«Князь Владимир и крещение Руси»




Скачать 81,31 Kb.
Название«Князь Владимир и крещение Руси»
Дата публикации22.08.2013
Размер81,31 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Право > Урок

Большеданиловский филиал МОУ «Оборонинская СОШ»




Урок

по окружающему миру




в 4 классе.


Подготовила учитель

начальных классов

Лукьянова Л.Е.

2009 год
Тема урока: «Князь Владимир и крещение Руси».

Цели урока: -определить факторы, обусловившие введение христианства на Руси; раскрыть роль личности князя Владимира в крещении Руси, значение принятия христианства;

  • развивать логическое и творческое мышление учащихся; формировать умение устанавливать логические связи между суждениями; развивать воссоздающее воображение, произвольную и непроизвольную формы памяти;

  • воспитывать патриотические чувства детей.


Оборудование:

- учебник Плешакова А. А., Крючковой Е. А. «Мир вокруг нас», аудиозапись музыкального отрывка из балета И. Стравинского «Весна священная»; карточка с изображением символа христианской веры – креста; новогодние игрушки (различные животные, шары); изображения идолов; рабочие листы, рабочая тетрадь.

Ход урока

1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

2. Проверка домашнего задания.

  • Расскажите от первого лица о том:

  • Как князь Олег совершил военный поход в Царьград.

  • Как девушка- псковитянка Ольга стала киевской княгиней и правила Киевской Русью ( рассказывают девочки).

  • Начните свой рассказ со слов: «Я, князь Игорь, сын Рюрика…», «Я, Ольга, …»

3. Изучение нового материала.

На доске представлены изображения каменных и деревянных идолов. Звучит отрывок (40 сек.) из балета И. Стравинского «Весна священная».

  • Давайте перенесёмся на языческий праздник древних славян, который проходит на большой поляне. Девушки и юноши водят хороводы, поют веселые песни, повсюду слышен смех, все угощаются сладким пьянящим напитком – медовухой.

^ Музыка перестает звучать. Голос учителя звучит таинственно, тревожно.

  • И вот пришло время принести человеческую жертву главному богу славян – Перуну. Вспомните, почему славяне боялись Перуна и поклонялись ему? (Перун – бог грозы и молнии – мог градом побить урожай, молнией убить скот, поджечь дома…)

  • Как вы думаете, с какой целью славяне приносили могучему богу Перуну человеческую жертву? (для того, чтобы задобрить его, чтобы он не гневался).

  • Представьте, ребята, что и мы с вами находимся сейчас на этой поляне и жребий стать жертвой, может выпасть каждому из нас…

  • Выразите своё отношение к верованиям и обычаям древних славян, выбрав один из вариантов ответа:

А) они нравятся мне, потому что верующие веселятся и радуются;

Б) мне не нравится такая вера, потому что там убивают людей;

В) я бы не стал верить в языческих богов.

(^ Выслушиваются мнения детей).

  • Киевский князь Владимир, внук княгини Ольги, сначала тоже поклонялся Перуну, а потом не только сам переменил свою веру, но и обратил в христианскую веру всю Русь.

  • Тема нашего урока «крещение Руси». И начнём мы с того, что узнаем, почему князь Владимир, расширивший границы Киевской Руси до Балтийского моря и ставший её единовластным князем, решил крестить Русь. (Рассказ учителя сопровождается показом на карте северо – западной границы Киевской Руси)

Дополните и допишите следующее предложение, предварительно проанализировав информацию, данную в скобках:

Несмотря на свои огромные размеры, Киевская Русь не признавалась соседними странами великим государством, потому что (народы соседних с Киевской Русью стран не были язычниками, а являлись православными или католическими христианами, мусульманами или иудеями)…(она была языческой)

  • Закончите схему в рабочих листах, вписав недостающее слово.







-Итак, назовите первую причину, по которой князь Владимир решил крестить Русь? (Он хотел, чтобы Русь была признана другими государствами)

4. Физкультминутка.

5. Самостоятельная работа по рабочим листам.

  • Вы догадаетесь, почему князь Владимир стал сомневаться в силе языческих богов, если установите смысловые связи между следующими суждениями и пронумеруете их.


№1 как – то раз в июле не выпало ни капли дождя

№ 2 посевы начали засыхать.


№ 4 дождя по- прежнему не было, посевы погибли.


№ 3 люди принесли в жертву языческим богам много юношей и девушек.


№ 5 наступил страшный голод

-Итак, какова же была вторая причина, по которой князь Владимир решил крестить Русь? (языческие боги не помогали людям, несмотря на то, что наши предки приносили им в жертву юношей и девушек. Древние славяне переставали верить в языческих богов).

6. Инсценирование проблемной ситуации.

  • Соседи, узнав, что князь Владимир решил выбрать новую веру для своего народа, прислали к нему послов. Какой разговор мог бы состояться между князем и послами из разных стран.

^ Учащиеся читают текст по ролям за послов, а учитель за князя Владимира.

Автор. Пришли к князю мусульмане.

Мусульманин. Ты- князь мудрый, а закона не знаешь. Прими нашу веру и поклонись нашему богу Аллаху.

^ Князь Владимир. А какова же ваша вера?

Мусульманин. Наш Бог учит нас не есть свинины и не пить вина.

Князь Владимир. Веселие Руси- в еде и питье. Не может наш народ жить без этого. Идите с миром.

- Как вы думаете, ребята, почему князь Владимир отослал мусульман домой?

(Русский человек любит поесть и выпить, а мусульманская вера в этом человека ограничивает).

Автор. Пришли к князю Владимиру евреи.

^ Еврей. Прими, князь Владимир, нашу веру.

Князь Владимир. А где же ваша земля?

Еврей. В Иерусалиме.

Князь Владимир.Но там ли вы живёте теперь?

Еврей. Нет, бог разгневался на наших отцов и разбросал нас за грехи наши по разным странам, а землю нашу отдал христианам.

^ Князь Владимир. Зачем же нам вера людей, отверженных богом? Если бы бог любил вас, вы бы не жили в чужих странах. Вы что хотите, чтобы и с нами было тоже?

  • Итак, ребята, почему же князь решил не принимать веру евреев? (выслушиваются мнения детей).

  • Чтобы узнать о других верах, отправил князь Владимир послов в дальние страны. Побывав в католической церкви, вернулись послы из Рима. Послушаем, что они сказали.

^ Посол из Рима. Красива католическая церковь и внутри, и снаружи, священники носят богатые одежды, но не понравилось нам то, что поют там на непонятном для верующих языке.

^ Автор. Вернулись послы и от немцев. Послушаем их речь.

Посол от немцев. Бедна, некрасива их церковь.

Автор. Возвратились послы и от греков. Вот что рассказали.

^ Посол от греков. В церкви у греков не знаешь, где и находишься: то ли на небе, то ли на земле, потому что на земле не бывает такой красоты… чудесное пение на понятном для каждого верующего языке, и красота внутри церкви вызывает неописуемый восторг! Тот, кто верит в их Бога, хоть умрёт, но потом воскреснет и будет жить вечно.

Автор. Веру греков, веру православную выбрал князь Владимир для своего народа.

  • Поясните, ребята, почему?

  • Для того чтобы систематизировать сведения, полученные от послов из Греции, от немцев, от католиков, мусульман и евреев, нам нужно отыскать в лабиринте то место, куда можно будет поместить карточку с символом православной веры – крестом.


7. На доске схема – алгоритм.


Вход в лабиринт




нет


да




Церковь красивая



нет

Да

да

Нет

Да


?

нет



  • Итак, давайте войдём в лабиринт. 1 указатель спрашивает: «Люди живут в одном государстве?» . Если мы дадим ответ «нет», то к чьей вере мы придём? (К вере евреев).

  • Если пойдём налево и дадим ответ «Да», то увидим новый указатель с вопросом «Церковь красивая?». Если пойдем налево и дадим ответ «Нет», то обнаружим указатель с вопросом «Люди едят свинину и пьют вино?» Какой маршрут выберите вы? (Да, нет).

  • Если пойти по пути «Нет», то к какой вере придём? (к вере мусульман)

  • А если выбрать маршрут «Да», то тогда, что это будет за вера? (мнения детей).

  • Итак, мы не нашли места для символа православной веры. Давайте вернёмся к указателю «Церковь красивая» и выберем маршрут «Да»

  • В каком направлении, по вашему мнению, нужно искать место для символа православной веры? Почему вы так решили? (^ Мнения детей).

  • Даже выбрав новую веру, веру православную, князь Владимир долго не решался крестить Русь. Но вот однажды, задумав жениться на православной греческой царевне Анне, князь неожиданно ослеп. Невеста дала князю ценный совет, как излечить от тяжелой болезни.

  • Догадайтесь. Что сказала царевна князю, если он ей в ответ произнёс «Если это правда, то поистине велик Бог христианский!» (мнения детей).

  • И действительно, царевна Анна произнесла: «Хочешь избыть эту болезнь, то скорее крестись; если же не крестишься, не избыть тебе её».

Русский князь Владимир последовал совету греческой царевны, и как только священник приступил к святому крещению, князь тотчас прозрел и радостно воскликнул: «Теперь только познал я истинного бога!»

  • После крещения Руси её жители ещё долгое время не забывали своих древних богов и продолжали им поклонятся. Случалось, что после службы в церкви они шли молиться Перуну. Ещё дольше сохранялась вера в домовых, леших и водяных.

  • Как вы считаете, хотели ли киевляне принимать новую веру, если известно, что князь Владимир приказал горожанам: «Кто не будет завтра на реке, богатый или убогий, знатный или раб, тот будет мне враг». (мнения детей)

  • Сделайте вывод, как отнеслись к желанию князя Владимира крестить всю Русь жители Новгорода, если известно, что их самих, образно говоря, «крестили мечом и огнём» (Мнения детей)

  • Но, несмотря на нежелание и даже сопротивление народа, русский князь Владимир всё – таки крестил всю Киевскую Русь.

  • Выберите из следующего перечня положительные и отрицательные последствия крещения Руси, поставив нужные значки «+» или «-«.


Православная церковь прославляла женщину – мать, запрещала многожёнство.

Православная церковь была против языческих обрядов, праздников, например, такого как Масленица.

Православная церковь выступала за единство, силу, величие Руси.

Православная церковь была против игры на народных инструментах.

Православные священники выступали за дружную семью, за уважение

Детей к родителям, за заботу к старикам.

На Руси стали строить Церкви и при них создавать школы,

Художественные мастерские и библиотеки.
8.Закрепление изученного.

  • Итак, наш урок подходит к концу. Давайте обобщим все полученные на уроке сведения.

  • Кто крестил Русь?

  • В 1988 году Россия праздновала 1000- летие своего крещения. Какой год считается годом Крещения Руси?

  • Каковы основные причины принятия христианства на Руси?

В рабочих тетрадях выполняется задание №2 стр.16

Взаимопроверка учащимися.
9. Подведение итогов урока. Оценивание.

10. Домашнее задание.

Прочитать текст в учебнике на с. 43- 45 , проверить себя по вопросам и выполнить задания к теме в проверочной тетради.

Подумать, почему во многих странах первыми принимали крещение правители?




Литература:

  1. Алексеев С. П. Что такое, кто такой. – М.: Педагогика – пресс. 1998

  2. Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории. – М.: Просвещение 1995

3.Дмитриева О.И., Мокрушина О. А. «Поурочные разработки по курсу

«Окружающий мир».

4.Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Мир вокруг нас. 4 класс» М.:

Просвещение 2007

5. Соловьёва Т. А., Рогалёва Е.И. «Исторические темы курса

«Окружающий мир» Деятельностный развивающий подход.

Москва «Вако» 2006

Похожие:

«Князь Владимир и крещение Руси» icon«Крещение Руси» Исторические личности
Более тысячи лет прошло с того времени, как Русь приняла Святое Крещение. Это произошло при князе Владимире, которого прозвали в...
«Князь Владимир и крещение Руси» icon Князь Владимир и крещение Руси
Цель урока: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины, процесс и итоги крещения Руси
«Князь Владимир и крещение Руси» iconСвятой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси
Цель: показать путь духовного восхождения от язычества к святости на примере жизни святого князя Владимира; раскрыть роль православной...
«Князь Владимир и крещение Руси» iconБилет №17 Крещение Руси и его значение
Обычно появлением христианства на Руси считают её крещение в 988 году при киевском князе Владимире. На самом деле христианство было...
«Князь Владимир и крещение Руси» icon«Владимир Святославович. Крещение Руси»
Цель: Знакомство с биографией и реформаторской деятельностью Владимира; формирование представления о принятии христианства на Руси...
«Князь Владимир и крещение Руси» iconВоронежской области
Князь Владимир I святославович – великий князь киевский, один из самых легендарных правителей Древней Руси. В истории он известен...
«Князь Владимир и крещение Руси» iconВ каком году произошло крещение Руси?
Днепр Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий,...
«Князь Владимир и крещение Руси» iconКрещение Руси князем Владимиром как феномен древнерусской истории
В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое...
«Князь Владимир и крещение Руси» iconРабочий лист к уроку «Владимир Святославович. Крещение Руси» Страница «Владимир Святославович»
Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они его святого крещения…Затем послал Владимир по всему городу...
«Князь Владимир и крещение Руси» iconУрок по курсу «История России», 6 класс Тема урока : «Крещение Руси»
Руси; сформировать представление о прогрессивном значении принятия христианства на Руси; уважать и признавать право народа на выбор...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница