Основы конституционного права индии




Скачать 393,41 Kb.
НазваниеОсновы конституционного права индии
страница1/4
Дата публикации23.07.2013
Размер393,41 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
Глава 22

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ИНДИИ

Индия (Республика Индия) освободилась от 6piпанской колони­альной зависимости в 1947 г. Она занимает второе место в мире (после Китая) по численности населения (около 1 млрд человек), седьмое — по размерам территории (Индия почти втрое меньше Китая), пятое место — по объему ВВП, но приблизительно 100-е место — по доле ВВП на душу населения.

§ 1. Конституция Индии

Подготовка и принятие Конституции. Конституция Индии была принята Учредительным собранием в 1949 г. и полностью вступила в силу в 1950 г. (до этого в Индии существовали колониальные консти­туции, дарованные метрополией). Учредительное собрание (299 чле­нов) было созвано еще до провозглашения независимости Индии и состояло в основном из депутатов, избранных провинциальными орга­нами (около 3/4 всех членов), а также из представителей индийских княжеств, выделенных в результате консультаций (1/4). Большинство мест в нем получил Индийский национальный конгресс — широкое движение, под руководством которого развивалась мирная борьба за независимость.

Основные принципы Конституции были сформулированы лидера­ми Конгресса, разработка текста велась специальной комиссией, но многие положения Конституции формулировались в ходе длительных дебатов в самом Учредительном собрании. Индийский национальный конгресс добился закрепления в Конституции тех целей, которые он выдвигал: свобода от колониализма, равные права, политическая и эко­номическая справедливость, демократическое общество, достоинство личности, содействие миру между народами и др. В Конституцию вошли «антиэксплуататорские» положения, идеи «индийского социа­лизма», «демократического социализма», который понимался как тре­тий путь развития, отличный от капитализма Запада и тоталитарного социализма.

Создатели индийской конституции использовали те правовые ин­ституты, которые были знакомы населению издавна (например, пан-чаяты — органы общественного самоуправления) и из опыта «косвен­ного управления» колониальных времен (например, представительные органы в провинциях). С другой стороны, они восприняли и приспосо­били к индийской специфике положения конституций других стран (Великобритании, США, отчасти СССР и др.).

Конституция Индии — самая объемная конституция в мире. С уче­том последующих изменений она включает 465 статей, 12 крупных приложений, а также более 70 поправок. Одни поправки вносятся в текст Конституции, изменяя его, другие прилагаются к ней (есть очень пространные поправки, отдельные из них близки по объему к Консти­туции США).

^ Основные черты содержания Конституции. Конституция Индии содержит разные по значимости и степени гарантированности нормы, относящиеся не только к конституционному, но и к некоторым другим отраслям права. Отдельные положения Конституции могут показаться несущественными (например, один из руководящих принципов поли­тики государства: предотвращать убой коров и телят), хотя в специфи­ческих условиях Индии, с учетом верований населения, они приобре­тают важное значение. Конституция излишне детализирована, но ее основное содержание относится к важнейшим сторонам общественно­го и государственного строя, правового статуса личности.

В доктрине и практике Верховного суда Индии Конституция рас­сматривается как документ, состоящий из двух частей, разных по свое­му значению (эти части структурно не обособлены, они выделяются аналитически). Это «основные черты (свойства) Конституции», кото­рые считаются неизменяемыми (сюда относятся, в частности, нормы об основных правах граждан и руководящих принципах политики госу­дарства), а также остальные положения Конституции, которые изменя­ются в установленном порядке. Теория неизменяемых основных черт и структуры Конституции позволяет приспосабливать ее к новым ус­ловиям при сохранении ее «каркаса», принципиальных положений.

К основным чертам содержания Конституции могут быть отнесены:

1) Закрепление народного и государственного суверенитета, завое­ванного в результате антиколониального движения. Основная доля по­литической власти в Индии принадлежит национальной буржуазии. Хотя в последние годы в ее среде значительно усиливается крупный капитал, но правящий «политический класс» сохраняет прогрессивные тенденции во внутренней и (в меньшей степени) во внешней политике, проводит реформы, облегчающие жизнь широких масс. По существу­ющим в политологии классификациям в Индии действует соревновательная политическая система (но не социо-примирительная), хотя и со значительными элементами командно-административного вмеша­тельства со стороны государства, существует особая разновидность де­мократического режима — либеральный политический режим.

2) ^ Отрицательное отношение к социальному неравенству. В разде­ле Конституции о руководящих принципах политики государства или в вытекающих из них положениях говорится о праве на достаточные средства к существованию, праве на защиту от экономической эксплу­атации, праве на прожиточный минимум и др. Конституция говорит о цели государства обеспечить такой социальный порядок, для которого характерна экономическая и социальная справедливость, о справедли­вом распределении материальных ресурсов, о предотвращении кон­центрации богатств и средств производства. Однако половина населе­ния страны живет за чертой бедности (очень низкой по индийским стандартам), а в руках 3% сельских жителей — богатых землевладель­цев — сосредоточено более половины всей земли.

Нужно, однако, учесть, что названные вьцпе положения сформули­рованы как руководящие принципы, имеющие ориентирующий харак­тер для деятельности государственных органов: они не подлежат при­нудительному судебному исполнению, не относятся к основным пра­вам. В практике Верховного суда Индии были различные решения о соотношении основных прав и руководящих принципов. В последние годы суд исходит из установки, что ни основные права, ни положения о руководящих принципах не имеют приоритета по отношению друг к другу, что нужно исходить из гармоничного учета обеих групп прав.

3) Провозглашение широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан с учетом индийской специфики, кастовой системы, сохраняю­щегося большого разрыва в уровне развития различных этнических групп.

4) Закрепление принципа смешанной экономики, где государствен­ный сектор играет важную роль. Однако начавшиеся после принятия Конституции преобразования (национализация, аграрная реформа и др.) тормозились противодействием правых сил, использовавших со­державшиеся в Конституции положения о праве собственности: оно было отнесено к основным правам. Парламент в противоборстве с Вер­ховным судом Индии ограничил это право, а затем вообще исключил его из ч. III «Основные права» и перенес в другую часть Конституции. Это дало новые возможности для реорганизации экономики страны, хотя доминирование частного сектора никто и не пытался поколебать. Экономика Индии — капиталистическая экономика со значительным государственным контролем. Конституция предусматривает ограниче­ние и упразднение крупных монополий, действует специальное антимонопольное законодательство, но около 130 крупных монополий и в настоящее время контролируют три четверти всех частных активов. В соответствии с Конституцией в Индии действует государственное планирование, принимаются пятилетние планы (действует девятый).

5) Сочетание некоторых традиционных индийских институтов с институтами, порожденными глобальным развитием конституционно­го права.

6) Политика поддержания всеобщего мира и международной без­опасности при выдвижении на первый план приоритетных интересов Индии, особенно в последние годы (Индия имеет ядерное оружие, как и ее сосед Пакистан, с которым она часто находится в противостоянии).

^ Изменение Конституции. Конституция предусматривает комбини­рованную систему принятия поправок. Поправки к большинству ста­тей принимаются Парламентом сравнительно простым способом. Про­ект поправки может быть внесен любым членом Парламента в любую из двух палат (наделе поправки, как правило, предлагаются правитель­ством). Если проект получит одобрение палат (2/3 присутствующих), он передается Президенту, который должен подписать и опубликовать закон. Многие поправки принимаются по процедуре принятия обыч­ного закона: простым большинством присутствующих в каждой палате. Для статей, которые считаются наиболее значимыми, применяется ус-ло'жненный порядок: после принятия, но до передачи поправки на под­пись Президенту она должна быть ратифицирована не менее чем поло­виной легислатур (законодательных собраний, местных парламентов) штатов.

Если поправка невелика, она включается в текст Конституции как дополнение или замена соответствующей статьи. Пространные поправ­ки (некоторые из них насчитывают множество страниц) прилагаются к тексту Конституции, хотя и не всегда публикуются как приложение к ней. В результате принятия поправок было добавлено около 80 новых статей, исключено около 20, всего было произведено около 500 различ­ных изменений текста. Изменения, внесенные в Конституцию, пере­строили федеративную структуру государства, впервые включили по­ложения о политических партиях, изменили содержание права собст­венности и способы ее защиты, ввели в Конституцию определение Индии как социалистического государства (42-я поправка в 1975 г.) и т.д.

^ Конституционный контроль. Хотя в штатах Индии (за исключени­ем одного штата — Джамму и Кашмир) нет своих конституций, консти­туционный контроль осуществляет не только Верховный суд Индии, но и высокие (верховные, высшие) суды штатов (местные суды решений о неконституционности не принимают). Окончательное решение остается за Верховным судом Индии. В Индии прменяется последующий кон­ституционный контроль (как в США) в связи с конкретным делом, но при нарушении основных прав можно обращаться с иском в Верховный суд непосредственно. Верховный суд состоит из главного судьи и 17 судей (с 1977 г.), назначаемых Президентом после консультаций с Пре­мьер-министром, министрами и другими лицами. Судьей Верховного суда может быть гражданин, состоявший не менее 10 лет адвокатом при высоком суде штата или при других судах (двух и более). Судьи оста­ются в должности до достижения ими 65-летнего возраста. Досрочно судья может быть смещен только в том случае, если каждая палата парламента в присутствии абсолютного большинства состава и боль­шинством в 2/3 присутствующих признает судью недееспособным или обвинит в недостойном поведении.

Верховный суд имеет право толковать Конституцию (ст. 132). «Право, сформулированное Верховным судом, является обязательным для всех судов на территории Индии» (ст. 141). Осуществляя консти­туционный контроль, он может признать федеральные законы, законы штатов, иные правовые акты неконституционными, т.е. фактически ан­нулировать их действие. На практике Верховный суд принимал как решения, тормозящие проведение прогрессивных преобразований (объявил неконституционными национализацию банков, указ Прези­дента об отмене пенсий и привилегий бывшим правителям княжеств, препятствовал ограничению права собственности в общественных ин­тересах и др.), так и решения, имеющие позитивное значение (по во­просу о правах «зарегистрированных» каст и племен, о ликвидации «неприкасаемости», о минимуме заработной платы, о расширительном истолковании свободы слова, забастовок и др.).

§ 2. Основы правового статуса личности

Основы правового статуса индийских граждан одинаковы, но опре­деляются неравными по значению статьями Конституции. Социально-экономические права формулируются, как правило, в качестве руково­дящих принципов политики с вытекающими отсюда отмеченными выше особенностями их судебной защиты; другие права закреплены иными статьями Конституции. Фактическое осуществление всех этих прав, однако, в специфических условиях страны неодинаково и во многом зависит от сохранившихся пережитков кастовой системы, уровня раз­вития этнических групп. Есть и некоторые правовые преимущества, предусмотренные законодательством для наименее развитых социаль­ных слоев населения, зарегистрированных каст и племен. Основные права, согласно сложившейся доктрине, обеспечиваются конституционными гарантиями: при их нарушении гражданин может обращаться в любой суд, включая Верховный, и последний может принять прину­дительное решение (низовой суд не может объявить тот или иной закон неконституционным, он обеспечивает лишь осуществление основных прав). Права, закрепленные в разделе о руководящих принципах поли­тики, такими гарантиями не обеспечены.

Конституция устанавливает равноправие граждан перед законом, запрещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, касто­вой принадлежности, пола и места рождения.

Среди социально-экономических прав — право на достаточные сред­ства к существованию, на труд, на защиту от экономической эксплуа­тации, на государственную помощь в случае болезни, безработицы, право на прожиточный минимум, право детей на обязательное бесплат­ное обучение. В Конституции говорится о праве рабочих на участие в управлении производством.

^ Политические права включают свободу слова, печати, право на объ­единение и другие традиционные политические права и свободы.

Среди личных свобод Конституция называет неприкосновенность личности (хотя допускается широко использовавшееся в Индии при объявлении чрезвычайного положения длительное превентивное за­ключение под стражу без суда), свободу передвижения, неприкосно­венность жилища, тайну переписки и др. Конституция отменяет фео­дальные титулы, неприкасаемость (особенно униженное положение одной из каст).

В Конституции Индии зафиксированы также основные обязаннос­ти граждан (42-я поправка). К их числу относятся: соблюдение идеа­лов и институтов страны, уважение государственного флага и государ­ственного гимна, воинская обязанность, обязанность следовать идеа­лам национально-освободительной борьбы, содействовать гармонии и духу общего братства среди всех индийцев, развивать научный подход, проявлять гуманизм, стремиться к совершенству во всех областях ин­дивидуальной и коллективной деятельности и др. Как видно из изло­женного, многие из этих обязанностей имеют не юридический, а мо­ральный характер.

§ 3. Правовой статус общественных объединений

В соответствии с конституционным принципом свободы объеди­нения в Индии создано множество различных организаций. Они ха­рактеризуются большой пестротой, связанной с особенностями соста­ва населения страны. В стране насчитываются сотни партий (на выборах в органы штатов участвуют иногда около 300 партий), хотя общеиндийских партий не более десятка. Остальные действуют в мас­штабе штатов (нескольких штатов и на местном уровне). Долгое время в Индии действовала многопартийная система с одной доминирующей партией — Индийский национальный конгресс (ИНК), а затем ИНК(И) — партия сторонников Индиры Ганди (премьер-министра Индии в 1966—1977; 1980—1984). Эта система была нарушена в 1977— 1979 гг., когда у власти стояла Джаната парти, и поколеблена вновь в 1989 г. Хотя ИНК(И) остается и теперь крупнейшей партией Индии, он теперь не имеет абсолютного большинства мест в нижней палате и формирует то правительство парламентского меньшинства, то коа­лиционное правительство (в 1998 г. ИНК(И) стоял во главе коалиции из 13 партий, а сменившее его правительство во главе с Бхаратией Джаната парти — из 14).

Программной концепцией ИНК(И) является идея «общества соци­алистического образца», в котором осуществляется сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и значительной роли государственного сектора, при довольно высокой регулирующей роли государства во многих сферах общественной жизни. ИНК(И) выступает против религиозной и общинной розни, ведет борьбу с бедностью, неграмотностью, кастовыми пережитками. В настоящее время это преимущественно центристская реформистская партия.

Бхаратия Джаната парти — правая партия, построенная на религи­озной общинной основе, стоящая на позициях индуистской обособлен­ности, национализма, кастовых перегородок. Эта партия ориентирует­ся преимущественно на средних и мелких предпринимателей, торгов­цев, земледельцев. Она выступает за децентрализацию экономики, ог­раничение роли государственного сектора. Эта партия сформировала в 1998 г. после досрочных выборов коалиционное правительство из 14 партий, но оно тоже недолго удержалось у власти.

Партия Джаната Дал занимает центристские позиции; большинст­во ее членов — выходцы из ИНК. Ее позиции близки к ИНК(И), но, будучи оппозиционной партией, она критикует правительство за высо­кий уровень безработицы, коррупцию, злоупотребления чиновников. Джаната Дал выступает за демократизацию общественной жизни, ук­репление единства страны, списание долгов с крестьян, за более реши­тельное преодоление кастовых и религиозных предрассудков.

Индийский национальный конгресс (С) (социалистический) воз­ник в результате раскола ИНК, но не столько по принципиальным соображениям, сколько в результате борьбы за руководство в партии, за министерские посты. Его позиции мало отличаются от позиций ИНК(И), но он широко использует социалистическую фразеологию.

В Индии существует около десятка партий, называющих себя ком­мунистическими. Определенным влиянием пользуется Коммунисти­ческая партия Индии. Она руководит массовыми организациями, на­считывающими приблизительно 6 млн членов. Партия занимает орто­доксальные марксистско-ленинские позиции, мало изменившиеся после распада социалистической системы в мире. Она борется за по­вышение уровня жизни трудящихся, проведение земельной реформы, отстаивает демократические методы решения национальных, религи­озных и кастовых проблем, борется против усиления власти монопо­листического капитала. Коммунистическая партия Индии (марксист­ская) занимает более гибкие, реалистические позиции, приспосабливая марксизм к условиям Индии. Обе эти коммунистические партии пред­ставлены в Парламенте.

В Индии нет закона о политических партиях, их деятельность почти не регулируется законодательством (кроме некоторых вопросов изби­рательного права и выборов). Единственное конституционное положе­ние о партиях, включенное в виде 52-й поправки в основной закон в 1985 г., гласит, что член Парламента утрачивает депутатский мандат, если, будучи избран от одной партии, переходит в другую. Приложение к Конституции гласит также, что парламентарий может утратить ман­дат, если голосует вопреки указаниям руководства своей фракции. Ре­шают вопрос о лишении мандата (после представления лидера фрак­ции и опроса свидетелей) председатели палат Парламента. В Индии существует понятие национальной партии, имеющее юридическое зна­чение (такая партия обладает названными выше преимуществами). Ею признается партия, получившая не менее 4% голосов на выборах в нижнюю палату Парламента в не менее чем четырех штатах. Таких партий не более пяти—семи.

Основной социально-экономической организацией предпринима­телей в Индии является ^ Федерация индийских торгово-промышленных палат. В ее рамках действует Всеиндийская организация работодате­лей, которая ведет переговоры с профсоюзами по вопросам труда, зара­ботной платы, рабочего времени Крупная организация бизнеса — Объ­единенные торгово-промышленные палаты Индии. В отличие от ана­логичной федерации Объединенные палаты представляют не только местный, но и иностранный капитал. Действует также Федерация ас­социаций мелкой промышленности, объединяющая в основном куста­рей, но ее численность по масштабам Индии очень мала (менее 100 тыс. членов).

В профсоюзах Индии состоит незначительное число рабочих и слу­жащих (по разным данным, ст двадцатой части до пятой). Отраслевых профсоюзных объединений в Индии практически нет, организации су­ществуют, как правило, лишь на уровне предприятий. Существуют пять национальных профцентров, наиболее крупными из которых яв­ляются два: Индийский национальный конгресс профсоюзов (около 4 млн членов), сотрудничающий с ИНК(И) и проповедующий мирное сотрудничество труда и капитала, строительство демократического со­циализма, ненасилие, и Всеиндийский конгресс профсоюзов (3,5 млн членов), находящийся под влиянием Коммунистической партии Индии и выдвигающий требования ограничения монополий, повыше­ния заработной платы, сокращения налогов с несостоятельных слоев населения и повышения ставок налогов для богатых и т.д.

В сфере сельского хозяйства действуют ^ Всеиндийский крестьянский союз и Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих. Обе органи­зации находятся под влиянием различных компартий.

Большую роль играют в Индии различные религиозные объедине­ния, в которых объединяются сторонники многочисленных религиоз­ных учений. t

В стране создана сравнительно широкая сеть средств массовой ин­формации, но их влияние на общественное мнение ограничивается тем, что половина населения страны неграмотна.

  1   2   3   4

Похожие:

Основы конституционного права индии iconТеория государства и права Основы Российского конституционного права...
Индии, Китае и т д защищая господствующий класс государством. 3 этап – феодальное общество. Основным инструментом для защиты землевладения...
Основы конституционного права индии icon" ? Общее понятие, цели и задачи ", — конституционного права
Место конституционного права в системе | отраслей права и его значение [ ' Предмет регулирования конституционного права
Основы конституционного права индии iconВ. Е. Чиркин конституционное
Институте государст­ва и права Российской академии наук. В общей части рассматриваются основные институты конституционного права,...
Основы конституционного права индии iconТема Основы конституционного права
Конституционное право – отрасль права, регулирующие устройство государства и общества, определяющая права и обязанности граждан,...
Основы конституционного права индии iconОсновы конституционного права США
Ввп), первое — по доле ввп на душу населения, четвертое — по размерам территории (после России, Кана­ды и кнр), третье — по численности...
Основы конституционного права индии iconТема предмет, методы и источники конституционного права зарубежных стран
Конституционное право категория многоплановая. В науке конституционного права она рассматривается в трех аспектах
Основы конституционного права индии iconПервый конституционное право в системе права российской федерации....
Козлова Екатерина Ивановна, доктор юридических наук, профессор главы I, III, IV, V, VIII, IX, X, XI, XII, XVII
Основы конституционного права индии iconПонятие и сущность конституционного строя и его основы как предмет науки конституционного строя
Конституции РФ основы конституционного строя определяют всё последующее содержание Конституции РФ а также в том, что положения главы...
Основы конституционного права индии iconКонституционный строй России. Вып. 2: Вопросы парламентского права...
Понятие конституционного строя РФ. Принципы конституционного строя, определяющие развитие государства
Основы конституционного права индии iconКп зс
Предметом кп зс являются 4 группы: основы конституционного строя; конституционные права, свободы и обязанности; государственное устройство;...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница