Г шахты ростовской области




Скачать 178,57 Kb.
НазваниеГ шахты ростовской области
Дата публикации02.07.2013
Размер178,57 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Право > Программа
муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

г.шахты ростовской области

Программа эксперимента
Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту (на примере Образовательной системы «Школа 2100»).


г. Шахты

2009 год

Тема: Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту (на примере Образовательной системы «Школа 2100»).
^ Ответственные исполнители.

1. Организационно-методическая составляющая (организация системы работы по русскому языку, естествознанию, истории, разработка и курирование реализации учебных планов и программ): директор СОШ № 15 Кокаш Наталья Алексеевна, заместитель директора СОШ № 15 Анохина Татьяна Николаевна.

2. ^ Научно-исследовательская составляющая (разработка стратегии внедрения УМК по русскому языку, литературе, естествознанию, истории ОУ «Школа 2100», переподготовка педагогических работников школы на ознакомительных и углубленных курсах, консультирование педагогических работников и руководителей школы по вопросам внедрения программы и учебников (пособий) УМК, проведение мониторинга результатов обученности и психологического развития детей, информирование школы о выходе новых учебников (пособий), о проведении семинаров, курсов, конференций) – РО ИПК и ПРО, Надолинская И. В., кафедра общественных дисциплин

3. ^ Практическая составляющая (реализация учебных планов и программ): 4 класс- Коценя Н. М., учитель 1 категории 5 класс - Шевченко Марина Николаевна, учитель 1 категории, Лактионова С. А., учитель 1 категории, Соловьева Е.А.

^ 4. Актуальность темы эксперимента.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся, а под новым образовательным результатом в настоящем документе понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников, сформированные в процессе образования, - гражданская позиция, уровень их социализации, система ценностных отношений и ориентировок и др.

Результаты общего образования структурируются в стандарте по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные аспекты:

«Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам».

Оценка предложенных в ФГОС групп образовательных результатов предполагает использование адекватных им процедур и методов измерений, не разработанных сегодня в педагогической практике. Эти процедуры оценки должны отражать возможный арсенал средств современной педагогики и педагогической психологии, а также зависеть от назначения оценочных процедур. В этой ситуации очевидной становится необходимость создания системы диагностирования межпредметных общеучебных умений, разработка системы оценки личностных результатов обучения, а также поиск новых подходов к измерению предметных результатов.

Решение этих задач становится возможным благодаря большому опыту, накопленному в России в рамках единого государственного экзамена, при проведении мониторинга образовательных достижений и эксперимента по новой форме итоговой аттестации выпускников основной школы, в процессе участия России в международных сравнительных исследованиях качества общего образования, в рамках проектов НФПК и Британского Совета.

Измерители достижения требований стандарта в целом должны охватывать содержание основных разделов учебных дисциплин и ведущие виды учебной деятельности, которые формируются в учебном процессе. Традиционная ориентация системы оценивания только на элементы предметного содержания приводит к доминированию репродуктивной составляющей. В ОС «Школа 2100» принят иной подход к пониманию и измерению образовательного результата, позволяющий объективно оценить такие образовательные достижения обучающихся, как функциональная грамотность, предметные и общеучебные компетентности (соответственно: умения применять знания в учебной ситуации для получения новых знаний, использование знаний в не учебных ситуациях, связанных с реальной жизнью, для решения разного рода жизненных проблем и принятия обоснованных решений).

Кроме того, опыт реализации Образовательной программы ОС «Школа 2100» в педагогической практике позволяет говорить о том, что принципиально важно обеспечить преемственность в понимании основных образовательных результатов на разных ступенях обучения.

В начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных умений, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

В основной школе главным результатом образования является формирование умении организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.

Очевидно, что реальная педагогическая практика далека от предложенных в ФГОС целей образования, представлений о новом образовательном результате и подходах к его измерению и оценке. Объяснительно-иллюстративный метод, авторитарный педагогический стиль, жесткая система внешнего контроля и оценивания, по-прежнему доминирующие в школе, могут обеспечить передачу ученику лишь необходимой суммы знаний. Однако эти средства не в состоянии развить у современных школьников такие качества, как самостоятельность и ответственность, креативность и коммуникабельность, умение ставить и решать проблемы, получать новые знания, а также другие ключевые составляющие нового образовательного результата.

О том, насколько далека сегодняшняя школа от заявленного в ФГОС новом образовательном результате, красноречиво свидетельствуют и данные программ международного тестирования, в которых Россия активно участвовала, начиная с 1999 года. Кроме того, мониторинг федерального эксперимента по обновлению содержания и структуры общего образования выявил тот факт, что значительная часть педагогов использует современные образовательные технологии лишь эпизодически. Сохраняется и такая негативная тенденция, как бессистемный переход того или иного педагогического коллектива на инновационное содержание образования (а именно: существенную перестройку образовательного процесса осуществляют только несколько учителей в отрыве от своих коллег, активнее эти процессы идут в начальной школе, в то время как основная школа остается неизменной и пр.). Однако только при условии одновременного решения поставленных в стандарте задач на всех ступенях общего образования можно будет надеяться на изменение сложившейся ситуации.

Все выше сказанное говорит о наличии существенного противоречия: Российской системе образования необходимо получать новый образовательный результат, а сложившаяся педагогическая практика (искаженное представление об образовательном результате, неразработанность диагностического инструментария для его измерения, неготовность педагогов к освоению инновационного содержания образования и современных образовательных технологий, отсутствие преемственности между начальной и основной школой и др.) не в состоянии обеспечить этот результат.

^ 5. Идея эксперимента: Введение ФГОС не приведет автоматически к новому образовательному результату. Нужна системная перестройка сложившейся педагогической практики. Опыт подобной перестройки и организации непрерывного образовательного процесса имеется в ОС «Школа 2100».

^ 6. Замысел эксперимента:

Системная перестройка педагогической практики предполагает реальное обеспечение преемственности между различными ступенями общеобразовательной школы на уровне целей, задач, содержания, технологий, общих представлений о новом образовательном результате и инструментах его измерения (диагностирования).

^ 7. Объект исследования: новый образовательный результат, соответствующий Федеральному государственному образовательному стандарту.

8. Предмет исследования: непрерывный образовательный процесс (на примере Образовательной системы «Школа 2100»).

^ 9. Цели эксперимента.

Педагогическая:

Функционально-грамотные выпускники школы, умеющие использовать приобретенные предметные знания и общеучебные умения для решения любых задач в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, принципами гражданственности, толерантности и др.
^ Цель эксперимента: обеспечение непрерывного образовательного процесса при изучении предметов русский язык, литература, история, природоведение, биология, география, направленного на получение нового образовательного результата необходимыми диагностическими, дидактическими и методическими материалами.

^ 10. Задачи эксперимента:

1) Внедрение алгоритма организации непрерывного образовательного процесса в условиях принятия педагогами начальной, основной и старшей школы общих целей, использования единого комплекта учебников и преемственных образовательных технологий.

2) Уточнение представления о новом образовательном результате.

3) Апробация системы развития общеучебный умений (универсальных учебных действий - далее УУД) учащихся как целевых ориентиров образовательного процесса на стыках начальной и основной, основной и старшей школы.

4) Создание и апробация комплексной диагностики уровня развития общеучебных умений (УУД) при переходе из начальной школы в основную.

5) Проведение комплексной диагностики уровня развития общеучебных умений (УУД) при переходе из начальной школы в основную.

^ 11. Гипотеза исследования:

1. Внедрение алгоритма организации преемственности в условиях принятия педагогами начальной, основной и старшей школы общих целей, использования единого комплекта учебников и сквозных образовательных технологий обеспечит реальное построение непрерывного образовательного процесса.

2. Построение непрерывного образовательного процесса с соблюдением преемственности в целях, содержании и технологиях работы по ряду предметов в рамках ОС «Школа 2100» обеспечит получение нового образовательного результата в виде

развития у большинства учеников к концу 6-го класса требуемых для данного возраста общеучебных умений (универсальных учебных действий) и личностных результатов.

3. В качестве целевых ориентиров образовательного процесса на стыках начальной и основной, основной и старшей школы может выступать система развития общеучебных умений.

4. Для выявления уровня развития общеучебных умений (УУД) учащихся при переходе из начальной школы в основную необходимо создать и апробировать комплексную диагностику.

^ 12. Диагностический инструментарий.

В качестве диагностических материалов для выявления уровня развития общеучебных умений (УУД) могут выступать проверочные работы, состоящие из компетентностных задач. В качестве диагностических материалов для выявления умений применять знания в жизни могут служить разработанные в Образовательной системе «Школа 2100» проверочные работы по предметам.

^ 13. Критерии оценки ожидаемых результатов.

Критерием проверки гипотезы будут являться данные комплексной диагностики уровня развития общеучебных умений (УУД) у учеников на начальном и заключительном этапах эксперимента.

Существенная положительная динамика в уровне развития универсальных учебных действий учащихся и в умении применять полученные знания в жизни будет свидетельствовать о том, что гипотеза о возможности получить новый образовательный результат, реализуя принцип преемственности на уровне целей, содержания и технологий обучения, подтвердилась.

^ 14. Сроки эксперимента.
2008 - 2011 учебные годы
15. Этапы эксперимента.

1. январь 2008г. - май 2009г. - организационно-аналитический этап (анализ ситуации, конструирование основных теоретических положений; подготовка педагогов к экспериментальной деятельности.)

2. июнь 2009 - май 2010г. - внедренческий этап (поиск путей, форм организации непрерывного образовательного процесса, отбор необходимых диагностических, дидактических и методических материалов)

3. сентябрь 2010г. - август 2011г. - констатирующий этап (диагностика образовательного результата, проверка и анализ полученных результатов в экспериментальных и контрольных группах, формулирование выводов).

^ 16-17. Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.
Для выявления на каждом этапе эксперимента возможных негативных последствий и их своевременной коррекции необходимо регулярное отслеживание хода эксперимента координаторами экспериментальной работы на местах (наблюдение, постоянный контакт координаторов и педагогов-экспериментаторов).


^ Прогноз негативных результатов

Способы коррекции

Негативное реагирование отдельных учащихся и родителей на нововведения

Система ознакомительных занятий и родительских собраний, психолого-педагогическая поддержка эксперимента.

Негативное отношение ряда учителей к нововведениям

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, индивидуальная работа с педагогами, консультации с координаторами эксперимента в центре и на местах.

Неэффективное использование некоторыми учителями нового для них содержания образования и образовательных технологий

Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему обучающих семинаров, курсов и консультаций.



^ 18. Состав участников эксперимента.

Российская академия образования; Психолого-социальный институт.

Институт повышения квалификации Ростовской области;

Авторский коллектив ОС «Школа 2100»;

Межрегиональная общественная организация содействия развитию образовательной программы «Школа 2100», учебно-методический центр (УМЦ «Школа 2100»);

МОУ СОШ №15;

Отдельные учителя-предметники разных школ региона, объединенные методистом ИПК в творческую группу по теме эксперимента.

^ 19. Функциональные обязанности.

Российская академия образования - научное сопровождение эксперимента повышение квалификации педагогов-экспериментаторов;

Психолого-социальный институт - координация экспериментальной работы.

Институты повышения квалификации субъектов РФ - координация экспериментальной работы на местах (отбор экспериментальных школ; организация семинаров, консультаций, руководство работой творческих групп и пр.);

Авторский коллектив ОС «Школа 2100» - обеспечение участников эксперимента необходимыми диагностическими, дидактическими и методическими материалами;

Межрегиональная общественная организация содействия развитию образовательной программы «Школа 2100», УМЦ «Школа 2100» - психолого-педагогическая поддержка эксперимента, консультации с координаторами эксперимента, проведение обучающих семинаров, курсов и консультаций пр.;

Школы - экспериментальные площадки - организация экспериментальной работы по плану, проведение ознакомительных занятий и родительских собраний; психолого-педагогическое сопровождение педагогов, индивидуальная работа с педагогами;

Отдельные учителя-предметники разных школ региона, объединенные методистом ИПК в творческую группу по теме эксперимента - проведение диагностики образовательных результатов.

ПЛАН


экспериментальной работы

Таблица 1.

2008-2011

годы



п/п

Направления деятельности и мероприятия

по их реализации

Сроки

Исполнители


^ 1. Организационно - методическая работа

1.

Анализ кадрового состава педагогических работников, участвующих в эксперименте.

Ноябрь 2008


Директор

Кокаш Н.А.

2.

Расстановка кадров.

Август 2009


Директор

Кокаш Н.А.

3.

Анализ материально-технической базы ОУ.

Сентябрь 2009


Директор

Кокаш Н.А.

4.

Анализ программного обеспечения эксперимента.

Сентябрь 2009


Зам. директора

по УВР

5.

Педагогический совет:

1. Преемственность как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту (на примере Образовательной системы «Школа 2100»). Начало эксперимента.

2. Использование технологий ОС «Школа 2100» как средство повышения качества образования

3. Результаты эксперимента.

Май 2009



ноябрь 2009

Май 2011

Директор

Кокаш Н.А.;

зам. директора по УВР

Шевченко М. Н.

6.

Методический совет:

1. Презентация УМК.

2. Преемственность в использовании проблемно-диалогического метода в начальной и основной школе.

3. Мониторинг результатов обученности и психологического развития детей.

Январь 2009


2008

Май 2009

Май 2010

Май 2011


Зам. директора по УВР

Шевченко М. Н.

^ 2. Научно-методическая работа

1.

Разработка экспериментальной программы по обеспечению преемственности между ступенями общеобразовательной школы.

декабрь 2008


Зам. директора по УВР

Шевченко М. Н.

2.

Обновление содержания образования (внедрение образовательных программ Таб.3).

2009/2010


Учителя Лакктионова С. А., Соловьева Е. А.,

Шевченко М. Н.

3.

Утверждение состава ВТГ учителей, работающих по ОС «Школа 2100».

январь 2009




Директор





Работа ВТГ в соответствии с планом.





4.

Обучающие семинары, консультации.

^

в течение года





Зам. директора

Шевченко М. Н.

5.

Совместные заседания МО учителей начальной и старшей школы.
^

в течение года





Руководители МО

6.

Анализ качества преподавания (круглый стол).

Май 2009


Администрация школы

7.

Анализ эксперимента за 2009-2010 год (отчет).

Анализ эксперимента за 2010-2011 год (отчет).

Август 2010


Администрация школы

^ 3. Мониторинг качества образования

1.

Определение уровня сформированности коммуникативной, языковой, культурологической компетентностей на этапе завершения обучения на 1 ступени.

Май 2008


Зам директора по УВР

2.

Определение стартового уровня качества знаний учащихся 5 класса по русскому языку.

Сентябрь

2009


Зам директора по УВР

3.

Тематические контрольные работы по русскому языку (по графику).
^

Сентябрь 2009– май 20010


Учителя русского языка

4.

Итоговый контроль знаний русскому языку.

Май 2010


Зам директора по УВР

^ 4. Психологическое сопровождение

1.

Диагностика степени сформированности общеучебных умений и навыков, приобретенных на ступени начальной школы.

Май 2009


Психолог

Ракчеева Ю. Ю.

2.

Диагностика степени адаптации учащихся к обучению на ступени основной школы.
^

Сентябрь, октябрь 2009


Психолог

Ракчеева Ю. Ю.


План работы временной творческой группы учителей - участников эксперимента начальной и основной школы на 2009 год
Таблица 2

п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные исполнители

Форма представления результатов




май-сентябрь 2008 года

1.

Установочный семинар «Цели и содержание эксперимента «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту (на примере Образовательной системы «Школа 2100»)»



ноябрь

РО ИПК и ПРО

Участие

2.

Организационное заседание ВТГ

Январь

Шевченко М. Н.

Протокол №1

3.

Заседание ВТГ «Об общих целях (общеучебных умениях), которые необходимо достичь на выходе из начальной школы и развивать у 5-классников, о соблюдении технологий, принципов системы «Школа 2100»

февраль

Шевченко М. Н.

Протокол №2

4.

Посещение учителями основной школы уроков в 4-м классе по своим предметам.

Февраль-март

Учителя основной школы: Лактионова С. А., Соовьева Е. А., Шевченко М. Н.

Анализы уроков

5.

Заседание МОУЭ по итогам посещения учителями основной школы уроков в 4-м классе по своим предметам. Коллективное обсуждение уроков с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования, демонстрации учениками требуемых умений.

Март

Шевченко М. Н.

Протокол №3

6.

Диагностика общеучебных и предметных умений, психологического состояния учеников на выходе из начальной школы.

май

Коценя Н.М.

Шевченко М. Н.

Ракчеева Ю. Ю.

Анализы психологического состояния и контрольных работ.

7.

Диагностика общеучебных и предметных умений, психологического состояния учеников на входе в основную школу.

сентябрь




Анализы контрольных работ.

8.

Посещение уроков в 5-м классе руководителем ВТГ и учителями начальной школы.

Сентябрь –октябрь

Шевченко М. Н., Коценя Н.М.

Анализы уроков

9.

Заседание МОУЭ по итогам посещения учителями начальной школы уроков в 5-м классе, обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем.

Ноябрь




Протокол №3

10

Определение эффективности работы по преемственности – диагностика общеучебных и предметных умений, анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива

Май

Учителя основной школы: Лактионова С. А., Соовьева Е. А., Шевченко М. Н., психолог Ракчеева Ю. Ю.

Анализы психологического состояния и контрольных работ.



^ Внедрение образовательных программ

Класс
Предмет
Учебники
Охват детей


5 а


Русский язык

Литература
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык», «Литература»


21




История
Д. Д. Данилов







Естествознание





Форма представления результатов эксперимента для массовой практики.
Комплексная диагностика уровня развития общеучебных умений. Система диагностических проверочных работ (на основе компетентностных задач).



Похожие:

Г шахты ростовской области iconДминистрация города шахты ростовской области муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Городской Дом детского творчества г. Шахты Ростовской...
Г шахты ростовской области iconИмущественный комплекс, расположенный в центре г. Шахты Ростовской области г. Шахты
Указанные объекты недвижимости и земельный участок являются собственностью Физического лица
Г шахты ростовской области iconМбоу сош №39 г. Шахты Ростовской области
В образовательном учреждении обучается 183 ученика, работают 16 педагогов и 5 административных работников. Доля учеников на 1 пк...
Г шахты ростовской области iconКлас час: «Знай свой край !» ( К 75-летию Ростовской области.)
России, физическая карта Ростовской области, фотографии реки Дон, растений,животных, природы Ростовской области, карточки, глобус,...
Г шахты ростовской области iconОтчет о работе государственного бюджетного образовательного учреждения...
Функции и полномочия учредителя Колледжа осуществляет в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом Ростовской...
Г шахты ростовской области iconОбразовательная программа ноо муниципального общеобразовательного...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Г шахты ростовской области iconПоложение
Избирательная комиссия Ростовской области совместно с министерством общего и профессионального образования Ростовской области проводит...
Г шахты ростовской области iconПравила обращения с отходами на территории неклиновского района введение
Ростовской области (Приказ Облкомприроды №35 от 08. 12. 2005г.), Решением коллегии Администрации Ростовской области №32 от 26. 06....
Г шахты ростовской области iconДоклад муниципального общеобразовательного учреждения «вечерней (сменной)...
Состав обучающихся (основные количественные данные, в том числе по возрастам и классам обучения; обобщенные данные по месту жительства,...
Г шахты ростовской области iconТерриториальная избирательная комиссия Матвеево-Курганского района...
Ростовской области требованиям Областного закона №645-зс от 08. 08. 2011г «О выборах депутатов представительных органов муниципальных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница