющий человеку конструктивно участвовать в управлении страной, в решении общенациональных задач. Чрезвычайно точно, с точки зрения автора, определил понятие «гражданин» русский философ И.А.Ильин. Он перечисляет те качества, которыми должен обладать настоящий гражданин: чувство собственного достоинства; внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину; способность быть истинным субъектом права; уважительное и доверчивое отношение к другим гражданам и к государственной власти; способность превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права.

Следовательно, гражданственность – это единство правовой, политической и нравственной культуры. А гражданин – человек, у которого эти виды культуры достаточно успешно сформированы.

Несмотря на очевидные трудности организационного и материального характера, гражданско - правовое образование занимает большое место в учебном плане Судогодской средней общеобразовательной школы №2. У учащихся постоянно поддерживается интерес к этой области знания и профессиям, связанных с юриспруденцией. В основной школе введён систематический курс «Основы правовых знаний», обеспечивающий конгитивный компонент правовой культуры учащихся. В средней школе созданы профильные классы начальной милицейской подготовки, в результате чего к окончанию школы у учащихся формируются основные элементы гражданско – правовой культуры.

Вопросы гражданско – правового обучения рассматриваются на педагогических советах, семинарах. Применяется педагогическая диагностика, осуществляемая с помощью тестов, контрольных работ, зачетов, экзаменов. Но это не снимает многих противоречий общей педагогической деятельности.

Противоречия

Способы их разрешения

1. Между низким уровнем правовой культуры учащихся и требованиями общества к личности выпускника.

Повышение интереса учащихся к проблемам политики и права, углубление их представлений о политической сфере общества, формирование правовой культуры с помощью различных форм, методов и приемов учебной деятельности

2. Между доминантой теоретического обучения и стремлением учащихся к самореализации личности

Создание условий для самореализации личности (участие в олимпиадах, конкурсах, внеурочной деятельности)

3. Между общим возрастанием интереса к правовым знаниям и неустоявшимся характером российского законодательства

Проблемное построение работы с учебным материалом, использование групповых и игровых форм работы, работа с источниками.

4. Между неосознанностью практической значимости материала школьниками и ролью правовой культуры в обществе

Использование интерактивных методов обучения, дифференцированного подхода, тренинговых форм, практикумов и учебных игр.




  1. ^ ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.


Основной целью своей педагогической деятельности автор считает социализацию школьников. Ребята должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, политики, культуры. А для этого необходимо формирование у школьников индивидуального правового сознания, основанного на живом межличностном общении и самостоятельных раздумьях над правовыми вопросами. Важно, чтобы эти вопросы не рассматривались отвлеченно от жизненной практики, а воспринимались в контексте реального опыта школьников. Учащиеся должны понять, что в правовой и политической сфере существует многовариантность в решении непростых проблем, но она предполагает признание некоторых общезначимых принципов.


  1. ^ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.


Для претворения в жизнь ведущей педагогической идеи автором реализуются элементы технологии развивающего обучения (Л.С.Выготский), которая предусматривает активно – деятельностный способ обучения, учитывает уровень, особенности и закономерности развития индивидуума, стимулирует наследственные данные личности.

Автору опыта близки идеи гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили, целью которой является облагораживание души и сердца ребенка путем раскрытия его личностных качеств. Широко используется педагогика сотрудничества и мастерство общения.

Вызывает интерес теория творчества (Г.С.Альтшуллер, И.П.Волков), основанная на приобщении учащихся к разнообразной творческой деятельности и решению проблемных задач.

Используются в работе элементы личностно – ориентированного обучения (И.С.Якиманская), которая учитывает индивидуальный характер ученика. Программа приспособлена к возможностям учащихся. Вводится профильное обучение.

В педагогическую систему учителя входят элементы игровых технологий (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.П.Никитин), в которых психологические механизмы игровой деятельности опираются на потребности личности в самовыражении, саморегуляции, самоутверждении, самореализации.

Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготсткий).

Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев).

Эти технологии основаны на самооценке действий учащихся, дают им возможность обучаться на собственном опыте. Кроме того, игры психологически привлекательны для учащихся.

Автор использует в своей работе технологию групповой работы. Это возможность непосредственного взаимодействия и сотрудничества между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности. Преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сравнивать и сопоставлять. Вырабатываются навыки самоконтроля и контроля за действиями других, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.

Автором реализуются элементы технологии саморазвивающегося обучения (Г.К.Селевко), которая позволяет удовлетворить потребности саморазвития личности и формировать человека самосовершенствующегося.

Большое внимание уделяется автором технологии проблемного обучения (Д.Дьюи), которая основана на создании проблемной мотивации, самостоятельной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций. Данная технология позволяет использовать частично – поисковый и исследовательский подходы в обучении.

В целях самообразования и самосовершенствования учитель знакомится с передовым опытом коллег, регулярно посещает курсы и семинары ВИПКРО, принимает активное участие в работе районного МО и семинарах, где делится накопленным опытом, дает открытые уроки по своим предметам.



  1. ^ НОВИЗНА ОПЫТА.


Опираясь на данную теоретическую базу, автор опыта моделирует и адаптирует к конкретным условиям уже известные методы образования и воспитания, находят нестандартные решения в постоянно меняющихся условиях.

С учетом социального заказа и современных требований учитель предлагает следующие усовершенствования:

- корректировка программ и их адаптирование с учетом профиля в средней школе:

1) инженерно – технический

2) естественно – научный

3) гуманитарный

4) начальной милицейской подготовки (правовой);

- апробирование новых программ и учебников по основам правовых знаний (Василенкова О.А., Володина С.И., Полиевктова А.М., и др. «Основы правовых знаний» 7 класс, 8 -9 классы; Никитин А.Ф. «Основы государства и права» 10 -11 класс).

- разработка и апробирование спецкурса по основам правовых знаний для учащихся 7 классов;

- разработка и проведение внеклассных мероприятий по истории, обществознанию и основам правовых знаний.
^ 6. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
Основной целью педагогической деятельности автор считает воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями, умениями, навыками, ценностями, а также желанием участвовать в общественно – политической деятельности.

Основными задачами педагогической деятельности автор считает:

- развитие личности в период социального взросления, её духовно – нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям;

- освоение системы знаний об обществе, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения ролей человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний в области гражданско – общественной и познавательной деятельности; соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

В связи с этими целями и задачами возникает вопрос о содержании и методах гражданско – правового образования, т.е. о тех способах, средствах и формах познавательной деятельности, которые помогают ученику стать гражданином.

Реализуя свои цели и задачи на практике, автор опыта считает целесообразным использование разнообразных форм учебно – воспитательной деятельности.

Большую роль играет целевая установка на уроке, которая определяет средства решения задач, поставленных учителем, и сюжетно организует занятие. Целевая установка может быть определена в виде эпиграфа, который можно сформулировать как проблемный вопрос, над которым нужно поразмышлять. Например, к теме «Идея прав человека в истории человечества» эпиграфом могут стать высказывания известных людей: «Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать» (Вольтер). К теме «Права ребенка» можно предложить следующий эпиграф: «Детству следует оказывать величайшее уважение» (Ювенал), а к теме «Мораль и право»: «Ничего так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон» (О.Бальзак).

Важным моментом в организации учебной работы является систематическое и целенаправленное формирование, развитие и совершенствование у школьников общеучебных интеллектуальных умений, определяющих результативность учебной деятельности. Формированию этого вида умений способствуют алгоритмы, т.е. система работы по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи. Содержание и деятельностные критерии алгоритмов позволяют определить уровень владения содержанием программного материала, предметными и общеучебными интеллектуальными умениями. Автор опыта широко использует алгоритмы мыслительной деятельности учащихся: характеристика исторического деятеля, изучения военных событий, анализа конкретных фактов, анализа исторического источника. А также алгоритмы работы на уроке: решение познавательных задач, рецензирование ответа учащегося на уроке, составление конспекта и плана, работы в группе, работы участника семинара.

Большое внимание автор опыта уделяет работе с исторической, обществоведческой и правовой терминологией. Главная задача состоит в том, чтобы научить школьников ориентироваться с помощью этих понятий в соответствующей области действительности: распознать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства и т.д. Для решения данной проблемы можно использовать разные методики. Первая методика предполагает трехэтапный алгоритм работы:

  1. Вычленение существенных признаков из определенного термина.

  2. 2) Подбор сходных, родственных терминов для анализа.

  3. 3) Подведение родственных терминов под признаки изучаемого термина (например, революция, социальная революция, буржуазная революция).

Вторая методика содержит возможность для учащихся, работающих с термином,

тут же увязывать его с историческими фактами, встречающимися при чтении учебника, пособия, документа (например, национализация, конфискация, экспроприация). Третья методика предполагает работу с терминами, имеющими некоторые общие признаки (например, трест, синдикат, концерн). Как вариант повторения терминов или контроля знаний по данной проблеме можно дать задание сопоставить приведённые в карточке понятия и определения. Например:

1. Право 1. Противоправное деяние, предусмотренное

административным кодексом.

2. Аморальный 2. Обязанность отвечать за свои поступки перед

поступок государством и обществом.

3. Преступление 3. Деяние, нарушающее общепринятые нормы морали.

4. Вина. 4. Виновное деяние, отличающееся особой опасностью

для общества и запрещенное уголовным правом.

5. Административный 5. Отношение лица к своему противоправному поведению.

проступок.

6. Ответственность 6. Применяемая к правонарушителю мера

государственного принуждения.

Можно использовать следующее задание: записать на доске пословицы, например,

«За худые слова слетит голова», «Каков грех, такова и расправа», «Таскал волк, потащили и волка» и попросить и назвать тему (термины, понятия), которой они объединены ( в данном примере – неотвратимость взысканий и наказаний).

Лекция как вид учебных занятий ценилась всегда. «…Перу остаются недоступны многие средства действия, какими обладает живое слово», - отмечал

В.О.Ключевский. Большинство детей обладают устойчивой слуховой памятью. Лекции способствуют её дальнейшему развитию и запоминанию предполагаемого учителем на лекции материала. Учитель на лекции, кроме передачи знаний и подведения учащихся к исторической истине, учит их говорить, убеждать, доказывать, что крайне необходимо для выработки качеств гражданина. Чем старше по возрасту и знаниям класс, в котором читается лекция, тем сложнее форма лекции. Начиная в начале изучения материала с простейшего рассказа, беседы, монологовой лекции, к учащимся 9-11 классов учитель приходит с лекцией диалогового характера.

Организация учебно – воспитательный процесс, учитель использует групповые формы работы. Они особенно эффективны, если учитель стремится к вовлечению в работу над решением проблемы всех учащихся. Например, такой проблемой может быть тема «Права учеников и учителей», «Смертная казнь: за и против». Важными принципами такой деятельности являются разноуровневость участников группы, сотрудничество и взаимопомощь между ними. Поэтому даже слабый ученик понимает, что от его реальных усилий зависят результаты труда всех.

Для эффективной работы на уроке учителем широко используются элементы проблемного обучения. Предлагаемые учащимся проблемные задачи и ситуации содержат в себе противоречие, требующее не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения. Этот метод работы ориентирован на активную самостоятельную деятельность учащихся с целью решения проблемы. По форме задачи проблемного характера имеют вид схемы или текста. Примером может служить следующая проблемная задача.

Изучаемое положение: «Большевики не были уверены в своей победе на выборах в Учредительное собрание». Альтернативное положение: «Большевики приняли участие в выборах в Учредительное собрание». Проблемная задача: «Почему находившиеся у власти большевики, заранее зная о своем поражении на выборах в Учредительное собрание, тем не менее приняли в них участие?».

Учителем широко применяется такая форма урока, как семинар. Семинары по форме разнообразны:

- семинар – исследование, например, о роли личности на крутых поворотах истории;

- семинар – «круглый стол», в основу которого заложено несколько точек зрения, обсуждение которых приводит к приемлемой для всех участников позиции или решению;

- семинар – «карусель», на котором задействуется максимальное число учащихся, и целенаправленно перемещающихся с одного учебного места на другое, где каждый индивидуально выступает в разной роли;

- семинар – «мозговой штурм», предусматривающий целеустремленное, активное обдумывание и обсуждение какого – либо вопроса.

Апробирован авторам опыта и метод проектной деятельности, который обладает огромным познавательным потенциалом. Благодаря использованию этого метода повышается мотивация учащихся в получении дополнительных знаний. Развивается аналитическое, ассоциативное, логическое, творческое мышление учащихся. Совместная или индивидуальная работа позволяет использовать различные интеллектуальные умения: ориентироваться в информационном пространстве, работать с различными типами документов, анализировать факты и рассматривать их с разных точек зрения. Участие в проектировании развивает коммуникативные способности.

Педагогом активно используется форма лабораторной работы с источниками. Это способствует развитию творческого мышления, результатом которого является не просто применение известных представлений, понятий, операций, а создание новых образов и путей решения задач. Работа с документом предполагает добывание фактов, которые обычно не лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. Автор опыта стремится подбирать источники таким образом, чтобы они стали исходными моментами познания:

- противоречия самого текста;

- противоречия понимания материала;

- противоречия, проистекающие из разнотипности источников.

Учитель вместе со школьниками тренирует глаз и ухо на обнаружение различий, несовпадений (по меткому выражению Н.М.Карамзина, «грубый ум ищет тождество, а тонкий – различие»).

Чаще всего на уроках изучаются такие виды наиболее доступных источников, как летописи, законодательные акты, литературные памятники, актовые материалы, публицистика, делопроизводственные материалы.

Большое внимание уделяется изучению темы «Права ребёнка». На уроках учащиеся работают с текстами Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах ребёнка. Помимо анализа источника, автором опыта широко применяются логические и практические задания к тексту источника. Например, к тексту «Повести временных лет»: «Выясните из источника форму государственного устройства и уровень социально – экономических отношений».

Особое место в ряду средств и материалов гражданско – правового образования занимает Конституция РФ. Это определяется важностью и своеобразием Конституции как нормативного акта, сочетающего в себе правовые и политические основы жизни нашего государства. Усвоение её положений поможет учащимся осознать конкретные реалии общественной жизни. Анализируя её содержание, школьники имеют возможность познать сущность таких объёмных интегративных понятий, как конституционализм, федерализм, парламентаризм. Важной и непростой задачей для учителя является воспитание уважения к Конституции как к правовому акту, обладающему высшей юридической силой, являющемуся ориентиром для иных юридических актов.

Успешно применяются автором и элементы игровой технологии. Это уникальная форма, позволяющая сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо – поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые изучаются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности: усвоение имен, фактов, дат и т.д. Существует множество возможностей применения игр на разных этапах урока. В ходе изучения нового материала учитель использует такие игры, как «Найди ошибки», «Переводчик», «Китайские иероглифы». На этапе закрепления материала: «Снежный ком», «Отгадай термин», «Ассоциации». В процессе повторения пройденного материала: «Зашифруй текст», «Живая картина», «Древо познания». На уроках обобщения: «Аукцион», «Реклама», «Пирамиды». Особое место занимают ролевая и деловая игра. В деловой игре решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите своих решений и при критике решений других учащихся. Деловая игра должна быть посвящена решению конкретных, значимых для учащихся проблем. Большой популярностью у учащихся пользуется игра «Избирательная кампания и выборы в Государственную Думу». Основные задачи игры: выработка умений отстаивать свою точку зрения на политические вопросы, воспитание толерантности к иным взглядам и позициям. В отличие от деловых, ролевые игры целесообразны на уроках, целью которых является обсуждение не конкретной, а абстрактной проблемы, важной с точки зрения содержания и задач урока. Её разрешение позволяет при этом организовать игру, основанную на распределении ролей между учащимися. Примером таких игр могут быть уроки по теме «Для чего нужны реформы?», «Присяжные заседатели», «Юридическая консультация».

Широко используются автором опыта тренинговые формы работы, как способа специально организованного общения учащихся, основная цель которого – личное развитие. Целями тренинговых занятий являются:

- овладение определенными социально – психологическими знаниями;

- развитие способности к наиболее полному познанию себя и других людей;

- диагностика и коррекция личностных качеств и умений;

- овладение приемами межличностного взаимодействия.

Примеры тренинговых занятий: парная работа (тема «Права человека»), работа в микрогруппах (тема «Налоговая система»), великолепная семерка (тема

«Избирательная система»).



  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.


Районные олимпиады.

2002 – 2003 учебный год обществознание – 1 место (10 класс)

2003 – 2004 учебный год обществознание – 3 место (11 класс)

2004 – 2005 учебный год основы правовых знаний – 1 и 3 место (10 класс)

обществознание – 1 место (10 класс)

история России – 1 и 3 место (10 класс)

2005 – 2006 учебный год обществознание 3 место (11 класс)

Районные конкурсы.

2004 – 2005 учебный год конкурс знатоков Отечественной истории – 3 место

Конкурс «Гражданином быть обязан» - 3 место
Областные олимпиады.

2004 – 2005 учебный год основы правовых знаний – 6 место

2001 год – почетная грамота РОНО.

2002 – 2003 учебный год – открытый урок на районном МО учителей истории

2003 – 2004 учебный год – открытое занятие спецкурса для руководителей школ

2004 – 2005 учебный год – участие в областном конкурсе по международному гуманитарному праву (грамота международного Комитета Красного Креста)

2005 год – почетная грамота Департамента образования администрации Владимирской области.

В школе ежегодно проводятся недели истории, обществознания и права. В их рамках автором проведены внеклассные мероприятия:

- Брейн - ринг для учащихся 9 классов по теме «Международное гуманитарное право»;

- конкурс «Я – гражданин России» для учащихся 10 класса начальной милицейской подготовки;

- конкурс «Хочу всё знать» по основам правовых знаний для 7 классов.

В апреле – мае 2005 года в кабинете истории работала выставка, посвященная

60 – летию Победы в Великой Отечественной войне. Были оформлены стенды «Основные события войны», «Герои Советского Союза – наши земляки», «Судогда в годы войны», «Учителя школы – ветераны войны». Лекторские группы из числа учащихся 10 классов гуманитарного профиля провели 20 экскурсий по материалам выставки для учеников 2 – 8 классов.

Автором опыта регулярно ведется работа по оформлению кабинета истории. Оформлены стенды «Учись учиться», «Край Владимирский», «Анализируем источник», «Готовимся к экзаменам». Накоплен богатый раздаточный и дидактический материал. Регулярно пополняется видеотека.
9. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Опыт может быть использован учителями Судогодского района и Владимирской области, которые уделяют в своей деятельности особое внимание данной проблеме.

.




Похожие:

Гражданско правовой культуры учащихся iconРабочая программа по дисциплине трудовое право
Профиль: гражданско-правовой, уголовно-правовой, государственно-правовой, международно-правовой
Гражданско правовой культуры учащихся iconЭксперимента
«Формирование гражданско-правовой культуры как эффективное средство социализации школьников»
Гражданско правовой культуры учащихся icon"Система работы школы №118 г. Перми по формированию правовой культуры учащихся"
России, изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, требуют адекватных изменений и в сфере образования. В...
Гражданско правовой культуры учащихся iconПравовое сознание и правовая культура сотрудников правоохранительных органов
Поэтому в теории права для фиксации конкретного единства ду­ховной и практической правовой деятельности используется понятие право­вой...
Гражданско правовой культуры учащихся iconРоль образовательных учреждений в формировании гражданско – правовой культуры молодежи
Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку.   (Н. В. Шелгунов)
Гражданско правовой культуры учащихся iconО необходимости изучения криминалистики студентами гражданско-правовой...
Такой подход в корне ошибочен, и мы попытаемся обосновать вредность и недальновидность его в данной статье
Гражданско правовой культуры учащихся iconКакие ключевые компетенции мы должны формировать у учащихся?
В основу обновлённого содержания общего образования положена ориентация на создание у учащихся компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой,...
Гражданско правовой культуры учащихся iconНовые социальные требования к системе российского образования
Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития...
Гражданско правовой культуры учащихся iconМоя конвенция Цели
Формирование правовой культуры учащихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка
Гражданско правовой культуры учащихся iconГраф научных интересов
Понятие правовой информации и способы её распространения для повышения правовой культуры населения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница