Опубликовано: социальный мир человека: материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. Ижевск, 2008




Скачать 120,79 Kb.
НазваниеОпубликовано: социальный мир человека: материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. Ижевск, 2008
Дата публикации03.09.2013
Размер120,79 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
Опубликовано: социальный мир человека: материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. – Ижевск, 2008.

Фиофанова О.А.

к.п.н., доцент кафедры педагогики и

педагогической психологии ГОУ ВПО «УдГУ»,

Сетевое партнерство воспитательных систем как механизм проектирования воспитательного пространства города

Сетевое партнерство - относительно новое явление общественной практики, связанное с развитием демократических начал, становлением эффективной системы договорно-правового регулирования. Сетевое партнерство мы рассматриваем как особую систему взаимодействия субъектов воспитательного пространства. Участники сети – это агенты перемен в области воспитания.

В задачи статьи входит не только определение сущности сетевого партнерства как механизма проектирования воспитательного пространства города, но и выявление основных противоречий партнерских отношений между субъектами, определяющими качество воспитательного пространства города, характеристика особенностей организации партнерства на уровне
муниципального воспитательного пространства.

Изучение сетевого партнерства как феномена общественной жизни не является прерогативой какой-либо одной науки: философии, политологии, психологии, педагогики, социологии и т.п. Анализ сущности и содержания партнерства в психологии, педагогике, юридических науках, а также изучение механизмов партнерства в политологии, праве и экономике, играют заметную роль в современном проблемном поле данных наук. Философский подход к проблеме партнерства дает возможность осознать и оценить роль данного феномена в функционировании и развитии общества в целом. «С точки зрения философии социальное партнерство ближе всего к пониманию роли социальной гармонии в функционировании и развитии социума. Гармонизация общественных отношений как один из источников социального прогресса базируется на том, что любое общество развивается на основе единства и борьбы различных социальных субъектов, имеющих свои интересы» [2; 12-13]. Правовой подход к рассмотрению проблем партнерства акцентирует внимание на правовых основах осуществления сетевого партнерства, а также на «особенностях идеологических позиций тех или иных субъектов» [2]. Партнерство различных социальных субъектов позволяет предотвратить возможность возникновения конфликтов и обеспечить согласованность действий участников общего процесса.

Сущность социального, сетевого партнерства методологически раскрыта в идеях классиков социологии, в работах которых заложена научная основа исследованиям социальных взаимодействий, особым видом которых является социальное партнерство - Г. Блумберга, М. Вебера, Э. Гофмана, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, К.Мангейма, Т. Парсонса, П. Сорокина. В последнее время проблема социального партнерства также активно изучается правоведами, политологами, социологами, педагогами. Выделяются работы: В.А. Борисова, Н.А. Киреевой, В.А. Михеева, Б. С. Моделя, Ю. Ольсевича, В.В. Панова, Б.М. Рапопорта, И.П. Реморенко, В.С. Редюхина, В.Н. Якимца. Педагогические подходы к анализу противоречий взаимодействия различных субъектов воспитания исследованы в работах А.Г. Асмолова, Л.М. Андрюхиной, М.Н. Дудиной, Е.В. Коротаевой, К.М. Левитана, В.В. Нестерова, В.Д.Семенова, В.А. Сластенина, В.Д. Шадрикова.

Сравнивая междисциплинарные подходы в трактовке социального партнерства, можно сделать вывод, что, во-первых, это понятие обозначает как цель, так и способ достижения единства действий различных по потребностям, интересам социальных субъектов. Цель определяется стремлением к достижению гармоничного взаимодействия, которое обеспечивается отказом от противостояния, поиском объединяющего начала. Во-вторых, само партнерство чаще всего возникает после четкого обозначения существенных расхождений в ориентациях, установках субъектов. Тогда начинается процесс становления партнерских отношений. В этом смысле, партнерство следует трактовать не как некое устойчивое состояние, а как постоянное движение к более полному согласованию целей, ориентации, установок, действий разных субъектов. «Партнерство является продуктом демократических методов управления и развивается в зависимости от степени правой, нравственной зрелости тех, кто создает соответствующиеотношения» [3].

Актуальной задачей проектирования воспитательного пространства является осмысление того, как на муниципальном уровне, а также уровне отдельных учреждений образования осуществляется (и может осуществляться) координация усилий основных субъектов партнерского взаимодействия – воспитательных систем образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, детских-молодежных общественных организаций, учреждений культуры и др..

Теоретический анализ литературы и педагогическая практика показывают, что имеются противоречия партнерских отношений в области воспитания:

- между потребностями образовательных учреждений системном взаимодействии с учреждениями здравоохранения и культуры, с правоохранительными органами, при решении задач успешной
социализации подрастающего поколения и сохраняющимся узковедомственным подходом в работе с различными категориями воспитанников;
- между необходимостью активного участия родителей вместе с педагогами в решении актуальных проблем совершенствования воспитания детей и возрастающей отстраненностью части родителей от педагогического сотрудничества с воспитательными системами;

- между потребностями воспитательных систем в сотрудничестве с представителями власти и бизнеса и реальным их участием в решении актуальных проблем воспитания.

Немаловажен и процесс становления субъекта социального действия. Так, Владислав Редюхин – руководитель консультационно-образовательного направления Центра «Социальное партнерство» предполагает, что дееспособное общественное объединение возникает лишь постепенно, когда пройдет определенные этапы своего становления. Сначала активные группы граждан должны пройти путь клуба, где просто всем что-то интересно, у каждого есть своя радость и своя боль. В такой ситуации предмет их кооперации еще не возникает. Каждый считает себя самым важным и самодостаточным. Инициаторы социального взаимодействия начинают видеть своих партнеров: кооперироваться со структурами власти, институтами образования и культуры; нанимать консультантов; оценивать имеющиеся и искать новые средства. Затем должны возникнуть объединения типа советов, где можно спорить, конфликтовать, в общем, делать все то, что может привести к появлению договоренностей. После чего возникают структуры, где начинают проявляться собственно потенциальные позиции участников социального партнерства. Намечаются первые действия. И уж затем можно говорить о появлении проектной деятельности. В основе становления практик социального партнерства лежит простая психологическая реалия – ощущение несамодостаточности [4]. В ситуации полной уверенности в своих действиях социального партнерства быть не может. Реальное социальное партнерство появляется там, где находится место третьему сектору. Если оно не находится, его можно и нужно инициировать.

Социальное партнерство призвано реализовывать следующие функции:

- формирование нового формата политики в её гуманитарном и социальном аспекте;
- предоставление широкого спектра социальных услуг в контексте человеческого измерения;

- моделирование социальной среды, способной адекватно отвечать на запросы общества и конкретного гражданина, снижать уровень общественной напряжённости и нивелировать конфликты между диктующей нормы поведения бюрократической машиной (государство или бизнес-корпорация) и человеком, стратой, сообществом людей;
- предоставление личности альтернативного права выразить свои требования и артикулировать потребности, в том числе и по «управлению жизнью».

«Государство-корпорация уже не в состоянии закрывать общим для всех «одеялом» прорехи социальных проблем. Нужен универсальный посредник (и модератор, и медиатор) между властью, предпринимательством и обществом. Некий социальный организатор, представляющий для соответствующих социальных групп со своими запросами возможность производства «коллективного товара» с их участием и, главное, для их собственного потребления», - отмечено в выступлении руководителя Росзарубежцентра Митрофановой Э.В. [1].

Специфичным для социального партнерства становится создание многообразия общественных инициатив, оформление их общего поля смыслов, стремление создать почву для случайных, но позитивных эффектов взаимодействия общественных групп.

Одним из вариантов социального партнерства является сетевая форма взаимодействия. Под понятием «сеть» в отечественном администрировании традиционно понималась совокупность учреждений, выполняющих некую единую функцию. Образованию сегодня важны «сети» как структуры, обеспечивающие многообразное взаимодействие между субъектами образовательной деятельности, которые различаются между собой и по целям, и по возможностям, и по структуре, и по принадлежности. Заместитель директора Департамента образовательной политики Министерства образования и науки Российской Федерации И. Реморенко отмечает, что для системы образования принципиально важны разные типы сетей:
- «административно-унифицированные» сети удерживают образование как социальный институт, поддерживают требование его всеобщности;

- «интернетовский» тип, «наводя мосты» между разными образовательными институтами, обеспечивает процесс становления общих рамок, общего смыслового поля в образовании;

- третий тип, собственно представляет реальность взаимодействия так как первые два лишь создают условия для возможного действия, но не обеспечивают взаимный интерес, в то время как именно в третьем типе встреча педагогических идей, их сопоставление и порождение новых смыслов являются теми функциями, которые сохраняют жизненную сущность образования [4]. Обозначены основные характеристики сетевого партнерства:

– децентрализация, преобладание горизонтальных связей над вертикальными;
– частичное лидерство, когда каждый субъект в какой-либо одной области может являться лидером, а в другой лишь разработчиком, заинтересованным участником;
– широкая специализация, предполагающая решение в рамках сети не столько узкопрофессиональных проблем, сколько «пограничных», лежащих на пересечении разных сфер деятельности;
– наличие неформальных отношений, предполагающих помимо профессионального, клубный характер отношений членов сети.

Какое значение для проектирования воспитательного пространства имеет сетевой подход? Ссылаясь на определение воспитательного пространства, данное Д.В.Григорьевым, И.В.Кулешовой, П.В.Степановым, можно заключить в рамках сетевого подхода, что проектирование воспитательного пространства это превращение воспитательных возможностей образовательных и необразовательных учреждений, организаций, сообществ, органов управления в сеть значимых для школьников педагогических регулируемых и организуемых событий, действий, акций.

  Ключевым моментом возможности развития сетевого партнерства воспитательных систем является наличие группы людей, готовых своей деятельностью создавать сетевые события, сетевые проекты, сетевые программы, активизирующие, привлекающие коллег к «сетевому процессу» в воспитательном пространстве города.

При создании сетевого партнерства у воспитательных систем появляется несколько возможностей сотрудничества:

- объединение материальных ресурсов (общий стадион, актовый зал, библиотека);
– обмен кадрами, классные руководители и педагоги дополнительного образования воспитательных систем школ могут обменяться ролями в должности на время в сети (сетевые проекты);

– проведение совместных воспитательных событий (сетевые события);

– методический обмен и повышение квалификации учителей, проведение общих семинаров, конференций, совместное издание сборников, обобщающий педагогический опыт работы по определенной теме.

Таким образом, в сетевом взаимодействии воспитательные системы рассматривают друг друга как равноценных партнеров воспитательного пространства. Становление сетевого партнерства в воспитательном пространстве – процесс не только последовательный, поэтапный, но и разноуровневый:

– уровень информации (образовательные учреждения обмениваются сведениями, между ними отрегулированы действенные информационные потоки),
– уровень распределения обязанностей (предполагает разнообразие воспитательных систем, их направленность на удовлетворение разных социальных потребностей воспитанников),

– уровень формирования социально-педагогических норм (наличие в воспитательных системах договоренности об общих критериях оценки воспитания),

– уровень ресурсного обмена между воспитательными системами (предполагает появление у воспитательных систем сети общих ресурсов),

– уровень реализации воспитательных программ, проектов (подросток может выбрать, в каких проектах, программах он хотел бы участвовать, создавать их, сеть воспитательных систем предоставляет ему такое право в воспитательном пространстве).

При развитии сетевого взаимодействия воспитательных систем можно выделить несколько проблем.

1) ^ Проблема общности интересов и ценностей. При решении проблемы необходимо обозначить общие ориентиры воспитания, которые данной сетевой группой провозглашаются как основные, мировоззренческие, оказывающие влияние на развитие сети в целом, являющиеся её общей рамкой.

^ 2)Проблема определения ответственных. Разрешение этой проблемы очень важно, так как многие сети распадаются в силу постоянно накапливающегося объема идей, слабо структурированных по реализации. Сеть переполняется идеями, которые при отсутствии ответственных за их реализацию становятся выхолощенными. Такая «сетевая маниловщина» неизбежно приводит к распаду сетевого партнерства. В данном случае не учитывается второй уровень организации сети (уровень распределения обязанностей). Если смотреть на работу сети из соображений организованности взаимодействия, то в ключевой позиции оказывается не традиционный управляющий, а тот, кто может системно видеть все происходящее. Динамичные процессы в сети запускает тот, кто в большой мере понимает общее положение, чего-то хочет и готов брать на себя ответственность.

3)^ Проблема социальных задач сети. При решении этой проблемы важно понимать, каким образом сеть соотносит себя с деятельностью других социальных групп. Без этого сетевое взаимодействие «маргинализируется», а члены сети становятся социальными изгоями. При решении этой проблемы важно понимать, в какие институализированные структуры еще вписывается сеть, каковы ее социальные функции открытости иным пространствам – это организация межсферного, межотраслевого партнерства. Решая данную проблему, важно учитывать многопозиционность ситуации социальных реформ. Чаще всего многопозиционность воплощается в традиционных формах привлечения к сетевому партнерству бесчисленных консультантов-советчиков (они соответствуют по своему статусу поставленным задачам, но при этом не проясняют свои права, обязанности, способность к кооперации) и созданию различных советов по вопросам воспитания. Как остроумно отмечает И. Реморенко, помимо восстановления лозунга «Вся власть советам!», хорошо бы ещё и видеть, что это за власть восстанавливается, какова её компетентность, есть ли действительная возможность влиять на кадровую политику, содержание воспитания, перемены в финансировании?

Осуществляя конструирование собирательного образа сетевого партнерства как особой формы социальных отношений в воспитательном пространстве, можно констатировать, что это:

– отношения, построенные на совместной деятельности всех основных участников воспитательного пространства: детей, родителей, педагогов, представителей власти и бизнеса, общественных организаций;

–договорные отношения (строящиеся на основе договоров сотрудничества или, по крайней мере, договоренностей);

– отношения сотрудничества воспитательных систем и городского сообщества;
– межсферные и межотраслевые отношения, инициатором которых становятся воспитательные системы;

– отношения государственно-общественного управления воспитательным пространством.

Наличие общей цели определяет стратегическую рамку сети воспитательных систем в воспитательном пространстве города.

Относительно этапов проектирования воспитательного пространства организация сетевого взаимодействия воспитательных систем выглядит следующим образом (табл.1):

Табл. 1 ^ Этапы организации сетевого партнерства воспитательных систем в воспитательном пространстве города


Этапы проектирования

модальностей взросления в воспитательном пространстве

Этапы организации сетевого партнерства воспитательных систем

Решение проблемных задач сетевого партнерства в воспитательном пространстве

Моделирование


оценка ресурсов партнеров сети относительно оптимального освоения и реализации взрослости подростками, проявления ими самостоятельности, инициативности, ответственности

проблемы общности интересов и ценностей потенциальных партнеров сети

Конструирование

конструирование сети с опорой на воспитательные системы, имеющие высокий позитивный потенциал организации взросления подростков (определение опорных площадок, инициирующих реализацию форм и технологий воспитания подростничества)

проблема определения ответственных, горизонтальная структуризация сети


Программирование

поддержка (информационная, материальная, кадровая, методическая, правовая, административно-организационная) катализаторов сетевого развития

проблема реализации социальной (не узко педагогической) функции сети,

построение межотраслевых отношений в реализации сетевых программ


1.Митрофанова Э.В. Роль НПО./ http://www.rusintercenter.ru/index.php

2.Михеев В.А. Основы социального партнерства. - M., 2001.

3.Михеев В.А. Политика социального партнерства. - М., 1999.

4.Реморенко И. Школа социального партнерства. / http://setilab.ru/modules/article/view.article.php

5.Фиофанова О.А. Организационная культура школы: пособие для менеджеров образования. – Иж.: ИПКиПРО УР, 2007.

6. Фиофанова О.А. От социального партнерства воспитательных систем – к воспитательному пространству города. Метод. пособие. – Ижевск, 2006.

 

Похожие:

Опубликовано: социальный мир человека: материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. Ижевск, 2008 iconОпубликовано: Социальные инициативы и детское движение/ Материалы...
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии
Опубликовано: социальный мир человека: материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. Ижевск, 2008 icon«Живое Слово разбудит уснувшую душу…» Материалы Всероссийской научно-практической конференции
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции.), опубликованное в сборнике «Живое Слово разбудит уснувшую душу…» (...
Опубликовано: социальный мир человека: материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. Ижевск, 2008 iconКайрак из аула Себеляк: новый памятник сибирско-татарской эпиграфики*
Опубликовано в: «Сулеймановские чтения: материалы X всероссийской научно-практической конференции (Тюмень, 18-19 мая 2007 г.)». Тюмень:...
Опубликовано: социальный мир человека: материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. Ижевск, 2008 iconСамостоятельная деятельность в образовательном пространстве современного...
Самостоятельная деятельность в образовательном пространстве современного вуза: Материалы заочной Всероссийской научно-практической...
Опубликовано: социальный мир человека: материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. Ижевск, 2008 iconС. С. Малаев Доказывание при особом порядке судебного разбирательства
Российское законодательство в современных условиях материалы IV ежегодной Всероссийской научно-практической конференции / Отв ред...
Опубликовано: социальный мир человека: материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. Ижевск, 2008 iconСборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции...
Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября 2 декабря 2011 г., г. Пермь) /Пермская краевая специальная библиотека для...
Опубликовано: социальный мир человека: материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. Ижевск, 2008 iconОсобенности экспресс-анализа наиболее распространенных наркотических средств
Опубликовано: “Криминология и юридическая психология в развитии толерантности”: Материалы Международной научно-практической конференции...
Опубликовано: социальный мир человека: материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. Ижевск, 2008 iconСекция «Биология»
Белово», занявший 1 место в 13 гимназической научно – практической конференции исследовательских работ учащихся «Поиск. Открытие....
Опубликовано: социальный мир человека: материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. Ижевск, 2008 iconОтчет о Всероссийской научно-практической конференции проблемы и...
Во Всероссийской научно практической конференции «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в системе образования»...
Опубликовано: социальный мир человека: материалы 2-й всероссийской научно-практической конференции. Ижевск, 2008 iconОтчет о Всероссийской научно-практической конференции проблемы и...
Во Всероссийской научно практической конференции «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в системе образования»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница