Тихоновский Богословский Институт Иерей Олег Давыденков катихизис курс лекций




НазваниеТихоновский Богословский Институт Иерей Олег Давыденков катихизис курс лекций
страница1/59
Дата публикации23.09.2013
Размер2,5 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59


Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт

Иерей Олег Давыденков

КАТИХИЗИС

Курс лекций

Москва, 2000

Предлагаемый курс лекций представляет собой расшифровку магнитофонной записи и предназначен, в первую очередь, студентам очного и заочного отделений Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. В дальнейшем предполагается издание исправленного и отредактированного текста.

Введение

Мир православного богословия можно уподобить огромному, премудро устроенному и богато украшенному зданию. Курс “Катихизиса” имеет целью изучить главные “несущие конструкции” и “соединительные узлы” этого здания, понять основные принципы его устройства и, таким образом, получить возможность более или менее свободно ориентироваться в мире богословского знания.
^

1. Понятие о Православном Катихизисе

1.1. Значение слова “катихизис”


Слово “катихизис” происходит от греческого глагола v, что значит “говорить кому-то”, “устно наставлять”, “оглашать”. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете.

^ Достопочтенный Феофил”, к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, “был наставлен (kathchvqh")” (Лк. 1, 4) в учении христианской веры.

Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, “был наставлен (hJ`n kathcoumevno") в начатках пути Господня.” (Деян. 18, 25).

Первоначально “катихизисом” называлось устное научение основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом “катихизис” превратился в жанр христианской вероучительной литературы.

По определению “Пространного Христианского Катихизиса”

^ Православный Катихизис есть наставление в православной Вере Христианской, преподаваемое всякому Христианину для благоугождения Богу и спасения души”1.
^

1.2. Что такое вера?


а) Прежде всего под верой понимают состояние психологической уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены.

Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. Ап. Павел определяет веру как

осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11, 1).

По истолкованию “Пространного Катихизиса”, это означает

уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем”2.

Такая вера является основанием религиозной жизни как таковой,

ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает” (Евр. 11, 6).

б) Верой называется также и самый предмет уверенности, то есть некоторое учение, в истинности которого человек убежден. В таком значении использует слово “вера” ап. Павел, когда говорит о людях, которые “отвергли прежнюю веру” (1 Тим. 5, 12), о “невеждах в вере” (2 Тим. 3, 8). В таком смысле можно говорить о христианской, мусульманской, иудейской и другой вере.

в) Бог Библии не есть отвлеченная сущность, но живая Личность, свободно-разумное Существо, с Которым человек может вступить в непосредственное личностное общение, соединиться теснейшим внутренним союзом. Верой мы получаем доступ к Божественной благодати, верою Христос вселяется в наши сердца (Еф. 3, 17). Христианская вера изначально есть вера именно в Личность, а не в доктрину, поэтому вера христиан в принципе не может быть ограничена лишь формальным признанием истинности христианского учения. По словам выдающегося русского богослова первой половины XX в. В. Н. Лосского, “вера — не психологическое состояние”, а “онтологическая связь (то есть связь по бытию. — О. Д.) между человеком и Богом, связь внутренне объективная”3.

С субъективной стороны такая вера раскрывается, прежде всего, как доверие — доверие тому, что Бог открывает нам в Своем слове, доверие Промыслу Божию.

^ Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность” (Рим. 4, 3).

Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие — в этом он не сомневался и ранее, — а в том, что он доверился Богу, всецело предал себя воле Божией.

Доверие Богу, Его повелениям и обетованиям порождает в человеке желание хранить верность Богу. На низких степенях духовного развития стремление быть верным Богу может быть обусловлено страхом наказания или желанием получить награду. Однако ни страх, ни корыстный расчет не могут сообщить верности положительного нравственного основания и потому несовместимы с христианским совершенством. Таким основанием может быть только любовь как “совокупность совершенства” (Кол. 3, 14).

Бог есть любовь” (1 Ин. 4, 8; 16), и вера в Бога — Любовь по мере своего роста срастворяется любовью, любовь же побуждает хранить верность тому, кого любишь:

^ Если любите Меня, соблюдите мои заповеди” (Ин. 14, 15); “кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое” (Ин. 14, 23).

В этом смысле ап. Павел говорит о “вере, действующей любовью” (Гал. 5, 6).

г) Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинности христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Можно сказать, что вера есть, прежде всего, определенный образ жизни. С одной стороны, его содержание — стремление к богообщению, к соединению с Богом. С другой стороны, этот образ жизни непременно включает в себя твердую решимость исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с Божественным замыслом о человеке.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59

Похожие:

Тихоновский Богословский Институт Иерей Олег Давыденков катихизис курс лекций iconИерей Олег Давыденков догматическое богословие пстби москва 1997 раздел II
Божественным домострои­тельством (греч. "о'1коуо^{а" — искусство управления домом, правила управления домом). Слово имеет библейское...
Тихоновский Богословский Институт Иерей Олег Давыденков катихизис курс лекций iconПравославный свято-тихоновский гуманитарный университет институт...
Заявки на доклад (текст в формате ms word doc или rtf объемом не более 2 500 знаков с учётом пробелов) принимаются по электронной...
Тихоновский Богословский Институт Иерей Олег Давыденков катихизис курс лекций iconКурс лекций по высшей геодезии ( раздел «теоретическая геодезия» )
Курс лекций ведется на кафедре прикладной геодезии и фотограмметрии Полоцкого государственного университета для студентов специальности...
Тихоновский Богословский Институт Иерей Олег Давыденков катихизис курс лекций iconКурс лекций для студентов заочного факультета самара
Системное программирование: Курс лекций / О. П. Солдатова, С. В. Востокин. Самар гос аэрокосм ун-т. Самара, 2002. С. 127
Тихоновский Богословский Институт Иерей Олег Давыденков катихизис курс лекций iconНикифоров Олег Владимирович Судебная психиатрия Курс лекций Содержание  Предисловие
Лекция первая. Введение. Значение данного курса и пределы его. Различие периодов в истории учения о душевном расстройстве и преступлении....
Тихоновский Богословский Институт Иерей Олег Давыденков катихизис курс лекций iconЛ. И. Аксельрод (Ортодокс) курс лекций по историческому материализму
Предлагаемый читателям "Курс лекций" по историческому материализму был прочитан в 1919 г в Тамбове учителям Тамбовской губ
Тихоновский Богословский Институт Иерей Олег Давыденков катихизис курс лекций iconКурс лекций для учителя Москва 2007 г. Удк
Экология Москвы и устойчивое развитие. Курс лекций для учителя / Под ред. Г. А. Ягодина. — М.:, с
Тихоновский Богословский Институт Иерей Олег Давыденков катихизис курс лекций iconКурс лекций по спецкурсу «проблемы предварительного расследования в россии»
Башкирский институт социальных технологий (филиал) академии труда и социальных отношений
Тихоновский Богословский Институт Иерей Олег Давыденков катихизис курс лекций iconКорпоративное право Курс лекций Москва
Кирилловых А. А. Корпоративное право. Курс лекций. М. "Юстицинформ", 2009 г. – 192 с
Тихоновский Богословский Институт Иерей Олег Давыденков катихизис курс лекций iconКурс лекций Педагогическое общество России Москва 2001
Б 53 Социальное прогнозирование. Курс лекций.— М.: Педагогическое общество России 2002. — 392 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница