Скачать 113,75 Kb.
|
Школьный тур олимпиады по истории. 8 - 9 класс. 2010-2011 уч.г. Задания по истории . 8 класс Задание 1. Соотнесите понятия и определения: 1. Вотчина 3. Местничество 2. Поместье 4. Кормление а) порядок занятия государственных должностей в соответствии со знатностью рода б) порядок содержания местной власти за счет средств, собираемых с местного населения в) земельное держание, даваемое при условии несения службы государю г) земельное владение, принадлежащее крестьянам д) земельное владение, передающееся по наследству 1 ______ 2 _____ 3 _____ 4 ____ Максимальный балл - 4 . Задание 2. Дайте краткий ответ. 1. Правительство, действовавшее в самом начале правления Ивана IV называлось _________________________________________________________ 2. Крупное предприятие, основанное на ремесленной ручной технике, но имеющее разделение труда, называется ________________________________________________________________ 3. В русском государстве полурегулярное войско, несущее гарнизонную службу, имевшее на вооружении пищали и бердыши, называлось ____________________________________________________ 4. Назовите имя московского князя, победившего Мамая на Куликовом поле ___________________________________________________________ 5. Имя иерарха церкви, с которым связано проведение церковной реформы и исправление богослужебных книг _________________________________________________________________ Максимальный балл - 10. Задание 3. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
__________________________________________________________
____________________________________________________________ 3.Гривна, резана, куна, алтын, рубль. ______________________________________________________________ 4.А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.Т. Посошков. ______________________________________________________________ 5.Барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм. ____________________________________________________________ Максимально 10 баллов. Задание 4. Перед вами несколько фрагментов из «Курса русской истории» В.О. Ключевского. Назовите имена всех исторических деятелей, о которых говорится в каждом из них. А. С обильным запасом величавых античных образов и самоновейших политических идей вступил он в действительную жизнь; она встретила его как-то двулично: он должен был вращаться между бабушкой и отцом, а это было не только два лица, а даже два особых мира. ________________________________________________________________________________________________________________________________ Б. Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром царь, как только услыхал о его появлении, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца. ________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ Задание 5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». 1. Полюдье обычно начиналось в ноябре, после того как устанавливался зимний путь, прекращалась осенняя распутица. _________________ 2. Крестоцеловальная запись, которую Василий Шуйский дал, вступая на престол, получила название Кондиций. ___________________ 3. Будущий патриарх Никон и будущий духовный лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум в конце 1640-х гг. были членами кружка ревнителей благочестия. _______________________ Максимальный балл 9. Задание 6. Напишите выражения, происхождение которых связано с историей отечественного ремесла, торговли, денежного обращения и которые употребляют в указанном ниже смысле. 1. Заниматься пустой болтовней, пустословить. __________________________________________________________________ 2. Судить о чем-то или о ком-то только согласно своим собственным представлениям, крайне субъективно. _________________________________________________________________ 3. Не иметь никакой ценности, никакого значения. ______________________________________________________________ Максимальный балл 6. Задание 7. Текст с историческими ошибками. В тексте допущено немало исторических ошибок. Постарайтесь обнаружить их, объяснив, в чем эти ошибки заключаются. Шустрый Митька (1690 год) Митька быстро бежал по улице, прижимая к груди буханку, стащенную им только что в кофейне старика шведа. Следовало торопиться: мосты над Невой вот-вот должны были развести, и тогда придется тратить на лодочника последний рубль. Вспомнив о рубле, мальчонка сунул руку за пазуху, убедившись, что драгоценная бумажка на месте. Митька вдыхал изумительный хлебный запах и счастливо улыбался. Но съест он только половину буханки. Остальное обменяет на старую треуголку стрельца. А, коли хлеба ему покажется мало, можно добавить золоченый орех, припасенный для такого случая и хранимый Митькой с прошлогодней елки. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ Задание 8. В какой век (XVI, XVII, или XVIII), в какую страну мира вы хотели бы перенестись, если бы имели такую возможность? Участниками каких событий хотели бы стать? Почему? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ Задания по истории. 9 класс 1 ![]() 1) 1323г., 1617г., 1721г., 1809г.. ![]() 2) В.Н.Татищев, Т.Г.Грановский, С.Ф.Платонов, П.Н.Милюков ![]() ![]() 3) Палех, Мстера, Городец, Жостово, Касли. ![]() ![]() По 2 балла за каждый правильный ответ. 2. Что является ЛИШНИМ в ряд? Лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор. 1) Локоть, верста, сажень, лот, вершок ![]() 2) Зипун, ламбрекен, капот, казакин, кафтан ![]() По 2 балла за каждый правильный ответ. ^ 1) А__ток__ат – самодержец 2) Бли__кри__ - теория молниеносной войны 3) Г__иден - телохранитель князя, дружинник 4) И__р__й - священник 5) К__н__енс__с - общее согласие по спорному вопросу 6) Пл__т__кр__тия - власть богатых По 1 баллу за каждый правильный ответ. ^
^ 5. Используя все приведённые слова, составьте определения исторических понятий, запишите это определение и само понятие. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешено добавлять предлоги, изменять слова по падежам. 1) Частные, государство, имущество, лица, переход, принадлежащий, собственность. ![]() ![]() ![]() 2) Взамен, налог, хозяйства, фиксированный, крестьянское, твёрдо, введённый, продразвёрстка, натуральный. ![]() ![]() ![]() 3) Которая, хозяйствования, управление, производства, советская, село, средства, общественное, форма, участники, находились. ![]() ![]() ![]() По 2 балла за каждый правильный ответ. ^
А) I – 1; II-2; III-3; IV-4 В) I – 3; II – 2; III – 4; IV – 1 Д) I -4; II – 1; III – 2; IV - 3 Б) I – 2; II-3; III-4; IV-1 Г) I – 1; II-4; III-2; IV-3 ^ 7. Как известно, в начале ХХ века в Российской империи сохранялся сословный строй. В нижеприведенных названиях социальных групп российского общества содержатся восемь названий сословий, закрепленных законодательно. Выпишите эти названия. Разночинцы, интеллигенция, казачество, рабочий класс, буржуазия, мещане, духовенство, дворянство, государственные служащие, купечество, крестьяне, холопы, арендаторы, инородцы, чиновники, мастеровые. 1._________________________________________ 2._________________________________________ 3._________________________________________ 4._________________________________________ 5._________________________________________ 6._________________________________________ 7._________________________________________ 8._________________________________________ По 2 балла за каждый правильный ответ. 8. Хронология российской и зарубежной истории. В таблице слева приведены события мировой истории, справа – современные им события отечественной истории. Выберите среди событий отечественной истории то, которое ближе всего по времени указанному событию мировой истории (оно может быть как раньше, так и позже). Запишите годы выбранных событий в таблицу.
^
За точную дату всеобщей истории – 2 балла в зависимости от точности. Событие отечественной истории и его дата по 1 баллу. В случае если участник неправильно указал соответствующее событие, но точно указал дату названного им события, проверяющий вправе поставить 1 балл. ^ 9. Ученик подготовил письменную работу по истории и попросил старшеклассника проверить ее. Тот указал в работе шесть ошибок (они отмечены и пронумерованы в работе), хотя ученик допустил лишь четыре. Укажите, какие ошибки действительно допущены учеником, а какие – нет. Мотивируйте свое решение в каждом случае. «Отмена крепостного права в России в 1861 г. позволила крестьянам за деньги обрести личную свободу (1) и выкупить свой земельный надел. Эта же реформа повлекла за собой ряд других важных преобразований в области местного управления, финансов (2), суда и вооруженных сил. Так, в ходе земской реформы 1864 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления, избираться в которое могли представители землевладельцев, крестьян (3) и образованных слоев города (4). Благодаря проведенной в том же году судебной реформе Россия обрела состязательный, гласный суд с участием присяжных заседателей из числа людей, имевших высшее образование (5). В 1874 г. была проведена военная реформа, результатом которой стала всеобщая воинская повинность, распространявшаяся на все сословные категории, кроме потомственного дворянства(6).» 1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ По одному баллу за правильный ответ «да» или «нет» в отношении выделенной ошибки. До 2 баллов за каждую верно обозначенную мотивировку, в зависимости от полноты и точности ответа. Максимальный балл – 18. ^ В 1718 году в России была введена подушная подать, ставшая основой налогообложения ее населения более чем на полтора столетия. Обязательный ежегодный платеж (74 копейки для крепостных крестьян, 1 руб. 14 коп. для государственных, 1 руб. 20 коп. – для городского непривилегированного населения) взимался со всех мужчин независимо от возраста и физического состояния, за исключением дворян и лиц духовного звания. Подушная подать заменила собой многочисленные сборы на конкретные нужды (рекрутские, корабельные, артиллерийские («пищальные») деньги), налоги с имущества (с печей, бань, винокурен, пасек, птичьих силков) и прочие поборы (например, со свадеб). Община либо помещик самостоятельно осуществляли раскладку платежей среди налогоплательщиков. Холопы, прежде не платившие государству ничего, сравнялись в положении с крепостными крестьянами. Напишите эссе на тему «Справедливость налогообложения в истории с точек зрения государства и человека» (Вы вправе не ограничиваться рассуждениями лишь о Петровской эпохе), осветив в нем следующие вопросы:
Критерии оценки: Ответы на вопросы (до 4 баллов за каждый в зависимости от полноты): Грамотность и логичность изложения – до пяти баллов; |
![]() | Школьный тур олимпиады по географии 8 класс Какой тип климата отличается большой амплитудой температур и малым количеством осадков? | ![]() | Задания олимпиады по обществознания( школьный тур) 6 класс Внутренний мир чувств, мыслей, идей, способность индивида себя из окружающего мира называется |
![]() | Школьный этап олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 3 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из... | ![]() | Школьный тур олимпиады школьников по русскому языку |
![]() | Задания олимпиады по информатике, школьный тур, 2-4 класс 10 Начиная с буквы «О» последовательно обойди все кубики против часовой стрелки, складывая цифры, соответствующие буквам. По полученному... | ![]() | П о благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Школьный тур олимпиады по Основам православной культуры 2012/2013 для 8-9 классов |
![]() | Олимпиадные задания по истории (8 класс). Школьный этап Всероссийской... Модернизация, империализм, коалиция, парламентская монархия, индустриальное общество | ![]() | Школьный тур Московской региональной олимпиады по обществознанию По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их |
![]() | Задания к олимпиаде по истории 10 класс. Школьный тур А I мировая война – Гражданская война – Первая русская революция – Октябрьская революция – Февральская революция – Русско-японская... | ![]() | Школьный этап олимпиады по истории Назовите хронологический период истории России, в который имело место описанное событие |