Урок истории в 9 классе




Скачать 108,15 Kb.
НазваниеУрок истории в 9 классе
Дата публикации04.09.2013
Размер108,15 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Право > Урок

С.В.Усикова, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №11 ст.Кирпильской Усть – Лабинского района.

Политическое развитие СССР в 1948-1953гг.

Урок истории в 9 классе.

Цель урока: Углубить понятие о советском тоталитаризме. Выявить последствия и уроки сталинизма.

Оборудование урока: Политическая карта СССР. Портреты И. Сталина,

Г. Жукова, Н. Понеделина, Н. Кирилова,

А. Новикова, С. Михоэлса, А. Солженицына.

План урока.


  1. « Демократический импульс» войны.

  2. Изменения в структурах власти.

  3. Новый виток репрессий.

  4. Национальная политика.


Ход урока.

Учитель: Я бы хотела начать урок со слов советского поэта Н.Тихонова.
Наш век пройдет. Откроются архивы.

И все, что было скрыто до сих пор,

Все тайные истории извивы

Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики.

И обнажится всякая беда

Но то, что было истинно великим

Останется великим навсегда.

Вы помните, что перед войной, в 1936г, была принята в нашей стране Конституция СССР. Все средства массовой информации утверждали, что наша страна – самая демократическая в мире.

А по каким критериям надо определять, есть ли демократический порядок в стране или нет? (Учащиеся высказывают свою точку зрения)

Учитель: Да, ребята, существуют определенные критерии, разработанные учеными. ( учащимся раздаются алгоритмы).
Алгоритм определения демократического порядка.
1.Выборность в органы государственной власти.

2.Разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную.

3.Широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантий и защита.

4.Деятельность негосударственных общественно- политических органов, как равноправных партнеров государства.

5.Политический плюрализм.

6.Полная гласность.

7.Широкая возможность личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществление политических решений.
Учитель: Как вы думаете, какая цель у демократического режима?

(Создать все условия для подлинной свободы личности, ее творчества и самовыражения).
Учитель: Давайте посмотрим, каким было государственное устройство Советского Союза фактически (работа со схемой)




И.В.Сталин

( ген.секретарь ЦК ВКП(б))
Политбюро КПСС



Госаппарат.

Комсомол
Законодательный орган Суд.

( Верховный совет)

Творческие союзы

Образовательные и

научные учреждения
Профсоюзы. Семья.
_____________________________________________________________________________

^ СИСТЕМА КАРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Ученик: Во главе государства стоял Сталин, Генеральный секретарь центрального комитета партии, выбранный узким кругом лиц.

Он через огромный партийный аппарат контролировал органы управления, Верховный Совет, суд, научные и общеобразовательные учреждения, союзы творческой интеллигенции, профсоюзы, комсомол, семью.

При помощи карательных органов он избавлялся от инакомыслящих, объявляя их врагами народа.
Учитель: Как вы думаете, с какой целью он это делал?
Ученик: Так он мог держать в повиновении миллионы людей, направлять их на самые трудные участки жизни и добиваться ценой их жизни запланированных результатов.
Учитель: Давайте, применим наш алгоритм демократического порядка к Сталинскому государственному устройству и убедимся, был ли сталинский режим демократическим.


Ученик: 1.Сталина выбирал не народ, а узкий круг лиц из его партии. Депутаты в Верховный Совет- законодательный орган - выбирались по заранее составленному партийными чиновниками списку.
2.Государственный аппарат, законодательный орган, суд находились под властью Сталина. Коммунистическая партия, как общественно- политическая организация, занимала особое положение- руководящее, а все остальные были под ее контролем.
3.Права и свободы были записаны в Конституции, но их никто не гарантировал, за исключением права на труд, на образование, и не защищал.
4. Коммунистическая партия была единственной политической партией, которая подчиняла все общественно- политические организации.

5. Господствовало одно мировоззрение, а все инакомыслящие уничтожались.
6. Гласности не было, была введена цензура.
7.Личность была винтиком в государственном механизме и не влияла на принятие политических решений, их принимала партия большевиков, а все должны исполнять.
Учитель: Сделайте вывод из этого сравнения.

Ученик: В Советском Союзе было не демократическое государство.
Учитель: Государство в котором вся власть сосредоточена в руках вождя и государственно-партийном аппарате и контролирует всю жизнь человека, общественную и личную и использует карательные органы для борьбы с инакомыслием - такое государственное устройство называют тоталитарным.

Во главе стоит деспот, власть которого ничем не ограничена.

- Какова цель тоталитарного государства? (Держать в повиновении весь народ).
Учитель: Изменилось ли что-либо после войны – это следующий наш вопрос.

Война – это важное событие. На войне побывало очень много людей.

Как вы думаете, повлияла ли война на сознание советского человека, который раньше никогда не был за границей?

Что увидел советский человек в побежденных странах? ( работа с таблицей).


^ Политическое устройство европейских стран накануне Второй мировой войны.




Государства


Политическое устройство


СССР


Демократия(формально) тоталитарное государство


ФРАНЦИЯ


Демократия


АНГЛИЯ


Демократия


АВСТРИЯ


Демократия


ГЕРМАНИЯ


Фашистская диктатура


ИСПАНИЯ


Фашистская диктатура


ИТАЛИЯ


Фашистская диктатура

ФИНЛЯНДИЯ

Демократия

НОРВЕГИЯ

Демократия

ШВЕЦИЯ

Демократия


Учитель: Наши солдаты побывали в Австрии, Норвегии, Швеции,

Финляндии. Встречались с французами, американцами, англичанами.

- Какие у них были политические порядки?

- Каков был уровень жизни? Какие права у людей?
Ученик: У них была демократия, и уровень жизни был выше.
Учитель: За границей побывало почти 10 млн. солдат, 5,5 млн. репатриантов. Они увидели, что у них нет колхозов, а люди живут зажиточней, у них есть свобода слова, оппозиция не преследуется, нет концлагерей.

У многих возникли сомнения в правильности Советского политического устройства.

Война изменила человека: если раньше он был винтиком, то на войне ему не раз приходилось мыслить самостоятельно.

У Советского Союза появилась альтернатива остаться тоталитарной страной или стать на путь настоящей демократии.

- Как вы думаете, какие слои населения, были заинтересованы в демократических изменениях и почему?

( Колхозники, они почти все отдавали государству, интеллигенция не имела права говорить то, что думает, офицеры, ковавшие победу).
Учитель: И даже государственная номенклатура начинала понимать неизбежность перемен.

В 1946-1947г, закрыто обсуждался проект новой Конституции и программы партии.

Высказывались предложения ликвидировать суды военного времени, освободить партии от хозяйственных функций: ограничить сроки пребывания на руководящей партийной и советской работе, об альтернативных выборах. Но этого не было сделано. В стране оказалось больше людей, которые связывали победу над Германией, прежде всего с заслугами Сталина и возглавляемой им системы и менять ничего не хотели.

В стране возникло социальное напряжение. Сталин нашел выход: с одной стороны заняться внешней демократией, а с другой стороны усилить борьбу с вольнодумством и укреплять режим.

1.Отменили чрезвычайное положение.

2.Упразднили Государственный комитет обороны.

3.Совет народных комиссаров переименовали в Совет министров.

( Одновременно возросло число ведомств и количество чиновников).

4.В 1946г. произошли выборы в местные советы, Верховный Совет республик, Верховный Совет СССР. Депутатский корпус обновился, он не менялся с 1939г.

5.Впервые выбирали прямо и тайно народных судей и заседателей.
-Можно ли считать эти мероприятия коренными в изменении политического порядка и почему?
Ученик: Нет, потому что вся полнота власти осталась в руках Сталина и партийного руководства.
Учитель: В 1959г. состоялся 19 съезд партии, он не собирался более 10 лет. На нем приняли решение переименовать название партии ВКП (б) в КПСС. Прошли профсоюзные съезды, они не собирались 17 лет, комсомольские съезды, они не собирались 13 лет. Руководство этих организаций обновились.

- А что надо было сделать, что бы наша страна стала демократической?

( Учащиеся отвечают на этот вопрос, используя алгоритм определения демократического порядка).

Учитель: И отказаться от репрессий. Рассмотрев следующий документ, давайте выясним, отказался ли Сталин от репрессий.

Документ.

ИЗ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР. 21 ФЕВРАЛЯ 1948г.


  1. Обязать Министерство внутренних дел СССР всех отбывающих наказание в особых лагерях и тюрьмах шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций и групп лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям и враждебной деятельности, по истечении сроков наказания направлять по назначению Министерства государственной безопасности СССР в ссылку на поселение под надзор органов Министерства государственной безопасности:

в районы Колымы на Дальнем Востоке, в районы Красноярского края и Новосибирской области, расположенные в 50 километрах севернее Транссибирской железной магистрали, в Казахскую ССР….

2….Направление в ссылку на поселение этих лиц производить по решению Особого совещания при Министерстве государственной безопасности СССР.

А.А. Данилов Л.Г Косулина. История России 20- начало 21в.М., Просвещение.,2004г
Ученик: Сталин ужесточил репрессии по отношению к инакомыслящим людям. Расширился спектр репрессий. С 1948г начинается новый виток репрессий.

Учитель: Концлагеря после войны пополнили люди, побывавшие в плену, люди из присоединенных перед войной территорий ( Западная Украина, Западная Белоруссия, Прибалтика) которые не принимали Советский режим.

В 1948г. были созданы спецлагеря для осужденных за антисоветскую деятельность и контрреволюционные акты.

Из-за жестокого обращения заключенные подняли восстания (работа с картой) в Экибастузе, Воркуте, Печоре, Норильске, Салехарде. Многие лозунги были политические.

В лагерь попадали люди, уклоняющиеся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве, т.е. колхозники, которые жили впроголодь и работали за трудодни.

Опасаясь популярности генералов, Сталин арестовал маршала авиации А. Новикова. Генералов: Н. Понеделина, Н. Кирилова, ряда сослуживцев маршала Г. Жукова, его же обвинили в неблагодарности и неуважении к Сталину.

Возникло « Ленинградское дело», по которому арестовано 2 тыс. человек, партийных работников, отличавшихся стремлением к самостоятельности и независимости от центральных органов.

Впоследствии 200 из них были расстреляны в том числе председатель Совмина России М. Родионов, председатель Госплана Н. Вознесенский, секретарь ЦКВКП (б) А. Кузнецов.

Последним было « дело врачей» обвиненных в неправильном лечении высшего руководства.

Всего с 1948г. по 1953г было репрессировано по политическим мотивам 6,5 млн. человек. Многие были расстреляны. Их хоронили в вырытых рвах, сжигали в крематориях.

Сталин начал новые репрессии. Как вы думаете почему? Какова цель репрессий?
Ученик: Для того чтобы держать народ в страхе и повиновении.
Учитель: О репрессиях написано много художественных произведений. Я рекомендую вам почитать прочитать произведение А. Солженицына « В круге первом» по которому Г. Панфилов поставил фильм. « Архипелаг ГУЛАГ» - обвинительный акт сталинскому режиму. Произведение Роя Медведева «Сталин», А. Жигулина « Черные камни».

А сейчас мы переходим к следующему вопросу нашего урока. Это национальный вопрос.

Иосифа Сталина величали отцом всех народов, но это был жестокий отец.

После войны усилилось национальное движение на тех территориях, которые были присоединены накануне войны, где шла борьба против коллективизации и советизации. За участие в ней только из Западной Украины в 1950г. было выслано 300тыс. человек, из Прибалтики 400тыс. литовцев, 150тыс. латышей, 50тыс. эстонцев.

Насильственная высылка людей в другие места проживания называется депортацией.

Параллельно шел процесс насильственной коллективизации.

Были переселены немцы, крымские татары, чеченцы, ингуши, карачаевцы, калмыки.

Преследовались евреи. За их права боролся актер С. Михоэлс, в 1948г он был убит, как предполагают агентами МГБ. Затем начались аресты созданного им антифашистского комитета. Их обвиняли в космополитизме – преклонении перед Западом. Лидеров приговорили к расстрелу в 1952г.

- Почему Сталин усилил борьбу с национальным движением? ( Не хотел отступать от своей политики)

- Как вы думаете, каковы последствия сталинской национальной политики? ( Это вызвало всплеск ненависти этих народов к России)

Учитель: А теперь проверим наши знания ( работа с тестом)

  1. ^ От чего зависит установление тоталитарного режима.



А. От характера главы государства.

Б. От поддержки народных масс.

В. От мирового окружения.

Г. От уничтожения оппозиции.
^ Указать один неверный ответ.


  1. Последствия сталинского режима.


А. Уничтожение миллионов людей.

Б. Превращение личности в послушный винтик.

В. Установление демократических свобод.

Г. Усиление национальной розни.
^ Указать один неверный ответ.



  1. Уроки сталинизма.



А. Охранять гласность.

Б. Защищать права и свободы граждан.

В. Не создавать культа личности .

Г. Не допускать объединения исполнительной,

законодательной и судебной властей.

Д. Не высказывать свою точку зрения.

Указать один неверный ответ.
Учитель: Мы рассмотрели политическое устройство СССР в 1948- 1953гг.

Скажите, изменился ли политический режим? ( Нет, политический режим в послевоенные годы оставался тоталитарным).
Учитель: Да, политический режим оставался тоталитарным. Мы убедились, что античеловеческая система сталинизма неприемлема и никогда не должна повториться.






Похожие:

Урок истории в 9 классе iconУрок истории и обществознания в 11 классе Тема урока : Повторительно...
Оборудование: Журнал учета движения лицевых счетов участников аукциона, гонг, деньги (игровые)
Урок истории в 9 классе iconУрок по теме “Древний Египет” в 5 классе. (12-й по курсу истории Древнего мира) Оборудование
Тип урока: урок изучения нового материала. 6-й урок по теме “Древний Египет” в 5 классе. (12-й по курсу истории Древнего мира)
Урок истории в 9 классе icon-
Урок исследование. Данный урок проводится в 11 классе. Продолжительность урока – 2 часа. Может быть проведен как занятие элективного...
Урок истории в 9 классе iconУрок по курсу истории средних веков в 6 классе «Могущество папской власти»
Учитель истории и обществознания моу сош №6 г. Озёры Московской области Печникова Т. В
Урок истории в 9 классе iconСценарий интегрированного урока «Суд истории. Князь Игорь Северский»
Интегрированный урок история-литература проводится в10 классе после изучения темы по истории России «Феодальная раздробленность на...
Урок истории в 9 классе iconУрок математики и истории в 6 классе
Форма организации обучения: коллективно-групповое занятие, урок; форма совершенствования зун (знания, умения, навыки)
Урок истории в 9 классе iconУрок истории в 11 классе «Фашизм как феномен ХХ века»
Образовательные актуализировать знания по теме тоталитаризма и фашизма в Европе,полученные на уроках истории, расширить и углубить...
Урок истории в 9 классе iconГероя Советского Союза П. П. Едунова Открытый урок по истории России,...
Показать полководческое искусство Дмитрия Донского, его качества патриота и гражданина. Продолжать учить учащихся выступать перед...
Урок истории в 9 классе iconУрок истории в 5 классе. Разработчик: Сиденко Е. В. Учитель истории...
Развивать умение обобщать материал в опорный конспект, работать с картой, классифицировать, анализировать источник и сопоставлять...
Урок истории в 9 классе iconУрок литературы и истории 8 классе на тему: «Изображение войны и...
Провели: учитель русского языка и литературы Шипилова Н. В. и учитель истории Михайлова И. А
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница