Тема: Принятие Русью христианства




Скачать 94,85 Kb.
НазваниеТема: Принятие Русью христианства
Дата публикации23.09.2013
Размер94,85 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
Лабораторно-практическое занятие

Тема: Принятие Русью христианства.

Цели:1.выяснить причины принятия христианства Русью, 2продолжить работу над формированием умений анализа исторических источников.3 определить значение принятия Русью христианства и объяснить, почему православие на Руси сохранило такое большое количество языческих праздников.

Термины: политеизм, монотеизм.

ХОД УРОКА:

  1. Орг момент: запись темы в тетради, постановка целей на урок.

  2. Изучение нового материала:

На прошлом уроке мы изучили, что такое государство и основные теории возникновения государства. Одна из составных государства- это религия. Давайте вспомним, как называлась религия древних славян (Язычество).

Ребята, что это за религия? В кого верили и какие явления природы объясняли славяне при помощи религии? (Ответы учащихся)

Правильно ребята. А вера во множество богов научно называется политеизм. Давайте запишем данное определение в тетради:

ПОЛИТЕИЗМ- многобожие. А теперь давайте подумаем, что такое монотеизм, обратите внимание на начало слова моно…, какие есть слова с таким же началом: монотонный, монолог…(рассуждая делаем вывод о слове монотеизм, определение записываем в тетрадь)

Монотеизм- единобожие.

Сегодня мы должны выяснить предпосылки и причины принятия Русью христианства.

Христианство проникло на Русь задолго до того, как было утверждено в качестве официальной религии. В «Окружном послании» 867 года Константинопольского патриарха Фотия говорится о крещении руссов, которые воевали с Византией.

Христианами были некоторые дружинники князя Игоря, христианство приняла и княгиня Ольга, жена Игоря.

А теперь предположите, чем было вызвано принятие православного христианства Русью. Результаты заносятся в схему:



Принятие христианства

Причины:

1.необходимость объединения племен

2. оправдание социального неравенства

3.повышение международного авторитета

4. приобщение к византийской культуре.


Схема фиксируется учителем на доске, а учащимися в тетради. Продолжая работать, мы выясним, как происходил выбор веры.(У учащихся на начало урока на партах лежит фрагмент «Повести временных лет»приложение №1 и отдельно Корсунская легенда приложенеие№2). Сейчас вы самостоятельно работаете с историческими источниками и отвечаете на поставленные вопросы (время работы 15 мин. Простым карандашом в тексте отмечают ответы на поставленные вопросы)

Далее освещается вопрос о том, как происходило крещение Руси, так же с опорой на «Повесть временных лет» приложение №3 (в помощь учителю)

Каково же значение принятия христианства на Руси?

- отводится 3-5 минут на то, чтобы учащиеся в своих тетрадях, используя учебник, изложили те выгоды, которые получила Русь в результате принятия христианства.

После завершения работы, учащиеся зачитывают свои выводы, учитель корректирует и дополняет их.

  1. Закрепление: по вопросам: Каков был характер крещения Руси? В чем причина того, что славяне противились принятию христианства?

  2. Итог урока

  3. домашнее задание: соотнести языческие праздники и их аналоги в православии.


Приложение №1^ Повесть временных лет

«Вгод 6497(986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: "Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и покло­нись Магомету". И спросил Владимир; "Какова же вера ваша?" Они же ответили: "Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать об­резание, не есть свинины, не пить вина, зато посмерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти кра­сивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее кра­соту всех. Та и будет ему женой...". Владимир же слушал их... Но вот что было ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья; и сказал он: "Руси есть веселие пить, не можем без того быть!" Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: "Пришли мы, посланные папой ". И обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: "Земля твоя такая же, как и наша, а вера наша не похожа на твою, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц, и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево ". Вла­димир же спроси.1 их: "В чем заповедь ваша ?" И ответили они: "Пост по силе: «если кто пьет или ест, то все во славу Божию», — как сказал учитель наш Павел ". Сказал же Владимир иноземцам: "Идите, отку­да пришли, ибо и отцы наши не приняли этого ". Услышав об этом, при­шли хазарские евреи и сказали: "Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого бога Авраама, Исаака и Иако­ва". И спросил Владимир: "Что у вас за закон?" Они же ответили: "Обрезываться, не есть свинины и зайчатины, хранить субботу". Он же спросил: "Где земля ваша ?" Они же сказали: "В Иерусалиме ". "Точно ли она там ?" И ответили: "Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи нами, а землю нашу отдал христианам ". Сказал на это Владимир: "Как же вы иных учи­те, а сами отвергнуты богом и рассеяны; если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?"

Затем прислали греки к Владимиру философа... "Если хочешь послушать, то сказку тебе по порядку с самого начала, зачем Бог сошел на землю.,. ' «В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев городских и сказал им: "...Что же вы посоветуете? что ответите?" И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь доподлинно разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: по­слав их, узнай, какая у них служба и кто как служит богу ". И понра­вилась речь их княз1о и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: "Идите сперва к болгарам и испытайте веру их". Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Влади­мир: "Идите еще к немцам, высмотрите у них все, а оттуда идите в Греческую землю ". Они же пришли к немцам, видели службу их церков­ную, а затем приими в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: "Зачем приищи?" Они же рассказали ему все... И пошел с русскими в цер­ковь, и поставил их на лучшем месте, показав им красоту церковную, пе­ние и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о слу­жении Богу своему. Они были в восхищении, дивились и хвалили службу...

И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними ", — обратился к послам: "Говорите перед дружиною ". Они же сказани: "Хо­дили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, стоят там рас­поясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но кра­соты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людь­ми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы за­быть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех лю­дей ". И ответил Владимир: "Где примем крещение?" Они же сказали: "Где тебе любо ".»

^ Вопросы и задания к документу

1. Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?

2. Почему религиозный выбор Руси оказался именно таким? Какую реальную ситуацию отражает это предание?

3. Стояла ли в это время Русь перед каким-либо религиозным выбором?
Приложение №2

^ Повесть временных лет

«И когда прошел год, в 6496(988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Вла­димир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались. Влади­мир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к город­ским стенам. Когда насыпали они, — корсунцы, подкопав стену город­скую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссы­пали посреди города. Воины же присыпали еще больше, а Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это, — крещусь!» И тот­час же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемог­ли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей, и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный. Слышал же что имеете сестру девицу, если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И , услышав' это, опечалились цари. И послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников; если крестишься, пучишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя , сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон I мне вера ваша и богослужение, о котором рассказывали мне нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: «Крестись, и нем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: «Придите с сестрою вашей и тогда крестите меня». И послушались цари, и по­ру свою, сановников и священников. Она же не хотела идти, говоря : «Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья : «Может быть обратит тобою бог Русскую землю к покаянию, а греческую землю избавишь от ужасной войны. Видищь ли, сколько зла наделала грекам Русь ? Теперь же если не пойдешь, то сделают и нам то же, что в Корсуни». И едва принудили ее. Она же села в корабль -попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла 'в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели её в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся 'Владимир в то время глазами и не видел ничего. И скорбел сильно и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не креститься, то не избудешь недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если и вправду исполнится это, то поистине велик бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел он. Ощутив свое внезапное исцеление, Владимир прославил бога: «Теперь узнал я бога истинного». Многие из дружинников , увидев это, крестились... По крещении же Владимира привели царицу ' для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят — в Васильеве, а другие по-иному скажут».

^ Вопросы и задания к документу

1. Подумайте, какое значение имело то, что Владимир буквально заставил

Византию окрестить себя?

2. Найдите в документе свидетельства того, что факт крещения Владимира в Корсуни не является бесспорным.

Приложение №3

^ Материал дня рассказа учителя

Повесть временных лет

«После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и свя­щенников корсунских с мощами святого Клемента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуне на горе, которую насыпали посреди города, Выкрадывая землю из Насыпи; стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы, и про которые невежды думают, что'они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к ручью, и приставил двенадцать мужей коло­тить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей... Когда влекли У Перуна по ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они еще святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано.И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и, оттого прослыло место то Перунья Отмель, как и до сих пор зовется. Затем послал Владимир ко всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый или чый, или нищий, или раб — да будет мне враг». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим , не приняли бы это князья и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы ,стоя на месте... Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же... приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где стояли прежде кумиры... И по другим городам стали церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в учение книжное. Матери же детей этих плакали о них, как о мертвых.»

Вслед за крещением Киева Владимир отправился крестить Новгород|. Опасаясь сопротивления новгородцев, он отправил туда,помимо духовенства, войско во главе со своим дядей Добрыней. Новгородцы встретили киевлян как врагов и оказали им вооруженное сопротивление. Крещение Новгорода закончилосьсь только к сентябрю 990 г., а крещение всех восточнославянских племен — к началу XII в. Многие жители Руси возвращались к язычеству после ухода княжеского войска. Особенно долго удержалось язычество на Северо-Востоке Руси.

Многие историки подчеркивают насильственный характер крещения славян. Не желавшие креститься убегали в леса, организовывали антикняжеские восстания, грабили священнослужителей.

Похожие:

Тема: Принятие Русью христианства iconУрок окружающего мира. 3 класс. Тема: Принятие Русью христианства. По дидактической цели
По содержанию элементов исследовательской деятельности – урок «Образец исследования» (начальный уровень)
Тема: Принятие Русью христианства iconУрок по истории России в 6 классе. Владимир Святославич. Принятие христианства
Дать обучающимся представление о принятии христианства на Руси и развитии церковной иерархии
Тема: Принятие Русью христианства iconИгра на уроке истории принятие христианства на Руси
...
Тема: Принятие Русью христианства iconУчебное занятие по теме: «Принятие Христианства на Руси» Цель: Определить...
Выяснить причины возникновения христианства у восточных славян,выделить общие черты между язычеством и христианством,показать прогрессивное...
Тема: Принятие Русью христианства iconПоложение Русской земли до крещения. Этнический состав русской земли....
Этапы христианского просвещения Руси. Окончательное принятие христианства в 988 году
Тема: Принятие Русью христианства icon2. Принятие христианства на Руси
Иконопись--писание икон, вид живописи, распространенной в средние века, посвященной религиозным темам и сюжетам
Тема: Принятие Русью христианства iconПеречень экзаменационных вопросов по учебной дисциплине «отечественная история»
Принятие христианства и его роль в укреплении государства, духовном объединении древнерусского общества
Тема: Принятие Русью христианства icon988 Принятие христианства на Руси как государственной религии 1036
Восстание в Твери, утверждение Москвы в качестве центра объединения русских земель
Тема: Принятие Русью христианства iconТема: Крещение Руси при князе Владимире
Образовательные: дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия...
Тема: Принятие Русью христианства iconТема урока: крещение руси при князе владимире.
Образовательные: дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира о крещении Руси; раскрыть значение принятия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница