Алгоритм работы социального педагога школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних




Скачать 66,13 Kb.
НазваниеАлгоритм работы социального педагога школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Дата публикации22.10.2013
Размер66,13 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
Островская О.В.

социальный педагог МОУ «СОШ №3»

г. Нового Оскола

АЛГОРИТМ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В данной статье представлен опыт работы социального педагога школы г. Нового Оскола Островской О.В. по профилактике правонарушений и детской безнадзорности. Предлагаемый материал раскрывает структуру, содержание, принципы и методы деятельности социального педагога в обозначенном направлении.


Дети в условиях современной России – наша тревога и забота, наша боль и усилия по привлечению внимания общества, государства, семьи, всех взрослых к проблемам маленьких граждан – будущего страны. Социально-психологические проблемы современного общества на протяжении многих лет связаны с изменением политической обстановки и спецификой осуществления радикальных экономических реформ в России. Это влечет за собой значительное ухудшение положения семьи и детей, приводя к серьезным деформациям в их жизнедеятельности. Резко возросло число безработных, малообеспеченных семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с отрицательным психологическим климатом. На социальное благополучие многих детей, их нравственное, физическое и психическое здоровье влияют ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, разрыва связей и отчуждения между ними и родителями, отказ от материнства и прочие явления. Все эти и многие другие факты в большинстве случаев приводят к детской безнадзорности, беспризорности, к правонарушениям и преступлениям, совершаемыми несовершеннолетними.

Не подлежит сомнению тот факт, что школа является важнейшим звеном в системе государственных институтов по предупреждению и профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся. Особая роль в этой работе принадлежит социальному педагогу.

Работаю социальным педагогом в МОУ «СОШ №3» г. Нового Оскола 10 лет. Контингент учащихся школы сложен. Дети, в основном, из семей группы социального риска. Так учеников из неполных семей – 25 %; из многодетных семей – 10%, из малообеспеченных семей -10%, проживающих в замещающих семьях – 1%, родители (один или оба) безработные – 10 %. Очень часто школьники из этих семей становятся заложниками сложных жизненных ситуаций, приводящих к детской безнадзорности, асоциальному поведению.

Все это привело к тому, что именно работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних стала приоритетной на данном этапе моей деятельности, которая подразделяется на два самостоятельных направления: профилактическое и коррекционно-реабилитационное.

Профилактическое направление представляет собой комплекс мероприятий по недопущению пропусков уроков учащимися по неуважительным причинам, употребления спиртных напитков, наркотических и других одурманивающих веществ, приобщение несовершеннолетних к криминальной деятельности, социального сиротства детей.

Это индивидуальная и групповая работа с учащимися и их родителями. Она включает в себя:

  • просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, внутрисемейных отношений;

  • содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;

  • повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей;

  • пропаганду здорового образа жизни в семье;

  • подготовку подростков к ответственному родительству, к осознанному профессиональному выбору.

В рамках этого направления использую разные формы работы: индивидуальное консультирование, лекции, беседы, видеолектории, игры, тематические классные часы, родительские собрания.

Коррекционно- реабилитационная работа с семьями учащихся «группы социального риска» и детьми, склонными к правонарушениям осуществляется мною в несколько этапов.

Первый шаг – сбор информации о родителях и учениках, требующих особого внимания педагогического коллектива школы. Для этого провожу паспортизацию классов, изучаю личные дела учащихся, беседую с классными руководителями и учителями – предметниками, провожу анкетирование среди учащихся.

Также информацию о семьях учащихся получаю после проводимой переписи детей микрорайона школы, которая осуществляется педагогическим коллективом путем поквартирного обхода каждой семьи. По полученным сведениям создаю банк данных детей и их родителей микрорайона от рождения до 18 лет.

Как правило, проблемы в воспитании, содержании детей возникают в малообеспеченных, многодетных, неполных, безработных семьях, в некоторых семьях, имеющих детей-инвалидов, в семьях с замещающими родителями.

Основной своей задачей в работе с семьей, имеющей определенные трудности, считаю - обеспечение эффективной помощи в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

Работу с семьей начинаю с её изучения, причин возникших проблем. Для этого обследую жилищные условия, материальное положение. Составляю акт обследования. Провожу беседы с классным руководителем ребенка, соседями семьи, участковым милиционером, инспектором отделения по делам несовершеннолетних. Исследую межличностные взаимоотношения в семье путем индивидуальных бесед с родителями, ребенком, анкетирования.

После выявленных проблем, разрабатываю и реализую индивидуальный план социально-психологической помощи данной семье в решении возникших проблем. Все материалы о семье (ходатайства, постановления комиссий по делам несовершеннолетних, акты и т.д) помещаю в личное дело семьи.

Хотелось бы отметить основные формы работы с семьей «социального риска»:

-индивидуальное консультирование всех членов семьи. Консультации провожу с каждым членом семьи как по отдельности, так всех вместе. Во время консультаций помогаю родителям найти пути выхода из различных проблем (внутрисемейные конфликты, проблемы воспитания и обучения ребенка, проблемы вредных привычек, организация свободного времени детей и т.д.);

- оказание правовой, медицинской, материальной помощи, содействие в трудоустройстве родителей с привлечением различных специалистов. В работе с «проблемными» семьями, а также учащимися «группы риска» постоянно взаимодействую с отделением милиции по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, социальной защитой населения, комиссией по делам несовершеннолетних, врачами районной больницы, руководителями клубов, кружков, центром занятости населения;

-осуществление регулярного патронажа семьи. Раз в четверть (по необходимости и чаще) посещаю семью, составляю акты. Даю родителям рекомендации по санитарному состоянию жилья. Все изменения фиксирую в дневнике посещения семьи и акте;

-организация благотворительных акций в пользу семьи. Организую совместно с администрацией школы благотворительные мероприятия среди педагогического коллектива и учащихся школы. Дети и взрослые оказывают посильную материальную помощь в виде школьных принадлежностей, игрушек, детской одежды;

-организация досуга и отдыха детей из неблагополучной семьи. Вовлекаю детей в кружки и секции по интересам. В каникулярное время включаю детей в школьные оздоровительные лагеря. Ходатайствую перед социальной защитой населения о выделении бесплатных путевок для детей в летние лагеря. Оказываю помощь в трудоустройстве детей в оплачиваемые трудовые бригады, на предприятия.

- пропаганда здорового образа жизни всех членов семьи. Провожу разъяснительные беседы о вреде алкоголя, наркотиков на организм человека. По необходимости привлекаю врача-нарколога для оказания квалифицированной медицинской помощи.

Особое место в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних занимает деятельность с учащимися уже совершившими правонарушения. Прежде чем начать коррекционную работу с данными детьми, изучаю каждого ребенка, причины возникших проблем. Для изучения ученика использую следующие методы: наблюдение, беседу, анкетирование. На каждого несовершеннолетнего завожу диагностические карты, личные дела.

Исходя из выявленных проблем ребенка, разрабатываю и реализую план мероприятий по оказанию психолого-педагогической, медицинской, правовой, материальной помощи ученику. Все проводимые мероприятиями фиксирую в индивидуальной карте ученика, отслеживаю все происходящие изменения.

В работе с ребенком «группы риска» стараюсь реализовывать следующие направления:

  • перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка)

  • воспитание нравственно-правовой убежденности;

  • формирование адекватной самооценки, способности критически относится к самому себе;

  • развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;

  • включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;

  • организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги)

  • предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (неврозы, суицид, клептомания и т.д.);

  • способствование заполнению пробелов в знаниях.

Также мною разработана и реализуется программа деятельности с учениками, совершившими правонарушения, пропускающими занятия без уважительных причин. Данная программа направлена на коррекцию поведения подростков. Проводимые мероприятия в рамках данной программы помогают детям узнать о своих правах и обязанностях, об ответственности за правонарушения и преступления, о вредных привычках, построить свой профессиональный план. На занятиях ребята обсуждают различные проблемы, учатся общаться, разрешать конфликты.

Большое значение в работе по предупреждению детской преступности, бесконтрольности занимает деятельность школьного Совета по профилактике. Заседания Совета проходят ежемесячно. Здесь рассматриваются представления классных руководителей на учащихся по возникшим проблемам (успеваемости, дисциплины, посещаемости занятий). Оказывается консультативная, методическая помощь родителям. Решаются вопросы о пребывании детей в неблагополучных семьях.

Эффективность работы социального педагога школы по предупреждению правонарушений зависит от непрерывного повышения своего профессионализма, а также от таких личных качеств как эмпатия, деликатность, доброжелательность.

Похожие:

Алгоритм работы социального педагога школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconПоложение о совете по профилактике безнадзорности и правонарушений
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из звеньев системы комплексной работы...
Алгоритм работы социального педагога школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconПлан профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних...
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает...
Алгоритм работы социального педагога школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconПриказ от «29» июня2012г.№40/2 Программа «Надежда» по профилактике...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Надежда»
Алгоритм работы социального педагога школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconПлан мероприятий по реализации программы Профилактика безнадзорности...
Анализ реализации программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2009-2010 учебный год
Алгоритм работы социального педагога школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconРоссийская федерация закон липецкой области о профилактике безнадзорности
Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 24 июня 1999 года n 120-фз "Об основах системы профилактики...
Алгоритм работы социального педагога школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconПонятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и...
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие...
Алгоритм работы социального педагога школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconИ правонарушений несовершеннолетних
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает...
Алгоритм работы социального педагога школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconИ правонарушений несовершеннолетних
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает...
Алгоритм работы социального педагога школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconПравительство Тверской области
Сборник содержит материалы и информацию по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, работе образовательных учреждений по профилактике...
Алгоритм работы социального педагога школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних iconАналитический отчёт работы социального педагога мобу сош №2 за 2011-2012 учебный год
«Об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Конституции рф, Семейного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница