Современные средства оценивания результатов обучения по русскому языку в основной и старшей школе




Скачать 335,66 Kb.
НазваниеСовременные средства оценивания результатов обучения по русскому языку в основной и старшей школе
страница1/2
Дата публикации19.08.2013
Размер335,66 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
  1   2
Современные средства оценивания результатов обучения по русскому языку в основной и старшей школе
План

  1. Образование – стратегический ресурс развития страны.

  2. Особенности ЕГЭ и ГИА.

  3. Структура экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе в новой форме.

  4. Преподавание русского языка в связи с подготовкой учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации.


Цивилизационные изменения, происходящие в мире со второй половины XX века, связаны со становлением и развитием новой общественно-экономической формации – постиндустриального информационного общества. Новому обществу требуется личность инициативная, ответственная, эффективная и деятельная. Поэтому образование повсеместно рассматривается как основной инструмент общественной модернизации, а инновационный аспект развития приобретает всё большую актуальность.

Одним из ориентиров российской государственной образовательной политики является принятие того, что образование – стратегический ресурс развития страны. «Образование граждан есть такое же национальное богатство государства, как золото, нефть, алмазы, находящиеся на его территории. Чем больше знаний у нашей молодежи, чем лучше она ими сможет пользоваться, тем, несомненно, богаче и славнее будет наше государство» - с этой мыслью директора Федерального Центра тестирования В. Хлебникова нельзя не согласиться.

Об этом свидетельствует включение образования в число приоритетных национальных проектов с целью системного улучшения отечественного образования, повышения удовлетворённости граждан России его качеством, а в конечном итоге переход из «догоняющего развития» к реальной конкурентоспособности российского образования с мировыми лидерами в этой сфере.

В настоящее время в нашей стране осуществляется модернизация всех образовательных систем, главной задачей которой является обеспечение должного современному состоянию общества качества образования при сохранении его фундаментальности. Реализация целей и задач основополагающих подходов к обновлению основного и общего образования позволяет обеспечить качество лингвистической подготовки выпускников 9 и 11 классов в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности: способностью гибко адаптироваться в любой ситуации, умением самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике; самостоятельно критически мыслить, умением видеть проблему и, используя современные технологии, искать пути её решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены; грамотно работать с информацией; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В связи с этим для всей образовательной системы Российской Федерации становится наиболее актуальной проблема оценки качества образования. Как оценить сформированность этих умений?

В настоящее время учитель русского языка ставит перед собой на уроке несколько задач: обучающую, развивающую, воспитательную, а также, по мнению ряда учителей, «прагматическую» задачу подготовки к ЕГЭ и ГИА. И здесь становятся «осязаемыми» все преимущества комплексного подхода. Ведь сегодня на итоговом экзамене по русскому языку проверяется «сформированность у выпускников системы знаний, умений и навыков, составляющих различные виды компетенций». В итоговую работу включены задания, проверяющие лингвистическую компетенцию (то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений); языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм); коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания).

В связи с проблемой ЕГЭ уже очень много сказано о преимуществах такой формы контроля как тестирование. Однако не стоит преувеличивать достоинства тестирования и полностью отказываться от прочих форм контроля учебных достижений. Кстати сказать, это понимают и составители ЕГЭ и ГИА, включающие в структуру экзамена письменные работы: изложение и сочинение в 9 классе; тесты открытого типа и сочинение в 11 классе.

В современной дидактике проверка учебных достижений школьников в сочетании с их оценкой является неотъемлемым элементом процесса обучения. Традиционно выделяют текущую проверку (или текущий контроль) и итоговую проверку (или итоговый контроль). Первый охватывает весь процесс обучения и призван совершенствовать работу учителей и учащихся. Итоговый контроль охватывает заранее отработанную часть или раздел программы или проводится по завершении процесса обучения.

Обычные формы проверки основываются на применении простейших способов: проведении бесед и письменных работ, реже - на умении пользоваться книгой, а ещё реже – на выполнении практических работ. К тому же недостатком оценивания является большая доля субъективизма и интуиции при проверке и оценке учебных достижений. Другой недостаток существующей системы оценивания состоит в ограниченных возможностях проведения анализа школьных достижений. Сравнение оценок отдельных учащихся, классов или школ не даёт абсолютного результата, поскольку оценки, выставляемые даже одним учителем за одно и то же задание, но в разные промежутки, различаются между собой, иногда значительно.

Одним из механизмов решения данных проблем является переход к системе единых государственных экзаменов. При проведении ЕГЭ в 11 классе используются единые государственные КИМ (контрольно-измерительные материалы) и единые критерии оценивания для всех выпускников средней школы, а при проведении ГИА в 9 классе – единые государственные КИМ (контрольно-измерительные материалы) и единые критерии оценивания для всех выпускников основной школы. Заданные извне КИМ и критерии оценивания результатов обучения приходят на смену многочисленным внутришкольным критериям оценок, во многом зависящим от отношения конкретного педагога к ученикам. При этом акцент в оценивании учебных достижений смещается на достижение конкретным школьником нужных именно ему или возможных для него самого результатов. Учащиеся постепенно учатся соизмерять свои притязания и возможности и ответственно выбирать соответствующую образовательную траекторию. И отметка «3» на ЕГЭ и ГИА становится не менее важным и значимым достижением учителя и ученика, чем отметка «5».

Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы по русскому языку в новой форме осуществляется по централизованно разработанным экзаменационным материалам.

Учащимся предоставляются равные условия в процессе проведения экзамена: идентичные варианты экзаменационной работы, одинаковое время на выполнение всех её частей, единый инструктаж, полная самостоятельность при проверке работы, а также возможность использования орфографического словаря в процессе выполнения экзаменационной работы. При этом сводится к минимуму субъективность оценки учителем не только заданий, предъявленных в тестовой форме, но и комплексных измерителей, каковыми являются письменные высказывания учащихся (в форме изложения и сочинения), поскольку оценивание происходит по разработанным критериям, которые обеспечивают оценку каждого компонента письменного высказывания. Указанные характеристики обеспечивают доступность, а также сопоставимость каждого варианта экзаменационной работы по уровню сложности

В настоящее время апробируются критерии оценивания содержания и речевого оформления изложения и сочинения, тестовой части экзаменационной работы, а также практической грамотности работы учащегося. Общая сумма за все виды работ составляет 45 баллов. Многобалльная шкала позволяет более точно, детально определить уровень знаний учащихся, расширяет диапазон отметки. Разработано шкалирование (шкала перевода многобалльной отметки в пятибалльную).

Шкала складывается из суммы установленных баллов, которые учащийся получает за верное выполнение каждого задания 1-ой, 2-ой и 3-ей частей экзаменационной работы.

Задания второй части, представленные в виде тестов, позволяют определить уровень сформированности элементов лингвистической компетенции учащихся, в то время как задания 1 и 3 частей (изложение и сочинение) – уровень сформированности языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций выпускников основной общеобразовательной школы. При этом изложение и сочинение оцениваются по критериям, которые детализируют уровень сформированности конкретных речевых умений. Например, умение логично и связно строить высказывание, правильно разбивать текст на абзацы, верно использовать языковые средства логической связи и т.п.

Соответствие каждому критерию оценивается установленными баллами. Это позволяет проследить динамику развития отдельного ученика, а также увидеть картину результатов обучения поэлементно и в целом; проводить детальный анализ достижений учащихся в освоении родного языка на уровне класса, школы, района и т.д.; по результатам экзамена выявлять те умения и навыки, которые требуют повышенного внимания, и на этой основе предлагать конкретные методические рекомендации.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется определением целей обучения через понятия языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

При разработке экзаменационных заданий учитывались тенденции образовательных стандартов 2004 г. (ФК ГОС), связанные с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения русскому языку. В связи с этим содержание экзаменационной работы ориентировано, прежде всего, на контроль и измерение уровня сформированности у выпускников основной общеобразовательной школы системы жизненно важных умений и навыков, составляющих различные виды компетенций, необходимых для продолжения образования.

Коммуникативные умения, проверяемые при итоговой аттестации в 9 классе:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять функционально-смысловой тип речи;

  • проводить анализ средств речевой выразительности прочитанного текста;

  • владеть различными видами речевой деятельности, уметь воспринимать чужую речь;

  • подробно излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • обрабатывать информацию звучащего текста;

  • извлекать информацию при аудировании и чтении;

  • понимать отношение автора или героя к поставленным в прочитанном тексте проблемам;

  • адекватно понимать и интерпретировать текст, аргументируя собственную точку зрения;

  • создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст в развёрнутом виде и с различной степенью свёрнутости;

  • интерпретировать в письменной форме информацию, извлечённую из прослушанного и прочитанного текстов, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, стилем и функционально-смысловым типом речи;

  • использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

Часть заданий ориентирована на проверку лингвистических знаний и языковых умений и навыков:

  • опознавать языковые единицы, уметь проводить различные виды их анализа;

  • практически владеть русским языком, его словарём и грамматическим строем и соблюдать в практике речевого общения основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

Экзаменационная работа в 2009 году направлена на проверку сформированности не только элементов предметной компетенции, но и ряда важнейших общеучебных умений:

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление лингвистических явлений, синтез, обобщение, оценивание и др.);

  • коммуникативных (владение такими видами речевой деятельности, как аудирование, чтение и письмо, а также основами культуры речи, базовыми умениями и навыками использования языка);

  • информационных (извлечение информации, поступающей по аудитивным и визуальным каналам из различных источников, умение работать с текстом и др.);

  • организационных (умение спланировать свою деятельность на экзамене, самоанаализ и др.).

Таким образом, при разработке содержания и структуры экзаменационной работы предпринята попытка реализации компетентностного подхода к оценке достижений выпускников основной общеобразовательной школы по русскому языку.

Все перечисленные способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, а овладение умениями, проверяемыми при помощи такого вида итоговой работы, является основой для формирования предметных компетенций.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей.

Первая часть – сжатое изложение – направлена на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить её в письменной форме. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля (Так, сжатое изложение публицистического текста может быть написано в деловом стиле.). Однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания, а употребление лексики и фразеологии свободное. Написание сжатого изложения требует умения отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное, главное (внутри каждой основной части), умения производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и умения строить сжатый текст. При этом степень сжатия текста может быть различной. В зависимости от конкретной речевой задачи исходный текст может быть сжат наполовину, на три четверти и т.д. При выполнении задания первой части учащиеся должны продемонстрировать следующие умения: верно понимать и передавать основную мысль исходного текста; логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста в соответствии с его речевыми особенностями; используя приёмы сжатия текста, правильно делить текст на абзацы.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом. При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:

умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

умение сокращать текст разными способами;

умение правильно и логично излагать свои мысли,

умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Подготовка к сжатой передаче содержания дисциплинирует мышление учащихся, приучает их к содержательной, лаконичной и точной речи.

В науке известны три способа сжатия текста (содержательные способы компрессии текста):

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (подробностей, деталей); 2) обобщение конкретных, единичных явлений (перевод частного в общее); 3) сочетание исключения и обобщения.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При обобщении материала нужно вычленить единичные факты, затем подобрать языковые средства их обобщённой передачи и составить новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся следующие: замены (однородных членов обобщающим наименованием, фрагмента предложения синонимичным выражением, предложения или его части указательным местоимением, предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением, сложноподчинённого предложения простым, прямой речи косвенной); исключения (повторов, одного или нескольких из синонимов, фрагмента предложения и пропуск предложений, содержащих второстепенные факты, предложений с описаниями и рассуждениями, сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части); слияния (образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи).

^ Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой учащиеся решают, какая часть текста или какое предложение особенно важны для выражения главной мысли, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ сжатия текста. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.

Итак, главная задача сжатого изложения - научить детей кратко, в обобщённой форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

Особое место в экзаменационной работе занимает тестовая деятельность (вторая часть). Как способ проверки знаний, умений и навыков тестовая деятельность прочно вошла в практику современной педагогики. Под тестовой деятельностью понимаем деятельность субъекта по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач со специально подготовленными образцами тестов для внешнего контроля и оценки результатов учебной деятельности, переходящего в самоконтроль и самооценку.

В последние годы в педагогической науке появился целый ряд исследований, позволяющих в полной мере применять их результаты в педагогической практике. Это работы В.С. Аванесова, А.Н. Майорова, Г.К. Матушинского, В.А. Хлебникова, М.Б. Челышковой. Их исследования рассматривают теоретические и методологические основы тестологии. Ученые разрабатывают методики конструирования тестовых заданий и тестов, исследуются возможности тестирования в системе образования.

Термин «педагогическое тестирование» А.Н. Майоров, В.А. Хлебников, М.Б. Челышкова понимают как совокупность организационных и методических мероприятий, объединённых общей целью с педагогическим тестом и предназначенных для подготовки и проведения формализованных процедур предъявления теста, обработки, интерпретации и представление результатов его выполнения.

Педагогический тест (далее «тест») – это система специально подобранных проверочных заданий специфической (тестовой) формы, позволяющая количественно оценить учебные достижения в одной или нескольких областях знаний.

Преимущества, которые даёт использование тестов, очевидны: это и экономия учебного времени, что очень важно для ограниченного ресурса времени старшеклассников, это и высокая степень объективности проверки учебных результатов, так как благодаря наличию эталона учитель в конечном итоге приходит к одному и тому же результату по проверяемой работе. При этом абсолютно исключаются «разночтения» при осмыслении вопросов или заданий предложенных тестов. Кроме того, использование тестов предоставляет достаточно широкий круг возможностей при планировании, организации и осуществлении как индивидуального, личностного подхода в обучении, так и при организации учебной деятельности значительного числа учащихся.

Как указывает В.А. Хлебников, учебные результаты следует рассматривать в широком смысле как уровень предметных знаний, представлений, умений, навыков и интеллектуального развития, достигнутый в процессе систематического обучения в образовательном учреждении или, возможно, при самостоятельном обучении. М.Б. Челышкова считает основными функциями педагогического контроля диагностическую, контролирующую, обучающую, развивающую и прогностическую. При использовании тестовых форм педагогического контроля преобладают диагностическая, контролирующая и прогностическая функции.

Если тематический и промежуточный контроль показывает достигнутый в педагогическом процессе уровень и побуждает старшеклассника к адекватным действиям по корректировке своих знаний и умений в процессе учения, то результаты итогового контроля позволяют увидеть, достигли ли выпускники планируемых целей, а также выставить итоговый балл учащимся и оценить эффективность обучения.

Вторая часть экзаменационной работы выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1 – А7) и 14 заданий с кратким ответом (В1 – В14). Целью тестов с выбором ответа является выявление качества и уровня сформированности практических умений извлекать информацию из прочитанного текста и соотносить её с информацией, полученной из прослушанного текста. Кроме того, задания данной части работы направлены на проверку ряда специальных лингвистических и языковых умений: опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения их уместности, целесообразности, выразительности. Тестовые задания проверяют подготовку школьников по русскому языку на базовом уровне. Эта часть работы содержит преимущественно отобранный языковой материал в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений, которые предлагается проанализировать. Вместе с тем эти задания также проверяют владение практическими коммуникативными умениями и важнейшими нормами русского литературного языка. В заданиях просматривается текстоцентрический подход, плодотворный и абсолютно необходимый для любого человека, какой бы род занятий он ни избрал после 9 класса.

По-прежнему самым трудным заданием для учащихся 9 классов остаётся создание собственного текста. Выбор такого вида работы с текстом (изложение и сочинение) обусловлен практическими умениями, которые должны быть сформированы у выпускников основной школы, так как в старших классах или в средних специальных учебных заведениях этим учащимся придётся обрабатывать текстовую информацию. Третья часть экзаменационной работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст. Третья часть экзаменационной работы – написание небольшого по объёму сочинения по предложенной теме на основе прослушанного и прочитанного текстов. Её особенностью является направленность на проверку комплекса практических умений, необходимых для повседневной речевой практики, в том числе учебной. При выполнении данной части работы учащиеся должны продемонстрировать умения строить высказывание в соответствии с предложенной коммуникативной задачей, развивая основную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты; логично, последовательно и связно выражать собственную позицию, подтверждая версию автора или доказывая свою, приводя как собственные аргументы, так и извлечённые из исходных текстов; умения уместно и целесообразно использовать языковые средства в соответствии с темой, стилем и коммуникативным замыслом высказывания. Заметим, что оба задания этой части КИМ (контрольно-измерительных материалов) для 9 классов одинаковы по уровню сложности, потому что сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1) не предполагает каких-либо узких тем и специальных знаний. Эта тема может быть раскрыта школьниками в широком общекультурном плане, где будут выявлены ценностные ориентиры, которые сформированы в результате всего курса русского языка в основной школе.

Сочинение - это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

При любом варианте композиции в сочинении должно просматриваться коммуникативное намерение пишущего, без него невозможна смысловая цельность текста.

Членимость – это одна из основных текстовых категорий (признаков). Средством выражения членимости является абзац. Большинство специалистов в области лингвистики текста видят в абзаце и смысловую, и графическую текстовую единицу. Абзацное членение является важным средством выражения авторского замысла.

Ошибки в абзацном членении встречаются в сочинениях выпускников достаточно часто и связаны с тем, что выпускники не умеют членить свой текст на смысловые части, не видят их границ, не знают возможностей абзацного членения в качестве графического средства выражения своих мыслей и чувств и, соответственно, не выделяют в тексте абзацы или выделяют их неправильно.

Типичные ошибки в абзацном членении:

1.Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.

2.Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения: вступление, основную часть, заключение – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.

3.Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.

4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

Если экзаменуемый выбрал сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, он может написать эту работу как в общекультурном плане, так и с филологической точки зрения. Глубина раскрытия темы в данном случае не имеет принципиального значения. Написание экзаменуемым сочинения-рассуждения проверяет прежде всего умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.

Современные потребности развития всех сфер общества – производства, науки, культуры – говорят о необходимости компетентного, конкурентноспособного специалиста, умеющего работать с людьми, умеющего вести конструктивный диалог. Это предполагает овладение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии и сложности, в том числе умением учитывать позиции своих оппонентов. Из сказанного выше ясно, что воспитание культуры доказательного, аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей всей системы образования. Не случайно для современной языковой культуры характерен переход от монологической формы к диалогической. Этот процесс в полной мере касается языкового образования. Для преподавания русского языка это означает переход от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе». Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации и доказательность своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции. Показательно, что умение аргументировать собственные высказывания оказывается недостаточно сформированным у выпускников в 11 классе. Думаем, что экзаменационная работа в 9 классе будет способствовать более активной работе учителя в данном направлении уже в основной школе. Стоит обратить внимание на то, что все перечисленные выше умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (и не только при изучении русского языка), а также (на ином уровне) при сдаче ЕГЭ. Именно поэтому критерии оценивания этого вида работы максимально приближены к критериям оценивания задания С1 ЕГЭ.

Поскольку экзаменуемые пишут сочинение-рассуждение, то важно учесть соответствие работы основным композиционным видам текстов этого типа речи.

Кнечно, работы могут быть построены от тезиса через аргументацию к выводу. Однако возможна и иная композиция: небольшое вступление – аргументация – тезис (вывод).

При оценивании работ необходимо обращать внимание и на взаимную пропорциональность соответствующих композиционно-смысловых частей сочинения. Например, теоретическая часть композиционно стройной работы не может быть непропорционально велика: основной объём сочинения-рассуждения на лингвистическую тему должно занимать рассмотрение конкретных примеров-аргументов. Напомним, что непропорциональность композиционно-смысловых частей сочинения, а также неправильное расположение их в работе (например, сначала – вся теоретическая часть, а затем – все примеры-аргументы), отсутствие одной или нескольких композиционных частей следует рассматривать как причину выставления 0 баллов по критерию С1К4 (см. Критерии оценивания в Демонстрационной версии 2009года).

Задание С2.2 направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста.

Особенностью третьей части экзаменационной работы (часть С2.2) – написание небольшого по объёму сочинения-рассуждения по предложенной теме на основе прослушанного и прочитанного текстов - является направленность на проверку комплекса практических умений, необходимых для повседневной речевой практики, в том числе учебной.

Значимость третьей части работы в структуре всего экзамена велика, так как именно это задание позволяет в достаточно полном объёме проверить и объективно оценить речевую подготовку экзаменуемых, оценить их практическую грамотность (вместе с изложением).

Принципы работы экспертов с критериями сочинения-рассуждения на основе интерпретации фрагмента текста те же, что и при проверке сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Необходимо обратить особое внимание лишь на то, что экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки.

Выпускники должны написать сочинения, которые будут соответствовать предложенной теме и из которых будет видно, что учащиеся верно понимают основную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты, адекватно передают её в сочинении. В работах должно просматриваться понимание проблемы исходных текстов, её оценка с собственной точки зрения и аргументация с привлечением информации исходных текстов и собственного опыта. Однако практика показывает, что наибольшие затруднения вызывает у школьников необходимость аргументировать высказываемую в сочинении позицию относительно затронутой в исходных текстах проблемы. Более того, в отдельных случаях учащиеся либо выбирают версию автора, либо излагают собственную позицию, никак не аргументируя свой выбор.

Неумение аргументировать проявляется и в том, что не все работы соответствуют заданному функционально-смысловому типу речи (рассуждению). Немногие учащиеся демонстрируют умение логически мыслить, последовательно и связно строить высказывание, делить текст на смысловые части (абзацы), уместно использовать языковые средства логической связи. Затруднения у большинства экзаменуемых вызывает уместное использование языковых средств (в том числе выразительных): практика показывает, что лишь четвёртая часть выпускников обладают достаточным словарным запасом, используют разнообразные грамматические формы и синтаксические конструкции в своей речи для выражения замысла сочинения, уместно употребляют выразительные средства.

Оценивание практической грамотности происходит на основании проверки всей экзаменационной работы в целом (сюда входят изложение и сочинение) с учётом Положения о грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибках, а также объёма сочинения.

Самым слабым звеном, как показывают результаты экзамена, является пунктуационная грамотность, и это объяснимо и не стало открытием: девятиклассники только что изучили курс синтаксиса и пунктуации, знания еще «не улеглись», что произойдет лишь к 11 классу.

Результаты экзамена в 9 классе позволяют сделать вывод, что предложенная система аттестации в целом позволяет выявить реальный уровень сформированности коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся. Содержание экзамена расширяет диапазон проверяемых умений и навыков. Предлагаемая система проверки позволяет более объективно и дифференцированно оценить качество лингвистической подготовки выпускников основной школы, что даёт возможность использовать эти результаты при формировании профильных классов старшей школы.

Анализ результатов государственного экзамена по русскому языку в 9 классе в 2008 году позволяет дать некоторые рекомендации по совершенствованию преподавания русского языка в основной школе. Во-первых, при составлении рабочих учебных программ педагогам рекомендуется включить в учебно-тематический план уроки развития речи по подготовке к написанию сжатого изложения, сочинения по прослушанному и прочитанному текстам, сочинения на лингвистическую тему. Во-вторых, необходимо чаще использовать тестовую форму контроля на уроках русского языка. Учителю необходимо знакомить детей с различными видами тестов в течение всего периода обучения языку, давать необходимые рекомендации по выполнению заданий.

Можно предположить, что многие недостатки подготовки экзаменуемых связаны с сохраняющимся в школьной практике информационным стилем обучения, что приводит к неумению выпускников мыслить самостоятельно, излагать свою точку зрения, аргументировать её. Поэтому, в-третьих, на уроках русского языка в основной школе необходимо учитывать объективные закономерности педагогического процесса: усложнение тематики и проблематики общения, необходимость осмысления и создания текстов различных стилей и типов речи, потребность овладения в условиях современного образования навыками работы с информацией, представленной в различной форме, преобразованием имеющихся текстов по заданным параметрам. В-четвёртых, следует больше уделять внимания устной речи учащихся, систематической работе с лингвистическими словарями разных типов.

Весьма актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка становится проблема усиления коммуникативно-деятельностного подхода в преподавании русского языка. Данный подход к изучению русского языка способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи. Одновременно это формирует грамматико-правописные и речевые умения и навыки, необходимые для практики речевого общения.

Одна из главных задач уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихся, так как правильная, соответствующая нормам литературного языка речь – показатель общей культуры человека, его умственного развития, морального облика, характера, одно из обязательных условий всестороннего развития личности.

Осознавая необходимость сохранения родного языка в школе, необходимость формирования речевой культуры учащихся на основе осмысленного отношении к русскому языку как духовной сокровищнице нации, учителю русского языка необходимо решать ещё и сложнейшую проблему – работа над культурой устной и письменной речи учащихся. Сложнейшую, потому что на формирование культуры речи человека влияет множество факторов: семья, социальная сфера, средства массовой информации, общая культура общества. Низкий уровень культуры устной и письменной речи учащихся стал волновать еще и потому, что выполнение ЕГЭ и ГИА по русскому языку требует от учащихся умения создавать тексты разных жанров по широкому кругу тем и проблем, излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста, нормы литературной речи.

Актуальной, как и в предыдущие годы, остаётся работа с текстом на уроках русского языка. Дополнительный анализ результатов экзаменов по другим предметам ещё раз убеждает в том, что чтение, понимание, анализ и интерпретация текста – это ведущие общеучебные умения, необходимые школьнику не только для успешного усвоения курса русского зыка, но и всех других предметов. Вместе с тем становится очевидным, что в процессе преподавания русского языка в основной школе необходимо усилить внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, связанных с развитием способности создавать высказывание в рамках заданного стиля и типа речи, а также обратить внимание на отработку навыков анализа языковых единиц и уместного употребления их в речи. Текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой – предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания. Следует разнообразить дидактический материал, включая в работу на уроке неадаптированные тексты.

Результаты экзамена говорят о том, что в процессе обучения особое внимание следует обратить на формирование аналитических умений. При этом необходимо постоянное внимание к смысловой стороне рассматриваемых языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использование разнообразных видов деятельности, нацеленных на применение знаний и умений в различных ситуациях, а не на простое их воспроизведение. Результаты экзамена по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоения критериального подхода к оценке творческих работ учащихся.

Традиционно важной и неизменной остаётся работа над функциональной грамотностью учеников.

При подготовке выпускников к экзамену рекомендуем использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5 – 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа; В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова, Г.К.Лидман-Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа; Никитина Е.И. Русская речь. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа.

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научн. ред. акад. РАО Н.М.Шанский. – М.: Просвещение.

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений/Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, - М.: Дрофа.

Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

К экзамену можно готовиться также по другим учебникам, включённым в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».
Контрольные вопросы и задания

  1. Почему образование считают стратегическим ресурсом развития страны?

  2. Назовите формы итоговой аттестации старшеклассников по русскому языку.

  3. Расскажите об особенностях ЕГЭ.

  4. Какова структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме (ГИА)?

  5. Что такое результаты обучения?

  6. Чем отличается сжатое изложение от подробного изложения?

  7. Дайте определение понятию «тестовая деятельность».

  8. Расскажите о типах тестов.

  9. Что такое «педагогический тест»?

  10. Расскажите об оценивании грамотности и фактической точности речи в экзаменационной работе.

  11. Когда ошибка не должна влиять на оценку?

  12. Что обозначает понятие «шкалирование»?

  13. Каковы особенности обучения школьников русскому языку при подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классе?



  1   2

Похожие:

Современные средства оценивания результатов обучения по русскому языку в основной и старшей школе iconБелова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания...
Белова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество...
Современные средства оценивания результатов обучения по русскому языку в основной и старшей школе iconДоклад «Современные образовательные технологии в преподавании русского...
«Современные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы в школе. Возможности дистанционного обучения русскому...
Современные средства оценивания результатов обучения по русскому языку в основной и старшей школе iconРабочая программа по русскому языку 7- 9 классов компенсирующего обучения очной формы обучения
Рабочая программа по русскому языку 7-9 классов компенсирующего обучения разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Современные средства оценивания результатов обучения по русскому языку в основной и старшей школе iconРабочая программа по русскому языку 10 12 классов очно-заочной (вечерней) формы обучения
Рабочая программа по русскому языку обучения разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта по русскому...
Современные средства оценивания результатов обучения по русскому языку в основной и старшей школе iconКурсовая подготовка педагогических работников мб оу ужовская сош
Москва, «Использование эор в процессе обучения в основной школе по русскому языку и литературе»,108 ч
Современные средства оценивания результатов обучения по русскому языку в основной и старшей школе iconОбразовательный стандарт основного общего образования по русскому...
Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения...
Современные средства оценивания результатов обучения по русскому языку в основной и старшей школе iconРабочая программа по факультативу по русскому языку для 5 класса...
России от 09. 03. 2004 №1312 и соотнесена с авторской «Программа по русскому языку. 5 классы» под ред. В. В. Бабайцевой. В рабочую...
Современные средства оценивания результатов обучения по русскому языку в основной и старшей школе iconПоложение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации
Современные средства оценивания результатов обучения по русскому языку в основной и старшей школе iconСоставитель Л. М. Рыбченкова
Рабочая программа по русскому языку для 8 9 классов основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального государственного...
Современные средства оценивания результатов обучения по русскому языку в основной и старшей школе iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку базовый уровень
Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница