Издательский дом «святая гора» 2010 подвижники миряне том I афон, 2008 Издательский Дом «Святая Гора»




НазваниеИздательский дом «святая гора» 2010 подвижники миряне том I афон, 2008 Издательский Дом «Святая Гора»
страница1/13
Дата публикации12.09.2013
Размер2.7 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

ПОДВИЖНИКИ ~ МИРЯНЕ

TOMI

<♦■■♦» ■»>

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «СВЯТАЯ ГОРА» 2010

подвижники -

МИРЯНЕ



ТОМ I

Афон, 2008 Издательский Дом «Святая Гора», 2010

УДК 271.2-534.3 ББК 86.372-5 П44

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

П44 Подвижники - миряне. Т. 1 / [пер. с греч. Афанасий Зоитакис]. -

М.: Святая Гора, 2010. - 320 с.: ил. - На тит. л.: Афон, 2008. -

ISBN 978-5-902315-06-3

Агентство CIP РГБ

Тематич. рубрика : Религия. Христианство. Православие.

Религиозный культ.

Сразу после публикации книга «Подвижники - миряне» обрела в православном мире большую популярность, выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах. Её автор - афонский иеромонах, ближайший сподвижник Старца Паисия Святогорца.

Подвижники, жития которых приведены в этой книге, - это проводники в Царствие Небесное. Открывая дорогу к святости, которую сами прошли до конца, они свидетельствуют, что стать святым можно и в миру. В каждую эпоху рождаются избранники Христовы, есть они, слава Богу, и сегодня. По их молитвам и существует ещё этот мир.

© Монастырь святого Иоанна Предтечи, Метаморфоси, п-ов Халкидика, 2008

© Издательский Дом «Святая Гора», макет, оформление, 2010

© Афанасий Зоитакис, перевод с греческого, 2009

С благодарностью посвящается известным и неизвестным мученикам за Веру и Отечество, благодаря самопожертвованию которых мы сегодня можем свободно исповедовать нашего Триединого Бога

ОГЛАВЛЕНИЕ

^ ПОДВИЖНИКИ ~ МИРЯНЕ 1

МИРЯНЕ 2

ТОМ I 2

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

II. СВЯТОЙ ИОАНН новый милостивыи 16




Часть II. ЧУДЕСНЫЕ И ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ СЛУЧАИ

^ ПОДВИЖНИКИ ~ МИРЯНЕ 1

МИРЯНЕ 2

ТОМ I 2

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

II. СВЯТОЙ ИОАНН новый милостивыи 16




ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди Святых, прославленных нашей Церковью, много мирян. Причём это не только мученики и но- вомученики, но и те, кто стяжал святость своей праведной, подвижнической жизнью в миру1.

Таким образом, святость не является исключительной прерогативой монахов и священников. Её может достичь каждый христианин, обладающий правой верой, покаянием и подвижническим духом.

Изучая историю нашей Церкви, мы видим, что после прекращения гонений на веру2 самые ревностные христиане не удовольствовались простым соблюдением Божественных заповедей в миру, а ушли в пустыню для непрестанной молитвы, евангельского совершенства и чистоты. Так появилось монашество.

Жизнь монахов стала образцом и примером для подвизающихся мирян - и в миру постепенно возникла собственная аскетическая традиция. Она передавалась из поколения в поколение. Переходила от родителей к детям, воспитывавших чад собственным примером.

Православная семья, эта «малая церковь», была защитницей, носительницей и школой евангельского и аскетического образа жизни. Почти за каждым Святым стояла мать, взрастившая его примером своей святой и подвижнической жизни3.

Предание - неотъемлемая часть исторической памяти народа. И одним из её самых подлинных выражений является православная аскетика. Именно она стала той благодатной почвой, на которой взросли благоуханные и красивые цветы - аскеты в миру. Подвизаясь среди соблазнов мира, они тем не менее достигли высоких ступеней духовного совершенства, а некоторые даже стяжали святость. Этот аромат народного подвижничества и благочестия сохранился и до наших дней. Ведь и сегодня среди нас есть люди, которым, несмотря на все трудности, удаётся жить высокой духовной жизнью, сравнимой с жизнью монашеской.

Движимые любовью и благоговением перед этими благодатными душами, а также ностальгией по подвижническому духу, столь распространённому в былые времена, представляем вам настоящее издание4. В первой части содержатся жизнеописания подвизавшихся мирян, одной монахини (побывавшей до принятия пострига замужем) и семейных иереев (ведь и они, живя в миру, столкнулись с теми же искушениями, что и мы). Объём отдельных глав различается между собой исключительно из-за недостатка материалов и часто не отражает в полной мере добродетели и подвига жизнеописуемых. Главы представлены в хронологическом порядке (на основе дня блаженной кончины подвижников).

Во второй части книги описываются чудесные и поучительные случаи из жизни мирян-подвижников, их добродетели и переживаемые ими высшие духовные состояния. Также речь идёт о Божественном Промысле, о том, как Он приводит людей к покаянию и чудесным образом помогает избежать тех или иных опасностей.

Многих подвижников, о которых рассказывается в этой книге, мы имели счастье знать лично и получили неизмеримую пользу от общения с ними. О других поведали люди, достойные доверия, составившие их жизнеописания на основе личных воспоминаний и исторических свидетельств.

Подвижники, которым посвящён сей скромный труд, жили в разных областях Греции и за её пределами, в разные исторические эпохи (с периода турецкого владычества и до наших дней), были разного возраста и сословия (священники и миряне, отцы семейств и монахи в миру). Каждый обладал своим характером и особенностями своего личного подвига, но их всех объединяла крепкая вера и великая любовь ко Христу. Это побуждало их к соблюдению Божественных заповедей и великим аскетическим подвигам (строгим постам, еженощным бдениям, поклонам и молитвам). Они были благоговейны и любили Божественные службы, были милостивы, несмотря на свою бедность. Были стойкими и терпеливыми в испытаниях, прощали обиды и славословили в скорбях. Они были смиренными и простыми, искренне считали себя самыми последними, верили, что собой ничего не представляют, никогда не превозносились. Порой у них было мало мирских знаний, но много Божественного Просвещения и переживания высших духовных состояний.

Они всегда стремились стяжать терпение, любовь, смирение. Можно сказать, что в той или иной мере они подвизались в стяжании всех добродетелей. В той или иной степени они достигли мудрости ветхозаветных праведников, стойкости мучеников, безграничного терпения скорбей и испытаний, молчаливого исповедания веры примером собственной жизни и аскетизма преподобных отцов-пустынников. Сама их жизнь - проповедь любви и истинного покаяния.

Некоторые из них удостоились даров прозорливости и пророчества, лицезрели Нетварный свет, а по своей чистоте и простоте удостоились видения Святых, Пресвятой Богородицы и Самого Христа. Другие своей смиренной и неустанной молитвой совершали чудеса. Простые и благодатные батюшки исцеляли и изгоняли нечистых духов. После блаженной кончины их мощи оставались нетленными, мироточили и благоухали.

Их благодатные дары не имеют ничего общего с действиями, которые совершают экстрасенсы и колдуны. Одно дело - проявление Божественной Благодати, другое - демонической силы. По евангельским словам «по плодам их узнаете их», подвижники, о которых рассказывается в этой книге, были смиренными и бессребрениками. Они на земле были гражданами Неба и всегда стремились помочь своим братьям. Они приносили радость, мир, благословение, утешение, а не смущение, беспокойство и страх. Они были великими в своей простоте. «Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его» (Иак.2:5). Глупые, по понятиям этого мира, гонимые им, они являются невидимыми столпами, поддерживающими Вселенную, светом и солью земли. Их простые души стали домами благодати и сокровищницами духа. В жизни и устремлениях этих людей содержится всё православное богословие, все ценности и идеалы нашего народа, православная традиция и величие нашей веры. Несмотря на все свои несметные дары и способности, они исповедовались, окормлялись и оказывали послушание своим духовникам. Они никогда не нарушали порядка, установленного нашей Святой Церковью.

Мы ведь хотим попасть в Рай, но при этом желаем насладиться и всеми материальными благами. Их же любовь ко Христу была столь велика, что пожигала всё временное и греховное. Мы хотим спастись, ничем не жертвуя и приложив минимум усилий, они же пожертвовали всем ради Христа. Подвижники, жития которых приведены в этой книге, это путеводители в Царствие Небесное. Они показывают нам дорогу к святости, которую сами прошли до конца. Свидетельствуют, что стать Святым можно и в миру. В каждую эпоху есть избранники Христовы, есть они, слава Богу, и сегодня. По их молитвам существует ещё этот мир.

Духовное состояние этих подвижников незримо повлияло на их семейный и родственный круг, на всё их окружение. Имея дерзновение ко Господу и осенённые Его Благодатью, они при жизни своей многим помогли принести покаяние и стяжать веру в Бога. Они и сегодня продолжают помогать потомкам после своей блаженной кончины. Ведь за добродетели праведного Давида Бог когда-то помиловал целый народ иудейский: «Не хотел Господь погубить Иуду, ради Давида, раба Своего» (4Цар.8:19).

Духовное состояние подвижников благочестия оказывает влияние даже на природу. По словам псалмо

певца: «[Господь] превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую - в источники вод» (Пс. 106:35). То есть по молитвам праведников Бог и неплодородную землю делает плодородной, плодородную же может обратить в «солончатую, за нечестие живущих на ней» (Пс.106:34).

Человек без веры подобен слепому, идущему во тьме. Человеческое общество без ценностей и идеалов безжизненно и постепенно разлагается. Сегодня многие, не имея веры, «пришли в разорение, исчезли, погибли от ужасов» (Пс.72:19). Наше общество, к сожалению, явно демонстрирует признаки деградации и саморазрушения. Какова же причина всех бед ? «Не потонули постигли меня сии бедствия, что нет Бога моего среди меня?» (Втор.31:17). Сегодня предлагаются разнообразные способы выхода из тупика. Однако новое общество может родиться только при наличии новых (обновлённых во Христе) людей. Наша крепкая вера в духе покаяния - вот что оживотворяет, сохраняет и может спасти человека и наш народ. Эту истину и подтверждают примером своей жизни подвижники в миру, которым посвящена эта книга.

Они жили в трудные времена, столкнулись с войнами, оккупацией, голодом, гонениями, но смогли преодолеть всё и «жить во Бозе». В их жизни было благословение Божие, поэтому им были неведомы понятия и состояния, неразрывно связанные с современным миром: депрессии, душевные болезни, наркотики, разводы, аборты, ожирение и диеты, отсутствие смысла и цели жизни, разочарование, уныние и самоубийства.

Живые, чистые и благодатные иконы Первообраза, они несут нам благодать и благословение Божие и поэтому достойны подражания.

Сегодня мы особенно нуждаемся в таких примерах. Сейчас, когда повсеместно и навязчиво формируется и пропагандируется новый тип человека - самолюбивого и эгоцентричного, искажённого страстями и самооправданием, - рассказ о светлых и благодатных душах обожествивших плоть людей поможет вернуться к первоначальной и первозданной красоте, подлинному образу человека. Аминь.

Часть I

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ

ПОДВИЖНИКОВ

в МИРУ

^ I. ОТЕЦ ВАСИЛИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ1

Всю свою жизнь отец Василий прожил в Каппа- докии. По свидетельству его односельчан, батюшка родился в селении Конджук, находящемся в 65 километрах к югу - юго-западу от города Кесария. В честь родного селения отца Василия стали называть Конджйклис, чтобы отличать его от других священников, также носивших имя Василий.

Женой о. Василия стала Султана из селения Сарму- саклй (ХамидиеО. Известно, что у них было много детей: четыре сына и пять дочерей.

Прежде чем принять священнический сан, Василий некоторое время подвизался вместе с пустынниками, жившими неподалёку от его родного селения. У них он научился строгому посту и усердной молитве.

С юных лет Василий проявил свою склонность к пастырскому служению. Он был рукоположен в 1830 г.2 и назначен настоятелем храма в местечке Тсат, самом северном греческом селении Каппадокии, располагавшемся неподалёку от реки Али. В Тсате жили не только греки, но и армяне, и турки. После турецкого геноцида армян в 1915 г. православные вынуждены были покинуть родные места и перебраться в селение Ташлык, находившееся в тридцати километрах от Тсата.

Отец Василий имел страх Божий, благоговение, пламенную веру и ревность к исполнению своего пастырского долга. Он получил от Бога дар исцелять больных. Вскоре молва о нём распространилась по всей Каппадокии.

Неподалёку, в Понтийских горах, жил святой отшельник, имя которого, к сожалению, до наших дней не сохранилось. Однажды ночью ему явился Ангел Господень: «Пришло время тебе получить награду за твои подвижнические труды. Бог хочет призвать тебя к Себе, в Великую Пятницу вечером ты предстанешь перед Господом. Подготовься, причастись Святых Тайн три воскресенья подряд».

Пустынник исполнил то, что ему указал сделать Ангел, и отправился к о.Василию, священнику близлежащего селения Тсат. Рассказал ему о случившемся и попросил причастить его Святых Тайн. После совершения Таинства евхаристии он обещал прийти в следующее воскресенье.

Отец Василий, желая испытать отшельника, воскресным вечером, накануне его прихода, крепко запер все двери и даже повесил на них амбарные замки. Кроме того, он спустил с цепи своих диких овчарок. Едва стемнело, показался подвижник. Тотчас запертые на засов двери открылись, собаки же не только не лаяли, но даже не сдвинулись со своего места.

Изумлённый батюшка Василий спросил:

  • Как же двери открылись сами собой ?

  • Для нас не существует замков. Пойдём в церковь, ты причастишь меня.

После совершения Таинства священник спросил:

  • Святый Господень, скажи, где ты живёшь? Мы придём позаботиться о твоём погребении.

  • Не беспокойся. Бог посылает львов, чтобы они выкапывали нам могилы.

  • Что же вы едите ?

  • Бог питает нас манной небесной.

  • Когда снова придёшь, принеси нам в благословение кусочек манны. А также одну из книг, которые вы читаете, чтобы она была мне утешением в этой временной жизни.

В следующее воскресенье святой пустынник снова был у отца Василия, который причастил его в последний раз. Уходя, отшельник сказал: «Возьми этот кусок манны небесной. Часть съешь, а часть положи в амбар своего дома, чтобы иметь благословение Божие. Пусть он всегда будет наполнен, а твоя семья никогда не будет голодать». Затем достал из-за пазухи книгу в кожаном переплёте и, отдав её отцу Василию, сказал: «Возьми эту книгу1, и те, кого свяжешь, да будут связаны. Те же, кого разрешишь, да будут разрешены».

После этого отшельник благословил его и чудесным образом передал часть благодатных даров, данных ему Богом.

Все эти обстоятельства вскоре стали известны в окрестных селениях, населённых православными греками.

Спустя некоторое время отца Василия пригласили в селение Ташлык - место, куда уже к тому времени переселились почти все христиане Тсата. Ташлык располагался неподалёку от реки Али, в шестидесяти километрах к северо-востоку от Кесарии. В 1924 году его населяло 154 семьи, состоявших из 775 человек, преимущественно греков-христиан.

В Ташлыке отец Василий утром и вечером совершал службу в церкви, а днём принимал и исцелял болящих у себя дома, с готовностью посещал страждущих.

Денег с людей он никогда не брал, а был бессребреником. Он сострадал страждущим и часто, жалея несчастных, плакал. Сам отец Василий очень мучился от раны на ноге. Из-за неё он немного прихрамывал, за что некоторые люди прозвали его Топал-Кейс (что в переводе с турецкого означает «хромой поп»).

Однажды летом в Ташлыке постоянно шли дожди, но в то же время жители соседних селений страдали от страшной засухи. Они обратились к батюшке с мольбой о помощи. Отец Василий с готовностью последовал за ними. Обратившись к ожидавшим его людям, он попросил подняться за ним на небольшой холм, чтобы всем вместе помолиться о ниспослании спасительного дождя. Батюшка попросил всех встать на колени, а сам начал молиться. Скоро на небе стали появляться тучи, и вот застучали первые капли дождя, который непрерывно шёл несколько часов подряд. Так по молитвам праведника люди, животные, поля и деревья были спасены от засухи.

Как-то отец Василий сидел на веранде своего двухэтажного дома и беседовал со стариками. Внезапно он сказал: «Посмотрите в сторону Аас Пунар2. Видите турка верхом на ослике ? Он бедный, замученный и больной, едет сюда, чтобы я помолился о нём. За пазухой он везёт сорок лепт1, чтобы отдать их мне в качестве вознаграждения за молитву, которую я над ним прочитаю». Изумлённые старики переглянулись и сказали: «Отец Василий, если это действительно так и ты обо всём этом знаешь, тогда ты Святой!»

Все с нетерпением и любопытством ждали прибытия турка. Тот же, когда приехал, поприветствовал их земным поклоном.

Отец Василий ответил на его приветствие и осведомился о цели его приезда. Турок отвечал: «Ах, владыко, я прибыл издалека, я очень страдаю. Не могу заснуть ни днём, ни ночью. Я приехал, чтобы ты прочитал надо мной молитву из твоей Святой книги, вдруг я тогда обрету исцеление».

Отец Василий помолился, и в тот же миг боли турка прекратились. Желая отблагодарить батюшку, он вынул из-за пазухи ровно сорок лепт и попытался вручить их священнику, непрерывно повторяя слова благодарности.

  • Что это, дорогой мой ? - спросил отец Василий.

  • Батюшка, это один грош - твоё вознаграждение.

  • Но, чадо, разве молитва стоит всего один грош ? У тебя есть ещё с собой деньги ?

  • Ох, владыко, молю тебя, прими эти деньги, и их-то я с трудом взял в долг.

  • Ладно, драгоценный, не расстраивайся. Я хотел испытать тебя. Возьми эти деньги. А теперь иди сюда, поешь и отдохни.

Турок уехал исцелённым и радостным. Отец Василий дал ему с собой хлеба и соли, чтобы он отвёз их своим детям. Так смиренный служитель Бога Вышня- го заставил иноверцев уважать нашу Святую православную веру и прославил имя истинного Бога.

Старший сын отца Василия был помолвлен с Сул- таной Кулаксйзоглу2. У девушки было драгоценное украшение - ожерелье из двадцати золотых монет, но однажды она обнаружила его пропажу. Надо сказать, что в это время в одном доме с семьёй Султаны жил и её дядя по имени Савва, у которого было четыре дочери. Дом был окутан взаимными подозрениями относительно того, кто украл ожерелье; отношения из-за пропажи стали натянутыми и прохладными. А сокровище всё никак не могли найти. На следующий день мать Султаны Елена пошла за советом к отцу Василию. Она застала его за чтением Ветхого Завета. Поприветствовав женщину, батюшка сказал: «Будь осторожна, если обвинишь кого-ни- будь несправедливо, погубишь свою душу. Пропавшее сокровище никто не крал. Ночью крыса нашла ожерелье и хотела затащить к себе в нору. Но оно целиком туда не пролезло и застряло. Иди домой и ищи за сундуком».

Когда Елена вернулась домой, она вместе с ожидавшими её домочадцами отодвинула сундук и действительно нашла застрявшее в крысиной норе утерянное сокровище! Все вместе они тогда прославили благодатный дар отца Василия.

Однажды к батюшке в надежде исцелиться пришли двое турок. Один имел при себе пять грошей, другой только один. Когда они зашли в дом отца Василия, турок, у которого с собой было пять монет, был гораздо смелее своего товарища, который был смущён и нерешителен. Тогда батюшка обратился к нему: «Проходи в дом, не бойся! Ты стесняешься, что у тебя всего одна монета, а у друга твоего целых пять?» Гости стояли поражённые: «Отче, мы много слышали про тебя, про то, сколько хорошего ты сделал людям. Но в первый раз видим священника, который читает человеческие мысли и даже знает, сколько денег лежит у каждого в кармане».

Прочитав над каждым молитвы, отец Василий сказал туркам на прощание: «Теперь идите с Богом. Раз у вас есть вера и вы проделали такой длинный и трудный путь, чтобы приехать сюда, Бог исцелит ваши болезни». Когда турки протянули ему деньги, священник их не взял. «Вы бедны. Лучше купите на них что-нибудь своим семьям», - сказал он им.

Между тем друзья священника, наблюдавшие за этим происшествием, сказали: «Э, отец Василий, не знаем, что и сказать. С тобой не всё так просто. Как Бог дал тебе столько дарований ?» Батюшка отвечал: «Всегда молитесь Богу с верой и благоговением, соблюдайте Его заповеди, и Он даст вам Свою Благодать».

В селении Андроники у богатого турка заболел единственный сын. Он страдал тяжёлой формой сумасшествия и не отдавал себе отчёта в своих действиях. Он нападал на людей и был опасен. Родители были не в силах сдержать его. Наконец отец вынужден был запереть его в комнате, а еду давать через маленькое окошко. Ребёнок был столь дик и опасен, что никто не осмеливался подойти к нему. Отец обращался за помощью ко многим врачам и даже ходил к колдунам, но помочь ему так никто и не смог.

Он уже находился в отчаянии, когда вспомнил о священнике-чудотворце: «Чего же я медлю ? Не отвезти ли мне сына в Ташлык к отцу Василию ? Он прочтёт над ним молитву и исцелит его. Ведь уже столько людей получили просимое у этого святого человека».

Тогда он позвал человек десять крепких юношей, которым всем вместе удалось связать мальчика и посадить его на ослика.

Видя удивительное зрелище, жители Ташлыка из любопытства собрались в доме отца Василия, чтобы посмотреть, удастся ли ему исцелить больного ребёнка.

Отец юноши бросился в ноги о.Василию и со слезами на глазах умолял его: «Владыко, мой единственный сын сошёл с ума. Я не в силах его сдержать. Он нападает на людей, так что все его боятся. Я слышал

о твоей святости и пришёл просить тебя исцелить моего ребёнка. Пожалей меня, верни ему здоровье, а мне - радость. Я дам тебе всё, что ты попросишь».

  • Успокойся, твой ребёнок выздоровеет, - отвечал отец Василий.

Он надел епитрахиль и стал читать над юношей молитвы. Перекрестил его и велел развязать. Взял за руку, поставил на ноги и сказал: «Чадо моё, теперь ты здоров. Будь впредь хорошим и послушным сыном, люби своих родителей и ближних. Иди с Богом».

Отец упал в ноги отцу Василию, стал благодарить его и предлагать разные подарки, от которых батюшка, конечно же, отказался.

Однажды из Кесарии привезли бесноватого. На первый взгляд он казался спокойным и тихим, но внезапно начинал громко кричать и источать пену изо рта. Его, связанного, поместили в комнату отца Василия. Он попросил всех выйти, запер дверь и стал молиться об изгнании злых духов. В этой же комнате спрятался внук батюшки, которому было четыре с половиной годика. Он-то и рассказал, что там происходило. Отец Василий молился, приказывая демонам выйти из человека. Малыш видел, как изо рта одержимого выходили демоны в образе мышей. Отчитка продолжалась долго, ребёнок, глядя на то, как комнату заполняют мыши (бесы), испугался и стал кричать:

  • Дедушка, дедушка! Весь наш дом наполнился мышами!

  • Не бойся, это не мыши. Они скоро уйдут.

Вскоре бесноватый успокоился и заснул. Проснувшись, он узнал своих родственников и поведал, как страдал от бесов, возблагодарил Бога, избавившего его от этого страшного мучения.

Однажды ночью верхом на коне батюшка возвращался домой из селения Кемерек. В местечке Ейтелик батюшка столкнулся с двумя разбойниками, которые не знали, кто он такой. Раскрыв их недобрые замыслы, отец Василий перекрестил разбойников, и они потеряли способность двигаться.

Грабители никак не могли понять, что с ними произошло. Как они потом рассказывали, они попытались схватить всадника, но не могли даже пошевелиться. Тогда они догадались, что это отец Василий из Ташлыка. Они осознали, какой великий грех совершили, бросились к дому священника и стали молить его о прощении. Батюшка простил их и предложил трапезу. Он просил их оставить грабёж и добывать свой хлеб честным трудом. Разбойники взяли благословение батюшки и ушли, твёрдо решив начать новую жизнь.

Чудеса, совершаемые Богом по молитвам отца Василия, стали известны во всей Каппадокии. Многие стремились к нему, надеясь получить исцеление. Скоро батюшке стали завидовать. Некоторые думали, что он разбогател, хотя отец Василий никогда ни от кого не брал денег. На батюшку составили донос митрополиту Кесарийскому, обвинив его в том, что он факир и исцеляет больных с помощью колдовства. Владыка, толком не разобравшись в наветах, запретил отца Василия в служении. Священник больше не принимал больных, прекратились службы в храме Святого Георгия. Запрет продлился три месяца, и всё разрешилось следующим образом.

В селении Румкавак, расположенном в шести километрах от Ташлыка, был возведён новый храм. На освящение должен был приехать сам владыка. В Румкавак к митрополиту приехала делегация из Ташлыка под председательством Авраама Киагиа'. Люди просили владыку восстановить в служении отца Василия. Митрополит согласился приехать к ним в село. Он сел на коня и отправился в путь вместе со своим иподиаконом. В Ташлыке митрополит по своему обыкновению остановился в доме Хаджи-Онимфйя - самого богатого жителя села и церковного старосты. Владыку встречали всей деревней. Люди брали у него благословение, но чувствовалось, что они обижены за запрет, наложенный на их батюшку. Самого отца Василия на встрече не было: он почти не выходил из дома, избегая показываться на людях.

Пока владыка опрашивал людей, желая составить справедливое мнение об отце Василии, ему сообщили, что его конь упал на землю, ржёт, дрожит и вот- вот издохнет. Ему попытались помочь, принесли еды, пригласили ветеринаров, всё тщетно - животному становилось всё хуже. Митрополит послал иподиакона прочитать над конём молитву, но не помогло и это.

Молился и сам владыка, но конь по-прежнему находился на последнем издыхании.

Сельчане по опыту знали, что такие болезни может вылечить отец Василий, и предложили митрополиту его пригласить. Когда тот отказался, староста сказал: «Послушайте, владыко. С тех пор как у нас служит батюшка, у нас не издохло ни одно животное и не умер по болезни ни один человек. Его молитва всех исцеляет».

Наконец митрополит уступил уговорам и согласился позвать отца Василия. Но тот отказался прийти. «Разве благословляет священник перед архиереем», - сказал он гонцу. За ним послали ещё одного человека, но батюшка снова отказался. Между тем владыка уже ждал его с нетерпением, так как видел, какая опасность нависла над его конём. За отцом Василием пошёл сам председатель приходского совета: «Приходи, пусть владыка увидит своими глазами, что ты служишь Богу и благословит открыть нашу церковь».

Отец Василий взял епитрахиль, молитвенник, подаренный ему пустынником, и последовал за старостой. Мимо толпы, ожидавшей его с нетерпением, он прошёл в хлев, где лежал больной конь. Начал молиться. Батюшка три раза прерывал молитву, чтобы перекрестить животное.

Вскоре конь вскочил и начал есть. Священник сказал: «Выздоравливай», - и ушёл домой. Владыка от радости даже забыл его поблагодарить. Но вскоре поспешил за ним и, взяв за руку, привёл в дом, где он остановился. Народ в нетерпении ждал на улице. Наконец, вместе с отцом Василием владыка вышел на балкон и обратился к собравшимся: «Братья мои! Молитву, которую прочитал отец Василий, до этого успел прочитать и я, и мой иподиакон. Но наши молитвы Господь не услышал. Он услышал молитву отца Василия. Это неспроста. Я хочу понять, в чём дело, и сейчас поисповедую батюшку». Митрополит принял исповедь отца Василия. Получив ответ на волновавшие его вопросы, он опять вышел к народу: «Слушайте, возлюбленные братья! Это не отец Василий должен был просить у меня прощения, а я у него. За то, что поверил наговорам и запретил его в служении. Его дар от Бога, и никто, кроме Него, не имеет права его отнять».

Потом владыка прочитал над батюшкой молитву и снял с него запрет. На следующий день они открыли деревенский храм и вместе совершили в нём торжественное богослужение.

Мы рассказали лишь о малой толике чудес, которые совершил отец Василий Каппадокийский среди турок и христиан.

По сведениям, полученным от его родственников1 и односельчан, батюшка почил в Бозе в 1900 году и был похоронен в Ташлыке - селении, где он прослужил столько лет.

Вечная ему память!

Да пребудет с нами его благословение!

Пусть по его молитвам в селении Ташлык вновь откроет свои двери храм Святого Георгия, ныне обращённый в мечеть. Аминь.

^ II. СВЯТОЙ ИОАНН новый милостивыи


о
тец Иоанн Триандафиллидис1, прославленный

  1. как местночтимый1 Святой, родился 10 февраля 1836 года в деревне Лорйа (Музена), находившейся в окрестности города Трапезунд. Его родителями были благочестивые христиане Триандафилл и Кириакия.

На родине Святого школы не было, но он, будучи очень способным, научился грамоте и получил начальные знания благодаря одному образованному человеку всего за полгода.

Когда Иоанну было четырнадцать лет, умер его отец. В поисках работы он вынужден был отправиться на Понтийское побережье1. Зимой Святой работал в пекарне, а летом был занят на полевых работах.

В 17 лет Иоанн женился на смиренной и благоговейной девушке Елене. У них родились дети.

Однажды летом супруги отправились пешком в родную деревню Иоанна. Иоанн шёл впереди, а за ним спешила Елена. По дороге им явились три Ангела в образе людей. Один из них обратился к Елене со словами: «Ваши односельчане ждут, когда Иоанн станет священником. На то есть воля Божия». Другой Ангел возвестил: «Через тридцать лет вы сподобитесь посещения Святых мест». Из уст третьего она услышала пророчество: «После блаженной кончины твой супруг будет прославлен в лике Святых».

Изумлённая Елена спросила:

  • Как же вы, простые люди, ведаете, что произойдёт в будущем и что случится с нами через целых тридцать лет ?

  • Мы не люди, мы Ангелы Господни. Мы посланы предупредить вас, чтобы смиренный Иоанн не отказывался от священства.

Елена с волнением и умилением тихо ответила: «Да исполнится воля Божия».

В 1870 году Иоанн в возрасте тридцати четырёх лет был рукоположен во иереи митрополитом Халдий- ским Гервасием и был назначен приходским священником в родное село, где стал служить в храмах Великомученика и Целителя Пантелеймона, Пресвятой Богородицы и в монастыре Святого Георгия.

Хотя он и был малограмотным, но по своему усердию и способностям прекрасно изучил порядок богослужений и обязанности священника.

После рукоположения отец Иоанн всецело посвятил себя пастырскому служению. Также он старался возделывать добродетели и безусловно исполнять заповеди Божии.

Батюшка обладал даром красноречия. Все, кто беседовал с ним, испытывали удивительную радость. Его слова во время проповеди несли всем утешение и благодать. Он стал выдающимся проповедником. Вскоре все стали называть его Новым Златоустом.

Он был очень милостивым. Имея небольшой достаток, он питал голодных, одевал сирот, принимал у себя дома путников. Деревенским беднякам он помогал выплачивать налоги. На свои деньги ремонтировал дороги, мосты и источники.

В 1877 году во время Русско-турецкой войны начался голод. Как добрый пастырь, батюшка заботился, чтобы в деревне были необходимые продукты питания. Он написал письма знакомым состоятельным людям и, собрав всё необходимое, раздавал еду беднякам, спасая их от голодной смерти. О добродетелях и милосердии священника узнали во всём Причерноморье. Люди стали называть отца Иоанна Новым Милостивым.

Батюшка обладал даром примирять людей и гасить вражду между ними. Он стал миротворцем для всех жителей епархии. Когда к митрополиту обращались отдельные люди или целые селения с просьбой разрешить спор, он всегда направлял их к отцу Иоанну: «Идите к нему. Он решит между вами все противоречия, так как мудр, обладает красноречием, стяжал Божественную Благодать».

И действительно, люди приходили к батюшке врагами, жаждущими отмщения, а уходили братьями.

У отца Иоанна был внук, мать которого (дочь батюшки) рано умерла, оставив его сиротой. Однажды школьный учитель за какой-то проступок стал бить малыша палкой и пинать ногами. Через несколько дней мальчик умер. Некоторые родственники и отец ребёнка хотели отомстить учителю и убить его. Долго молился отец Иоанн. На суде ему удалось умилостивить разгневанных родственников и выпустить учителя из тюрьмы. Сердце дедушки разрывалось на части, но, как ученик Христов и наставник любви, он простил учителя и даже добился его освобождения.

В 1900 году сбылось ангельское пророчество: отец Василий со своей матушкой посетили Святую Землю, поклонились Гробу Господню и Голгофе. Прожив там шесть месяцев, они вернулись на родину. Их паломничество случилось ровно через тридцать лет после чудесной встречи и предсказания Ангелов.

Матушка Елена покинула этот мир 26 июля 1902 года. Отец Иоанн после тридцати трёх лет пастырского служения почил в Бозе 13 июня 1903 года. Он был похоронен возле церкви Святого Пантелеймона.

После похорон невестка отца Иоанна увидела Дух Святой, сходящий в виде голубя на могилу батюшки.

Спустя три года после своей блаженной кончины святой Иоанн явился во сне женщине по имени Панагйла и попросил, чтобы она со своим братом совершили перенесение его останков. Это событие произошло 7 октября 1906 года. Когда Панагйла с братом пришли на кладбище, они увидели над усыпальницей в иерейском облачении отца Иоанна, который читал Евангелие. Батюшка, лицо которого сияло как солнце, благословил их копать. На кладбище собралось много народу.

Когда мощи отца Иоанна были обретены, оказалось, что его руки остались нетленными. Люди плакали от радости и умиления и прославили Бога, показавшего им святость батюшки.

Весть о чуде мгновенно распространилась в окрестностях. Каждый день множество народа, целые приходы во главе со священниками и даже высокопоставленные турки приходили поклониться Святым мощам. Приносили масло и свечи. Турки говорили: «Этот священник и при жизни был свят, и после смерти прославился. Если решите построить в его честь церковь, то и мы внесём свою лепту».

Множество чудес и исцелений совершалось от мощей Святого. Одного болящего двадцатилетнего юношу из города Михайлово, неподалёку от Тбилиси, поместили в узы, чтобы он не причинил зла себе и своим близким. Никто из врачей ему не помог, и родные, отчаявшись, поместили его в психиатрическую клинику города Тбилиси. Однажды во сне матери юноши явился святой Иоанн: «Не плачь, твой сын обретёт исцеление. Раствори в воде немного земли с моей могилы и дай ему выпить». Женщина исполнила наказ Святого, и её сын выздоровел.

Двенадцатилетний мальчик, единственный сын из некоей армянской семьи уже четыре года был нем. Услышав о чуде исцеления юноши, его мать так же, с верой и благоговением, взяла землю с могилы святого Иоанна, растворила в воде и окропила мальчика. В тот же миг он заговорил!

Потомки Святого эмигрировали в Грецию. С собой они привезли руку и главу отца Иоанна. Чудеса от мощей батюшки продолжаются и теперь.

Рассказывает Анастасия, внучка Святого: «В городе Салоники в 1930 году заболел врач, знакомый моей подруги. У него отнялись руки. Родители молодого человека были безутешны: ему было всего тридцать пять лет. Его водили по докторам, но тщетно. Когда больной узнал о мощах моего дедушки Иоанна, то захотел им поклониться. Я перекрестила его рукой Святого, и в тот же миг врач смог пошевелить пальцами парализованных рук и уже сам поклонился Святым мощам, благодаря Бога и святого Иоанна за своё чудесное исцеление».

Иоанн Триандафилидис прославлен в лике Святых Вселенским Патриархатом. Ему составлена служба. Память его совершается 13 июня (день блаженной кончины) и 7 октября (перенесение мощей).

Молитвами святого Иоанна, Господи Иисусе Христе, спаси нас и помилуй нас!

  1. ЕЛЕНАМБА1, ПРОЗОРЛИВАЯ


лой Азии жила благочестивая девушка Елена. Её
деревне Кефалохбри Никейского региона Ма

прозвали Еленамба, то есть Елена, обладающая даром рассуждения и Божественным просвещением.

Она была сиротой и работала у одного сострадательного турка. По ночам Елена долго и усердно молилась. Турок смог расслышать несколько слов из её молитвы: «Пусть я возьму на себя все его грехи». Елена с болью молилась за других людей. Вскоре турок понял, что она обладает особым даром - за советом и наставлением к ней приходило множество народа. Он и сам относился к Елене с большим почтением, чувствовал, что по её молитвам ему помогает Бог, иногда даже записывал особые случаи и её пророчества.

В те времена турки проводили политику массового уничтожения греков. Для её реализации многих мужчин на пять-десять лет забирали в так называемые трудовые отряды (амеле' тамбуру). Вести от них не поступали, и это очень беспокоило их семьи. К Еле- намбе приходило много женщин, чтобы узнать о судьбе своих мужей. Она же, чтобы развеять их сомнения, всегда сперва сама с точностью описывала их мужей. Например, говорила: «Твой муж - высокий блондин с усами». Добавляла ещё какие-то его характерные черты и приметы и только потом рассказывала, жив он или умер и когда вернётся домой.

Елена часто говорила: «Придёт время, когда человечество смешается». (Она имела в виду как смешение народов, так и духовную путаницу. Оба эти обстоятельства сегодня имеют место в нашей жизни).

Однажды Елена сказала своим родственникам: «Вы уедете отсюда, а меня оставите здесь. Однажды вы вернётесь назад на Родину, но места эти сильно изменятся».

Все жители Кефалохори и окрестных селений с большим благоговением относились к Елене, почитали её за добродетели и благодатные дары. Они считали её святой. К сожалению, о жизни подвижницы сведений сохранилось очень мало. Известно только, что она почила, когда ей не исполнилось ещё и четырнадцати лет, и что это событие произошло, как она и предсказывала, ещё до обмена населением1. Перед смертью Еленамба попросила одеть её в чёрную монашескую одежду. На месте её погребения забил чудотворный источник, от которого многие получили исцеление.

После обмена населением родственники Елены переехали в Грецию, где поселились неподалёку от города Серрес, основав деревню Новое Кефалохори. Как благословение с собой они привезли одежду и некоторые личные вещи Еленамбы. И поныне в доме, где они хранятся, горит неугасимая лампада. Люди молятся и призывают её в нужде и трудностях, и по её святым молитвам получают от Бога просимое.

Во время Гражданской войны в Греции1 партизаны несколько раз пытались сжечь село Новое Кефалохори. Но каждый раз, едва войдя в селение, неожиданно отказывались от своих намерений. «Какой-то Святой вас хранит, мы хотели сжечь вашу деревню и не смогли», - говорили они сельчанам.

  1. ^ МАТУШКА КИРИАКИЯ ТСИТУРИДУ

Она родилась в 1870 году и в двадцать лет вышла замуж за Георгия Тситурйдиса, рукоположенного во священники и назначенного на приход в их родное селение Тсбпли (Дермидзикиой) на побережье Чёрного моря. У них родились шесть дочек и один сын, умерший во младенчестве.

Попадья Кириа'кия была простой, благоговейной и милосердной. Очень переживала и плакала, когда видела, как люди страдают. Дверь её дома всегда была открыта, в нём бедняки находили еду и тепло, а странники - ночлег.

В 1903 году семья отца Георгия эмигрировала в местечко Атара (Азанта) неподалёку от города Сухуми. Он был единственным священником в районе, где проживало много греков-эмигрантов. В его доме каждый день находили ночлег десятки беженцев, ко-
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Издательский дом «святая гора» 2010 подвижники миряне том I афон, 2008 Издательский Дом «Святая Гора» iconИздательский дом «святая гора» Москва, 2009 Протоиерей Феодор Зисис
Протоиерей Феодор Зисис, профессор богословского факультета Фессалоникского университета имени Аристотеля (фуа)[1], родился в 1941...
Издательский дом «святая гора» 2010 подвижники миряне том I афон, 2008 Издательский Дом «Святая Гора» iconИздательский Дом Ноосфера
Малькова Л. И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом...
Издательский дом «святая гора» 2010 подвижники миряне том I афон, 2008 Издательский Дом «Святая Гора» iconУчебная литература
В., Просняковой Т. Н. к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (2 год обучения)– Самара: Издательство «Учебная...
Издательский дом «святая гора» 2010 подвижники миряне том I афон, 2008 Издательский Дом «Святая Гора» iconСборник статей и фетв. М.: Издательский дом "Ансар"
Любовь и секс в Исламе: Сборник статей и фетв. – М.: Издательский дом "Ансар", 2004. – 304 стр
Издательский дом «святая гора» 2010 подвижники миряне том I афон, 2008 Издательский Дом «Святая Гора» iconИзложение дела по иску Жукова С. А. к Ооо «Издательский дом «Воронежские вести»
Жукова С. А. к Ооо «Издательский дом «Воронежские вести», главному редактору газеты «Воронежские вести» Попову В. С. о защите чести,...
Издательский дом «святая гора» 2010 подвижники миряне том I афон, 2008 Издательский Дом «Святая Гора» iconСвоеобразие художественной культуры древнего востока
«Что за страна Восток! Вообразите: направо гора, налево гора, впереди гора, а сзади, как вы сами можете себе представить, синеет...
Издательский дом «святая гора» 2010 подвижники миряне том I афон, 2008 Издательский Дом «Святая Гора» iconИздательский Дом «Риф-плюс»
«Земля сибирская» вопд «Наш дом – Россия». С 1996 по 2000 г. – депутат Государственной Думы, председатель Совета Новосибирской областной...
Издательский дом «святая гора» 2010 подвижники миряне том I афон, 2008 Издательский Дом «Святая Гора» iconАлексеев С. С. Государство и право. Начальный курс
Конституция Российской Федерации. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2004. – 48 с
Издательский дом «святая гора» 2010 подвижники миряне том I афон, 2008 Издательский Дом «Святая Гора» iconСвятая русь и тайны священной истории
Священная История, смысл которой заключается в борьбе Бога за спасение человечества, ещё не завершилась и что именно Святая Русь...
Издательский дом «святая гора» 2010 подвижники миряне том I афон, 2008 Издательский Дом «Святая Гора» iconИздательский дом в сельской библиотеке
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница