2 политология как наука и учебная




Скачать 183,92 Kb.
Название2 политология как наука и учебная
Дата публикации25.08.2013
Размер183,92 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
Тема 2

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Учебные вопросы.

1. История, объект и предмет политологии.

2. Структура, система категорий, закономерностей и методов политологии.

3. Функции политологии и ее место в системе обществоведения.

«Там, где политическое образование

отличается постоянством, непрерывностью

и охватывает все социальные слои,

оно не всегда обращает на себя

большое общественное внимание.

Ненужным же оно не будет никогда»

Т. Майер
Появление на свет новой самостоятельной науки «Политология» обусловлено несколькими факторами. (Слайд 2) Во-первых, возрастанием значения политической сферы жизни общества, а также настоятельной общественной потребностью не в интуитивном понимании, а в научном познании политики. Во-вторых, возникновение политической науки это не только научный процесс, но и значительное культурное достижение. В-третьих, развитие политического знания происходило в процессе разрушения исходной синкретичности философского, научного и эмпирического знания о политике, дифференциации единой политической мысли на ряд специализированных дисциплин. В-четвертых, общим бурным развитием социальных наук и наук о человеке. В-пятых, развернувшимися демократическими процессами нового времени: усложнение политических и социальных структур; новые интеграционные масштабы отношений между государствами; повышение роли СМИ (свобода слова, печати) в политических процессах; возросшая политическая ответственность за судьбы своей страны; более широкое участие в политике масс и т.п.

^ 1. История, объект и предмет политологии
Термин «политология» образуется из двух греческих слов: «politike» - искусство осуществления власти в городе-государстве (полисе), и «logos» - понятие, суждение, знание. Поэтому политологию чаще всего определяют как науку о политике или как систему знаний о политике, где политика предстает как многообразный мир отношений, деятельности, поведения, взглядов и коммуникационных связей по поводу реализации групповых интересов, власти и управления обществом. (Слайд 3)

В начале своего зарождения политические исследования проводились на основе традиционных отраслей политического знания – политической философии, истории и конституционного права. Затем преподавание политических дисциплин сосредоточилось на учрежденных для этой цели кафедрах и факультетах политической науки. Первенство в этом отношении оспаривается Германией и США.

Согласно первой точке зрения, формальным началом политологии является немецкая правовая школа, существовавшая еще в первой половине XIX в. Вторая точка зрения связывает официальное оформление политической науки с 1857 г., когда американец Френсис Лейбер, открыл в Колумбийском колледже (позже переименованном в Колумбийский университет) кафедру политической теории и истории. В 1880 г. на базе этой кафедры была создана Школа политических наук, которая начала готовить научные и преподавательские кадры. В дальнейшем учебные и исследовательские политологические центры стали появляться в Йельском, Гарвардском, Принстонском и других американских университетах. А в 1903 г. была учреждена Американская ассоциация политической науки (АППН).

В этот же период процесс институционализации политической науки происходил и в Западной Европе. Здесь также были образованы первые политологические учреждения: 1871 – Свободная школа политической науки во Франции; 1895 – Лондонская школа экономической и политической науки; 1920 – Берлинская высшая школа политической науки.

В 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО в Париже был проведен международный коллоквиум по проблемам политической науки с участием ведущих политологов Европы и Америки. На этом мероприятии была достигнута договоренность - употреблять термин «политическая наука» в единственном числе, и уточнен предмет политической науки. Кроме того, странам – членам ООН было рекомендовано включить политическую науку в число дисциплин, обязательных для изучения в системе высшего образования. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была образована Международная ассоциация политической науки (МАПН).

^ Политология как учебная дисциплина обеспечивает:

гражданское образование или обучение гражданственности, т.е. обеспечение обучаемых такими знаниями о политических процессах в обществе, которые позволят им быть компетентными наблюдателями и полноценными участниками политических отношений;

профессиональную подготовку управленческих кадров для государственных учреждений и негосударственных организаций;

подготовку исследователей в сфере политики.

Наиболее кратко назначение политической науки выразил американский профессор ^ Роберт Хайман: «Политическая наука должна помочь практикующим политологам и общественным деятелям ответственнее подходить к отправлению власти, а обычным гражданам – осознать необходимость большей политической активности».

В России политология развивалась не такими бурными темпами, как в США и Европе. (Слайд 4) Еще в 1900 го­ду профессор В.Зомбер писал: «Из всех социальных наук в са­мом печальном и заброшенном состоянии находится, может быть, наука о политике». С тех пор положение политологии в России если и изменилось, то, скорее всего, в худшую сторону. С 1917 года вплоть до второй половины 80-х годов ХХ века на политоло­гии лежало идеологическое табу. Долгое время политология официально как са­мостоятельная научная дисциплина не признавалась. Только в 1955 г. в СССР была создана Советская ассоциация политической науки (ныне преобразованная в Российскую ассоциацию политологов), которая в 1961 г. вступила в Международную ассоциацию политической науки. В 1989 году Высшая аттестационная комиссия ввела политологию в перечень научных дисциплин, а Постанов­лением Правительства Российской Федерации политология была определена и как учеб­ная дисциплина в вузах.

Как и любая наука, политология имеет свой объект и предмет исследования. (Слайд 5) Объектом политологии является политика, политическая сфера общества. Политология, как и любая общественная наука, при изучении своего предмета – закономерностей становления, функционирования и изменения политической власти выделяет большое количество проблем, которые сведены в семь модулей.

^ Центральная проблема, изучаемая политологией, политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, легитимность, политические институты, проблемы разделения властей и т.д. Т.Парсонс сравнил значение власти в политиче­ской системе общества с той ролью, которую играют деньги в экономической сфере общественной жизни. Власть, несомненно, является главным рычагом и средством функционирования политической системы.

Формой организации политической власти и управления обществом является государство - второй модуль рассматриваемых в политологии проблем. Этот модуль включает, во-первых, вопрос о формах государственного устройства (монархия, республика, федерация, конфедерация, разновидности и модификации этих форм); во-вторых, проблемы политических режимов (демократический, тоталитарный, авторитарный), которые в самом общем виде можно объединить в две группы: демократические и недемократические; в-третьих, понятие гражданского общества.

^ Третий модуль включает изучение проблем политического лидерства и политической элиты, то есть субъектов политической власти. Здесь рассматриваются вопросы о роли личности в политической системе, о мотивациях активности политических лидеров.

^ Четвертый модуль касается изучения политических партий и движений. В мире нет государства, в котором не существовала хотя бы одна политическая партия связано это с тем, что нет государства, где бы ни шла политическая борьба, то есть борьба за власть. А политические движения и партии принимают в ней самое активное участие.

^ Пятый модуль раскрывает современные избирательные системы, которые являются мощным средством завоевания политической власти.

Шестой модуль изучает политические процессы, их содержание, структуру и формы, особенности принятия и реализации управленческих решений.

^ Седьмой модуль касается политической культуры общества, ее формирования и развития. Здесь раскрываются нормы и ценности, посредством которых человек реализует свой социально-политический статус: вырабатывает систему политических потребностей, формирует политические ориентиры и политическое поведение в целом.

Таковы главные темы, вопросы и проблемы, изучаемые политологией, конкретизирующие ее предмет.

^ 2. Структура, система категорий,

закономерностей и методов политологии
В 1948 г. международный коллоквиум по проблемам политической науки утвердил в качестве структурных компонентов предмета политической науки следующие (Слайд 6):

политическая теория (политическая теория и история идей);

теория публичной (государственной) политики, т.е. политические институты (конституция, центральное управление, региональное и местное управление, публичная администрация, экономические и социальные функции управления, сравнительный анализ политических институтов);

теория политического участия или давления граждан (политические партии, группы и ассоциации, участие граждан в управлении и администрации, общественное мнение);

международные отношения (международная политика, политика и международные организации, международное право).

В то же время необходимо отметить, что еще не все разногласия в отношении структуры политологии решены. Связано это с тем, что каждое общество и государство имеет свои национальные особенности развития политической мысли, социально-экономические, культурные особенности функционирования властных институтов. В связи с этим в различных странах и образовательных учреждениях структура политологии может варьироваться.

Политические исследования осуществляются на самых разных уровнях, каждый из которых связан с решением определенного типа задач. Эмпирический уровень политических исследований решает задачу сбора и систематизации фактов (политическая статистика, история общественных движений и политических партий). Теоретический уровень политической науки связан с конструированием абстрактных моделей и концептов (теории политической системы и развития, концепция политической культуры). Зачастую эти уровни сочетаются в одном исследовании. Например, при анализе результатов выборов на теоретическом уровне изучаются избирательная и партийная системы страны (теория политических институтов), а на эмпирическом – результаты голосования избирателей (социология и статистика).

По целям исследования можно выделить фундаментальный и прикладной уровни.

Фундаментальный уровень политической науки решает задачи познания и лучшего понимания политической жизни (теория власти, политические системы, компаративные исследования, политическая культура, политическая социализация, политическая трансформация). Это уровень теорий, вскрывающих глубинные сущностные связи и отношения в политике. Он прорисовывает политическую сферу общества в научной картине мира.

Прикладной уровень политической науки решает задачи, связанные с влиянием на текущую политику и ее изменениями (государственное управление, принятие решений, проведение переговоров, партийное строительство, урегулирование конфликтов и др.). Знания этого уровня развиваются в связи с необходимостью решения типовых проблем, обеспечивающих достижение практических целей в текущем политическом процессе. Как правило, прикладной уровень является сферой междисциплинарных исследований.

В целом политология – это открытая система знаний, способная совершенствоваться и перестраиваться по мере возникновения новых исследовательских проблем, определяемых запросами политической практики.

Политология как самостоятельная научная дисциплина имеет свой категориальный аппарат и систему методов познания политической действительности. Категории политологии представляют собой основные, наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные стороны предмета науки. Политология за все время своего существования как наука создала вполне определенное число понятий, которые являются инструментами проводимых ею исследований. Они составляют, по мнению политологов, следующие группы. (Слайд 7)

^ Первая группа понятий дает возможность выявить, определить, что есть политология: ее объект, предмет (политическое пространство или политическое поле, парадигма, методы и функции, политика).

^ Вторая группа понятий позволяет анализировать структуры и силы, которые для политических лидеров, элиты являются целью или средством (из-за своей всеобщности они имеют вертикально-горизонтальный (поперечный) характер; это, прежде всего, «политическая власть», «господство», «порядок»).

^ Третья группа понятий связана с исследованием политических институтов (государство, политические партии, группы давления, административный аппарат, избирательные системы, правовые системы и суды) и субъектов политики (личность лидера, политическая элита, этнические группы, классы).

^ Четвертая группа понятий позволяет анализировать политическую систему (это такие понятия, как собственно «политическая система», «компоненты», «нормы», «структуры политической системы», «вход», «выход», «требования», «артикуляция интересов», «агрегирование интересов», «спрос», «поддержка», «среда», «обратная связь», «коммуникация», «рецепторы», «память» и т.п.).

^ Пятая группа понятий позволяет анализировать политический процесс во всей его совокупности (революция, реформы, политическая модернизация, избирательная кампания, конфликты, политическое событие, ситуация, обстановка и др.).

^ Шестая группа понятий охватывает в основном область политического сознания (речь идет о таких понятиях, как политическая психология, способствующая выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения; политическая идеология, являющаяся мощным мобилизующим средством, в котором сходятся коллективное и индивидуальное; политическая культура, показывающая, насколько человеком освоены общезначимые образцы политической деятельности, насколько ему удалось возвысить свою субъективность до признаваемых в обществе культурными нормами мыслительной и практической деятельности: политическая социализация как вхождение человека в политику, его подготовка и включение в отношения власти; политическая пропаганда, имеющая априорно чисто технический характер, однако, представляющая собой основной способ сознательного воздействия на представления, которые структурируют мир политики).

Выделение закономерностей любого явления, их формирование и классификация – подлинная задача науки. Эти закономерности обусловлены развитием и функционированием того объекта, который изучает та или иная наука. Как и любая общественная сфера, политическая система общества развивается на основе своих объективных законов, проявляющихся в политической сфере общества. Не задаваясь целью классификации и раскрытия законов, мы ограничимся только перечислением некоторых из них. В развитии политической системы можно выделить следующие их группы (Слайд 8): возникновения, функционирования и развития политических интересов, взглядов, концепций и теорий; вхождения и участия личности в политической жизни общества; функционирования и развития политического процесса; становления, функционирования и изменения характера и содержания политической власти.

Для обобщенной характеристики специфических подходов к анализу и объяснению предмета науки нередко используется понятие парадиг­мы. Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – это признанная всеми и приобретшая характер убеждений система знания, которая в течение определенного времени служит научному сообществу логической моделью постановки познавательных проблем, а также ориентиром в поиске их решений. Более кратко парадигму можно определить как исследовательскую перспективу. Смена парадигм означает научную революцию.

Парадигма политологии – это теоретическое знание, определяющее способ объяснения изучаемых политических явлений, выбора объекта политического исследования и объяснения относящихся к нему фактов. Рассмотрим некоторые парадигмы политической науки.

Теологическая парадигма предполагает сверхъестественное толкование политики, видение источника власти в Боге.

Натуралистическая парадигма объясняет природу политики экологическими, географическими, биологическими и психологическими факторами.

Социальная парадигма дает возможность объяснения политики через действие внешних по отношению к ней социальных факторов.

Рационально-критическая парадигма связывает природу политики с ее внутренними причинами и свойствами.

Политология – полипарадигмальная наука. Ни одна теория сегодня не является признанной в качестве единственно верной парадигмы в политологии. Совокупность выработанных политической наукой теорий и является обобщенным выражением ее научности.

Разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубже и всестороннее познать ее предмет. Они представляют собой приемы, способы изучения политики. Основные типы методов политологии сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли. Наиболее важные и часто используемые ею методы можно разделить на следующие группы (Слайд 9):

^ Первая группа - общелогические методы. Эти методы относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. В данную группу методов входят анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, мысленный эксперимент, моделирование и другие подобные методы.

^ Вторая группатеоретические методы: институциональный, исторический, системный, антропологический, социологический, структурно-функциональный, бихевиористский и др. (Слайд 10) Рассмотрим некоторые из них. (Слайд 11)

Социологический метод выясняет зависимости политики от общества, степень влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, политики.

^ Нормативно-ценностный метод выясняет значения политических явлений для общества и личности, дает их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы и т.п. Этот метод ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.

^ Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, обладающую сложной структурой, каждый элемент которой имеет своё назначение и выполняет определённую функцию.

^ Антропологический метод изучает обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека.

Психологический метод исходит в политических исследованиях из человека как конкретного индивидуума и ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, типичных механизмов психологических мотиваций.

^ Деятельностный метод даёт динамическую картину политики и рассматривает политику как процесс, имеющий следующие стадии (этапы): определение целей, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на осуществление решений; регулирование деятельности; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач.

^ Исторический метод изучает политические явления в их последовательном временном развитии, выявляет связи прошлого, настоящего, будущего.

Сравнительный метод сопоставляет однотипные политические явления. Целью этого метода является выявление их общих черт и специфики, нахождение наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

^ Системный метод рассматривает политику как целостный, сложно организованный, саморегулирующейся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. Системный метод в политологии одним из первых применил американский ученый Д.Истон.

^ Бихевиористский метод (от анг. «бихевиор» - поведение) - исследование политических явлений через анализ поведения индивидов и групп при исполнении ими определённых политических ролей. (Слайд 12) Использование этого метода в политологии опирается на следующие предпосылки: политика как социальное явление носит индивидуальный характер, значит, из анализа индивидуального поведения можно вывести все групповые формы политической деятельности; господствующими мотивами в политике являются психические по своему происхождению ориентации; индивиды свои психические состояния и эмоции проявляют по-разному в различных политических явлениях и процессах; участвуя в политике, индивиды придают ей личностно-психологический облик, что влияет на эффективность политики.

Таким образом, особенности политического знания определяются тем, что оно рассматривает общество как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности, функционирующих и развивающихся через политическую деятельность людей.

^ 3. Функции политологии и ее место в системе обществоведения
В самом общем виде функции политологии можно сгруппировать в 2 группы: познавательные и прикладные, соответствующие фундаментальному и прикладному уровням политического анализа. (Слайд 13)

1. Познавательные функции политологии:

Методологическая - заключается в выработке способов и приемов анализа политических процессов и явлений.

Теоретическая - связана с выработкой политической теории – системного знания о связях и закономерностях политики.

Объяснительная - дает ответ на вопросы политической жизни, раскрывает причины тех или иных явлений.

Описательная - обеспечивает изучение, накопление, систематизацию сведений о явлениях политической жизни, служащих материалом для построения и проверки исследовательских гипотез и теорий.

^ 2. Прикладные функции политологии:

Инструментальная – помогает получить ответ на вопросы практической политики, определить действия, необходимые для достижения желаемого политического результата.

Прогностическая - позволяет выявить тенденции развития политических процессов, предсказать варианты будущего в политике, оценить диапазон возможностей тех или иных субъектов политики, оценить различные стратегии политических действий.

Мировоззренческая - позволяет понять какое место в представлениях человека об обществе, в мире в целом занимают политические явления, дает человеку возможность определиться со своим местом в политической жизни общества.

Идеологическая - состоит в выработке, обосновании и защите политических идеалов, превращении политических идей в действия.

^ Политология в широком смысле слова – это комплексная наука о политической власти и политике. (Слайд 14) Она интегрирует и синтезирует выводы, полученные другими науками, которые, так или иначе, изучают политику (философией, социологией, психологией, антропологией, юриспруденцией, историей, культурологией и экономикой). В силу процессов дифференциации и интеграции научного знания политическая наука имеет чрезвычайно гетерогенный (разнородный) характер. Сегодня в ее структуру входят десятки (по различным источникам от 20 до 40) субдисциплин, от политической географии до биополитики и политической экологии.

^ Политология в узком смысле слова – это политическая теория, специальная теория, изучающая только политическую сферу жизни общества. Политика является ее единственным объектом и рассматривается во всех своих проявлениях. Рассмотрим отдельные науки о политике.

^ Политическая философия исполняет роль общеметодологической дисциплины по отношению ко всем наукам, предметом ее исследования выступают наиболее общие принципы мышления и познания. Философские основы знаний о политике используются политологией при уточнении содержания понятий и категорий политической науки, а также при анализе ее закономерностей. Политическая философия изучает мировоззренческие аспекты политических отношений.

^ Политическая антропология изучает дополитические формы организации властных отношений в контексте происхождения и эволюции человека. Она выявляет зависимость политики от родовых качеств человека (биологических, социальных, интеллектуальных, культурных, религиозных), а также обратное влияние политического строя на человека.

^ Теория государства совпадает с политологией в выяснении роли государства как общественного института, основного элемента политической системы. Правовая наука использует выводы политологии в разработке правовых норм.

^ История политических учений отражает не только процесс развития политической организации и жизни общества, а также политические идеалы различных эпох.

Политическая история изучает изменение политических институтов и норм в процессе эволюции общества; выявляет роль в этом процессе государства, элит, политических партий, движений и других субъектов политики; изучает политические события и идеи прошлого в их хронологической последовательности и в связи с различными принципами организации политических отношений.

^ Политическая социология исследует взаимодействие политики и общества, влияние социальных структур, групповых интересов, общественного мнения на политическую жизнь и обратное воздействие политики на социальную среду. Если политология рассматривает политику как процесс, то политическая социология изучает его «человеческое измерение».

^ Политическая география исследует взаимовлияние географических факторов и политики. Она подразделяется на геополитику и электоральную географию. Геополитика исследует взаимосвязь политики государств с их пространственным положением (например, близость к океану, соседство с сильным государством), территориальными, климатическими и другими природными факторами. Электоральная география изучает влияние территориального распределения избирательных округов на формирование доминирующих предпочтений избирателей, проживающих в том или ином округе.

^ Теория международных отношений изучает межгосударственный уровень проявления политической власти.

Политэкономия изучает политические процессы в контексте отношений людей по поводу накопления, приращения и перераспределения материальных благ.

Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него бессознательных побуждений, установок, эмоций и воли, а также обратное воздействие политики на психологию личности, группы, общества.

Другие науки о политике – логика, кибернетика, статистика, этнология, демография и т.д.

Таким образом, круг вопросов политического знания довольно широк, и можно сделать вывод о политологии как науке, охватывающей весь спектр мира политики. Но такое заключение вовсе не обретает сути проблемы. Ведь политика изучается многими науками, причем каждой из них присущ свой специфический подход, они имеют свой предмет, который, отражая динамику объекта, не остается раз и навсегда данным.

Резюме
1. Политология исследует политические интересы и отношения, возникающие в процессе этой деятельности, во взаимосвязи объективного и субъективного факторов.

2. Политическая система и в целом политическая сфера общества выступает в качестве важнейшего объекта политологических исследований. Ее анализ включает все вопросы, связанные с проблемами политики, с политическими потребностями и ценностями, политическими ориентациями людей и степенью их реализации, с отношением людей к самим себе как субъектам политики, а также к различным политическим событиям, процессам, происходящим в обществе.





Похожие:

2 политология как наука и учебная icon1. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии
Политология представляет собой совокупность знаний о политике и организации политической мысли
2 политология как наука и учебная icon1. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии
Политология представляет собой совокупность знаний о политике и организации политической мысли
2 политология как наука и учебная iconВопросы к зачету по политологии
Политология как наука и учебная дисциплина. Причины возрастания значения политологических знаний в современной России
2 политология как наука и учебная iconЧто изучает политическая наука? пол политология, политическая наука...
Политология – это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе...
2 политология как наука и учебная iconВопросы к экзамену. Политология: Политология как наука. Предмет, методы и функции политологии
Демократический режим: сущность, виды и типы. Современные проблемы демократии России
2 политология как наука и учебная icon2. Политология как наука и учебная дисциплина. 2 часа лекция
Сущность и основные черты политики. Происхождение политики и уровни ее постижения. Понятие «политика» в политических учениях (Платон,...
2 политология как наука и учебная iconТема Теория государства и права как наука и учебная
Роль науки в жизни общества, в развитии государства и права. Наука как система знания и как социальный институт
2 политология как наука и учебная icon1. Политология как самостоятельная отрасль знания и учебная дисциплина оформилась
Технократизация власти – Научно-техническое обоснование властной воли, переход к социальной инженерии и соц технологиям с целью абсолютной...
2 политология как наука и учебная iconФармакогнозия как наука и учебная
Понятие о фармакогнозии как науки, ее задачи и значение в медицине и фармации. Историческая справка
2 политология как наука и учебная iconТема Муниципальное право как отрасль Российского права, наука и учебная

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница