В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их




НазваниеВ своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их
страница1/7
Дата публикации10.04.2013
Размер0,67 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, произвола родителей, экономической эксплуатации. В связи с этим Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. После Второй Мировой Войны, ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов , оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире. Однако декларация (лат. Declaratia- провозглашение)- не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания , ее подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР сохраняет обязательства по Конвенции. Конвенция- документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

^ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

20 ноября 1989г.

Преамбула

Государства-участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле, принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства, напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности, принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащею правовую защиту, как до, так и после рождения", ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении, на национальном и международном уровнях. Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила") и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, учитывая должным образом важность традиция и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах, согласились о нижеследующем:

ЧАСТЬ I

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

^ Комментарий юриста: Согласно ст. 54 Семейного Кодекса, ребенком признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия). По достижении этого возраста человек становится дееспособным- то есть, способен своими действиями приобретать и осуществлять права ; создавать и нести обязанности. При этом, в некоторых случаях - в случае так называемой "эмансипации" (признания ребенка полностью дееспособным по решению суда или органа опеки и попечительства, в случае если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью) или создания семьи до 18 лет, начиная с 16-летнего возраста ребенок становится полностью дееспособным. То есть фактически ребенок приравнивается в правовом отношении к взрослым- становиться совершеннолетним. Не смотря на это, по закону он все равно считается ребенком.

Статья 2

  1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

^ Комментарий юриста: Конституция гарантирует обязанность государства соблюдать защищать права и свободы человека (ребенка в данном случае), как высшей ценности, в том числе и согласно международным договорам и общепризнанным принципам (ст. 2, 17 Конституции).Все равны перед законом и судом. По закону гарантируется свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (Закон "О свободе совести и религиозных объединениях) . Осуществление всех своих прав гражданину гарантируется государством вне зависимости от знания им какого-либо языка (закон "О языках народов РСФСР") .

  1. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

^ Комментарий юриста: Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав человека и гражданина вне зависимости от пола, расы, национальности, отношении к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям. Запрещается любая форма дискриминации (преследования, ущемления прав) по признакам, социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности. Эти права распространяются и на детей тоже, поскольку нигде в законе не оговорено (и не может быть оговорено) обратное.

Статья 3

  1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

^ Комментарий юриста: Суд, прокурор, орган опеки и попечительства должны обеспечивать защиту прав и интересов ребенка. Так, согласно Ст. 31 ГК интересам прав и законных интересов ребенка служат Органы опеки и попечительства (органы местного самоуправления- чаще всего РОНО), представляющие интересы ребенка в отношениях с любыми лицами, в том числе и в суде ст. 56 СК; выявляющие детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 121 СК), устраивающие их дальнейшую жизнь в соответствии с интересами ребенка (усыновление, опека или попечительство, приемная семья и так далее); также в случае сделок с жилыми помещениями, с участием несовершеннолетних требуется согласие органа опеки и попечительства.

При разводе, если у супругов есть несовершеннолетние дети, брак не может быть расторгнут иначе, как в судебном порядке. Это делается с целью обеспечения соблюдения интересов ребенка (детей).

Законодательно защищены права и интересы ребенка при его устройстве на работу- в Кодексе Законов О Труде в ст. 173 оговорен возраст- 15 лет (или с 14 лет- в порядке исключения с согласия законных представителей), с которого можно работать по договору (контракту). Также оговорены условия труда- более мягкие чем у взрослых: продолжительность рабочей недели, рабочий день, нормы физических нагрузок и так далее.

В уголовном процессе также предусмотрены меры по защите интересов ребенка-участие педагога при допросе ребенка до 16 лет (иногда до 18)- ст. 397, обязанность прокурора лично допросить ребенка, задержанного по подозрению в совершении преступлении ( при решении вопроса о применении к нему меры пресечения- заключения под стражу, проще говоря- ареста).

  1. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

^ Комментарий юриста: Хотя в Семейном Кодекс и оговорено, что Органы Опеки и попечительства обязаны действовать с целью обеспечения интересов и прав ребенка, эти органы действуют по закону в котором сказано, что обязанность и право воспитывать своего ребенка возлагается на родителей (ст. 63 СК). Однако родительские права не могут осуществляться в разрез с интересами детей. Обеспечить интересы ребенка- основная забота родителей. Если же в отношении ребенка применяются недопустимые методы воспитания, связанные с жестокостью, с насилием над личностью, если осуществление родительских прав идет в ущерб интересам ребенка, то наступает ответственность- или уголовно-правовая (ст.156 УК) или административная (ст.164 КоАП) или гражданско-правовая. Ст. 69 СК предусматривает такую меру, как лишение родительских прав недобросовестного родителя (родителей- или лиц их заменяющих в установленном законом порядке). Во всех случаях защиту прав и интересов детей осуществляет непосредственно орган опеки и попечительства.

  1. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

^ Комментарий юриста: По закону РФ "Об образовании", в Постановлении Правительства РФ № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены определенные нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, инвентарем и необходимым оборудованием, приблизительные суммы расходов в процентном выражении на каждого воспитанника с целью максимального обеспечения физических потребностей, охраны здоровья детей. При выпуске ребенка из учебно-воспитательного учреждения, при поступлении в профессиональные, специальные учебные учреждения, при поступлении на работу ребенку выдается единовременное пособие, полный комплект одежды и обуви. Однако в основном весь широкий круг вопросов отнесен к компетенции образовательных, воспитательных, детских учреждений.

Статья 4

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

^ Комментарий юриста: По постановлению правительства "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей" 1993 года создана комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка в РФ. Указы президента, постановления правительства в рамках обеспечения осуществления Конвенции ("О президентской программе "Дети России"", "О плане действий по улучшению положения детей в РФ на 1995-97 годы" и так далее.) Законы изданные после присоединения к Конвенции также приведены в соответствие с Договором. К примеру, новом Семейном Кодексе, вступившим в силу с 1 марта 1996 года нашли отражения многие положения Конвенции о правах ребенка. Многие нормы сформулированы с учетом и в развитие этого документа. В СК права несовершеннолетних выделены в особую 11 главу. В случае если нормы Российского права противоречат нормам Конвенции, применяются положения Конвенции о правах ребенка. В Уголовном Кодексе "ответственность несовершеннолетних"- выделена в отдельную главу.

Статья 5

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

^ Комментарий юриста: Статья 63 СК говорит о преимущественном праве родителей в воспитании детей перед другими лицами, о том, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (об этом говорит и ст.38 Конституции). Они несут ответственность за своих детей и за их воспитание и развитие. В процессе выполнения своих родительских обязанностей родители должны обеспечивать интересы ребенка: заботиться и обеспечивать ему здоровье, физическое, духовное, нравственное развитие, вырастить из ребенка полноценного члена общества. При этом, родители несут ответственность за ненадлежащее осуществление своих родительских обязанностей, а иногда даже и за последствия своего воспитания. Родители являются первыми педагогами, обязанными заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (Закон "Об образовании" ст. 18). Родителям принадлежит право выбора воспитательно-образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения ребенка.

Статья 6

  1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их iconОтклонение от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание)...
Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту...
В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их iconТри вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю
Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф 19: 11-12). Очевидно, что речь может идти лишь о «духовном оскоплении», ибо...
В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их iconА каким ему быть?
Кто из родителей задумывается о своем характере (а значит и о поведении) тот смог бы стать другом своих детей
В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их icon«батакакумба ru, или полосатое лето» повесть для подростков, их родителей,...
Сайкин когда-то был пионером, и то, что снимать телерепортажи – необычайно тяжелый труд
В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их iconКакова вероятность того, что следующий ребёнок в этой семье будет здоровым?
Один ребёнок в семье родился здоровым, а второй имел тяжёлую наследственную болезнь и умер сразу после рождения
В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их icon«Сердцем прикоснись к подвигу»
Родину и все человечество от фашизма. Сердцу каждого дорог праздник победы. Дорог памятью о тех, кто отдал жизнь за свободу и светлое...
В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их icon-
Можно согласиться, население и впрямь растет -народ убывает. Населением называют тех, кого населяют на определенную территорию, садят...
В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их iconМанифест молодежного движения "наши" с комментариями
Или тех, кто с ним согласен и в свое время поддержит эту политическую позицию наших, или противников, — тех, кто в свое время выступит...
В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их iconКорзинка для мусора
И сразу понял, что он не один. Вероятно, он услышал посторонний звук, возможно, ему не понравился какой-то запах, или помогло шестое...
В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их iconВаш ребенок эгоист?
Действительно, как случается, что наш чудный ребенок вырастает махровым эгоистом? Не сразу же это происходит? Почему мы замечаем...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница