Примерный план Восточные славяне в древности. Общественный строй и культура древних славян




НазваниеПримерный план Восточные славяне в древности. Общественный строй и культура древних славян
страница1/29
Дата публикации15.07.2013
Размер4.39 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Тема 1. Восточнославянские племенные объединения (VI-VIII вв.) и возникновение первых восточнославянских государств (VIII-X вв.)
Примерный план

1. Восточные славяне в древности.

2. Общественный строй и культура древних славян.

3. Дискуссии по вопросу возникновения Древнерусского государства.

4. Образование государства у восточных славян.

5. Дискуссии о происхождении и значении слова «русь».
Предки славян относятся к индоевропейцам, заселявшим Цент­ральную и Восточную Европу. Позже они стали населять территории в бассейнах рек Одер, Висла, Днепр и Дунай.

Время появления славян на территории Европы считается точно не установленным, но многие ученые полагают, что в VII—VIII вв. они составляли там большинство населения.

Наиболее ранние упоминания о славянах содержатся в трудах древних ученых Плиния Старшего и Птолемея (I в. н.э.), которые называли их венедами. Позднее славяне распались на три ветви: за­падные (предки поляков, чехов и словаков), сохранившие название венедов; южные (сербы, хорваты и черногорцы), известные как склавины или славяне, и, наконец, восточные, прозываемые согласно пре­данию антами, из которых впоследствии сложились такие народности, как украинцы, белорусы и русские.

Восточные славяне объединялись в крупные племенные союзы, состоявшие из 100-200 племен. Свое название та или иная группа получила в основном от рельефа местности, в которой она расселя­лась. Самые северные, ильменские, славяне жили по берегам оз. Иль­мень и по течению р. Волхов — их центром был г. Новгород; оба бе­рега Днепра заселяли поляне (в поле) — их центром был г. Киев; по р. Березине в болотистых лесах жили дреговичи (дрягва — болото); в лесистой местности по р. Припяти проживали древляне; в Смолен­ской и Полоцкой землях — кривичи. В Северном Причерноморье — тиверцы и уличи. Упоминались в русских летописях и угро-финские племена, которые считались уже исчезнувшими, но память о них со­хранилась в названии местностей и городов, где они жили: меря (Галич Мерский, оз. Неро); весь (Весьегонск).

Все славяне вели оседлый образ жизни. Основным их хозяйст­венным занятием было земледелие. При раскопках обнаружены сельскохозяйственные орудия: лемехи для плугов, серпы, косы. Найдены также и зерна тех культур, которые они возделывали: просо, овес, рожь и т.п. Они применяли две системы обработки земли: подсечно-огневую (когда выжигались большие участки заранее срубленного и высушенного леса и в золу сеяли семена) и переложную (когда после интенсивного использования земель их оставляли и осваивали новые участки).

Другими формами хозяйствования были скотоводство, охота, бортничество (сбор дикого меда), рыболовство.

Жили славяне в городищах — небольших, хорошо укрепленных поселках, обнесенных валом и частоколом, обычно располагавшихся по берегам рек. Крупнейшие славянские поселения возникли на зна­менитом торговом пути «из варяг в греки» — из Балтийского моря в Черное. Несколько поселков составляли общину (вервь).

Постепенно от земледелия стали отделяться ремесла и появились ремесленные поселки, нередко специализированного типа. В резуль­тате развития производительных сил повысился уровень сельского хозяйства и ремесел, что позволило перейти от совместной обработ­ки земель к родовой, а затем к индивидуальной. Родоплеменные от­ношения начинают постепенно распадаться, уступая место более удобным и выгодным территориальным связям. Развитие терри­ториальной общины способствовало возникновению моногамной семьи.

До X в. социальная дифференциация внутри верви между ее чле­нами не была заметной. Значительное место в жизни древних славян занимала военная добыча, которую, как правило, приносили вожди племен, совершавшие набеги на соседние народы. Племенные вожди (князья) и их постоянные военные «други» (дружина) выделяются из общего племени своей ролью в приобретении и распределении до­бычи, пользуются особым авторитетом, что способствовало превра­щению родоплеменной власти в политическую.

По своим религиозным взглядам славяне были язычниками и поклонялись богам, олицетворяющим силы природы: Перуну (бог грома, молнии, а также войны); Сварогу (бог огня); Даждьбогу (он же Ярило — бог солнца); Роду (бог неба и земли); Велесу (бог скота) и т.д. Кроме этих богов было множество мелких повседневных, ко­торых славяне почитали в быту. Богам приносились жертвы, иногда даже человеческие, идолов наряжали и угощали. Священными также почитались рощи, реки, озера. Языческие обряды и ритуалы должны были обеспечить богатый урожай, военную победу, мир и т.п. Из­ваяния богов вначале были деревянными, но по мере развития ре­месел их заменили каменными. Богатыми украшениями стали отли­чаться захоронения князей и членов их дружин, что явилось одним из первых признаков возникавшей социальной дифференциации в жизни восточных славян.

В основе процесса социального расслоения было развитие пашен­ного земледелия, скотоводства и ремесел. Эти экономические факто­ры привели, в конечном итоге, к замене родовой общины территори­альной (соседской). Племенные вожди и старейшины постепенно ста­новились руководителями племенного войска и профессиональной дружины. В этот период усложняется и управление славянских пле­мен. С ослаблением родовых связей дела общины стали решать не родичи, а наиболее влиятельные лица, из которых избирался совет старейшин для решения общих дел. На общий совет (вече) пригла­шались уже не члены рода, а наиболее влиятельные главы семейств.

Развитие земледелия и скотоводства привело к более активной торговле, а также к возникновению городов, служивших местом торга. В них съезжались люди и скапливались товары, которые необходимо было оберегать. Для охраны образовывались специальные дружины, возглавляемые предводителями. Такие дружины постепенно устанав­ливали свое господство над городами и прилегающими к ним земля­ми, а их предводители превращались в наследственных князей (на­пример, Аскольд и Дир в Киеве; Мал — в древлянской земле; Рогволд в Полоцке; Гостомысл в Новгороде). К X в. такие города становятся одновременно оборонительными и торгово-ремесленными центрами. В центре города располагался кремль, к нему примыкали слободы (поселения) ремесленников, образовывавшие посад.

В арабских летописях упоминаются три крупных предгосударст-венных образования у славян: Куявия (Куйаба) с центром в Киеве, Артания (Артаб) (месторасположение спорно) и Слава (Славия) с центром в Новгороде. Б.Н. Рыбаков высказал предположение о том, что, возможно, это были не три самостоятельных образования, а три крупных центра одной политической структуры.

Феодальная сословная организация в таких обществах еще пол­ностью не оформляется, но династические княжения уже складыва­ются, и возникает власть верховного князя — властителя своего на­рода — и подданство этого народа по отношению к нему. Первый свод русских летописей «Повесть временных лет» (XII в.), описывая со­стояние славянских племен этого периода, неоднократно подчер­кивает, что славяне управлялись своими князьями и «имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждый свой нрав».

Таким образом, можно сделать заключение о том, что начала по­литической организации у восточных славян к тому времени уже на­личествовали.

Феодальная поземельная собственность складывается, примерно начиная с IX в., в двух основных формах — княжеский домен и вот- чинное землевладение. Постепенно внеэкономические формы эксплу­атации (дань, полюдье) уступают место экономическим, основанным на праве собственности. Однако в начальный период существенное значение имел захват ненаселенных земель.

Формирование правящего класса приводит к появлению сложных отношений сюзеренитета — вассалитета, т.е. феодальной зависимос­ти. Во главе властной иерархии стоял князь.

Вопрос о происхождении Древнерусского государства на протя­жении многих лет является дискуссионным, и начало этой дискуссии было положено автором «Повести временных лет» монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, который еще в XII в. задался целью выяснить, «откуда есть пошла земля Русская, кто первее стал княжити, откуда Русская земля стала есть». По рассказу Нестора, ильмен­ские славяне, кривичи, меря и чудь враждовали между собой («пошли сами на ся»), и для прекращения раздоров новгородский князь сла­вян Гостомысл пригласил варягов, сказав им, что земля славян велика, но порядка в ней нет, поэтому они и решили призвать князя из-за варяжского моря, который бы стал «володеть ими и судить их по прав­де». На это приглашение, по свидетельству Нестора, откликнулись три брата «с родами своими». Рюрик сел в Новгороде, Синеус — на Бело-озере, а Трувор — в Изборске. О последних двух известий более не сохранилось, а современные исследователи высказали предположение о том, что Рюрик пришел не с братьями, а с домом и дружиной, что на старошведском языке звучит как «сине хус трувор», что летописцем было понято как имена — Синеус и Трувор.

В XVIII в. получила распространение «норманнская теория», ос­нованная Байером, историком, приглашенным в Петербургскую Ака­демию наук из Германии, и поддержанная рядом других историков. Сторонники этой теории делали вывод о неспособности славян к самостоятельному образованию государственности.

Версия Нестора действительно вызывает множество вопросов. Большинство современных ученых, опираясь на данные археологи­ческих раскопок, пришли к выводу, что славяне по своему культур­ному развитию стояли выше норманнских племен (варягов), вели оседлый образ жизни и регулировали свои отношения обычаями и законами, что подтверждает факт наличия у них определенной поли­тической организации. Варяги же были воинственны, хорошо воору­жены, и вполне возможно, что они сумели оказать организующее вли­яние на ильменских славян, укрепив их воинскую мощь, тем самым способствуя стабилизации общественных и политических форм их жизни.

С другой стороны, Не лишено оснований и высказанное рядом ученых предположение о том, что в это время произошел обыкновенный захват варягами территории северных славян, как это было, на­пример, во Франции (Нормандия). При этом необходимо учитывать, что этот захват произошел в то время, когда у славян уже оформилась своя политическая власть. Однако вполне возможно, что в дальней­шем династическое начало в ней оказалось связанным с именами ва­ряжских вождей, в частности — Рюрика.

Проводя подобный анализ, не следует забывать, что летописец писал почти через двести лет после происходивших событий, и перед ним кроме исторических задач стояли и современные ему полити­ческие: необходимо было показать законное образование правящей династии (не набегом и не захватом)'.

Рюрик начал княжить в 862 г., а в 879 г. власть перешла к конунгу (князю) Олегу, при котором находился малолетний Игорь, по-види­мому, сын Рюрика. В 882 г. Олег силой оружия объединил Новго­родскую и Киевскую земли и перенес столицу в Киев, который назвал «матерью городов русских». Князь Олег правил с 882 г. по 912 г. и получил (по свидетельству летописца Нестора) прозвание Вещего.

Образование Древнерусского государства историки связывают с объединением земель с центром в Киеве. Олегу удалось подчинить себе земли полян, северян, древлян и радимичей, и они стали платить ему дань (полюдьем и повозом).

После его смерти правил Игорь (912-945), который был убит во время сбора дани, так как превысил ее размеры (собирал дань «болши Олеговы»). Жена Игоря Ольга провела первую (говоря современным языком) административно-финансовую реформу. Она упорядочила. сбор дани, установила ее размеры и сроки сбора, а также определен­ные территориальные единицы, которые стали местами пребывания княжеской администрации («ловища, знаменья, места и погосты»).

Завершение объединения восточнославянских племен под влас­тью киевских князей произошло в период княжения жены Игоря Ольги (945-964) и их сына Святослава (964-972).

Много споров вызывает и слово «русь». Летописец Нестор пола­гал, что это название принесли варяги, племя которых называлось «русь». «Те варяги, — пишет он, — назывались русыо, как другие на­зываются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные голланды». Вот именно к этому племени «русь» и обратились чудь, славяне, кри­вичи и весь с призывом «княжить и владеть ими». «От тех варягов и прозвалась Русская земля».

Однако современные исследователи разрабатывают и другие вер­сии. Б.Н. Рыбаков соотносит это название с названием притока Дне­пра — рекой Рось, немецкий историк Г. Шрамм — с финским назва­нием ruosti, обозначавшим гребцов — участников морских походов. Другие исследователи, полагая, что слово «русь» вообще не несет этнической нагрузки и восходит своими корнями к готскому слову prus — конь, высказывают при этом предположение о том, что так на­зывали привилегированный слой тяжеловооруженных воинов. Воен­ный историк А.А. Кирпичников, развивая далее эту мысль, пришел к выводу, что «русь» называли пешего, но хорошо вооруженного воина. «Тяжелая пехота, способная выдержать и противостоять на­тиску конницы — вот что такое «русь» на исходе X в. во времена Свя­тослава». Этот автор определяет данное слово как социальный этно­ним, который «во всей сложности лингво-историчеких связей отразил путь развития военно-полковой организации, ставшей в сложившем­ся виде специфической организацией сил восточного славянства». «Это воинский строй, — утверждает он, — форма военнославянского объединения, обеспечивавшая жизнестойкость восточнославянского государства».

Научные изыскания по выяснению происхождения этого слова и его этимологии продолжаются. Данная тема на сегодняшний день не считается в науке закрытой.

Итог: В VIII-X вв. на территории, населенной славянскими пле­менами, образуются племенные союзы, на основе которых происходит формирование первых государств. Восточнославянские племена зани­мают обширную территорию и к X в. образуют Древнерусское госу­дарство с центром в Киеве.

Тема 2. Древнерусское государство в XI-XII вв. Основные этапы и тенденции развития

Примерный план

  1. Политика первых киевских князей.

  2. Принятие христианства и его значение.

  3. Экономическая и социальная основа государства.

  4. Государственный строй и местное управление.

  5. Внешняя политика Древнерусского государства.

  6. Культура Древнерусского государства в XI-ХП вв.

Киевские князья (Игорь, Святослав, Ярополк) всю свою полити­ческую деятельность строили на завоевательных походах или междо­усобных войнах, а также борьбе против кочевников. Дружины киевских князей, поддерживаемые народным ополчением, совершали неоднократ­ные походы на Балканы, Константинополь, Хазарский каганат, против степных кочевников (печенегов) или непокорных славянских племен (древлян). Междоусобные распри на некоторое время прекращаются при князе Владимире Святославиче (конец X — начало XI в.), установившем власть над всей территорией Древнерусского государства.

На утверждение и удержание единой власти в Киевской Руси была направлена политика двух других князей: Ярослава (1019-1054) и Владимира Мономаха (1113-1125).

Политическое объединение Руси подкреплялось объединением религиозным. Реформирование языческих верований прошло через несколько этапов, одним из которых стало установление при князе Владимире Святославиче пантеона важнейших языческих богов во главе с Перуном.

Завершающим этапом религиозной реформы стало крещение Руси, осуществленное в 988 г. по православному (византийскому) обряду.

Автор «Повести временных лет» подробно описал процесс выбора князем Владимиром религии для своей страны. Выслушав предста­вителей различных вероучений, он остановил свой выбор на право­славной конфессии христианской религии. Вначале он крестился сам, затем члены его дружины и, наконец, «кияне» и все остальные жители Древнерусского государства.

Влияние новой религии на быт и нравы населения, на культуру Древнерусского государства было значительным.

Христианская церковь содействовала укреплению великокняжес­кой власти. Князей она учила властвовать «по правде» — закону, пресекать зло, наказывать разбойников и сочувствовать обиженным Народ же, в свою очередь, церковь убеждала в необходимости повиновения властям (всякая власть от Бога и носитель ее — «слуга; Божий», которому следует «покоряться со страхом и трепетом»), ох­раняя при этом авторитет носителя верховной власти и его непри­косновенность («не прикасайтесь руками к помазаннику моему»).

Христианское религиозно-философское и нравственное учение было значительно более гуманным по сравнению с языческими ве­рованиями. Оно проповедовало учение Иисуса Христа, в котором все люди призывались к нравственному совершенствованию, милосер­дию, любви к ближнему, что, безусловно, смягчало грубые первобыт­ные нравы, черты которых сохранялись в язычестве.

С принятием христианства на Русь пришло образованное гречес­кое духовенство, во многом способствовавшее культурному просве­щению населения. Просветительская деятельность церкви была многообразной: строились прекрасные храмовые здания, в монасты­рях образовывались библиотеки, учреждалось школьное обучение. Появились первые русские писатели: митрополит Иларион («Слово о Законе и Благодати»), летописцы Никон и Нестор, знаменитые рус­ские проповедники Климент Смолятич и Кирилл Туровский.

Древнерусское государство включилось в систему взаимосвязей с европейскими христианскими государствами как равноправное и единоверное.

Параллельно с усилением великокняжеской власти растет экс­плуатация крестьян-общинников, попадающих в феодальную зави­симость как внеэкономическим (насилие), так и экономическим (ка­бала, долг) путем.

Совершая военные походы, князь с дружиной захватывают плен­ных и превращают их в рабов (холопов). Однако рабский труд у сла­вян (как и у германцев).не стал основной формой эксплуатации: эко­номические, климатические, географические и другие условия не спо­собствовали этому. Рабы выполняли хозяйственные вспомогательные функции, главной рабочей силой были крестьяне-общинники.

Основная масса населения в Киевской Руси разделялась на сво­бодных и зависимых людей, существовали также промежуточные ка­тегории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и вы­полняли повинности только в пользу государства).

Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы и др.).

Кроме свободных смердов-общинников существовали зависимые смерды, находившиеся в кабале или услужении у феодалов. Свободный смерд обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям, закон защищал личность и имущество смерда.

К числу зависимых людей относились закупы. Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться разные ценности: земля, скот, зерно, деньги и пр. Этот долг следовало отработать, объем работы определялся кредитором. От наемного работника закуп отличался, в частности, тем, что получал плату за работу впрок, а не после ее выполнения. Выход из кабальной зависимости для закупа был очень затруднен, самостоятельный же уход без отработки наказывался в уголовном порядке: закупа превра­щали в раба, полного холопа.

Холоп — наиболее бесправная фигура в древнерусском обществе. Его имущественное положение особое — все, чем он обладал, явля­лось собственностью его господина. Личность холопа фактически не защищалась законом: за его убийство взимался штраф, как за унич­тожение имущества.

Закон перечислял различные источники холопства: самопродажа и кабалу (одного человека либо всей семьи), рождение от холопа, же­нитьба на робе (несвободная женщина), «ключничество» — поступ­ление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека. Источниками холопства были также соверше­ние преступления или плен.

Высший слой древнерусского общества составляла феодальная (как светская, так и духовная) аристократия: князья, бояре, «княжие мужи» (дружинники), «слуги под дворским», огнищане (управляющие княжеским имуществом), тиуны. Особую группу составляло форми­рующееся «белое» и «черное» (монастырское, монашеское) духовенство. Государственный строй (форму правления) Киевской Руси мож­но определить как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял киевский великий князь. Он находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные кня­зья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI-XII вв.) вызвало появление нового органа власти — «снема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Феодальные съезды созывались обычно великим князем киев­ским, и на них кроме удельных князей приглашались крупные фео­далы, высшее духовенство и именитые горожане. Примером подоб­ного собрания является знаменитый Любечский съезд (1097), на кото­ром была выработана формула: «кождо да держит отчину свою», пре­доставлявшая определенную внутреннюю самостоятельность удель­ным князьям при сохранении общих обязательств в отражении внеш­них врагов.

line 8Вооруженные силы раннефеодального государства представлены дружиной великого князя и дружинами вассальных князей. Во время войны собирали народное ополчение, в котором участвовало город­ское и сельское население. Иногда приглашались и иноземные отря­ды, но эта практика не была распространена в Древнерусском госу­дарстве. В состав русских войск входили: конница, пехота, речной и морской флот. Во главе войска стоял великий князь киевский, а на­родным ополчением командовал воевода.

Отношения сюзеренитета — вассалитета ставили всех подчиняющих­ся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зави­симости от князя находились младшая дружина и «слуги под дворским». Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией.

Совет при князе состоял из бояр и «княжих мужей». По мере укрепления церковной организации в совет стали приглашаться и представители духовенства. Со временем управляющие хозяйством княжеского двора (дворские) также включились в систему государ­ственного управления.

В Древнерусском государстве определенную политическую роль играло и народное собрание (вече).

Управление при раннефеодальной монархии характеризуется как дворцово-вотчинная система. Оно осуществлялось должностными лицами княжеского двора. Главным среди них был воевода, ведавший войсками княжества, затем дворецкий, управлявший княжеским дворам, а также дворовые слуги, занимавшиеся определенными отрас­лями хозяйства — путями: конюший, стольничий, чашничий и т.д. В подчинении этих людей (они назывались путными боярами) были разные слуги: тиуны, старосты и т.д.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми кня-1 зя, его сыновьями, опиравшимися на военные гарнизоны, руководи­мые тысяцкими, сотскими и десятскими. Представителями князя на' местах являлись наместники и их помощники — волостели. Местные органы управления существовали на основе системы кормлений (сбо­ров с местного населения).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община — вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределе­нием, решение судебных местных споров, расследование преступле­ний и исполнение наказаний. Вервь XI-XII вв. сочетала в себе эле­менты соседской и семейной общин. Государственная власть посте­пенно усиливала свой контроль над общиной.

Становление княжеской администрации проходило на фоне пер­вых административных реформ. В X в. княгиней Ольгой была проведена «налоговая» реформа: были определены места («погости» и «стани») и сроки для сбора дани, регламентированы ее размеры.

В начале XI в. князь Владимир жалует в пользу церкви «десяти­ну» — т.е. одну десятую часть доходов своего двора. В XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламен­тирующий кабально-долговые и заемные отношения.

Кроме дани княжеская администрация получала с населения дру­гие прямые сборы —дар, полюдье, корма. Механизм сбора дани от­рабатывался постепенно: княгиня Ольга собирала дань «со двора», КНЯЗЬ Владимир — «с плуга», князь Ярослав — «с человека». Платель­щики дани распределялись по погостам, сотням, вервям, потугам. По­дати уплачивались медом, мехами и деньгами.

В X-XI вв. Русь представляла собой значительную по территории страну с множеством городов, за что варяги прозвали ее «Гардарикой», т.е. страной городов, а писатель XI в. киевский митрополит Иларион характеризовал ее как страну, которая «ведома во всех четырех концах земли».

Внешнюю политику Руси определяли задачи борьбы с кочевни­ками (хазарами, печенегами, половцами и др.) и установления вы­годных для Руси отношений с Византией. Известны два похода Олега па Византию в 907 и 911 гг.; результатом их стало заключение вы­годных торговых договоров, по условиям которых в Византии основывалась колония русских купцов для беспошлинной торговли. До­говор 911 г. был составлен на двух языках: русском и греческом и затрагивал не только экономические, но и политические вопросы.

Преемник Олега, Игорь (921-945) также дважды ходил похода­ми на Византию. В первом походе он потерпел жестокое пораже­ние в морском бою, но результатом второго похода стал мирный до­говор 944 г.

Княгиня Ольга (945-964) придерживалась мирных отношений с Византией и даже совершила дипломатический визит в Констан­тинополь, во время которого приняла христианство.

Внешнеполитическая деятельность активизировалась во времена княжения сына Игоря — Святослава (964-972). В 965 г. он победил хазар (Хазарский каганат), освободив славянские народы от хазар­ской дани, и подчинил Волжскую Булгарию. Святославу удалось также покорить северокавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгейцев).

В 967-972 гг. Святослав совершил два балканских похода и занял ряд византийских пограничных городов. При возвращении из второго похода в 972 г. Святослав был убит печенегами.

Развитию внешнеполитических связей способствовал торговый путь «из варяг в греки», соединявший Балтийское и Черное моря.

Отношения с другими государствами укрепляли и матримони­альные связи русских князей. Так, Владимир I заключил брак с се­строй византийского императора Василия — Анной; Святополк, про­званный Окаянным, был женат на дочери польского короля Болесла­ва, Ярослав Мудрый — на дочери шведского короля Олафа. Укреп­ление подобных династических связей продолжалось в XI-XII вв.

Древнерусское государство занимало вполне достойное место среди европейских стран, особенно после принятия христианства, и слыло богатым, могущественным и обладавшим сильным и храбрым войском.

На ранних стадиях развития государства основной формой куль­туры было устное народное творчество, получившее выражение в таких жанрах, как пословицы, поговорки, песни, предания, героичес­кие сказы и былины. Героями русского былинного эпоса были пред­ставители всех сословий, объединенные любовью к своему отечеству. Есть среди них и крестьяне-земледельцы (Илья Муромец и Микула Селянинович), и знатные бояре (Добрыня Никитич), и лица духов­ного звания (Алеша Попович).

Первыми произведениями эпического жанра принято считать «Сказ о граде Корыстене» (история о мести княгини Ольги древля­нам за смерть ее мужа — князя Игоря); «Сказание о трех богатырях» (о борьбе русских богатырей со «злой силой»); «Сказание о Георгии и змие» и т.п.

Возникновение письменности на Руси связанно с принятием христианства. Еще в IX в. монахи-просветители Кирилл и Мефодий перевели, используя составленную ими азбуку славянского языка — глаголицу, Священное Писание, что, несомненно, ускорило и облег­чило распространение просвещения.

Первыми памятниками письменности принято считать «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Повесть временных лет» Нестора, «Изборник» (книга для чтения) Святослава и Остромирово Евангелие (содержащее недельные евангельские чтения; на­звано по имени заказчика — новгородского посадника Остромира).

Широкое распространение письменности подтверждают и най­денные в XX в. пергаментные (выполненные на тонко выделанной телячьей коже) и берестяные свитки.

С принятием христианства из Византии на Русь хлынул поток греческой литературы. «Кияне» читали книги по всемирной истории: хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартолы, Греческий и Римский летописец, а также драмы Менандра и басни Эзопа. Была известна I и философско-политическая литература, например, «Сказания о премудром еллинском философе Аристотеле» и сборник отрывков из его произведений — «Аристотелевы врата». Имели хождение сборники различных произведений нравоучительного и просветительского со- держания, такие, как «Пчела» («Аз бых аки пчела по цветкам порхаю, мед знаний собираю»), «Измарагд» и др. Складывается также и ле­тописная традиция, возникает агиографический цикл (Жития святых, Патерики).

Первым летописным сводом принято считать «Повесть времен­ных лет», созданную в начале XII в. Ее автором является монах Киево-Печерского монастыря Нестор, перу которого принадлежит и «Житие Феодосия», основателя Киево-Печерского монастыря, а так­же «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба». Появляются опи­сания путешествий русских людей в другие страны («хождения»), где наряду с географическими, этнографическими и историческими сведениями дается характеристика и политико-правовых институтов.

Распространение христианской культуры сопровождалось и стро­ительством храмов. Так, в Киеве в X в. заложена церковь, посвящен­ная Успению Богородицы (она впоследствии получила название Де­сятинной церкви в связи с тем, что Владимир I отписал в пользу церкви одну десятую часть доходов княжеского двора — десятину). И XI в. были построены Софийский собор в центре города, Софий­ские храмы в Новгороде и Полоцке, Спасский собор в Чернигове. 11,ерковные здания украшались резьбой по камню, а храмовая роспись исполнялась в технике фрескового письма. Распространяется заве­зенная из Византии культура иконописи.

В Киеве возник первый русский Киево-Печерский монастырь. Храмы и монастыри повсеместно становятся очагами просвещения. Владимир I ввел «учение книжное» для детей «лучших людей». Яро­слав Мудрый (1019-1054) также любил и ценил книгу («к книгам прилежа и почитая ее в нощи и во дне»), он привлек в Киев образо­ванных людей, с чьей помощью «насеял книжными словесы сердца верных людий». При нем была основана школа на 300 учеников.

С именем Ярослава Мудрого связана кодификация и инкорпора­ция русского правового материала, приведшая к созданию первого правового корпуса — Русской Правды.

Итог: Раннефеодальная монархия, сложившаяся в Киевской Руси, сохранила в себе ряд элементов, свойственных предыдущему периоду. Продолжала существовать значительная масса свободных смердов-общинников, еще не попавших в феодальную зависимость. Сохранились вечевые собрания, существенную роль выполнял институт старейшин, собиралось народное ополчение. Однако усиление княжеской админи­страции и захват феодалами земельной собственности изменяли ста­рое общество и старые традиционные порядки.

Государственное устройство было единым, но при сохранении цент­ра (Киев) местные феодалы пользовались известной самостоятельнос­тью, предоставляемой им системой сюзеренитета — вассалитета.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Примерный план Восточные славяне в древности. Общественный строй и культура древних славян iconВосточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян....
Вопрос №1. Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования...
Примерный план Восточные славяне в древности. Общественный строй и культура древних славян iconВопросы к экзамену По курсу «отечественная история» Колледж информатики и вычислительной техники
Восточные славяне в древности: хозяйство, общественный строй, религиозные верования
Примерный план Восточные славяне в древности. Общественный строй и культура древних славян iconПлан работы подготовки к олимпиаде по истории
Русь древняя и средневековая (VIII-XVII вв.) Восточнославянские племена в VIII ix вв. Расселение восточных славян. Хозяйство, быт,...
Примерный план Восточные славяне в древности. Общественный строй и культура древних славян iconВопросы для экзамена по истории отечества Восточные славяне в древности:...
Возникновение государства. Правления киевских князей с Рюрика по Владимира Мономаха. Социально-экономические отношения на Руси. Внешняя...
Примерный план Восточные славяне в древности. Общественный строй и культура древних славян iconПлан урока «Восточные славяне в древности» Учитель истории Клевцова Н. В
Сформировать у учащихся общее представление о предках славян, их занятиях, религии
Примерный план Восточные славяне в древности. Общественный строй и культура древних славян iconВопросы по курсу «Отечественная история»
...
Примерный план Восточные славяне в древности. Общественный строй и культура древних славян iconВопросы по курсу «Отечественная история»
...
Примерный план Восточные славяне в древности. Общественный строй и культура древних славян icon1. Языческая культура древних славян
«Русской правды» складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о «Законе русском», по которому жили славяне. Под именем...
Примерный план Восточные славяне в древности. Общественный строй и культура древних славян icon1. Происхождение славян. Их соседи и враги
Место славян среди индоевропейцев. Восточные славяне. Соседи восточных славян. Великое переселение народов. Перемены в общественном...
Примерный план Восточные славяне в древности. Общественный строй и культура древних славян icon«Восточные славяне в vi-viii вв. Религия славян». 10 класс
Цели урока: анализ проблемы этногенеза восточных славян; характеристика восточнославянской языческой культуры, особенности славянской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница