Г. М. Гладышев, к п. н., зав кафедрой экономики и управления образованием ооипкро




Скачать 117,92 Kb.
НазваниеГ. М. Гладышев, к п. н., зав кафедрой экономики и управления образованием ооипкро
Дата публикации22.10.2013
Размер117,92 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы

Оренбург Создание и развитие деятельности институтов общественного участия в управлении образованием (управляющие, попечительские, наблюдательные и иные советы)»

Г.М.Гладышев, к.п.н., зав. кафедрой экономики
и управления образованием ООИПКРО


http://bank.orenipk.ru/EGE/05_12.htm

Согласно Закону Российской федерации «Об образовании» образо­вательное учреждение осуществляет свою деятельность в интересах лич­ности, общества и государства. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

Разграничение полномочий между государственным, муниципальным и школьным уровнями управления образовательной деятельностью - приводит к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия. …«Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональное, педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

Приоритетные направления развития регионального образования вписываются в те тенденции, которые заявлены в Концепции модернизации российского образования.

Однако здесь много нерешенных проблем:

· фактическое отсутствие целенаправленной ориентации регионального образовательного пространства на создание и развитие деятельности институтов общественного участия в управлении образованием (управляющие, попечительские, наблюдательные и иные советы) – не только со стороны органов государственного управления, но и со стороны личности, различных социальных и профессиональных групп;

· пассивная позиция общественности, педагогических работников в вопросах формирования содержания и форм деятельности институтов общественного участия в управлении образованием;

· отсутствие общественной оценки деятельности и качества результатов образовательных учреждений.

· несоответствие существующей законодательной и нормативно-правовой базы современным требованиям, предъявляемым к деятельности институтов общественного участия в управлении образованием (законодательная неопределенность формы «попечительство»);

· подмена формы участия общественности в управлении спонсорством (благотворительностью);

· сокращение бюджетного финансирования (обязательств бюджетов разного уровня) при возникновении внебюджетных (спонсорских) средств;

· отсутствие у потребителей образовательных услуг навыков проектировочной деятельности (на основе знания теории и рефлексии последствий собственной деятельности), ведущей к системным изменениям в образовании.

Изменения, происходящие последние 10 лет в регионе, изменили взаимоотношение школы и общества. Школа становится более открытой и строит свою деятельность в соответствии с запросами общественности. Общество в свою очередь стремится к реорганизации образования. Однако государственная система управления и неэффективные механизмы финансирования тормозят процесс реформирования школы. Многие вопросы, возникающие у школы, решаются без участия органов управления образования (ремонт, организация летнего отдыха учащихся и досуговой деятельности и т.д.). Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства ей не сохраниться как образовательному учреждению.

Установлением взаимовыгодного социального партнерства является формирование оптимальной модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственности всех субъектов образовательной политики, прежде всего, образовательного учреждения и органов местного самоуправления. Это связано с обеспечением открытости образования посредством формирования государственно-общественной системы управления.

Цель государственно-общественного управления образованием - оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управ­лении образованием в интересах человека, общества и государства.

В рамках заявленной проблемы «Создание и развитие деятельности институтов общественного участия в управлении образованием (управляющие, попечительские, наблюдательные и иные советы)» рекомендуется рассмотреть на августовских совещаниях следующие темы:

1. Социально-педагогическое партнерство – как система сотрудничества и система взаимодействия работодателей, их представителей и объединений, органов государственной власти и местного самоуправления.

В любой сложной социально-педагогической системе существуют механизмы успешного обеспечения устойчивости и сбалансированности общественных отношений. Одним из таких механизмов является социально-педагогическое партнерство. Социально-педагогическое партнерство – это основанная на сотрудничестве система взаимодействия работодателей, их представителей и объединений, органов государственной власти и местного самоуправления и руководителей образовательных учреждений для решения социально-экономических, педагогических проблем в сфере образования.

В рамках этой темы целесообразно рассмотреть следующие направления:

· реализация демократических принципов и ценностей во всех аспектах школьной жизни - на уроке, в организации внутришкольной жизни и внеклассной работы, в работе с родителями, в управлении школой.

· активизация жителей сообщества разного возраста для решения социально-значимых проблем через обучение участников педагогического процесса навыкам добровольческой деятельности и разработку и внедрение новых технологий добровольчества;

· установление и развитие взаимовыгодного социального партнерства и консолидацию ресурсов для совместного решения проблем школы и сообщества через разработку и внедрение формальных механизмов взаимовыгодного социального партнерства школы и окружающего сообщества и инициирование различных форм взаимодействия с бизнесом, органами местного самоуправления, НКО, общественностью на местном уровне.

^ 2. Основные формы общественного участия в управлении школой.

Современная практика предлагает ряд форм общественного участия в управлении школой: Совет общеобразовательного учреждения, Попечительский Совет, Общественный школьный фонд и т. д.

Все они приносят определенную пользу образованию. Администрация школы может выбрать любую из вышеперечисленных форм в зависимости от цели ее деятельности. Школы успешно устанавливают партнерские отношения с представителями власти, малого и среднего бизнеса, родителями учеников. Но, как правило, забывают об очень важном партнере, которого вырастила сама школа. Это выпускники.

Ассоциация выпускников. Под общественно-государственным управлением образованием мы понимаем управление, в котором принимают участие представители трех секторов общества на добровольной основе и имеющие определенные знания. Предлагается к рассмотрению следующая тема участия общественности в управлении образовательным учреждением: «Привлечение выпускников к деятельности школы, как привлечение представителей трех секторов общества и разных слоев населения. Выпускники – это и власть, и бизнес, и НКО, и родители учеников».

^ 3. Школа имеет опыт участия общественности в управлении образовательным учреждением.

В современных условиях школе, чтобы выжить и сохраниться как образовательному учреждению, необходимо: проводить согласование своих целей с целями родителей, с субъектами рынка труда и образования; пересмотреть формы и методы работы с родителями, привить им навыки благотворительности, гражданской активности; расширить участие родителей в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании; уметь сотрудничать с жителями микрорайона, другими организациями и учреждениями.

Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии школьного образования.

В рамках проведения августовских совещаний целесообразно рассмотреть вопросы по результатам апробации и внедрению в практику образовательных учреждений новых и эффективных форм и методов работы с родителями, организациями и учреждениями в условиях сложившихся традиций на школьном и муниципальном уровнях управления. В целях распространения на территории опыта работы с общественностью, провести обобщение достижений позитивных результатов по участия общественности в управлении образовательным учреждением.

4. Ключевым моментом реформы школы является создание форм (институтов) общественно-государственного управления образованием, как на региональном, так и муниципальном (местном) уровнях.

Система общественно-государственного управления образованием включает в себя: всех участников образовательного процесса, их органы управления и органы государ­ственного (муниципального) управления образованием; нормативно-правовую базу, регла­ментирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образо­ванием; процедуры и механизмы их взаимодействия.

Проведенный анализ материалов о деятельности Попечительских советов показал, что можно выделить объекты попечительства на локальном, муниципальном и региональном уровнях управления образованием. По отношению к этим объектам предлагается структурировать движение попечителей муниципальной территории следующим образом:

· Попечительство по отношению к образовательному учреждению: функции, структуры, формы, принципы и механизмы осуществления;

· Попечительство по отношению к образовательным феноменам внутришкольного, межшкольного и внешкольного характера: функции, структуры, формы, принципы и механизмы осуществления;

· Попечительство по отношению к муниципальной системе образованием: функции, структуры, формы, принципы и механизмы осуществления;

· Региональные и межтерриториальные ассоциации попечителей.

^ В рамках заявленной темы рекомендуется рассмотреть следующие вопросы, направленные на создание максимально благоприятных условий для попечительской деятельности в области образования, развитие сети попечительских советов образовательных учреждений и организаций, создание попечительского движения на школьном, муниципальном и региональном уровнях.

Обсуждение вопросов по проблеме рекомендуется направить на поиск наиболее эффективных моделей развития попечительства и общественного управления в системе муниципального и регионального образования. Перед участниками августовских педагогических совещаний стоит задача определить, насколько эффективны уже существующие модели, и проработать возможность их реализации в системе школьного, муниципального и регионального образования.

^ 5. Подготовка общественных управляющих и консультантов в сфере общественного управления образованием.

Одной из важнейших проблем развития образования сегодня можно рассматривать недостаточную подготовку руководителей образовательных учреждений осуществлять маркетинг как деятельность по согласованию возможностей организации (ее внутренней среды) с по­требностями клиентов (требованиями внешней среды).

Вопрос согласования состояния внешней и внутренней среды орга­низации является важнейшим моментом ее выживания и развития. Отсутствие способности руководителя предвидеть изменения условий существования организации оставляет образовательное учреждение без целенаправленного взаимодей­ствия согласованного состояния внешней и внутренней среды для достижения общих целей учреждения (организации). Так возникает необходимость в создании особой инфраструктуры, системе обучения и подготовке общественных управляющих и консультантов в сфере общественного управления образованием.

Следовательно, появляется необходимость обсуждения проблемы обучения общественных управляющих в системе образования, деятельность которых направлена на решение актуальных вопросов образовательной политики в области содержания образования, нормативно-правового регулирования сферы образования, экономики образования, поддержки инновационных образовательных практик.

И с этой точки зрения, на августовских совещаниях необходимо провести обсуждение проблем направленных на формирование заказа по предоставлению образовательных услуг ООИПКРО, в соответствии с основными запросами и потребностях образовательного пространства.

Перечисленные вопросы по заявленной проблеме не исчерпывают все направления, формы, механизмы создания и развитие деятельности институтов общественного участия в управлении образованием (управляющие, попечительские, наблюдательные и иные советы), однако являются сегодня наиболее актуальными в управлении образованием.

Для организации обсуждения названных вопросов рекомендуем воспользоваться материалами, представленными на официальном сайте ООИПКРО: www.ooipkro.ru в разделе «Августовские совещания». Необходимо также обратиться к материалам электронной библиотеки ООИПКРО.

^ Рекомендованная литература и источники.

Нормативные документы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции от 31 августа 2004 г. № 12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями);

2. Гражданский кодекс РФ ст.48-53;

3. Закон РФ "О некоммерческих организациях", ст. 10, ст.15, ст. 24, ст.26;

4. Закон РФ "Об общественных объединениях", ст. 8, ст.12, ст.18;

5. Законопроект «О попечительской деятельности»;

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р);

7. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 г. № Пр-576);

8. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2003 г. №1163-р);

9. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 июля 2004 года «О бюджетной политике в 2005 году»;

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»;

11. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2004 год и основных направлений приватизации федерального имущества до 2006 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2003 г. №1165-р).

12. Письмо органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 14 мая 2005 г. № 03-746 «О тематике августовских педагогических совещаний работников образования в 2005 году»;

Список рекомендованной литературы и источников.

1. Адамский А. Да, попечительские советы школам нужны // Internet: http://ps.1september.ru;

2. Бибиков В. Власть и попечители // Internet: http://archive.1september.ru;

3. Иштрикова Н. Общество и власть партнёры // Internet: http://archive.1september.ru;

4. Методика организации и деятельности попечительских советов // Internet: http://www.psovet.volgagis.ru;

5. Никитин М.В. Попечительский совет как институт демократизации профессионального образования, Москва 1999г.;

6. Опыт попечительства Состав ПС и задачи директора школы // Internet: http://psovet.volgagis.ru;

7. Развитие попечительства в Приволжском Федеральном округе Мегапроект // Internet: http://www.psovet.volgagis.ru;

8. Сауткин В. Документы по попечительским советам Справочно-информационный материал по вопросу о необходимой нормативно-правовой базе образовательного учреждения // Internet: http://advsolf.1september.ru;

9. Справочно-информационный материал по вопросу о необходимой нормативной базе образовательного учреждения для создания Попечительского совета // Internet: file://C:\Mo…\Справочно-информационный материал по Попечительскому совету.ht.

Похожие:

Г. М. Гладышев, к п. н., зав кафедрой экономики и управления образованием ооипкро iconМетодические рекомендации Саратов 2010 ббк 74. 2 О 64 Губанова Е....
Губанова Е. В., заведующая кафедрой управления образованием гаоу дпо «Сарипкипро», к п н., доцент
Г. М. Гладышев, к п. н., зав кафедрой экономики и управления образованием ооипкро iconКонкурс проходил в два тура заочный и очный. В конкурсе участвовали...
Мон рд совместно с дипкпк (кафедрой управления и развития образования) был проведен конкурс «Лидер в образовании Дагестана – 2011»...
Г. М. Гладышев, к п. н., зав кафедрой экономики и управления образованием ооипкро iconПрактикум
Рецензенты: кафедра конструирования и производства эва казанского Государственного университета (зав кафедрой д-р техн наук проф....
Г. М. Гладышев, к п. н., зав кафедрой экономики и управления образованием ооипкро iconСистема государственно-общественного управления образованием
Концепция демократизации управления общим образованием в России, одобренная решением конференции масшс 2002 г., определяет общие...
Г. М. Гладышев, к п. н., зав кафедрой экономики и управления образованием ооипкро iconАлешина Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зам...

Г. М. Гладышев, к п. н., зав кафедрой экономики и управления образованием ооипкро iconПрограмма 82-ой конференции студенческого научного общества «мечниковские чтения 2009»
Научные руководители: зав каф эпидемиологии акад. Раен, д м н., проф. Зуева. Л. П., зав кафедрой инфекционных болезней проф. Сологуб...
Г. М. Гладышев, к п. н., зав кафедрой экономики и управления образованием ооипкро iconСовременное бизнес-образование
Горюнов П. В. зав кафедрой «Менеджмент в международном топливно-энергетическом бизнесе» Государственного университета управления,...
Г. М. Гладышев, к п. н., зав кафедрой экономики и управления образованием ооипкро iconПрограмма 81-ой конференции студенческого научного общества «человек...
Научные руководители: зав каф эпидемиологии акад. Раен, д м н., проф. Зуева. Л. П., зав кафедрой инфекционных болезней проф. Сологуб...
Г. М. Гладышев, к п. н., зав кафедрой экономики и управления образованием ооипкро iconПроектирование Программы развития удод в условиях формирования современной...
Проектирование Программы развития удод в условиях формирования современной модели образования в сфере культуры и искусства
Г. М. Гладышев, к п. н., зав кафедрой экономики и управления образованием ооипкро iconИнструкция по работе с Краевой Информационной Автоматизированной...
Краевая информационно-аналитическая система управления образованием (далее – киасуо) предназначена для сбора, хранения и обработки...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница