Киевская Русь Образование Древнерусского государства: от племенных союзов до Киевской Руси. Первые Русские князья и их деятельность




Скачать 151.78 Kb.
НазваниеКиевская Русь Образование Древнерусского государства: от племенных союзов до Киевской Руси. Первые Русские князья и их деятельность
Дата публикации23.09.2013
Размер151.78 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
Тема 2. Киевская Русь

  1. Образование Древнерусского государства: от племенных союзов до Киевской Руси.

  2. Первые Русские князья и их деятельность.

  3. Крещение Руси

  4. Русь в XI – начале XII веках.




  1. Образование Древнерусского государства: от племенных союзов до Киевской Руси.

Что такое государство? В науке существует несколько определений государства, наиболее распространённые из них можно свести к следующему:

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Государство – это совокупность постоянных органов власти (аппарата власти), возникающая на определённом этапе развития общества, который именуется поздней первобытностью, когда впервые появляются надобщинные органы управления.

Однако в настоящем государстве есть ещё несколько признаков:

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Народ – осознающий своё единство под управлением государственных органов

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Наличие чётко установленных границ территории государства

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Общепринятые, установленные государством законы.
Конечно, процесс образования государства – это процесс постепенный, потому на каком-то определённом этапе у первобытного племени появляются только несколько из вышеперечисленных признаков.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Протогосударства – это государственные образования, в которых пока ещё нет всех признаков.

В таких образованиях имеются постоянные независимые от общины органы власти, группирующиеся вокруг вождя (князя), прежде всего это его двор (куда входят первые племенные чиновники – разного рода порученцы вождя) и дружина. Последняя обеспечивает его власть в борьбе с внутренними и внешними врагами.

Однако отдельные племена, сплочённые властью вождя, ещё очень слабо осознают себя как единое целое, скорее как временные составные части племенного союза.

Границы контролируемой территории случайны и определяюьтся силовыми действиями вождя и дружины.

Господствует обычное племенное право и государственные органы не обладают полнотой судебной власти.

И ещё один очень важный признак протогосударства – это образование не постоянное, оно может распадаться, возрождаться вновь.

Однако для того, чтобы возникли эти государственные образования, всё равно необходимы довольно веские причины, которые заставляли разрозненные племена объединяться в единое целое.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Причинами образования протогосударства (а впоследствии и государства у Восточных славян) были:

1) внешние – опасное соседство степных кочевников, которые постоянно совершали набеги на восточные и южные районы восточных славян, заставляли племена объединяться в союзы племён, которые, не всегда, однако были добровольными.

2) внутренние – необходимость контролировать и управлять торговым путём «из варяг – в греки»

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА – карта – показать соседей восточных славян, а также торговый путь из «варяг – в греки»

Это торговый путь пролегал по Чёрному морю, рекам Днепру – Ловати – Волхову, Балтийскому морю, связавший варягов (то есть Скандинавию) и с «греками» (то есть Византией).

Вдоль этого пути возникали политические и торговые центры, в которых базировались разноплеменные дружины воинов и торговцев, именовавшиеся руссами (Русью) и имевшие собственных предводителей

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

I этап: середина I тыс. н.э. – VIII вв. – объединение славянских племён в союзы (добровольные или насильственные, в последнем случае подчинённые племена обязаны были платить дать господствующим).

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Повесть временных лет упоминает 14 таких союзов: поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане, волыняне, бужане, уличи, тиверцы, радимичи, белые хорваты и ильменские словене.

II этап – сер. IX в. - образование крупных племенных образований

На территории будущий Киевской Руси появляются три крупных племенных образования:

Куявия (центр – г. Киев)

Славия (центр – г. Новгород – северная Русь)

В 862 г. – упоминается призвание на княжение Рюрика (которого летопись называет «варягом»)

Варяги – это название жителей Скандинавского полуострова, которые в Европе были известны как викинги или норманны.

862 г. –

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

«Новгородские люди, называемые словене, и кривичи, и меря – словене свою волость имели, а кривичи свою, а мери свою, каждый своим родом владея; а чудь – своим родом. И дань давали варягам от мужа по белой веверице, а когда были у них, то те насилие творили словенам, кривичам и мерям, и чуди. И встали словене и кривичи и меря и чудь на варягов, и изгнали их за море, и начали владеть сами собой, и города ставить. И стали сами на себя воевать, и была между ними рать и великая усобица, и встали город на город, и не было у них правды.

И сказали себе: «Князя поищем, который бы владел нами и урядил нас по праву». Пошли за море к варягами и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка у нас нет; да пойдёте к нам княжить и владеть нами». Избрались три брата с родами своими, и взяли с собой дружину многую и предивную, и пришли к Новгороду. И сел старший в Новгороде – имя ему Рюрик; а другой сел на Белоозере – Синеус, а третий – в Изборске, имя ему – Трувор»

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА –

Рюрик – основатель династии русских князей и царей.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА.

Наконец, в 822 г. преемник Рюрика на престоле, его воевода Олег Вещий обманом убивает княживших в Киеве князей Аскольда и Дира, захватывает Киев и делает его столицей своего государства.


  1. Первые Русские князья и их деятельность.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

882 – 980 гг. – период раннего государства в Киевской Руси

В этот период не было ещё пока единства Русского государства, отдельные племена ещё совершенно не осознавали себя частью русской народности, не было и единой системы права.

Первые русские князья:

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Олег (879 – 912 гг.)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Князь Олег в 906 или в 907 гг. совершает успешный поход на Константинополь. В русских летописях записаны красочные предания об этом походе, буд-то Олег напугал греков тем, что поставил свои суда на колёса и с попутным ветром подступил к стенам Константинополя.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Отплывая от города, Олег велел прибить на его ворота свой щит в знак победы.

Другим очень важным направлением деятельности этого Великого князя было борьба с Хазарским каганатом, впрочем, не очень успешная.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Игорь (912 – 945) – был не очень удачным правителем, в 941 г. он совершил неудачный поход на Царьград (греки применили свой знаменитый «греческий огонь» и войскам Игоря пришлось отступить), неудачной была и внутренняя политика Игоря.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Основным средством контроля над покорёнными территориями в это время было полюдье – ежегодный сбор дани князем. Полюдье происходило зимой, а по весне добытое в качестве дани вместе с товарами из торговых центров сбывалось на юг, в Византию.

Рассказать историю про Игоря и древлян

Ольга (945 – 964),

Жестоко подавив мятеж древлян, Ольга установила единые правила сбора и размеры дани для всего государства. Были также определены пункты сбора дани – погосты. На погостах имелись постоянная администрация.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Таким образом, Ольга впервые создала целостную систему управления Русью

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Еще одним важным шагом в укрпелении государства было принятие Ольгой христианства, в 957 г., во время визита Ольги в Константинополь, Ольга приняла Святое Крещение, по возвращении в Киев Ольга разрушила придворное капище на Киевской горе, и какое-то время проповедь новой религии велась не только свободно, но и от имени государственной власти.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Третий князь Руси – Святослав (964 – 972 гг.)

Основные направления его деятельности:

Разгром Хазарского каганата – в середине 960-х гг. Святорслав начал осуществлять своб программу внешних завоеваний.

В 966 г., гордо объявив врагу: «Иду на вы!» он выступил по Волге против Хазарского каганата

Вторым давним врагом Руси была Дунайская Болгария – Свястослав по просьбе Византийского императора вторгся в богатые земли Болгарии. Он строил планы перенести столицу в болгарский Преслав (Переяславец на Дунае), однако нападение печенегов на Киев заставило его вернуться в Киев.

Война с Болаггрией оказалась неудачной, в 972 г. во время возвращения на Русь Свястослав был убит печенежским князем Курей (из его черепа Куря велел сделать чашу и по обычаю пил из неё на пирах).

Смерть Святослава, оставившего трёх сыновей, привела к разделу Русского государства на три части.

Еще в 969 г. Свястослав разделил русские земли между своими сыновьями:

В Киеве он оставил старшего сына Ярополка

Второму сыну – Олегу он выделил покорённую Ольгой Деревскую землю

Младший сын (незаконнорожденный) – Владимир был направлен отцом в Новгород.

Краткое правление в Киеве Ярополка оказалось трагичным – уже через несколько лет после смерти Свястослава между его сыновьями вспыхнула первая в истории Рюриковичей междоусобная война.

Князь Олег убил во время своей охоты в лесах под Киевом охотившегося там же сына киевского воеводы Свинельда. Мстя за обиду своего воеводы, Ярополк пошёл войной на своего брата, Олег был разгромлен, в давке на крепостном мосту он погиб.

В 980 г. Владимир выступил против Ярополка, который бежал из города. Затем его коварно вызвали на переговоры и убили.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Великий князь Владимирский Святой (978 – 1015 гг.) – его правление положило начало расцвету Киевской Руси.

Основные направления деятельности Владимира:

Принятие христианства

Расширение границ Русского государства – преимущественно за счёт объединения восточнославянских, финно-угорских и балтских земель.

Крепли города, росло ремесло и торговля.

К концу правления Владимира Киев сравнивали по размерам и великолепию с величайшими столицами Европы, а Русь вошла в число самых влиятельных европейских государств.


  1. ^ Крещение Руси

В 988 г. Русь официально приняла христианство в качестве государственной религии, однако это дата считается условной.

Вопрос – сколько раз крестилась Русь остаётся открытым до сих пор.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА.

Согласно легенде, ещё в I в. н.э. апостол Андрей Первозванный – ученик Христа, которому выпало на долю распространение веры в скифских племенах взошёл на горы, на которых впоследствии будет основан Киев и сказал: «Видите ли сии горы? На них воссияет благодать Божия, будет великий город и множество храмов».

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

В 860 г. киевские князья Аскольд и Дир решили совершить грабительский поход на Константинополь

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

В своей проповеди патриарх Фотий красочно описал ритуальные жертвоприношения русов, которые посчитал карой господа за грехи жителей:
«Можно было видеть младенцев, отторгаемых ими от сосцов и молока, а заодно и от жизни, и их бесхитростный гроб — о горе! — скалы, о которые они разбивались; матерей, рыдающих от горя и закалываемых рядом с новорожденными, судорожно испускающими последний вздох… не только человеческую природу настигло их зверство, но и всех бессловесных животных, быков, лошадей, птиц и прочих, попавшихся на пути, пронзала свирепость их; бык лежал рядом с человеком, и дитя и лошадь имели могилу под одной крышей, и женщины и птицы обагрялись кровью друг друга.»

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Однако в 866 г. они подступили к городу, но их флот уничтожила буря. Перед этим император Михаил и патриарх Константинопольский святой Фотий после длительной молитвы омочили в море край хранившихся в храме риз Пресвятой Богородицы.

Война руссов с Византией закончилась мирным договором, во время ведения переговоров русы пожелали креститься. На Русь был послан архиепископ.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Не надо забывать и того, что княгиня Ольга, так же, как уже говорилось, ставшая христианкой, была бабушкой Великого князя Владимира.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Предпосылками принятия христианства были:

  1. Внутриполитические – необходимость духовного объединения славянских племён (языческая религия разделяла славян на разные племена, у них не было единства, они подчинялись только военной силе и при первом же случае отсоединялись от Киева)

  2. внешнеполитические – Русь долгое время считали варварской страной, в то время как много соседних стран уже приняло христианство (или мусульманство) – монотеистические религии.

В 983 г. волхвы и городские старейшины в честь победы Владимира над балстким племенем решили принести человеческую жертву. Жребий пал на Иоанна, сына крещённого киевского варяга Феодора. Феодор отказался выдать сына киевлянам, сказав, что Перун и прочие – не боги, а простое дерево. Не дам сына бесам.» Киевляне, подстрекаемые жрецами, подступили к дому Феодора с оружием. В итоге Феодор, защищавший сына, и Иоанн погибли в сенях собственного дома

  1. Мировоззренческие – представление язычников о загробном мире – они представляли его как продолжение этой жизни (если ты родился князем, то и там тоже будешь князем, а если родился рабом – то и там тоже будешь рабом) – между тем многие люди стали переосмысливать своё существование, стали надеяться на то, что между повседневным и загробным миром будет определённая разница.

  2. Социальные (связанные с расслоением общества на неравноправные сословия, у которых были разные Боги).

  3. Культурные – необходимость дальнейшего цивилизационного развития, установление письменности, культуры.

  4. Нравственные переживания князя Владимира


^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

В первые годы правления нравственный облик Владимира был далёк не только от христианского, но даже и от языческого идеала. Пусть и мстя за брата, но он коварно убил другого брата и захватил его власть.

Он взял беременную жену брата, греческую монахиню, которую некогда захватил в Болгарии и отдал сыну Святослав. Рождённого ею сына Святополка Владимир, правда, воспитал наравне со своими 11 сыновьями, но не любил его.

Другую свою (главную жену) Рогнеду Владимир захватил в бою, погубив её отца, полоцкого князя Рогволода. Затем он оставил её ради новых возлюбленных и едва не был убит разгневанной княгиней. Ради рождённых ею сыновей он её не казнил, но отослал на родину, в полоцкую землю.
Всего Владимир взял себе в язычестве пять жён и несколько сотен наложник.

Всё это наложило отпечаток на его личность – именно тяжкие грехи князя заставили со свременем задуматься о будущем по ту сторону жизни. Он искренне раскаивался в содеянном.

Князь задумался об иной вере, которая обещала загробное воздаяние, но и искупление на пути искреннего раскаяния. Он обратился, пусть и не сразу, в вере в Единого Бога.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Перед Владимиром встал нелёгкий выбор веры.

Иудаизм – религия евреев (Владимир отверг данную религию, так как она не была общепризанной ни в одной стране мира)

Ислам – «Руси есть веселие пить: не можем без того быть» - ответил

Западное христианство – Владмимир: "Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого".

Затем в далёкие страны были посланы послы, которые должны были «испытать» вероучения на месте.

Посольство Владимира побывало в Волжской Болгарии и далее отправилось в Хорезм. Придворные богословы хорезмшаха потратили немало усилий, чтобы заинтересовать руссов своей верой и были даже уверены в супехе. Но не преуспели. По возвращении посольство негативно отозвалось об исламе. Сказалась чуждость большинства исламских обычаев древнерусскому быту и культурным установкам, весьма отдалённые связи Руси с исламскими народами. На самой Руси мусульманских общин никогда не было. Не приглянулось послам и исламское богослужение.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Папское богослужение русских послов мало воодушевило, показалось сухим и излишне скромным.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Зато торжественная служба в Святой Софии с участием патриарха и императора восхитила руссов. «Не знали мы, на небе мы или на земле» - говорили они князю в Киеве.

Принятие христианства из Византии было предопределено её культурными и политическими связями с Русью.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Хронология событий – принятия христианства

988 г. – Владимир захватывает Византийский город Корсунь (в Крыму) – в эти годы росы оказали Византии помощь против мятежников в Малой Азии. Однако договорные обязательства не были до конца выполнена со стороны Византии. В ответ Владимир совершает победоносный поход на Херсонес, который он взял хитростью (он отвёл воду от городского водопровода и горожане сдались.

Однако Владимир не стал отдавать заваченный город на разграбление.

Победой князь принудил императоров Византии выдать за него свою сестру Анну.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

В Корсуне (Херсонесе) Владимир крестится – принятие христианства было непременным атрибутом брачного и союзного договора. Оно нисколько не принижало международный статус Руси.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

По приходе Владимира в Киев идолы языческих богов были низвергнуты, а народ крещён в водах рек.

Владимир заявил, что тот, кто откажется креститься, станет ему «врагом».

Однако христианство стало распространятся медленно – XI – XII вв. – в северо-восточных землях земли остались не крещёнными до конца XI – начала XII веков.

Итоги принятия христианства:

    1. произошло духовное объединение славян;

    2. развитие культуры (христианство как религия писания дало мощный толчок развитию русской культуры – начала развиваться письменность, строительство храмов)

    3. христианство стало основой русской цивилизации

    4. Русь была включена в сообщество христианских народов Европы

    5. Русь сама стала центром для соседних языческих племён (принятие зависимыми от Руси племенами христианства полностью уравнивало их в правах с основным населением государства, способствовало сближению обычаев и культур.



  1. ^ Русь в XI – начале XII веках.

В 1015 г. Святой Владимир умер, оставив после себя 11 сыновей.

Киевская знать возвела на престол решительного и коварного Святополка. После этого на Руси разгорелась кровавая и длительная междоусобная борьба.

Святополк не желал делить власть над Русью с братьями – возможными претендентами на престол, к тому же он ненавидел потомство Владимира, убившего когда-то его настоящего отца – Ярополка.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

24 июля 1015 г. Борис был убит отрядами во главе с боярами Святополка. Борис, имея в распоряжении Киевскую рать, собранную против печенегов, распустил войско, поскольку не желал братоубийственной войны. Святополк знал об этом, но всё равно подослал убийц в лагерь брата на реке Альте.

Затем от имени умершего отца Святоаполк вызвал в Киев находивегося в Муроме Глеба. На реке Смедыни близ Смоленска Глеба перехватили подосланные Святополком душегубы. Они расправились с молодым князем и бросили его тело в глуши. Не тронутое тлением, оно было обнаружено спустя несколько лет и захоронено в Выщгороде под Киевом.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Эти сыновья Владимира почитаются церковью как святые мученики, положившие жизни за нравственные идеалы православия. Причисление их к лику святых произошло вскоре после их гибели. Борис и Глеб рассматриваются как заступники русского воинства и государства.

Уже в 1016 г. Святополк потрепел поражение от своего брата Ярослава.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Победителем в кровавой междоусобной борьбе вышел Ярослав Мудрый (1018 – 1054 гг.).

Основные направления деятельности Ярослава Мудрого:

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Прежде всего это его законодательная деятельность.

Русская Правда – первый свод законов Русского государства (он содержал ещё пережитки родового устройства – разрешалась кровная месть, но уже устанавливался штраф за убийство – вира.

Церковный Устав – назначал уголовные наказания княжеской властью там, где прежде обходились кровной местью.

Запрещались умыкания невест, браки по родительскому принуждению и отказы детям в браке. Вся эта сфера деятельности подпадала в сферу совместного ведения княжеской и церковной власти.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Труды по становлению христианской культуры, к ним относятся:

Переводы греческих книг

Строительство монументальных сооружений.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Софийский собор в Новгороде и Киеве

Прозвание Мудрого князь заслужил прежде всего своими заботами и насаждении грамотности, переводе и переписывании книг.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Князь продолжал заботиться о распространении школьного образования.

К поколению Ярослава относится древнейшая сохранившаяся до наших дней русская книга – Остромирово Евангелие (1057 г.) – списанная вскоре после смерти князя для его свойственника, новгородского посадника (правителя-наместника) Остромира.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Всё большую роль в духовной жизни Руси играло при Ярославле монашество. Стремление полностью посвятить себя Богу довольно широко распространилось в среде образованных горожан. Монахи были по преимуществу русского происхождения, именно они были первыми русскими писателями.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Отцом русской монашейской жизни считается святой Антоний Печерский. Уроженец городе Любеч, он принял монашеских постриг в Греции, на святой горе Афон.

Вернувшись на Русь, он стал пропеведывать привезённые с Афона правила монашеского общежития, сам он был при этом склоеен к уединённой монашеской жизни.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Для себя он выкопал «пещерку» в Киевских горах, позднее разосшуюся трудами его соратников. Из сложившейся вокург Антоний монашеской общины вырос Киево-Печерский монастырь – важнейший центр древнерусской культуры и религиозного подвижничества, подлинная духовная столица древней Руси.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Время правления Ярослава – пора стремительного роста международного престижа Русского государства.

Благодаря династическим бракам и военно-политическим союзам сфера влияния Руси в Европе охватила в концу правления Ярослава Польшу, Венгрию и все Скандинавские государства – Швецию, Норвегию, Данию.

Дочь Ярослава Анна стала женой французского короля. Все последующие правители Франции до конца XVIII в. являлись потомками русской княжня.

В феврале 1054 г. Ярослав Мудрый умер, итоги его правления:

1) расширение торговых связей, рост новых городов;

2) процветание ремесел и искусств;

3) рост населения и территории Русского государства;

4) возникновение школ и библиотек – Русь восприняла наследение Древней Греции и Византии, став неотъемлимой частью европейской цивилизации.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

К концу правления Владимира окончательно вявились тенденции к особлблению отдельных земель в полусамостоятельные княжества.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Умирая, Ярослав, по сложившейся традиции, разделил Русь между пятью своими сыновьями, назначив страшего Изяслава великим князем киевским. Этот раздел – пролог к длительной эпоху удельной раздробленности русского государства.

Похожие:

Киевская Русь Образование Древнерусского государства: от племенных союзов до Киевской Руси. Первые Русские князья и их деятельность icon1. Образование Киевской Руси
Киевская Русь возникла в конце первого тысячелетия н э в пределах Восточно – Европейской равнины
Киевская Русь Образование Древнерусского государства: от племенных союзов до Киевской Руси. Первые Русские князья и их деятельность icon10 класс история россии
Восточные славяне в VI – IX вв. Образование древнерусского государства. Киевская русь
Киевская Русь Образование Древнерусского государства: от племенных союзов до Киевской Руси. Первые Русские князья и их деятельность iconТема: «Русская Правда»- первый свод законов Киевской Руси. Цели
Доказать, что появление свода законов свидетельствует о складывании феодального государства- киевская Русь. Способствовать формированию...
Киевская Русь Образование Древнерусского государства: от племенных союзов до Киевской Руси. Первые Русские князья и их деятельность iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Отечественная история»
Образование древнерусского государства. Социальный и политический строй Киевской Руси
Киевская Русь Образование Древнерусского государства: от племенных союзов до Киевской Руси. Первые Русские князья и их деятельность iconВопросы к экзамену по дисциплине «История»
...
Киевская Русь Образование Древнерусского государства: от племенных союзов до Киевской Руси. Первые Русские князья и их деятельность icon2. Полицейский надзор. Налогово-финансовые вопросы
Причины и особенности происхождения Древнерусского (Киевского) государства и права. Государственный строй Киевской Руси
Киевская Русь Образование Древнерусского государства: от племенных союзов до Киевской Руси. Первые Русские князья и их деятельность iconУчебник
Цель урока: охарактеризовать социальное и государственное устройство Киевской Руси; сформировать представление о своеобразии феодальной...
Киевская Русь Образование Древнерусского государства: от племенных союзов до Киевской Руси. Первые Русские князья и их деятельность icon1. Древняя Русь в X начале X в.: возникновение государства, древнерусские...
Древняя Русь в X начале X в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность
Киевская Русь Образование Древнерусского государства: от племенных союзов до Киевской Руси. Первые Русские князья и их деятельность iconОбразование Киевской Руси. Роль варягов в этом процессе. Социально-политическая...
Развитие производства, социальная дифференциация – необходимость специальных органов власти для урегулирования отношений
Киевская Русь Образование Древнерусского государства: от племенных союзов до Киевской Руси. Первые Русские князья и их деятельность iconВыпускников
Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница