Тема введение в юридическую психологию




НазваниеТема введение в юридическую психологию
страница1/12
Дата публикации13.04.2013
Размер1,78 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12






5. АННОТИРОВАННЫЙ КУРС
Раздел 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА 1. Введение в юридическую психологию

План лекции:

  1. Предмет юридической психологии, ее структура. Задачи, решаемые юридической психологией.

  2. Краткий исторический очерк развития и становления юридической психологии.

  3. Методологические основы, принципы научного познания психических явлений в юридической психологии.

  4. Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями психологической и правовой науки.

^ 1. Предмет юридической психологии, ее структура. Задачи, решаемые юридической психологией

Юридическая психология - это отрасль науки психологии, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

Предметом юридической психологии являются психологические механизмы и закономерности проявления субъективной правовой активности у конкретных людей и их общностей, включенных в правовую систему. Объектом юридической психологии являются отдельные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования.

Факторы, обусловливающие важность предмета юридической психологии:

  • значительный рост преступности, ее наиболее опасных форм: организованная преступность, убийства на сексуальной почве, заказные убийства и т. п.

  • усиление процесса гуманизации (охрана прав и свобод граждан в процессе привлечения их к уголовной ответственности, развитие института мировых судей, института суда присяжных Ш е (Ятелей, мораторий на смертную казнь и др.).

Цепью юридической психологии является психологическое сопровождение и совершенствование практической деятельности I ч>1 .|111)н правопорядка.

Юридическая психология ставит задачи:

  1. осуществление научного синтеза знаний психологического и юридического плана;

  2. раскытие в достаточной мере психолого-юридической сущности базовых правовых категорий;

  3. обеспечение достаточно четкого понимания юристами объекта своей профессиональной деятельности - поведение человека;

  4. раскрытие деятельности различных субъектов правоотношений, а также их психических состояний в многочисленных ситуациях правоприменения и правоохранения;

  5. разработка рекомендаций, направленных на усовершенствование правового регулирования жизни общества и др.

Психологические закономерности в области правоприменительной деятельности, изучаемые юридической психологией, делятся на две большие категории:

■ деятельность правопослушную,

■ деятельность правонарушающую (сфера социальной патологии).

Система (структура) юридической психологии: /. Общая часть

  1. Введение в юридическую психологию.

  2. Психология личности в правоохранительной деятельности.

3. Социально-психологическая характеристика профессио-
нальной деятельности юриста.

//. Особенная часть

  1. Правовая психология.

  2. Криминальная психология

  3. Психология предварительного следствия.

  4. Судебно-психологическая экспертиза.

  5. Психологические особенности судебной деятельности. , 6. Пенитенциарная психология.

^ 2. Краткий исторический очерк развития и становления юридической психологии

Чтобы понять, в чем заключается понимание предмета и задач юридической психологии, необходимо познакомиться с тем, как исторически развивалась юридическая психология.

^ Периодизация истории юридической психологии

I. Истоки правовой психологии в недрах философии (VI век
до н. э.)

II. Зарождение судебной психологии (XIII в.)

III. Юридическая психология как самостоятельная область
знания (70-е гг. XX в.)

Более подробная периодизация включает в себя основные этапы:

  1. Истоки правовой психологии в античную эпоху (Демокрит, Платон, Аристотель).

  2. Эпоха Средневековья и Возрождения (У-ХУ1 вв.) - этати-ческое понимание права.

  3. Эпоха Просвещения (ХУП-ХУШ вв.) (Кант, Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье, Беккариа).

  4. Эпоха Воззрения (XIX - нач. XX вв.) (Ф. Галль, Ч. Ломбро-зо, Г. Гросс, А. Хельвинг, 3. Фрейд).

  5. Современный этап развития юридической психологии (XX -нач. XXI вв.) (А. В. Дулов, А. Р. Ратинов, В. II. Кудрявцев, М. М. Коченов, В. Л. Васильев, А. М. Столяренко, В. В. Романов, Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, Ю. А. Шаранов, А. Т. Ивамнцкий и др.).

В 1925 г. в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В 1927 г. при Московской губернской прокуратуре была создана лаборатория экспериментальной психологии. В 1971 г. юридическая психология вошла в реестр научных специальное гей

3. ^ Методологические основы, принципы научного познания психических явлений в юридической психологии

Методология - это учение о принципах построения, формах и способах познания.

Для юридической психологии, призванной разобраться в самых сложных жизненных коллизиях, методологическая надежность имеет особое значение.

Юридическая психология строится на четырех методологических уровнях:

  • общенаучная методология,

  • частная психологическая методология,

  • специальная юридико-психологическая методология,

  • методика юридико-психологического исследования,

Общенаучные и частные психологические методологически! принципы: принцип объективности, принцип детерминизма, принцип взаимосвязи и взаимодействия, принцип системности, принцип развития, принцип взаимосвязи психики и деятельности и др.

Специальные юридико-психологические методологи ческз N принципы: принцип психологической специфичности, принцип юридической специфичности, принцип психологической целое I ности, принцип гуманности и законности.

Методика юридико-психологического исследования. Методы психологии - это приёмы и способы, которые использует психология для изучения своего предмета.

Разнообразные приёмы одного и того же метода называются методиками. Они используются по следующему плану методов:

  • организационные (сравнительные, лонгитюдные и комплексные);

  • эмпирические (наблюдение, эксперимент, биографические, изучение продуктов деятельности, диагностические (анкеты, тесты), метод независимых характеристик и др.);

  • методы обработки материала (количественные и качественные);

■ методы интерпретации (структурный, генетический и др.). Специальные юридико-психологические методы: метод су-

дебно-психологической экспертизы, метод психологического портрета преступника, метод скрываемых лжесвидетельств (полиграф) и др.

к. Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями психологической и правовой науки.

Юридическая психология чрезвычайно многосторонняя наука, она носит междисциплинарный характер. Юридическая психология развивается в тесной взаимосвязи с общей психологией, социальной психологией, педагогической, медицинской психологией и другими отраслями общей психологии.

Юридическая психология имеет связи с такими естественными и гуманитарными науками, как политология, социология, математика, статистика, экономика, философия, конфликтология и т. д.

Из правовых наук юридическая психология связана с уголовным, гражданским правом, уголовным и гражданским процессом, трудовым, семейным правом, криминологией, криминалистикой, судебной медициной и психиатрией.

ТЕМА 2. Психология личности в правоохранительной деятельности

План лекции:

  1. Понятие личности в психологии и юриспруденции.

  2. Процесс формирования личности, критерии ее оценки.

  3. Основные теоретические подходы к изучению личности.

  4. Психологическая структура и содержание личности.

^ 1. Понятие личности в психологии и юриспруденции.

Личность - одна из центральных проблем в психологии, имеющая междисциплинарный характер. Понятие «личность» в психологической и правовой науках используется не одинаково. Характерной чертой употребления данного понятия в юриспруденции является более расширенное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии). Оно смещается к таким понятиям, как субъект, лицо, человек - участник тех или иных правоотношений. Или наоборот более узко. Когда юрист говорит о личности преступника, то имеет в виду, прежде всего, те черты, которые делают человека субъектом криминального поведения и которые для него типичны и существенны в соответствии с его правовым положением, абстрагируясь от остальных.

Говоря о личности в обыденной речи, как равнозначные мы употребляем другие слова: человек, индивид, индивидуальность. В науке все эти слова обозначают разные явления.

Исходным родовым понятием должно быть понятие «человек». «Человек» - это биологическое существо, принадлежащее к определенному классу млекопитающих.

«Индивид» - это конкретный человек как единица общества. Специфические особенности реальной жизни и деятельности данного конкретного человека в содержание этого понятия не входят.

«Индивидуальность» обозначает то особенное, специфическое, что отличает одного человека от всех других, включая как природные, так_и социальные, как соматические (телесные), так и психические признаки.

Понятие «личность» также многообразно и сложно. Не зря в современной психологии нет единого определения этого понятия. НИЧНОСТЬ представляет собой продукт исторического, общественною развития, иначе говоря, представляет собой социальное явление. Только входя в общение с другим человеком, находись I КО I лективе, обществе, человек развивается как личность, познас! не только окружающую его действительность, но и самого себя, свою человеческую сущность. С точки зрения правовой оценки можно дать следующее определение личности. Личность - это каждый конкретный человек, являющийся членом общества и обладающий сознанием, сознательно участвующий в той или иной деятельно сти, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Личности бывают разные: прогрессивные и реакционные, социально-полезные и социально-опасные (преступники), «яркие» и «заурядные», как говорят, с неба звезд не хватающие. Из личностей состоит общество, и в них аккумулирован весь опыт человечества.

^ 2. Процесс формирования личности, критерии ее оценки

Первые проявления личности формируются в возрасте восьми—девяти месяцев у ребенка, когда впервые появляются его активное «Я» как проявление самосознания. Оно выражается в процессе разграничения себя и среды, желании противопоставить себя окружению («.Я сам»).

Самосознание личности - одна из самых трудных и интереснейших проблем психологии. Развитие личности осуществляется в процессе совершенствования её самосознания. Самосознание личности - это совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира.

Вопрос о критериях оценки личности является немаловажным в правовой науке. В Законе есть ряд терминов, непосредственно относящихся к характеристике личности, которые указывают прямо на ее психологическую незрелость, не оценивать качественный уровень которой просто недопустимо при вынесении решений по целому ряду дел.

Выражение «быть личностью» обычно связывается с такими

чертами, как:

  • высокое сознание, т. е. ясное осознание смысла жизни и мотивов поведения,

  • сознательное подчинение нравственным запретам, самозаконность,

- разумность, многостороннее и постоянное саморазвитие,

уверенность в себе, самостоятельность, независимость по-нсдсния.

Все это дает человеку чувство собственного достоинства и возможность «не растворяться» в толпе.

Быть личностью трудно, но не быть личностью еще труднее, ибо незрелую личность характеризует:

  • уклонение от самостоятельности и ответственности, что обрекает человека на: подопечное и подчиненное существование, нетворческий, исполнительный образ жизни, допущение мелочного надзора за собой,

  • из-за дефицита воли человек доходит до такого состояния, что впадает: в лень, подавленность, в пустую мечтательность и завистливость,

  • для незрелой личности характерна неустойчивость поведения. Отсутствие или недоразвитость личностных качеств у человека свидетельствуют о том, что он не может «в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) или руководить ими» либо действует «по легкомыслию» (ст. 26 УК РФ).

^ 3. Основные теоретические подходы к изучению личности

В рамках психологической науки существуют многочисленные теории личности, их можно типологизировать по разным основаниям на группы: психодинамические, социодинамические и интеракционистские; экспериментальные и неэкспериментальные; структурные и динамические теории.

Каждая теория имеет свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. ^ Теория личности - это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозиционные, построены с использованием современных математических методов.

К наиболее известным теориям личности можно отнести: пси-
ходинамическую теорию личности (3. Фрейд), аналитическую тео-
рию (К. Юнг), гуманистическую теорию (К. Роджерс, А. Маслоу),
когнитивную теорию (Д. Келли), деятельностную теорию (С. Л. Ру-
I' птейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский) и многие другие.

^ 4. Психологическая структура и содержание личноеЯI

Как всякая организация психическая жизнь человека ими I определенное строение или структуру. Структура личности ГГО сложное единство черт личности в их целостности и взаимосвязи.

В структуре личности можно выделить общие, или типичные для всякой личности характеристики и индивидуальные - при. \ щие только определенной личности. Как сложное образование структура личности включает в себя разные подструктуры, которые объединяют свойства, черты и качества личности.

1 -й компонент - направленность (система взаимодействующих потребностей, интересов, идейных и практических установок, убеждений, мировоззрений, идеалов, склонностей, желаний личности).

2-й компонент - опыт (знания, навыки, умения, привычки).

3-й компонент - психические формы отражения: познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание) и эмоционально-волевые.

4-й компонент структуры личности - темперамент и другие биологически обусловленные свойства. Они определяются половыми, возрастными, конституционально-биохимическими, наследственно обусловленными факторами, особенностями высшей нервной деятельности, морфологическими особенностями мозга.

Как видно из характеристики структуры личности, она включает в себя то, что получено человеком от природы {биологическое), и то, что приобретено в условиях социальной жизни (социальное). Природное и социальное в структуре личности образуют единство и не могут быть механически противопоставлены. Врожденные предпосылки задают как бы нижние и верхние границы, внутри которых социальное может давать разные результаты.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Тема введение в юридическую психологию iconОбщая 3 Глава I введение в юридическую психологию 3 §
Получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых 37
Тема введение в юридическую психологию iconВведение в юридическую психологию
Как называется отрасль науки психологии, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых...
Тема введение в юридическую психологию iconЛитература вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по курсу Введение в психологию
Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е. Е. Соколовой. М., 1999
Тема введение в юридическую психологию iconСоколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений
Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 0-28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений....
Тема введение в юридическую психологию iconЛекция №1. Введение в клиническую психологию
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов изучающих психологию, подготовка которых включает курс клинической психологии....
Тема введение в юридическую психологию iconГиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию
В первый класс – неосознаваемых механизмов сознательных действий – входят в свою очередь три различных подкласса
Тема введение в юридическую психологию iconГиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам
Тема введение в юридическую психологию iconВопросы к экзамену по дисциплине «Введение в психологию»
Характеристика метода анализа результатов деятельности как неэкспериментального метода
Тема введение в юридическую психологию iconСовременный психоанализ введение в психологию бессознательных процессов
Рекомендовано в качестве учебного пособия для дополнительного образования Министерством образования Российской Федерации
Тема введение в юридическую психологию iconГиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 2000. Лекция 14, с. 256-266. Темперамент
Темперамент — следующая индивидная характерис­тика человека. Учение о темпераменте имеет давнюю и сложную историю
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница