Урок обществознания по теме «глобальные проблемы современности и пути их решения»




Скачать 76,43 Kb.
НазваниеУрок обществознания по теме «глобальные проблемы современности и пути их решения»
Дата публикации17.04.2013
Размер76,43 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Право > Урок
Урок обществознания

по теме «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

11 класс (Урок в форме ролевой игры «Дайте планете шанс»)

Цели:

  • Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав им взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человечества;

  • Акцентировать внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль общественных движений экологической, пацифистской и т.п. нравственности;

  • Показать разные точки зрения на пути и средства разрешения глобальных проблем;

  • Формировать научные представления об обществе и обществоведческую философскую культуру учащихся;

  • Развивать познавательную активность учащихся.

^ Подготовка к проведению:

С планом конференции и списком литературы знакомятся учащиеся заблаговременно, за 2 недели до проведения занятия определяются темы выступлений и распределяются роли выступающих:

  1. Экологическая проблема и масштабы угрозы загрязнения окружающей среды - президент экологического центра.

  2. «НТР и экологическая альтернатива» - глава комитета по НТР.

  3. «Сласти цивилизацию от ядерной катастрофы» - политолог антиядерного центра.

  4. «Сокращение зон нищеты, голода и болезней» - специалист по демографии.

  5. Выступление специалистов международного права по проблемам здравоохранения «СПИД - чума XXI века».

  6. «Борьба с международным терроризмом».

  7. «Продовольственная проблема».

Все остальные учащиеся по желанию выбрали себе группы для работ над материалом:

  • Группа № 1 «Экология»

  • Группа № 2 «НТР»

  • Группа № 3 «Центр антиядерного движения»

  • Группа № 4 «Юг»


Перед ними стоит задача выработать пути разрешения глобальных проблем.

В течение двух недель проводились консультации учителя с учащимися, отбирался материал для выступлений.

Оформление класса:

Доска:

Особенности глобальных проблем:

  1. Имеют планетарный общемировой характер;

  2. Затрагивают интересы всех народов мира;

  3. Угрожают гибели всего человечества;

  4. Нуждаются в неотложных и эффективных решениях;

  5. Требуют коллективных усилий всех государств и совместных действий народов.




  • Столы ставятся для работы в группах;

  • Таблички указывают номера и названия групп, и «Специалистов международной конференции»;

  • Отдельный стол для пресс-секретаря;

  • Политическая карта мира;

  • Выставка книг и плакатов в выполнении учащимися 11-х классов.

^ ХОД КОНФЕРЕНЦИИ

Вступительное слово председателя конференции (учителя) на тему «Природа и виды глобальных проблем. Необходимость международного сотрудничества в решении глобальных проблем»:

Друзья! Все мы обязаны своей жизнью нашей планете - прекрасной и единственной Земле - матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи, и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, перед варваром - человеком. Получив неограниченную власть над природой, человек забыл, что сам он является ее скромной частицей.

«Мы и сейчас еще не поняли, и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы и растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого».

^ В. Астафьев

Во 2 половине XX столетия человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных (глобус - земля). К ним относятся в первую очередь:


  • Предотвращение угрозы новой мировой войны;

  • Преодоление экологического кризиса и его последствий;

  • Сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами;

  • Стабилизация демографической ситуации и т.д.

Все большее значение приобретают проблемы здоровья, СПИД, наркомания, возрождение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом.

Что породило глобальные проблемы?

С одной стороны, глобальные проблемы явились результатом огромных масштабов человеческой деятельности, разительно изменяющей природу, общество, образ жизни людей, с другой - неспособность человека рационально распоряжаться этой могучей силой.

В чем же особенности глобальных проблем:

  1. Имеют планетарный общемировой характер;

  2. Затрагивают интересы всех народов мира;

  3. Угрожают гибели всего человечества;

  4. Нуждаются в неотложных и эффективных решениях;

  5. Требуют коллективных усилий всех государств и совместных действий народов.

В наше время глобальные проблемы, с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств, а с другой - выявляют глубокую противоречивость этих единств.

Глобальные проблемы затрагивают основы существования цивилизации. Человечество сможет выжить только в том случае, если осознает всю пагубность своих деяний и найдет верный путь к «вратам истины».

Председатель представляет выступающих и «приглашенных специалистов».

Демонстрация видеоматериалов. Кинокадры об экологических катастрофах, взрыве атомной бомбы, голоде, болезнях.

Председатель: «Первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее - будет означать конец ее». Слово предоставляется президенту экологического центра (см. приложение) с докладом «Экологическая проблема и масштабы угрозы загрязнения окружающей среды».

Обсуждение выступления в группах.

Вопросы к докладчику.

Выступление членов группы № 1 «Экология» с конкретной программой решения экологических проблем:

1. Выработать единые аспекты экологической защиты;

  1. Создать единый мировой экологический бюджет;

  2. Усилить правовой контроль за хозяйственной деятельностью;

  3. Пересмотреть образ жизни и мышления людей и т.д. (см. приложение).

Вопросы к группе № 1.

Демонстрация пресс-центром своих наработок.

Слово предоставляется главе Комитета по НТР (см. приложение) с докладом «НТР и экологическая альтернатива».

Обсуждение выступления в группах.

Вопросы к докладчику.

Выступление членов группы № 2 «НТР» с конкретной программой анализа влияния НТР на современный мир:

  1. Использовать альтернативные источники энергии;

  2. Обеспечить безопасность НТР;

  3. Использовать ресурсосберегающие и безотходные производства;

  4. Осуществлять правовой контроль;

5. Формировать новую культуру (см. приложение).
Председатель: «Каждое разумное существо, оказавшись на

краю пропасти, сначала старается отойти от края, а уж потом думает об удовлетворении всех остальных потребностей. Для человечества отойти от края пропасти - это, значит, преодолеть разобщенность...»

^ А. Сахаров

Слово предоставляется политологу антиядерного центра (см. приложение) с докладом «Спасти цивилизацию от ядерной катастрофы».

Обсуждение выступления в группах.

Выступление членов группы № 3 «Центр антиядерного движения» с конкретной программой решения антивоенных проблем:

  1. Приоритет общечеловеческих ценностей;

  2. Отказ от войны как средства решения спорных вопросов;

  3. Демилитаризация, разоружение;

  4. Конверсия;

  1. Создание взаимоотношений сотрудников между народами (см. приложение)

Вопросы.

Выступление пресс-центра.

Председатель: «Человечество продолжает вести себя как самоубийца и больше не имеет смысла аргументировать что-либо самоубийце, готовому выпрыгнуть из окна».

^ Медоуз, американский футуролог
Слово предоставляется специалисту по демографии «Сокращение зон нищеты, голода и болезней» (см. приложение).

Обсуждение выступления в группах.

Выступление членов группы № 4 «Юг» с конкретной программой сокращения зон нищеты, голода и болезней:

  1. Не отгораживаться от этой проблемы;

  2. Необходимость создания денежного фонда помощи отстающим странам;

  3. Необходимость компетентного решения этой проблемы всеми странами;

  4. За счет сокращения военных расходов увеличить средства помощи нуждающимся странам;

5. Ликвидация задолженностей слаборазвитых стран.
Вопросы к группе № 4.

Выступление специалистов по международному праву на темы: «Продовольственная проблема», «Международный терроризм», «СПИД - чума XXI века» и т.д. (см. приложение).

Дискуссия всех участников конференции.

Итог конференции проводит председатель:

Итак: Притча - 2 лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: «Это конец», сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась, барахталась, сбила под собой комок масла и выбралась из горшка.

Как бы хотелось видеть судьбу человечества в образе не первой, а второй лягушки.

Можно спорить о степени угрозы, которую несет человеческой цивилизации та или иная глобальная проблема. Однако их острота несомненна. При этом ни одно государство, сколь бы могущественным оно ни было, ни группа государств не в состоянии самостоятельно справиться с этими проблемами.

Только взаимодействие всех стран в условиях мира, только осознание всеобщей взаимозависимости и выдвижения на I план общечеловеческих задач позволит народам обрести уверенность в завтрашнем дне, предотвратить социальные и экологические катастрофы, наконец, просто выжить. Пришло время бить в колокола. У человечества нет сегодня заботы более серьезной, чем найти силы, найти средства, найти разум, чтобы поладить с природой, разрешить социальные конфликты. Иначе придется возвращаться к некому подобию каменного века, мрачной эпохи насилия и культурной деградации.

Похожие:

Урок обществознания по теме «глобальные проблемы современности и пути их решения» iconУрок по теме: "Глобальные проблемы современности"
Обобщить знания о глобальных проблемах современности, выделить их характерные черты, выяснить необходимые условия для их решения
Урок обществознания по теме «глобальные проблемы современности и пути их решения» iconУрок обществознания в 11-м классе по теме: "Глобальные проблемы современности"
Целеполагание: создать условия для формирования представления о глобальных проблемах современности и их последствиях, осознания личного...
Урок обществознания по теме «глобальные проблемы современности и пути их решения» iconСущность глобальных проблем современности глобальные проблемы
Глобальные проблемы — совокупность проблем человека, которые встали перед ним во второй по­ловине XX в и от решения которых зависит...
Урок обществознания по теме «глобальные проблемы современности и пути их решения» iconМастер-класс для учителей истории и обществознания Бугульминского...
Отработать методику выполнения наиболее сложных для учащихся заданий части A,B и С
Урок обществознания по теме «глобальные проблемы современности и пути их решения» iconУрок «Экологические проблемы в современной России и пути их решения»
...
Урок обществознания по теме «глобальные проблемы современности и пути их решения» iconУрок экономики, географии и информатики "Глобальные проблемы человечества"
Интегрированный урок (экономика, информатика, география) по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе социально-экономического...
Урок обществознания по теме «глобальные проблемы современности и пути их решения» iconУрок тема: «Глобальные проблемы современности»
Поскольку будущим поколениям предстоит жить в эпоху объединяющегося мира, им придется принимать участие и в решении глобальных проблем....
Урок обществознания по теме «глобальные проблемы современности и пути их решения» icon"Глобальные проблемы человечества" Урок географии в 11 классе
Обобщить знания о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду планеты. Показать пути решения экологических проблем....
Урок обществознания по теме «глобальные проблемы современности и пути их решения» iconГлобальные и региональные экологические проблемы
Цель: дать характеристику глобальных и региональных проблем мира, рассмотреть экологические проблемы Беларуси, осветить основные...
Урок обществознания по теме «глобальные проблемы современности и пути их решения» iconГлобальные проблемы современности
Гп актуальны для всего человечества, поставили его на грань выживания со второй пол. XX века; от решения гп зависит существование...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница