Уроки истории Урок 41




Скачать 76,69 Kb.
НазваниеУроки истории Урок 41
Дата публикации01.04.2013
Размер76,69 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Право > Урок

Бондаренко О.Н. Уроки истории



Урок 41:


Цели: Показать трудности утверждения христианства на Руси на примере судьбы князей Бориса и Глеба; выяснить, почему Ярослав получил прозвище Мудрый; познакомить учащихся с особенностями Древнерусского государства при Ярославе Мудром; выяснить, можно ли правление Ярослава Мудрого назвать эпохой расцвета Древней Руси.

Основные понятия: боярин, вотчина, холоп, Правда Ярослава, династический брак, наместник, общество, политика, посадник, усобицы.

Оборудование: презентация урока, карта «Русь в Х – начале ХП вв.», пиктограммы в учебнике, отрывок из «Правды Ярослава».
Ход урока:

1. Оргмомент.

П. Опрос домашнего задания.

Устный опрос:

- В результате каких событий Владимир пришел к власти?

- Назовите годы правления князя Владимира.

- Какое событие связано с его именем?

- В каком году произошло крещение Руси?

- Назовите причины принятия христианства по Византийскому образцу.

- Какое имя принял князь Владимир при крещении?

- Какое имя он получил в былинах?

- Какие методы крещения использовались на Руси?

- Каково значение принятия христианства?

- Расскажите об устройстве Русской православной церкви.

Письменный опрос (тест выборочно).

Проверка творческих заданий.
Ш. Изучение нового материала:

План:

1. Борьба за власть после смерти Владимира Святого.

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого:

а). культурное строительство

б). «Правда Ярослава»

в). Управление государством

г). Формирование древнерусской народности.

д). Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения

3. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

1.

Рассказ учителя:

Князь Владимир Святославич много сделал для укрепления Киевского государства.

У Владимира было 12 сыновей от нескольких браков. В качестве отцовских посадников (от слова «посадить» - назначить) они были направлены в главные города Руси (см. карту) СЛАЙД №

Старший сын Вышеслав – в Новгород

Изяслав - в Полоцк

Святополк – в Туров,

Ярослав - в Ростов.

После смерти Вышеслава и Изяслава Владимир перевел Ярослава в Новгород. Но был обделен Святополк, впавший в немилость отца. Киевский престол Владимир собирался передать Борису. Это не понравилось старшим сыновьям князя - Святополку и Ярославу.

В 1014 году Ярослав отказался присылать дань (2 тыс. гривен) в Киев отцу. Владимир стал собираться в поход на непокорного Ярослава, но в 1015 году Владимир умирает.

Киевский престол занимает Святополк. Впоследствии Святополк избавляется от опасных для него соперников - Бориса и Глеба, подсылает к ним тайных убийц. Братья были любимыми детьми Владимира, и их любил народ. (В дальнейшем они были причислены православной церковью к лику святых - см. с. 44, икона XV в.) СЛАЙД №

Позже народ назовет Святополка «Окаянный». Ярослав, узнав о трагедии, выступил против Святополка. В длительные усобицы были вовлечены печенеги, поляки, наемники - варяги.

В 1019 году великим киевским князем стал Ярослав.

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию «Ярослав Мудрый» (с. 45) и организует работу с текстом (с. 46):

=> Почему Ярослава народ прозвал Мудрым?

Учитель обязательно записывает на доске даты правления Ярослава Мудрого: 1019-1054 гг. (35 лет правления Киевской Русью). СЛАЙД №
^ 2. Внутренняя политика.

Учитель характеризует внутреннюю политику, проводимую Ярославом Мудрым, и записывает на доске или СЛАЙД №

1. Проведены меры по установлению в Киевской Руси порядка и законности.

2. В 1016 году введен в действие первый на Руси писаный свод законов - Русская Правда.

3. Ограничена кровная месть, она была заменена денежным штрафом - вирой.

4. Проведены меры по укреплению независимости и самостоятельности русской церкви.

5. С 1051 года митрополитами русской церкви стали назначать не греков, а русских, причем без ведома Константинопольского патриарха.

6. Первым русским митрополитом стал Иларион.

7. Проведены меры по развитию культуры.

8. Началось грандиозное строительство храмов - Софийские соборы в Киеве и Новгороде.

9. Создаются первые русские библиотеки, переводятся книги, открываются государственные школы.
Во времена правления Ярослава Мудрого происходит расцвет Древнерусского государства, именно Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси законности. Принятие документа - единого свода законов - имело значение для укрепления и объединения Древнерусского государства.

^ Работа с документом «Из Правды Ярослава» (с. 54).


Земельные отношения, основные слои древнерусского населения

Главным занятием населения было сельское хозяйство. Земля была совместной собственностью общины и делилась между всеми семьями, которые входили в общину. Государство собирало налог за пользование землей, следовательно, становилось собственником земли.

^ Структура земельных отношений:

1) Князья, пользуясь силой, властью и влиянием, присваивали себе общинные земли, объявляли свободные земли своей собственностью. Взятых в плен обязывали работать на этих землях, и те становились работниками. На своих землях князья строили храмы (см. иллюстрацию «Двор князя», с. 50).СЛАЙД №

Рекомендуется подвести учащихся к выводу: именно князья были первыми феодалами на Руси, а их владения были феодальными владениями.

^ 2) Для управления хозяйством назначали специальных людей - управителей.

3) Князья жаловали земельные владения церкви и дружинникам.

Появляются первые вотчины - наследственные земельные владения, но всей землей владел только князь:

- мог пожаловать землю за службу;

- мог отобрать и передать землю другому.

Постепенно все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Киевский престол или «стол» после смерти князя передавался старшему в роду Рюриковичей.


Древнерусское общество : на определенные категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались.

Самая многочисленная часть населения Древнерусского государства – свободные земледельцы – были объединены в общины.

^ Зависимое население:

смерды – сельские жители, которые несли повинности в пользу князя.

закупы – разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду, проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами.

рядовичи – люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определенных условиях.

Холопы (челядь) – рабы. Холопами становились не выполнившие обязательства закупы и рядовичи. (положение передавалось по наследству).

^ Работа с текстом учебника (с. 48-49).

( Вопрос №5 (с. 53):

=> Какие факторы способствовали формированию древнерусской народности?

Работа с картой «Русь в X - начале XII вв.» (с. 52).

Учитель обращает внимание учащихся на карту. Учащиеся показывают территорию Киевской Руси во времена правления Ярослава Мудрого. Отвечая на вопрос № 5 (с. 53), учащиеся делают вывод: на этой территории образовалась древнерусская народность.

Факторы, повлиявшие на формирование древнерусской народности:

1) общность территории,

2) единство древнерусского языка,

3) православие - вера в единого Бога,

4) общность культуры.

^ 3.

Внешняя политика Ярослава Мудрого. Внешнюю политику Ярослав Мудрый вел так же, как его отец и дед - Владимир и Святослав, он был продолжателем их дела:

1) Укрепление южных границ Руси, строительство городов-крепостей.

^ 1036 г. - под стенами Киева разгром печенегов.

2) Укрепление безопасности северо-западных границ.

1030 г. - утверждение власти на западном берегу Чудского озера - строительство города ^ Юрьева (Ярослав при крещении взял имя Юрий).

3) 1041 г. - заключение союзного договора с польским королем.

4) 1043 г. - последнее военное столкновение с Византией.

1046 г. - мирный договор с Византией.

5) Укрепление международного авторитета с помощью династических браков.

^ Работа с картой:

=> Показать направления походов князя Ярослава Мудрого в 1030-1031 гг.

=> Найти и показать земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при князе Ярославе Мудром.

=> Показать границы Древнерусского государства к 1054 г.
^ 1У. Закрепление:

Вопрос:

а). => Почему правление Ярослава Мудрого было временем расцвета Древнерусского государства?

Учащиеся читают вывод в учебнике (с. 53).
б). Можно выполнить тест.

1. После смерти князя Владимира:

а) государство распалось

б) к власти пришли Борис и Глеб

в) к власти мирным путем пришел Ярослав

г) к власти в результате междоусобной войны пришел Ярослав

2. Прозвище Окаянный получил:

а) Борис б) Святополк в) Глеб г) Ярослав

3. Убийство Бориса и Глеба — это результат:

а) междоусобной войны за власть

б) трудного утверждения христианства на Руси

в) и то и другое

4. К лику святых Русская православная церковь причислила:

а) Бориса б) Святополка в) Глеба г) Ярослава

5. Ярослав княжил в Киеве в:

а) 1015—1019 гг. в) 1019—1054 гг.

б) 1019—1036 гг. г) 1036—1054 гг.

^ 6. К внешней политике Ярослава не относится:

а) прекращение набегов печенегов

б) династические браки

в) издание Правды Ярослава

г) неудачная война с Византийской империей

^ 7. Что такое Правда Ярослава?

8. Во времена Ярослава не произошло:

а) формирования древнерусской народности

б) принятия христианства

в) издания свода законов

г) формирования феодального общества

9. Формированию единого народа не способствует:

а) общий язык

б) общая религия

в) общее государство

г) деление людей на богатых и бедных

10. Складыванию феодального общества на Руси способствовало (ли):

а) постоянные войны

б) земледелие (главное занятие людей на Руси)

в) крещение Руси

г) земельные пожалования князей дружинникам за службу

11. Соотнесите понятия и определения:

1) боярин а) народное собрание

2) вотчина б) наследственное земельное владение

3) холоп в) старший дружинник, крупный землевладелец

4) вече г) раб

12. Ярослав установил наследование княжеской власти на Руси:

а) от отца к сыну

б) путем выборов

в) по воле князя

г) по старшинству в роду Рюриковичей

13. Почему Ярослава прозвали Мудрым?
Домашнее задание:

§ 6, термины, вопросы, документ.



Похожие:

Уроки истории Урок 41 iconУрок истории в11 классе Тема урока: Передовые национальные антикоррупционные...
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Чертановка
Уроки истории Урок 41 iconУрок литературы в 7 классе. Тема «Уроки достоинства и человечности...
На основе содержания рассказа выявить истинный смысл понятий добро, зло, бескорыстие, сострадание
Уроки истории Урок 41 iconУрок по истории на тему: «история, опыт и уроки деятельности государственной думы»
Дать учащимся представление о деятельности центрального законодательного органа России – Федерального Собрания
Уроки истории Урок 41 iconПрограмма по истории России XIX век (8класс, 37ч.)
Тематическое планирование рассчитано на 37 часов, включая повторительно-обобщающие уроки. Учтены различные формы урока: изложение...
Уроки истории Урок 41 iconУрок истории в художественном музее
Астраханской государственной картинной галерее имени П. М. Догадина прошло мероприятие для учащихся старших классов сош №29 «Урок...
Уроки истории Урок 41 iconУрок истории и обществознания в 11 классе Тема урока : Повторительно...
Оборудование: Журнал учета движения лицевых счетов участников аукциона, гонг, деньги (игровые)
Уроки истории Урок 41 iconПоурочное планирование по истории России (1800-1917 гг.) для 8 класса....
Урок 16. Контрольно обобщающий урок по разделу “Россия в первой половине XIX века”
Уроки истории Урок 41 iconУроки доброты в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского»
...
Уроки истории Урок 41 iconУроки всемирной истории Кирилла и Мефодия древний мир

Уроки истории Урок 41 iconУрок путешествие по истории Средних веков 6 класс Подготовила: Голикова...
Оборудование: карта «Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (xi-xivвв.)», карта
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница