План методологические основы функций российского государства этапы и динамика развития функций российского государства




НазваниеПлан методологические основы функций российского государства этапы и динамика развития функций российского государства
страница1/7
Дата публикации29.07.2013
Размер0.96 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
ПЛАН

  1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

    1. ЭТАПЫ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

    2. СОДЕРЖАНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

    3. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА. ИХ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

    1. СПОСОБЫ, ФОРМЫ МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

    2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖБАМИ

    3. ^ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

    4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

    1. ЭТАПЫ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер, что нет и быть не может надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало представление о взаимодействии общества и государства. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду ее направлений представителем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения. Так, уже восточно-деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию — организовывали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Феодальные государства тоже предпринимали попытки регулировать социально-экономическую жизнь страны (проводили политику протекционизма, делали отдельные шаги в области просвещения и здравоохранения). Все названные государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество.

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука).

Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, — охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций — обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т.д.

Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономических, социальных, духовных, национальных). Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса. Здесь мало подходят методы насилия, принуждения, а потому государству приходится обращаться к демократическим гуманистическим институтам и идеям (правового государства, господства права во всех сферах жизни общества, соблюдения прав и свобод человека, защиты национальных меньшинств, укрепления юридических гарантий законности и правопорядка и т.д.).

Доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением (социальная легитимность власти) находятся в прямой зависимости от демократического содержания функций государства, его умения и желания учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы. "Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее его неотъемлемые, естественные права и свободы, осуществляющее репрессии против своего народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами, на благоприятное общественное мнение мирового общества" [1].

В классовом обществе, где классы и другие социальные группы противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы классов непри-миримы, государство становится политической организацией власти экономически господствующего класса, обслуживает его интересы. Отсюда главная функция такого государства — подавление сопротивления эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленностью. Но и другие его функции также приобретают определенную классовую окраску. Сказанное относится к рабовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу.

Во второй половине XX столетия в самих классах произошли значительные изменения, появился средний класс — стабилизирующий фактор общества. Это отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их осуществления изменились.

Охрана существующих форм собственности — функция, присущая всех государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался в руках того или другого класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т.. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан — вкладчиков, акционеров потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т. д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.

С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью — социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т.д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства — обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.

Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.


    1. ^ СОДЕРЖАНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Вопросы о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся   к числу  основополагающих  и   дискуссионных   и   в государствоведении. Это объясняется тремя следующими причинами. Вопросы сущности государства и его места в политической системе прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий. Только государство из всех социальных институтов способно оказывать решающее воздействие на характер и сущность политической системы. Государство само по себе является сложным и неоднородным социально-политическим явлением.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.

Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.

К наиболее значимым признакам функций государства относятся:

1. Функция государства не любое, а именно основное,  главное  направление его деятельности, без  которого  государство  на  данном  историческом этапе, либо на протяжении своего существования обойтись не может.  Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той  или иной сфере.

2. В функциях выражается сущность государства.

3. Выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи  по управлению обществом,  а  его  деятельность  приобретает  практическую направленность.

4. Функции государства - понятие управленческое. Они  концентрируют  цели государственного управления  на  каждом  историческом  этапе  развития общества.

5. Реализуются функции в определенных формах и особыми, характерными  для государственной власти методами.

Совокупность   этих   признаков   позволяет   утверждать,    что    в действительности речь идет о функциональной  характеристике  государства,  о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти и т.д. Главной функцией современного демократического государства является обеспечение, реализация и защита основных прав и свобод человека.

Функции государства не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности.


    1. ^ КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА. ИХ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

По вопросу о функциях государства и их классификации существуют различные точки зрения; ученые дают различный перечень этих функций, по-разному их называют. Различные основания классификации функций государства удачно отражает следующая схема.



По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства внутри страны. К внутренним функциям государства относятся:

1) функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;

2) функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидуумов;

3) политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета);

4) экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.);

5) социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);

6) экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

План методологические основы функций российского государства этапы и динамика развития функций российского государства iconПлан: Формирование единого государства. Возвышение Москвы Правление Ивана III
Укрепление самодержавия и государства в XVII веке. Формирование российского абсолютизма
План методологические основы функций российского государства этапы и динамика развития функций российского государства iconМ. Ю. Зеленков правовые основы общей теории безопасности российского...
Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. – М.: Юридический институт миита, 2002....
План методологические основы функций российского государства этапы и динамика развития функций российского государства iconПлан конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе Экономические функции государства
Изучение роли и функций государства в рыночной экономике, формирование представлений и базовых умений, необходимых для ориентации...
План методологические основы функций российского государства этапы и динамика развития функций российского государства iconТема урока: Роль и функции государства в экономике
Классифицировать примеры действий государства и государственной политики по выполнению различных экономических функций
План методологические основы функций российского государства этапы и динамика развития функций российского государства iconПеречень вопросов для вступительных испытаний по «Теории государства и права»
Форма государственного (территориального) устройства современного Российского государства
План методологические основы функций российского государства этапы и динамика развития функций российского государства iconПояснительная записка Не знать историю своего народа, значит навсегда...
«История Государства Российского» (1801 г.) писал: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная и необходимая,...
План методологические основы функций российского государства этапы и динамика развития функций российского государства iconРоль образования в развитии российского общества
России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося...
План методологические основы функций российского государства этапы и динамика развития функций российского государства iconКачество исполнения функций – основа качества бюджета
Первооснова – функции \ Качество исполнения функций основа качества бюджета \ Цена исполнения работ разного качества \ Штатное расписание...
План методологические основы функций российского государства этапы и динамика развития функций российского государства iconКачество исполнения функций – основа качества бюджета
Первооснова – функции \ Качество исполнения функций основа качества бюджета \ Цена исполнения работ разного качества \ Штатное расписание...
План методологические основы функций российского государства этапы и динамика развития функций российского государства iconБюджетное право. Учебник Предисловие
При этом авторы учитывали изменения, которые произошли в конституционных основах государства, а также в экономической концепции Российского...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница