Методические рекомендации по проведению аттестации лиц, претендующих на должности заместителей руководителя




Скачать 274,8 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению аттестации лиц, претендующих на должности заместителей руководителя
страница1/3
Дата публикации06.10.2013
Размер274,8 Kb.
ТипМетодические рекомендации
pochit.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3
УТВЕРЖДЕНЫ

Приказом директора школы

от 01.09.2011 №269
Методические рекомендации по проведению аттестации лиц,

претендующих на должности заместителей руководителя

МБОУ СОШ п.Ждановский


  1. Общие положения


Методические рекомендации по аттестации лиц, претендующих на должность заместителя директора МОУ СОШ п.Ждановский включают порядок проведения аттестации, организацию и проведение собеседования, а также рекомендации по подготовке к этой процедуре, включающие примерный перечень вопросов для собеседования с целью определения готовности к вступлению в должность, терминологический словарь, список основных нормативных документов по аттестации, список основных нормативно-правовых документов и учебно-справочной литературы, рекомендованных для подготовки к аттестации, рекомендуемую учебную и справочную литературу, интернет-ресурсы.

Методические рекомендации могут быть использованы лицами, претендующими на должность заместителя директора МОУ СОШ п.Ждановский.

^ Целями аттестации лиц, претендующих на должность заместителя директора МОУ СОШ п.Ждановский определены:

- объективная оценка уровня компетентности лиц, претендующих на должности руководящих работников, и определение их соответствия занимаемой должности;

- оценка возможностей эффективного осуществления управленческой деятельности лиц, претендующих на должности руководящих работников;

- стимулирование профессионального роста лиц, претендующих на должности руководящих работников;

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей лиц, претендующих на руководящие должности.

Данные методические рекомендации по аттестации базируются на системе требований к заместителю руководителя образовательного учреждения, закрепленных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638) (далее – ЕКС).

В основании методических рекомендаций по аттестации лежит компетентностный подход, заключающийся в использовании управленческих (профессиональных и личностных) компетенций в качестве критериев оценки возможностей человека, претендующего на должность заместителя директора МОУ СОШ п.Ждановский, решать управленческие задачи.

На основании предъявляемых требований выделяются в качестве составляющих профессиональной компетенции заместителя директора МОУ определенный набор знаний, умений и способностей, необходимых для осуществления управленческой деятельности (Приложение 1).

Способом получения информации и инструментарием для определения профессиональных и личностных качеств лица, претендующего на должность заместителя директора является собеседование.

Профессиональная деятельность лица, претендующего на должность заместителя директора МОУ СОШ п.Ждановский, оценивается на основе определения его соответствия установленным квалификационным требованиям, его участия в решении поставленных перед соответствующим учреждением задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом учитываются:

- профессиональные знания;

- знание законодательства Российской Федерации, Нижегородской области;

- организаторские и управленческие способности аттестующихся.


  1. ^ Порядок проведения аттестации лиц, претендующих на должности заместителей директора МБОУ СОШ п.Ждановский

Порядок проведения аттестации лиц, претендующих на должности заместителей директора МОУ СОШ п.Ждановский, определен в «Положении о порядке аттестации лиц, претендующих на должность заместителя директора МОУ СОШ п.Ждановский» (приказ директора школы от 01.09.2011г. №269).

Лица, претендующие на должности заместителей директора, подлежат аттестации в порядке, установленном настоящим Положением, до заключения с ними трудового договора.

Основанием для проведения аттестации является: заявление лица, претендующего на должность заместителя руководителя, о согласии на проведение аттестации и представление в аттестационную комиссию. Представление на лицо, претендующего на замещение должности заместителя руководителя, формирует работодатель кандидата на момент подачи заявления не позднее, чем за 15 рабочих дней до назначения.

Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств лица, претендующего на должность заместителя директора, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию об уровне квалификации по управлению образовательным учреждением согласно квалификационным характеристикам должностей работников образования. (Приложение 2).

Аттестация проводится школьной аттестационной комиссией, созданной приказом директора школы.

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого на заседание ШАК.

Секретарь школьной аттестационной комиссии составляет списки лиц, претендующих на руководящие должности, подлежащих аттестации, графики ее проведения для утверждения ШАК.

Перечень вопросов для собеседования размещается на сайте МОУ СОШ п.Ждановский в разделе «Аттестация пед.кадров» и обновляется по мере необходимости.

Решение аттестационной комиссией принимается в присутствии аттестуемого путём открытого голосования большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что аттестуемый прошёл аттестацию.

Решение ШАК принимается по результату собеседования в день его проведения оформляется протоколом (Приложение 3), который подписывается членами ШАК.

В результате аттестации лицу, претендующему на руководящую должность, дается одна из следующих оценок:

– «соответствует должности заместителя директора муниципального образовательного учреждения»;

– «не соответствует должности заместителя директора муниципального образовательного учреждения».

Решение ШАК о результатах аттестации лиц, претендующих на должность заместителя директора ОУ, утверждается приказом директора школы. Уведомление (Приложение 4) и выписка из приказа о результатах аттестации выдается лицам, претендующих на должность заместителя директора ОУ, не позднее 5 рабочих дней со дня прохождения аттестации.


  1. ^ Содержание и организация аттестационной процедуры в форме собеседования

Аттестуемому задаются вопросы и практические ситуации. ШАК заслушивает аттестуемого, задает ему дополнительные вопросы, касающиеся содержания ответа. При необходимости члены ШАК могут задать вопросы, касающиеся работы аттестуемого, его функционала и зон ответственности за направление работы, перспектив профессионального развития.

Ответы на вопросы аттестующихся оцениваются членами ШАК по критериям. Для успешного прохождения собеседования правильных ответов должно быть не менее 70 % от общего количества заданных вопросов и (или) практических ситуаций.

^ Критерии оценки ответов на собеседовании аттестующихся членами ШАК

  • Умение формулировать цели и задачи функционирования и развития МОУ на основе государственной образовательной политики.

  • Способность организовывать и координировать реализацию целей и задач деятельности МОУ.

  • Способность выявлять, развивать, стимулировать возможности и способности сотрудников.

  • Способность выбирать оптимальные технологии управления качеством и контроля деятельности МОУ.

  • Способы эффективного взаимодействия с различными организациями, органами власти и управления, их представителями.

  • Способность прогнозировать результаты принятого решения в системе управления МОУ.

  • Знание законодательных и иных нормативных правовых документов в сфере образования.




  1. Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для проведения собеседования с лицами, претендующими на должность заместителя директора общеобразовательного учреждения по учебно-воспитательной работе

Вопросы:

  • Охарактеризуйте основные направления развития образования в России, Нижегородской области. Какими компетенциями, на Ваш взгляд, должен владеть заместитель директора для их реализации в Вашем учебном заведении?

  • Приведите примеры из Вашей работы, которые демонстрируют управленческие навыки в руководстве образовательным учреждением.

  • Охарактеризуйте осуществляемую/планируемую систему внутришкольного контроля в Вашем ОУ.

  • В каких локальных нормативных актах закреплено понятие «качество образования» в Вашем образовательном учреждении? Охарактеризуйте качество образования в Вашем учреждении.

  • Каким образом вы будете организовывать текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения?

  • Какие нормативно-правовые акты служат основой для разработки учебно-методической документации в Вашей школе?

  • Охарактеризуйте условия, необходимые в образовательном учреждении для профессионального роста педагогических работников. Охарактеризуйте деятельность Вашей методической службы (методических объединений) по методическому сопровождению профессионального развития педагогических работников школы.

  • Охарактеризуйте повышение квалификации в Вашем образовательном учреждении. Каким образом Вы планируете осуществлять контроль за качеством и результативностью участия педагога в курсах и качеством внедрения результатов повышения квалификации в образовательную практику?

  • Назовите не менее трех показателей эффективности учебно-воспитательной, научно-методической, воспитательной (на выбор) работы, обоснуйте их выбор.

  • Каким образом Вы планируете использовать возможности новой системы оплаты труда учителей в целях обеспечения качества индивидуальных образовательных достижений школьников (учебных, внеучебных)?

  • Охарактеризуйте свою управленческую деятельность по обеспечению взаимодействия с образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети. Какими документами должно быть регламентировано это взаимодействие?

  • Охарактеризуйте, каким образом Вы планируете осуществлять контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся?

  • Каких изменений в Вашей профессиональной деятельности требует введение федеральных государственных образовательных стандартов? Какие профессиональные задачи в связи с этим Вам необходимо решать?

  • Как соотносится цель Вашей профессиональной деятельности с целями деятельности школы, в которой Вы работаете?

  • Что Вы считаете результатом собственного участия в реализации программы развития школы? Какие задачи необходимо решать в связи с этой работой?

  • Каким образом будет происходить Ваше взаимодействие с органами государственно-общественного управления образовательного учреждения?

  • Как Вы используете информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы? Что Вы считаете результатом использования этих технологий в Вашей управленческой деятельности?

  • С какими трудностями в своей профессиональной деятельности Вы сталкиваетесь сейчас? Как Вы их разрешаете? Какие проблемы развития своей управленческой компетентности Вы обнаружили? Как планируете работать над их развитием?

  • Раскройте содержание Вашей деятельности по охране труда и пожарной безопасности.

  • Назовите основные нормативно-правовые документы, на основании которых Вы будете строить свою работу.

Практические ситуации:

1. Группа преподавателей в грубой форме высказали недовольство вашими распорядительными действиями, режимом работы и большими перегрузками. Что следует предпринять?

2. Вам поручают руководить подразделением или командой, моральный дух членов которой оставляет желать лучшего. Имеются нарушения трудовой дисциплины и даже срыв заданий и поручений. Заменить специалистов нет возможности. Что можно предпринять для разрешения ситуации?

3. Во время обсуждения один из участников педсовета высказывает несогласие с вами по важному вопросу, не приводя никаких убедительных доводов. Ваши действия?

4. Педагог спорит с вами, не соглашается с тем, что его поведение было ошибочным и поэтому спровоцировало конфликт с коллегой. Что вы предпримете?

5. Вы приступили к новой работе только неделю назад, неожиданно возникла проблема, которую, как вам кажется, самостоятельно решить вы не можете. Обращаться за советом к более опытным коллегам вам не хочется, так как боитесь потерять авторитет в их глазах и показаться несамостоятельным. Как вы поступите?

6. Педагог отказывается брать на себя ответственность за возникшую проблему. Он обвиняет вас в отсутствии достаточной поддержки, а других педагогов — в плохом исполнении своих обязанностей. Ваши действия?

7. В процессе аттестации вы проводите оценивание педагога. Он не может ответить на заданный ему вопрос и долго молчит. Каковы будут ваши действия?

8. К вам с жалобой обращаются родители на то, что в классе их ребенка постоянно обижают одноклассники: дразнят, толкают, отбирают школьные принадлежности, не хотят дружить. Ребенок плачет и поэтому не хочет идти в школу. Что вы будете предпринимать?

9. Учитель сообщает вам, что один из учеников приходит в школу заплаканный, в синяках и, по словам этого ученика, телесные повреждения ему наносят родители. Как необходимо поступить в данной ситуации?

10. От родителей одного из классов в управление образованием постоянно поступают жалобы по организации внеклассных школьных мероприятий. Ваши действия?

Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для проведения собеседования с лицами, претендующими на должность заместителя директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе

Вопросы:

  • Охарактеризуйте основные направления стратегии воспитания в условиях введения ФГОС общего образования.

  • Приведите примеры из Вашей работы, которые демонстрируют управленческие навыки в руководстве образовательным учреждением.

  • Охарактеризуйте осуществляемую/планируемую систему внутришкольного контроля в Вашем ОУ.

  • В чём заключается сущность управления воспитательным процессом в ОУ, каково содержание воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС?.

  • Каким образом вы будете организовывать текущее и перспективное планирование воспитательной деятельности

  • Охарактеризуйте условия, необходимые в образовательном учреждении для профессионального роста педагогических работников.

  • Охарактеризуйте повышение квалификации в Вашем образовательном учреждении. Каким образом Вы планируете осуществлять контроль за качеством и результативностью участия педагога в курсах и качеством внедрения результатов повышения квалификации в образовательную практику?

  • Назовите не менее трех показателей эффективности воспитательной работы, обоснуйте их выбор.

  • Назовите основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан РФ.

  • В чём заключаются особенности организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

  • Что такое ученический коллектив, в чём особенности его формирования и развития?

  • Охарактеризуйте сущность самоуправленческой деятельности в школе.

  • Каковы типичные формы асоциального поведения школьников? Назовите основные виды профилактической работы.

  • Каковы основные подходы к изучению результатов воспитательной деятельности ОУ?

  • В чём заключается воспитательная составляющая ФГОС общего образования?

  • Охарактеризуйте свою управленческую деятельность по обеспечению взаимодействия с образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети. Какими документами должно быть регламентировано это взаимодействие?

  • Что Вы считаете результатом собственного участия в реализации основной образовательной программы (ООП)?

  • С какими трудностями в своей профессиональной деятельности Вы сталкиваетесь сейчас? Как Вы их разрешаете? Какие проблемы развития своей управленческой компетентности Вы обнаружили? Как планируете работать над их развитием?

  • Назовите основные нормативно-правовые документы, на основании которых Вы будете строить свою работу.

  • Назовите, каким образом регламентируется, на Ваш взгляд, воспитательный процесс в Вашем образовательном учреждении?

^ Практические ситуации: см. практические ситуации для проведения собеседования с лицами, претендующими на должность заместителя директора общеобразовательного учреждения по учебно-воспитательной работе


  1. ^ Терминологический словарь

Информационная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; использование информационных технологий в управленческой деятельности, работа с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющими проектировать решение управленческих, педагогических проблем и практических задач, ведение школьной документации на электронных носителях.

^ Квалификационный уровень – структурная единица/ступень Национальной рамки квалификаций, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней.

^ Квалификация работника – готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности; официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности.

^ Коммуникативная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций, стимулирования партнера к прояснению его позиций, предложений; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных.

Компетентность – наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности.

Компетенция – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

^ Личностные компетенции – это качества, характеризующие специалиста как личность (моральные, деловые, организаторские и психологические качества, необходимые для осуществления определенного вида деятельности, характеристики здоровья и культурного развития).

^ Общая компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. В разных источниках возможно встретить разные подходы к классификации компетенций и разные их названия и определения. В частности, как неточный синоним термина «общая компетенция» можно рассматривать термин «общекультурная компетенция».

^ Правовая компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное использование в управленческой деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие управленческих решений в рамках существующей законодательной базы.

^ Профессиональная компетентность – качество действий руководителя, обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования, коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников.

^ Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.


  1. Список основных нормативно-правовых документов, учебно-справочной литературы и интернет ресурсов рекомендованных для подготовки к аттестации

    1. Нормативно-правовая база по аттестации

  • Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

  • Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных учреждений – письмо Департамента общего образования Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 № 03-52/46.

  • Приказ Министерства образования Нижегородской области № 1451 от 08.12.2010 г. «Положение о порядке аттестации лиц, претендующих на должности руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования Нижегородской области».

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638.




    1. Основные нормативные правовые документы

  • Конституция Российской Федерации.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации.

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196

  • Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 522.

  • Положение о лицензировании образовательной деятельности. Утверждено Постановлением Правительства России от 18.10.2000.

  • Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу. Приказ Министерства образования России от 23.04.2001 № 1800.

  • Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников. Приложение к Постановлению Правительства России от 03.04.2003 № 191.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 марта 2006 г. № 69. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Утвержден приказом Минобразования России от 26.02.2004 № 872.

  • Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 142.




    1. Рекомендуемая учебная и справочная литература

  • Гайтукаева И.Ю., Юдина И.Г. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе». Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.

  • Еделева Е.Г., Еременко Н.А., Шилова О.В. Психология. Н.Новгород, Институт развития образования, 2009.

  • Зайцев Г.Г., Черкасская Г.В. Управление деловой карьерой: учебное пособие. М.: Академия, 2007

  • Игнатьева Г.А., Тулупова О.В., Педагогика. Н.Новгород, Институт развития образования, 2009.

  • Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании. - М.: Педагогика - Пресс, 2001. Леонтьев А.А. Психология общения. Учебное пособие. М: Академия, 2007.

  • Моисеев A.M., Моисеева О.М. Основы стратегического управления школой. Учебное пособие.-М., Центр педагогического образования, 2008.

  • Попова И.Н. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. Н.Новгород, НИРО, 2009.

  • Психология управления: учеб. пособие / Л.Н. Захарова. – М.: Университетская книга; Логос, 2009. – 376 с. – (Новая университетская библиотека)

  • Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные технологии управления: учебник. М.: Академия, 2007.

  • Чичикин В.Т., Конюхов Е.Е., Молев И.Ю. Безопасность и охрана труда учащихся. Физическая культура. Н.Новгород, НИРО, 2009.

  • Шамова Т.Н. и др. Управление образовательными системами. Учебное пособие. М.: Академия, 2007.



  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по проведению аттестации лиц, претендующих на должности заместителей руководителя iconМетодические рекомендации по проведению аттестации лиц, претендующих...
Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18. 08. 2010 №03-52/46, в целях повышения эффективности работы образовательного...
Методические рекомендации по проведению аттестации лиц, претендующих на должности заместителей руководителя iconО порядке аттестации заместителей руководителей и лиц, претендующих...
Настоящее Положение определяет порядок проведения аттестации заместителей руководителей и лиц, претендующих на должности заместителей...
Методические рекомендации по проведению аттестации лиц, претендующих на должности заместителей руководителя iconМетодические рекомендации по проведению аттестации лиц, претендующих...
«Положении о порядке аттестации лиц, претендующих на должности руководителей, и заместителей руководителей муниципальных образовательных...
Методические рекомендации по проведению аттестации лиц, претендующих на должности заместителей руководителя iconМетодические рекомендации по проведению собеседования с лицами, претендующими...
Об организации аттестации лиц, претендующих на руководящие должности муниципальных образовательных учреждений в 2011 году
Методические рекомендации по проведению аттестации лиц, претендующих на должности заместителей руководителя iconЗакон РФ «Об образовании»
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26. 08. 2010г. №716н и регулирует аттестацию заместителей руководителей...
Методические рекомендации по проведению аттестации лиц, претендующих на должности заместителей руководителя iconПриложение 3 к приказу от 25 января 2011 г. №12
Положения о порядке аттестации лиц, претендующих на должности руководителей, и заместителей руководителей муниципальных образовательных...
Методические рекомендации по проведению аттестации лиц, претендующих на должности заместителей руководителя iconПоложение о порядке аттестации лиц, претендующих на должность руководителя...
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности аттестуемых квалификационным требованиям,...
Методические рекомендации по проведению аттестации лиц, претендующих на должности заместителей руководителя iconПоложение об организации аттестации лиц, претендующих (вновь назначаемых)...
Настоящее Положение регулирует процедуры аттестации лиц, претендующих (вновь назначаемых) на руководящие должности в образовательном...
Методические рекомендации по проведению аттестации лиц, претендующих на должности заместителей руководителя iconМетодические рекомендации по проведению Дня знаний в начальной школе...
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной...
Методические рекомендации по проведению аттестации лиц, претендующих на должности заместителей руководителя iconПриказ
Об аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений и лиц, претендующих на должность руководителя образовательного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница