Программа экспериментальной работы тема: «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования




Скачать 414,01 Kb.
НазваниеПрограмма экспериментальной работы тема: «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования
страница1/5
Дата публикации15.07.2013
Размер414,01 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5
Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Брединский сельскохозяйственный техникум»

Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования комплекса стажировочных площадок на производственных базах сельскохозяйственных предприятий

Пакет информационных материалов для открытия

Экспериментальной (инновационной) площадки

На базе ГБОУ СПО (ССУЗ)

«Брединский сельскохозяйственный техникум»


Бреды, 2013

^ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Тема: «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования комплекса стажировочных площадок на производственных базах сельскохозяйственных предприятий».
^ 2. Краткая информация об образовательном учреждении

Брединское училище механизации № 6 – так первоначально называлось наше учреждение, которое функционирует с 1960 года.

За всю историю своего существования учреждение неоднократно меняло свое название: сельское профессиональное училище № 6 (1963 год), среднее сельское профессиональное техническое училище № 6 (1974 год), среднее сельское профессиональное техническое училище № 131 (1985 год), Профессионально- техническое училище 131 (1991год), Профессиональное училище 131 (1996год),

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище 131» (2001 год).

14 марта 2011 года приказом Министерства образования и науки Челябинской области училище получило статус Брединского сельскохозяйственного техникума (далее БСХТ).

Миссия коллектива вне зависимости от названия неизменна - вести качественную профессиональную подготовку специалистов для нужд района, распространять знания среди населения, способствовать повышению его образовательного и культурного уровня.

В настоящее время учреждение является Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования, это обновленное временем, усилиями коллектива образовательно-развивающее пространство, где создается система непрерывного профессионального образования, позволяющая подготовить специалиста нового типа, владеющего несколькими рабочими профессиями и квалификацией, специалиста со средним профессиональным образованием.
Сегодня техникум может осуществлять подготовку:
- по пяти специальностям среднего профессионального образования базового уровня по очной и заочной формам обучения:

080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»;

110401 «Агрономия»;

110809 «Механизация сельского хозяйства»;

111101 «Зоотехния»;

«Технолог общественного питания».
- по четырем профессиям начального профессионального образования:
110800.04 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»;

150709.02 «Сварщик» (электрогазосварочные и газосварочные работы)»;

190631.02 «Слесарь по ремонту автомобилей»;

26087.01 « Повар, кондитер».
- по пятидесяти программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
В техникуме для ведения образовательной деятельности имеется десять кабинетов по общеобразовательным предметам, 10 кабинетов по предметам специального цикла, 12 лабораторий, 1 учебная мастерская (лаборатории и мастерские оснащены необходимым оборудованием).

Учебный процесс организован с использованием учебной и учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов средств обеспечения образовательного процесса, создана электронная библиотека.

Общий библиотечный фонд составляет 6500 экземпляров, электронных учебных пособий 57 экземпляров, учебных видео пособий 183 экземпляра. В техникуме имеется 2 компьютерных класса. Все компьютеры учреждения подключены к сети Интернет. Имеется общежитие на 100 мест и медицинский кабинет.

В учреждении сложился зрелый творческий коллектив, имеющий достаточный уровень профессиональной компетентности, мотивации, работоспособности, в котором традиционно высоки теоретическая глубина, степень научности обучения и качество методической подготовки преподавателей. В техникуме работает 30 преподавателей, из них имеют высшее образование – 28, 70 % преподавателей имеют высшую и первую квалификационную категорию.

За годы своего существования образовательное учреждение (по 2012 год включительно) подготовило 7011 специалистов, которые трудятся в Брединском районе и других селах и городах области и страны.

По состоянию на 01.12.2012 год численность студентов составила – 280, из них по очной форме обучения – 241 на бюджетной основе, по заочной форме – 39. В техникуме 12 групп с базовой подготовкой на основе общего среднего образования. Качество преподавания обеспечивает высокий результат обучения. До 67 % выпускников связывают свою судьбу с сельскохозяйственной сферой.

Выпускники техникума неоднократно становились лауреатами и призерами районных и областных конкурсов.

С 2011 года техникум участвует в реализации Областной целевой программы развития профессионального образования, которая направлена на повышение качества образовательного процесса, подготовку специалистов готовых к реализации ФГОС.

Важной составляющей учебно-методической работы БСХТ является связь с общеобразовательными школами.

Проходит эксперимент по реализации программ сетевого взаимодействия БСХТ с образовательным учреждением, в рамках которого учащиеся общеобразовательной школы проходят начальную профессиональную подготовку. Данная деятельность направлена на подготовку школьников к сознательному выбору профессии, ориентированному на потребность рынка труда.

Таким образом, выстраивается многоуровневая система подготовки кадров сочетающих в себе три ступени:

1. Начальная профессиональная подготовка и профориентация;

2. Подготовка квалифицированных рабочих;

3. Подготовка специалистов (СПО).
Важно выстроить систему мер, помогающих сделать осознанный выбор профессии, специальности.

Решить эту проблему возможно через механизм социального партнерства, между работодателем и образовательным учреждением. Что сделано? Заключены договора о сотрудничестве, определены комплексные производственные базы.

Исходя из выше перечисленного, на базе Брединского сельскохозяйственного техникума созданы все условия для работы экспериментальной площадки, которая бы обеспечила оптимальную реализацию приоритетных направлений модернизации среднего профессионального сельскохозяйственного образования:

1. переход на ФГОС СПО;

2. внедрение в образовательный процесс инновационного компетентностного подхода.
^ 3. Руководитель эксперимента: Белоус Владимир Павлович, директор ГБОУ СПО (ССУЗ) «Брединский сельскохозяйственный техникум».
4. Научный руководитель эксперимента: Серкова Галина Георгиевна, заведующая лабораторией экспериментальной и инновационной деятельности (ЧИРПО), к.п.н., доцент.
^ 5. Решаемая проблема и обоснование актуальности на социально-педагогическом, научно-методическом и практическом уровнях.

Необходимость реализации государственной политики перехода страны на инновационный путь развития (в соответствии со Стратегией развития России до 2020 года) предполагает существенные изменения в системе профессионального образования, качественно иной уровень подготовки рабочих и специалистов среднего звена в сфере сельского хозяйства.

В настоящее время проблема профессионально подготовки будущих специалистов к деятельности является одной из основных проблем современной педагогики, требующих скорейшего разрешения на фундаментальном уровне.

От современного специалиста сельского хозяйства требуются не только фундаментальные знания, но и способность самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития.

Согласно ФГОСам нового поколения одним из важных инструментов решения данной задачи служит компетентностный подход к организации образовательного процесса, являющийся перспективным направлением обновления образования, подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям. Следует признать, что профессиональная деятельность специалиста сельского хозяйства неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных способов профессиональной деятельности.

Изучение нормативных документов, опыта работы учреждений среднего профессионального образования, анализ состояния проблемы в теории и практике обучения показал, что недостаточно полно разработаны вопросы методологии и технологии организации учебно-профессиональной деятельности студентов при накоплении профессионального опыта в условиях стажировки, формировании профессиональных компетенций. Таким образом, возникает ряд противоречий:

^ 1. На социальном уровне - между объективной потребностью общества в компетентных, конкурентоспособных специалистах, готовых к инновационным преобразованиям в сельском хозяйстве, в специалистах, соответствующих требованиям современного рынка труда, и недостаточной разработанностью вопросов организации педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельского хозяйства.

2. Противоречия на научно-методическом уровне — между необходимостью создания образовательной среды техникума, разработки методического обеспечения, позволяющего организовать профессиональную деятельность студентов, направленную на формирование профессиональных компетенций, и недостаточной теоретической и практической разработанностью способов их формирования и контроля (отсутствие научно обоснованных контрольно-измерительных средств).

3. На научно-практическом уровне актуальность в формировании профессиональной компетентности студентов обусловлена отсутствием представления опыта организации комплекса стажировочных площадок как условия формирования профессиональных компетенций
^ 6. Ключевые понятия исследования

Компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере (А.В. Хуторской).

По мнению М.А. Чошанова именно термин «компетентность» наиболее целесообразен для описания уровня подготовки специалиста -выпускника техникума.

Компетентность - это интегральное образование личности, складывающееся из комплекса компетенций, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность. То есть компетенция в данном случае будет выступать составной частью компетентности.

^ Компетентностный подход предполагает освоение студентами умений, позволяющих им эффективно действовать в будущей профессиональной, личной и общественной деятельности. При этом знания понимаются как комплекс умений и способов деятельности, позволяющих самостоятельно действовать и добиваться результатов в новых, неопределенных, проблемных ситуациях.

^ Профессиональная компетентность

Лат.: prpfessio - официально указанное занятие, профессия; competentia - согласованность, соразмерность частей целого; competo - совпадать, соответствовать, подходить, согласовываться, быть годным, способным.

Профессиональная компетентность - качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности.)

Понятия компетентность, компетентностный подход в образовании получили широкое распространение с 1960-1970 гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе. Авторы Толкового словаря под редакцией Д.И. Ушакова объясняют компетентность как осведомленность, авторитетность, компетенция — "круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, круг полномочий".

Стажировка — деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности.

На основе анализа актуальности, выявленных противоречий сформулирована проблема, заключающаяся в разработке модели организации деятельности стажировочных площадок и выявлении педагогических условий ее функционирования и развития, способствующих формированию профессиональных компетенций будущих специалистов сельского хозяйства


  1. ^ Цель экспериментальной деятельности: разработать, апробировать педагогические условия эффективного формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере сельского хозяйства в условиях комплекса стажировочных площадок на производственных базах сельскохозяйственных предприятий




  1. ^ Объект, предмет, гипотеза исследования.

Объект экспериментального исследования - процесс профессиональной подготовки студентов техникума.

Предмет исследования – формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях деятельности комплекса сельскохозяйственных стажировочных площадок на производственных базах сельскохозяйственных предприятий

^ Гипотеза исследования. Формирование профессиональных компетенций обучаемых будет осуществляться более эффективно, если будут реализовываться следующие организационно-педагогические условия:

  1. Будет разработана Модель деятельности комплекса стажировочных площадок, организованных на производственных базах сельскохозяйственных предприятий;

  2. Процесс производственного обучения и производственной практики будет проходить на стажировочных площадках, созданных на производственных базах сельскохозяйственных предприятий. Будет оптимизирован (скорректирован) учебный план-график, производственного обучения и производственной практики на базе стажировочных площадок;

  3. Работодатели являются активными субъектами профессионального образования, реализуемого учреждением среднего профессионального образования.

  4. Будет разработана образовательная траектория освоения профессиональными компетенциями для каждого студента.




  1. Основные задачи экспериментальной деятельности:

    1. Разработать Модель деятельности «Комплекса стажировочных площадок», организованных на производственных базах сельскохозяйственных предприятий;

    2. выявить комплекс педагогических условий эффективного функционирования и развития модели организации деятельности стажировочных площадок, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций будущих специалистов сельского хозяйства;

    3. разработать комплекс контрольно-измерительных материалов, позволяющих оценить уровень сформированности профессиональной компетенции студентов в условиях организации деятельности стажировочных площадок сельхозпредприятий;

    4. разработать учебно-методическое обеспечение процесса организации производственной деятельности, способствующее формированию профессиональных компетенций студентов техникума;

    5. в ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность разработанной модели организации деятельности стажировочных площадок на фоне выявленных педагогических условий ее функционирования и развития.


^ 10. Методологическая, теоретическая, и нормативно-правовая основа эксперимента.

10. 1. Теоретико-методологической основой эксперимента являются: теории о личности как субъекте профессиональных отношений, познающей и профессионально преобразующей себя (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, В.З. Коган, А.Н. Леонтьев, В.Д. Щадриков и др.); общенаучные принципы системного и деятельностного подхода в образовании (Б.Г.Ананьев, Б.С.Гершунский, А.И.Субетто, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин и др.); целостный, системный подход к исследованию динамичных общепедагогических и профессиональных систем (М.С. Каган, Е.И. Князев, И. Пригожий, В.И. Рузавин, Ю.В. Шаронин и др.); концепция непрерывного профессионального образования (Б.С. Гершунский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.В.Сериков, Г.П. Щедровицкий и др.); теории единства обучения и развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, B.C. Мерлин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин и др.); общая теория деятельности и деятельностного развития личности (Н.Г. Алексеев, Ю.К. Бабанский, Ю.В. Громыко, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.); проблем мотивации учения и трудовой деятельности (В.И. Петрова, М.Г. Тайчинов и др.); личностно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач, И.А Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.В. Синягин, И.С. Якиманская и др.); методология компетенностного подхода (В.Н.Белкин, В.А.Болотов, Е.В.Бондаревская, В.Н.Введенский, В.С.Елагиной, Д.А.Иванов, И.Ф.Исаев, Н.В.Кузьмина, Э.Ф.Зер и др.).
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа экспериментальной работы тема: «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования  iconПрограмма опытно-экспериментальной работы по теме «Формирование профессиональной...
Формирование профессиональной компетентности специалистов в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа
Программа экспериментальной работы тема: «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования  iconЭкономическая теория
Эти материалы будут способствовать экономии времени студентов и развитию их экономического мышления уже в самом начале профессиональной...
Программа экспериментальной работы тема: «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования  iconФормирование исследовательской компетентности будущих специалистов молочной промышленности
Ф гоу спо «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности», Республика Мордовия
Программа экспериментальной работы тема: «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования  iconОпытно-экспериментальной работы
«Формирование инновационной культуры как условие профессиональной деятельности учителя»
Программа экспериментальной работы тема: «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования  iconКонкурсный дидактический материал по биологии 8 класс Тема: «Кровь и кровообращение»
Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний,...
Программа экспериментальной работы тема: «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования  iconРазвитие коммуникативной компетентности у будущих специалистов
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования
Программа экспериментальной работы тема: «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования  iconПрограмма районной экспериментальной площадки «Формирование здорового...
Формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях сельской школы
Программа экспериментальной работы тема: «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования  icon«Формирование креативной компетентности обучающихся в условиях здоровьесберегающего...
Калинина Г. Г., Линько Г. Д., Маланина Г. Т., Молчанова Т. В., Конотопова Л. В., Каменская Л. В., Шилихина И. М., Хошобина М. Г.,...
Программа экспериментальной работы тема: «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования  iconФормирование профессиональной компетенции будущих специалистов путем...
Дение образовательных стандартов третьего поколения (фгос спо) ставит перед образовательными учреждениями спо ряд проблем по выполнению...
Программа экспериментальной работы тема: «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сельскохозяйственного профиля в условиях функционирования  iconАнализ учебно воспитательной работы мкоу «овечкинская сош завьяловского района»
В условиях модернизации российского образования, школа должна ориентироваться в своей деятельности на «свободное развитие человека»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница