Русской Православной Церкви Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского




Скачать 313,24 Kb.
НазваниеРусской Православной Церкви Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского
страница1/3
Дата публикации24.08.2013
Размер313,24 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Право > Урок
  1   2   3
Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Богословско–педагогические (катехизаторские) курсы во имя

сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского.

Чибисова Анастасия Дмитриевна
РАЗРАБОТКА УРОКА ДЛЯ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

НЕ ТЕМУ:

«КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ».

«КРЕСТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ХРИСТИАНИНА»
выпускная квалификационная работа

Руководитель: Н.П. Цвелева
_______________
МОСКВА 2009
Введение

Тема моей работы посвящена уроку «Крестное знамение. Крест и его значение для христианина». Эта тема очень актуально в наше время не только для детей, но и для прихожан православных храмов. Употребление крестного знамения имеет особое значение - это самый краткий символ веры, бессловесный и абсолютно всем доступный, а если быть точным, то прежде всего: когда мы крестимся, ИСПОВЕДУЕМ СВОЮ ВЕРУ.

Основной формой современного обучения и воспитания является урок, он включает в себя такие компоненты учебно-воспитательного процесса: как цель и задачи урока, его содержание, средства и методы, применяемые на нем, деятельность по организации и управлению учебной работой, все дидактические элементы урока.

Урок предполагается провести в рамках 35-минутного учебного времени в воскресной школе для детей 6-7лет (первый класс), для детей которые только начинают посещать воскресную школу.

Младший школьный возраст – время, когда легко закладываются основы духовности ребенка (воцерковление), непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению духовности, художественных и культурных ценностей.

^ Цель урока: Дать общее представление, углубить и расширить знания и умения о Крестном знамении. О Кресте и его значении для христианина.

Задачи урока:

- обобщение и закрепление знаний и умений о Крестном знамении.

- акцентирование внимания на спасение жизни вечной через Крест.
-воспитать благоговейное отношение к церковному наследию.

- укрепить мысль, что сила Креста соединяется в нас с нашими собственными усилиями для спасения души;

Урок имеет типовую структуру, для младших классов, то есть содержит элементы объяснения нового материала, творческие задания, закрепление пройденного материала и объяснение домашнего задания.

В педагогике основными принципами обучения являются:

принцип доступности,

принцип сознательности,

принцип активности,

принцип наглядности,

принцип последовательности,

принцип систематичности,

принцип воспитывающего обучения,

принцип связи теории с практикой,

принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Основными методами обучения и воспитания являются: словесные методы: устное изложение, беседа (диалог), а также наблюдение и демонстрация, метод упражнения, методы православного воздействия, православного примера.

Средствами обучения являются:

Наглядность:

Иллюстрации крестов,

Видеофильм «О крестном знамении и Благословении священника»,

Брошюры: «Православные богослужения таинства и обычаи», «История развития формы креста».

На данном уроке будет частично использован этот набор методических средств исходя из содержания и из условий его проведения. Элементы этого набора будут раскрыты в структуре урока по ходу его преподавания.

Изложение основного материала идет с упреждающими вопросами и поддерживается планом урока. Ученикам дается раздаточный материал, где кратко изложена информация урока. Раздаточный материал представлен в Приложении.

Урок на тему «Крестное знамение. Крест и его значение для христианина» должен быть одним из первых для детей 6-7 лет. Этот урок дает представление не только о Крестном знамении и значении креста в жизни каждого христианина, он настраивает детей на сознательный образ жизни в лоне Церкви, и понимание что без Бога нет спасения. Если правильно построить программу, можно поистине «зажечь» детей подвигом святости, привить такую меру благоговения, которая не иссякнет годами.

Крестное знамение предваряет все молитвы, богослужения, Таинства и священнодействия Православной Церкви. Крестное знамение есть самое важное молитвенное действие, как по своему значению, так и по своей благодатной силе. В крестном знамении содержится вкратце всё христианское учение…. Так велико значение (смысл) крестного знамения!.. но также велика и его благодатная сила, ибо крест есть "сила Божия во спасение" (1Кор.1:18) для прогнания нечистых помыслов, для укрощения страстей, для отгнания злых духов. Такое же значение и такую же святость имеет и крест нательный, каковый носит на себе христианин.

Крест - символ победы добра. Своими страданиями на нем Господь Иисус Христос смыл людские грехи, победил дьявола, упразднил смерть и открыл людям путь к вечной жизни. Крест свидетельствует о бесконечной любви Божией к грешному человечеству. Но Крест гораздо больше, чем символ: он обладает духовной силой.

Крестным знамением совершаются все таинства в Церкви: освящение воды при Крещении, преподание благодати Святого Духа в Миропомазании, пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову в Причащении, в Таинстве Священства и т.д. Полагая на себя знамение Креста, верующий человек привлекает к себе возрождающую силу искупительных страданий Господа Нашего Иисуса Христа. Крестом Христовым освящается воздух, вода и вся природа. Падшие духи боятся креста и бегут от него, как насекомые от огня.

Церковь усматривает пророчество о крестном знамении еще в Ветхом Завете, Иезекиилю в видении Бог говорит: «…Пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9,4). «Знак» - это еврейская буква «тав», которая по древнееврейскому написанию пишется как крест «х». Точнее, здесь стоит глагол, производный от этого слова, что буквально значит «отави», т.е. поставь знак на челах праведных, знак в виде креста. Похожее место записано в Ис. 66, 18-19: «…И вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение…» (ср. Пс. 59, 6; Ис. 11, 12). Явно, что пророчество - о Церкви, но что это за знамение? В Новом Завете именно крест стал знамением христиан и крестное знамение - знаком, который возлагают христиане на свое чело.

Для торжества и поклонения честному и животворящему Кресту Господню святая Церковь установила нарочитые дни: день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября), Неделя Крестопоклонная среди Великого поста и Происхождение Честных Древ Животворящего Креста (1/14 августа). Чтобы яснее напечатлеть в душе нашей те святые чувства, какие мы должны иметь при поклонении животворящему Кресту Христову.

Так, христиане, с верой и разумением совершая столь простое и несложное действие Богопочтения как крестное знамение, каждый из нас, может преуспеть в великой науке христианской, выражая в простом знаке высокие истины веры и любви, по силе которых и дается нам благодатная помощь и ограждение от всякого зла.

Крестным знамением мы выражаем веру а искупительные заслуги Господа Иисуса Христа, Единого Божественного Ходатая и Посредника, без Которого наша молитва никогда не могла бы восходить к престолу Божию.

Из многочисленных свидетельств об употреблении свв. Апостолами крестного знамения приведем свидетельства двух знаменитейших отцов

Св. Киприан, еп. Карфогенский, не говоря прямо о том, что апостолы употребляли крестное знамение, говорит о самом начале и происхождении его от самого Господа Иисуса Христа, а с тем вместе, хотя не прямо, свидетельствует и о том, что его употребляли и апостолы. «Ты, Господи, иерей Святый, - говорит он, - установил для нас неоскудно питие животворное, знамение креста и пример самоумервшления».

Св. Василий Великий говорит: «Догматы, предварительно определенные и хранящиеся в Церкви, мы имеем частию из писаного учения, частию получили из апостольского предания, дошедшего до нас в таинстве; и то и другое имеет для благочестия одинаковую силу, и этому никто не противоречит, кто, только хотя посредственную опытность имеет в делах церковных». И вслед за тем, кроме других не писаных преданий, упоминает о знамении креста как повсеместном, по его словам, общеизвестном и общеупотребительном.

Таким образом, чрез длинный ряд веков крестное знамение дошло и до нашего времени, а что содержит вся Церковь, говорит блаженный Августин, и, не быв установлено на Соборе, всегда было удерживаемо, то по всей справедливости надобно признать апостольским преданиием. Кроме этих двух свидетельств, об употреблении крестного знамения всею Церковью по преданию апостольскому свидетельствуют и многие другие отцы и писатели Церкви, например, св. Игнатий Богоносец, Дионисий
Ареопагит, Тертуллиан, Иустин, Лактанций, оба Кирилла, Афанасий Александрийский, Ефрем Сирин, Григорий Назианин и Григорий Нисский, Иероним, Амвросий, Григорий Великий и др. Здесь достаточно сказать лишь об одном, именно - Тертуллиана.

Последний о христианах своего века (после перечисления некоторых других преданий, кроме предания о крестном знамении) говорит: «При всяком отправлении (progressus) и движении, при всяком входе и выходе, при одевании и обувании, на умывальницах, мы проводим на челе знамение креста». К этим словам он присовокупляет: «Если бы ты стал спрашивать о законе писанном, по которому существуют эти и другие подобные учения, ты не нашел бы никакого: ты найдешь, что предание всего этого утвердил обычай».

Апостол Павел в послании к галатам пишет: «...я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14).

Св Иоанн Златоуст пишет о крестном знамении: «Но, как венец, будем носить крест Христов…. Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на сердце. Ибо крест есть знамение нашего спасения…. Посему, когда знаменуешься крестом, то… погашай гнев и все прочие страсти. Когда знаменуешься крестом, пусть на челе твоем выражается живое упование…. Ибо не просто Крест - это наш жизненный путь. Именно это имеет в виду Христос Спаситель, призывая Своих последователей: «...если кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Не только Крест Господень, но и самое крестное знамение дано нам, как израильтянам обрезание; этим знамением верные отличаются от неверных. Преподобный Иоанн Дамаскин (113, 323).

Демоны, как пишет Преподобный Симеон Новый Богослов, боятся образа Креста и не терпят видеть Знамение Креста изображенного даже на воздухе, но бегут от него тотчас.

«Если ты будешь всегда употреблять Святой Крест в помощь себе, то «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс. 90,10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только налагай на себя Крестное Знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и нахождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение... Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен» (Преподобный Ефрем Сирин).

Но после этого, сколько, же бессмыслия, сколько самой злой неблагодарности в тех чадах и взрослых прихожан, которые не хотят пользоваться этим добрым и надежным средством, чтобы сделать свою молитву доступною и угодною Господу Богу, которые не крест изображают на себе, а просто размахивают рукой, как попало. Сколько дерзости, когда они даже здесь, в Божией Церкви без мысли, без чувства, безо всякого сознания небрежно водят по груди рукой, и не хотят поднять ее на столько, чтоб сделать на себе настоящее крестное знамение. Трудно определить и дать название тому движению руки, какое они делают, когда крестятся. "Такому вот маханию, поистине, бесы радуются", - говорит св. Иоанн Златоуст. Лучше уж и не креститься, чем так искажать и унижать святейшее знамение креста. И подлинно так. Какое это крестное знамение, когда они не стараются ни сложить персты своей руки как должно, ни начертать на себе полный и правильный крест Христов, а иные хотя и совершают, но с какою-то гордостью, размашисто с откидыванием рук и головы или осеняют с каким-то стеснением только верхнюю часть своей груди и то едва заметно. Все это происходит от дурной привычки, которая доказывает не что иное, как крайнюю нашу небрежность и невнимательность к святому и великому делу - молитве пред Богом. А о тех, кто совершает с небрежением служение Богу и молитву, сказано в Писании: «проклят человек, творящий дело Божье с небрежением» (Иерем. 48, 10). Будем же отныне, и мы стараться с верою, благоговением и страхом Божиим совершать на себе сие спасительное знамение правильно, и, при этом, нужно, прежде всего, оградить себя крестом, а потом положить приличествующий Богу поклон, а не так, как некоторые, по нерадению своему, вопреки учению св. Церкви, вместе и кланяются, и крестятся. При этом обратим особое внимание, чтоб наше исповедание Христа не ограничивалось одними только наружными знаками, а сопровождалось бы всегда и добрыми чувствами в глубине нашей души, в нашем сердце так, чтобы прославляли Христа не в телесах только, но и в душах своих, «…яже суть Божий (1Кор. 6,20). Ибо Крест Христов только при упомянутых условиях правильного употребления и понятия о нем, может быть всесильным и непреодолимым оружием против наших врагов видимых и невидимых, так как он не сам по себе имеет силу, а только в соединении с живою верою и при правильном и благоговейном употреблении. Апостол Павел пишет «… слово о кресте для погибающих юродство, а для нас спасаемых сила Божия» (1Кор. 1,18).

Св. Иоанн Златоуст говорит: "Если ты при полной вере, с сердечным расположением изобразишь на лице своем Крест Христов, то ни один из нечистых духов не возможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану". Не стыдись же, христианин, столь великого блага, да не постыдит и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда сие знамение явится пред Ним светлее самых лучей солнечных.

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов исповедовать в роде сем прелюбодейном и грешном, сказал Господь, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со святыми ангелами» (Мк.8, 38; Лк. 9 ,26).

^ Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!

Педагогика:

Слово «педагогика» переводится с греческого как «детоводительство». Со временем это слово приобрело и новое значение - педагогикой стали называть искусство воспитания детей, а также науку о воспитании. Как область общественной деятельности педагогика порождена самой жизнью.

Педагогика - это непрерывный общественный процесс воспитания детей, текущий в глубине любого общества, который своим содержанием и формой точно отражает основной комплекс идей, бытующих в обществе, способы организации жизни конкретно-исторической эпохи и ее основные общественные тенденции и противоречия.

Педагогику как общественное явление принято условно делить на несколько областей. Прежде всего, это воспитание и обучение. Оно способно охватывать не только ум человека, но и проникать в его чувства, направлять волю.

1.Воспитание - это процесс ориентации детей в культурно-социальном пространстве общества, вырабатывание у них определенных отношений к тем или иным общественным явлениям и понятиям, установление иерархической системы ценностей. Воспитание по своим методам есть глубинное проникновение в личность ребенка, формирование его мировоззрения.

Великие педагоги считали, что процесс воспитания является базовым основанием любой педагогики.

Н.И. Пирогов в своей статье «Образование и воспитание пишет. - Не учивши дитя, можно вырастить невежду; но если его не воспитывать, то оно воспитывается собственными средствами…

«Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитателем, - говорит Платон в книге «О законах», - если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля».

2.Обучение есть целенаправленный процесс передачи технологического, научного и художественного опыта подрастающего поколения. В результате обучения дети получают систему научных знаний, фактов, овладевают практическими навыками жизнедеятельности. Волю к обучению, труду можно развить только в процессе длительного системного воспитания. Может быть, поэтому замечательный педагог А.С. Симанович писала в своей книге «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании маленьких детей»: «Обучение - одно из вспомогательных средств воспитания. Посредством обучения, начиная, с раннего возраста, приобретаются элементарные знания, развиваются умственные способности и нравственные силы». К этому близка была и позиция немецкого педагога Фридриха Фребеля, который первый провозгласил тезис: воспитание - в процессе обучения, связав тем самым цель и средства педагогики, а одно целостное действие.

Итак, функции педагогики - воспитывать и обучать. Но реализуется оно только при одном условии - условии развитии.

Развитие - общий закон жизни. Развитие жизни остановить нельзя, так же, как нельзя остановить время. Таким образом, развитие есть само течение жизни, сам ее процесс. Отказаться от развития значило бы оказаться вне жизни. Поэтому для педагогики развитие - стихийное развитие личности делать целенаправленным.

Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений - пишет А.С.Макаренко в «Книге для родителей», - каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направлять это развитие и руководить им – вот задача воспитания».

В истории российского государства письменность, культура, искусство, экономика, общественный уклад жизни и воспитания формировались под сенью Православия.

Мы очертили круг проблем, общий для любых педагогических систем. Но предмет наших интересов - христианская педагогика, православное воспитание, развитие и обучение детей. Попытаемся осмыслить эти понятия, согласуя достижения современной педагогики с учением и жизнью Православной Церкви.

«Основной замысел всякой православной школы состоит не в том, чтобы искусственно связать истины Православия с проблемами и построениями современной педагогики, а в том, чтобы раскрыть внутреннюю связь подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает Христианство. Этот синтез должен быть органическим, а не искусственным, подлинным, а не словесным. Современный православный педагог пытается выстроить систему педагогики в свете и в духе Православия, т.е. оживить современную педагогику тем учением о человеке, о его внутреннем мире, о его судьбе, какие живут в православном сознании, сознании неразрывно связанным с верой». Известный славянофил Иван Киреевский не случайно говорил: "Человек - это его вера". Но вера, пишет апостол Павел, «от слышания, слышание же от проповедующего» (Рим. 10; 14-17). Не потому ли Сам Христос последней и главной заповедью для апостолов повелел: «Идите, научите все народы» (Мф. 28; 19), заложив тем самым основание всей христианской педагогики.

Содержание христианской педагогики – это, прежде всего введение детей в жизнь Церкви, приобретение навыков общественной и личной духовной жизни. Кроме того, это воспитание христианского мировоззрения, осмысление мира, жизни, человека и его деятельности в свете Божественного Откровения. И, наконец, это подготовка детей к общественному христианскому служению, развитию их дарований, воспитание христианских чувств и воли.

Но ведь само христианство - это не просто комплекс неких идей, овладевших умами, а новая жизнь, новый человек, свидетельствующий о своих новых ощущениях, чувствах и мыслях. А Церковь есть именно собрание новых людей, делящихся друг с другом своим духовным опытом. Эти новые люди обрели и новое призвание: по словам апостола Павла, все мы призваны к святости (1. Сол. 4:7). Поэтому-то в христианстве жизнь человека обретает особый смысл и значение.
  1   2   3

Похожие:

Русской Православной Церкви Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского iconРусской Православной Церкви Богословско-педагогические (катехизаторские)...
История установления Евхаристии и развитие чинопоследования Божественной Литургии
Русской Православной Церкви Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского iconРусской Православной Церкви Богословско-педагогические (катехизаторские)...
Богословское, духовно-нравственное (историческое, культурологическое) содержание и основание материала работы
Русской Православной Церкви Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского iconПо православной педагогике Савельева Л. Ю. Филиппов В. Г
Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского
Русской Православной Церкви Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского iconРусской Православной Церкви Богословско-педагогические (катехизаторские)...
Святое Крещение, крестить своих детей. Однако большинство жителей страны не имеют глубоких познаний об истинах православной веры,...
Русской Православной Церкви Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского iconРусская Православная Церковь Богословско-педагогические (катехизаторские)...
Возрожденная святыня. Высоко-Петровский монастырь. (разработка паломнической экскурсии)
Русской Православной Церкви Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского iconКурсовая работа по Православной педагогике Методическая разработка...
Богословско катехизаторские курсы во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского
Русской Православной Церкви Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского iconНравственное богословие
Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя Священномученика Фаддея Тверского
Русской Православной Церкви Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского iconПравославная антропология
Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя Священномученика Фаддея Тверского
Русской Православной Церкви Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского iconКатехизаторские (богословско–педагогические) курсы во имя священномученика...
Четвероевангелия, а также индивидуальной работы со святоотеческой и современной литературой по толкованию текста Священного Писания....
Русской Православной Церкви Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского iconКурсы катехизаторов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского
Богословское, духовно-нравственное (историческое, культурологическое) содержание и основание материала работы. 6
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница