Закон Украины от 19 сентября 1996 года допускает неточность и использует категории «субъект платы за землю»




НазваниеЗакон Украины от 19 сентября 1996 года допускает неточность и использует категории «субъект платы за землю»
Дата публикации20.07.2013
Размер84,6 Kb.
ТипЗакон
pochit.ru > Право > Закон
ГЛАВА 36

НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ

36.1. Место налога на землю в системе налогов и сборов Украины

Использование налога на землю регулируется Земельным ко­дексом Украины, Законом Украины от 19 сентября 1996 года «О плате за землю»1, постановлениями Кабинета Министров3, изме­нениями по отдельным нормам в законах, регулирующими бюд­жетные правоотношения, и т. д.

Плата за землю в Украине взимается в виде земельного нало­га или арендной платы, которая зависит от качества и местона­хождения земельного участка, исходя из денежной оценки земли. Размер земельного налога определяется из расчета на год и уста­навливается в виде платежей за единицу земельной площади При этом размер налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников или пользователей участков.

^ 36.2. Плательщики налога

Плательщиками налога выступают собственники земли и землепользователи, за исключением арендаторов.

Закон Украины от 19 сентября 1996 года допускает неточность и использует категории «субъект платы за землю» и «плательщик» (ст. 5) как синонимы, что не совсем точно Плательщиком данно­го налога может быть или собственник земли, или землепользова­тель. В этом случае плагелыциками выступают как юридические, так и физические лица. Таким образом, земельный налог при клас­сификации по принципу вида плательщика также относится к ка­тегории смешанных налогов (как и налог с владельцев транспор­тных средств, налог на операции с ценными бумагами и т. д.).

В случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком налог выплачивается за факти­ческий период нахождения земли в собственности или пользования в текущем году. Прекращение права пользования землей со­гласно ст. 27 Земельного кодекса Украины проводится по реше­нию соответствующего органа местного самоуправления (даже при добровольном отказе от земельного участка).

^ 36.3. Объект налогообложения

Объектом платы является земельный участок, который нахо­дится в собственности, пользовании (в том числе и на условиях аренды). В зависимости от размеров земельных участков и их производственного назначения выделены группы земель сельско­хозяйственного назначения (разд. 2 Закона Украины «О плате за землю») и земель несельскохозяйственного назначения. Единицей начисления налога, по отношению к которой используются зако­нодательно закрепленные ставки, является один гектар пахотных земель, покосного луга, пастбищ, многолетних насаждений.

Статьей 5 данного Закона закреплено также, что объектом пла­ты за землю является земельный участок, который находится в пользовании. Пользование землей может быть постоянным или временным. Постоянным признается землепользование без заранее установленного срока. Временное пользование землей может быть краткосрочным — до 3 лет и долгосрочным — от 3 до 25 лет. В слу­чае производственной необходимости эти сроки могут быть продле­ны на период, не превышающий одного срока соответственно крат­косрочного или долгосрочного временного пользования.

^ 36.4. Ставки налогообложения

Средние ставки налога варьируют в зависимости от двух принципов:

— конкретного региона;

— целевого использования земельного участка (в зависимо­сти от этого законодатель и закрепляет ставки по двум разделам: земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назна­чения, населенных пунктов и другие).

В зависимости от областей Украины ставки делятся на две группы по землям сельскохозяйственного назначения: пахотные земли, пастбища и многолетние насаждения. Средние ставки налога за земельные участки в границах населенных пунктов устанавливаются в зависимости от численности населения. Резкое увеличение ставок налога в 1993-1994 годах происходило прежде всего в свя'ш с инфляционными процессами и, кроме того, в связи с тем, что в ряде случаев ставки оказывались настолько низкими, что сбор налога обходился дороже самого налога.

Ставки земельного налога по земельным участкам (за исклю­чением сельскохозяйственных угодий) дифференцируют и утвер­ждают соответствующие сельские, поселковые, городские сове­ты, исходя из средних ставок налога, функционального исполь­зования и местонахождения земельного участка, но не более чем в два раза выше средних ставок налога с учетом коэффициентов, установленных Законом Украины «О плате за землю».

Законодательством предусмотрены увеличенные ставки на­лога на землю в случаях:

1) нецелевого использования;

2) превышения норм отвода.

Цель и назначение использования земель, а также площадь земельного участка, предоставленного во временное пользование или в аренду, т. е. нормы отвода, оговариваются в договоре на право временного пользования землей (в том числе на условиях аренды), типовая форма которого утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 17 марта 1993 года. К догово­ру прилагается план землепользования.

^ 36.5. Льготы по налогу

Для освобождения имущества от налогообложения используют­ся два принципа: объектный и видовой. В первом случае освобож­даются от налогообложения отдельные, конкретные объекты. Во втором — некоторые виды имущества, принадлежащего любым юридическим лицам, а также все имущество, которое находится в собственности определенных категорий юридических лиц. Льготы на данный вид налога можно сгруппировать таким образом:

— исключение имущества из налогооблагаемого;

— уменьшение стоимости налогооблагаемого имущества;

— уменьшение налоговой ставки.

Льготы по данному налогу позволяют выделить три группы освобождений1:

1. Определенные виды земельных участков (заповедники, заказники, сортоучастки и т. д.).

2. Закрепленные законодательством учреждения (культуры, науки, образования, физической культуры и спорта, благотвори­тельные фонды и т. д.). В связи с многочисленными запросами относительно перечня подобных учреждений, освобождаемых от земельного налога. Государственная налоговая администрация Украины опубликовала разъяснения «О перечне учебных заведе­ний, учреждений культуры, науки, здравоохранения, социального обеспечения» № 14-403/10-599 от 16 февраля 1994 года, где ука­зывается, что при решении таких вопросов необходимо руковод­ствоваться Общим классификатором отраслей народного хозяй­ства Министерства статистики Украины1.

3. Физические лица (инвалиды I и II группы, участники Ве­ликой Отечественной войны, граждане, пострадавшие от Черно­быльской катастрофы, и г. д.).

Предусмотрены также льготы по вновь созданным крестьян­ским (фермерским) хозяйствам на протяжении трех лет; по ра­диоактивно и химически загрязненным сельхозучасткам. Кроме того, органы местного самоуправления могут устанавливать льго­ты по оплате за землю в форме:

а) частичного освобождения на определенный срок;

6} отсрочки уплаты;

в) снижения ставки земельного налога.

^ 36.6. Исчисление и уплата налога

Основанием для начисления земельного налога являются данные Государственного земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр предназначен для обес­печения органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан достоверны­ми и необходимыми сведениями о правовом режиме земель с целью организации регулирования земельных отношений, земле­устройства, обоснования размеров платы за землю. Государствен­ный земельный кадастр включает данные регистрации права собственности, права пользования землей и договоров на арен­ду земли, учет количества и качества земель, зонирование герриторий населенных пунктов, экономическую оценку земель. Доку­ментация Государственного земельного кадастра ведется по тер­риториям с учетом сельскохозяйственного и лесохозяйственного районирования и функционального зонирования территории на­селенных пунктов.

На специальные бюджетные счета местных бюджетов посту­пает 30% денежных средств от земельного налога и в дальнейшем распределяется на цели, определенные ст. 22 Закона Украины «О плате за землю» Распределение средств зависит от качества зе­мель (среднего и лучшего) с учетом их месторасположения.

Существует порядок определения ставок земельного налога, ут­вержденный постановлением Кабинета Министров Украины № 532 от 16 сентября 1992 года. Ставки земельного налога определяют­ся с учетом кадастровой оценки, месторасположения земельного участка, единицы земельной площади (в зависимости от экономи­ческой оценки территории и месторасположения земельного уча­стка). Для определения ставок земельного налога в качестве исход­ного показателя принимается дифференциальный (рентный) до­ход, который образуется в сельском хозяйстве при использовании земель среднего и лучшего качества с учетом их расположения. Экономическая оценка сельхозучастков проводится по их произ­водительности, окупаемости затрат и дифференциальной прибы­ли. Экономическая оценка земель населенных пунктов проводит­ся в границах зон экономической оценки их территорий с учетом местоположения участков относительно центров общественного обслуживания, магистральных, инженерно-транспортных сетей, а также архитектурно-ландшафтного и историко-культурного значе­ния территорий, их функционального назначения.

Оценка земель лесного фонда проводится на основе норма­тивов экономического эффекта от водоохранных, климаторегули-рующих, защитных и других полезных природных свойств лесов, а также их лесосырьевого значения. Экономическая оценка зе­мель водного фонда проводится по их месторасположению, ка­чественному составу и объему водного объекта, его экологичес­кому значению, а также социально-экономическим условиям использования. При оценке земель водного фонда учитывается также их производительность. Экономическая оценка другихземель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назна­чения проводится по их месторасположению, экологическому значению, инженерной обустроенности территорий, социально-экономическим условиям использования1

^ Средства от платы за землю используются

1. На финансирование мероприятий по рациональному ис­пользованию и охране земель, повышению плодородия почвы.

Система рационального использования земель должна иметь природоохранный, ресурсосберегающий, воспроизводственный характер и предусматривать сохранение почвы, ограничение не­гативного влияния на них, а также на растительный и животный мир. геологические породы, водные источники и другие компо­ненты окружающей среды Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других меропри­ятий, направленных на их рациональное использование, предот­вращение необоснованного изъятия земель из сельхозоборота, защиту от вредных влияний, а также на воспроизводство и повы­шение плодородия почвы, производительности земель лесного фонда, обеспечение режима земель природоохранного, оздорови­тельного, рекреационного и историко-культурного назначения. Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к участкам как к сложным природным образованиям, с учетом цели и характера их использования, зональных и региональных особенностей.

2. На ведение Государственного земельного кадастра, землеус­тройства, мониторинга земель Государственный земельный ка­дастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель; их распределении среди собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, по катего­риям земель, о качественной характеристике народнохозяйствен­ной ценности земель

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за состоянием земельного фонда, в том числе земель, располо­женных в зонах радиоактивного загрязнения, с целью своевре­менного выявления загрязнений, их оценки, предупреждения ухудшения качества земель Структура, содержание и порядок

Постанова Кабшсту Мш1стр1в Украши «Про затвсрджсння методики грошовсм оцжки чсмсль спьськогосподарського прнзначсння та насслснихпунктт»<'' ЗП Ук­ради - 1995 №6 Ст 151

осуществления мониторинга земель устанавливается Кабинетом Министров Украины

3. Для экономического стимулирования собственников земли и землепользователей на улучшение качества земель, повышение плодородия почвы и производительности земель лесного фонда.

Контрольные вопросы:

1 Формы платы ^ землю

2 Платетьщики налога

3 Объект налогообложения

4 Ставка налога

5 Налоговые льготы

6 Оценка земли

7 Порядок исчисления и уплаты налога.

Похожие:

Закон Украины от 19 сентября 1996 года допускает неточность и использует категории «субъект платы за землю» iconЗакон украины
Служба безопасности Украины — государственный правоохранительный орган специального назначения, обеспечивающий государственную безопасность...
Закон Украины от 19 сентября 1996 года допускает неточность и использует категории «субъект платы за землю» iconЗакон об образовании (в редакции Федерального закона от 13 января...
О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями на 3 марта 1993 года) (утратило силу с...
Закон Украины от 19 сентября 1996 года допускает неточность и использует категории «субъект платы за землю» iconО внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" Статья 1
Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-фз "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации,...
Закон Украины от 19 сентября 1996 года допускает неточность и использует категории «субъект платы за землю» iconЗакон Украины «О налогообложении доходов предприятий и организаций»
Украине, стал налог на при­быль, который был введен Законом Украины от 28 декабря 1994 года «О налогообложении прибыли предприятий»...
Закон Украины от 19 сентября 1996 года допускает неточность и использует категории «субъект платы за землю» iconНалог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов
«О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» (с изменениями и дополнениями). 18 фев­раля 1997...
Закон Украины от 19 сентября 1996 года допускает неточность и использует категории «субъект платы за землю» iconЗакон украины «Об основах государственной языковой политики»
В соответствии с положениями Конституции Украины, Декларации прав национальностей, Закона Украины «О ратификации Европейской хартии...
Закон Украины от 19 сентября 1996 года допускает неточность и использует категории «субъект платы за землю» icon1. Сущность, формы и системы заработной платы
...
Закон Украины от 19 сентября 1996 года допускает неточность и использует категории «субъект платы за землю» iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений
Федерального закона от 3 февраля 1996 года n 17-фз) (Ведомости Съезда народных депутатов рсфср и Верховного Совета рсфср, 1990, n...
Закон Украины от 19 сентября 1996 года допускает неточность и использует категории «субъект платы за землю» iconАлексеева Людмила Семеновна Учительница химии, биологии высшей категории...
Я, Алексеева Людмила Семеновна, родилась 22 сентября 1959 в с. Каландарашвили Олекминского района в семье колхозника
Закон Украины от 19 сентября 1996 года допускает неточность и использует категории «субъект платы за землю» iconЗакон украины
Вооруженные Силы Украины с необходимым уровнем их боевой готовности и боеспособности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница