Воронежской области




Скачать 110.35 Kb.
НазваниеВоронежской области
Дата публикации07.04.2013
Размер110.35 Kb.
ТипСочинение
pochit.ru > Право > Сочинение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

VI Всероссийский детский творческий конкурс

«Святые заступники Руси»
Сочинение

«Святой равноапостольный князь Владимир -

креститель Руси»

Выполнила:

учащаяся 10 класса

Яцунова Светлана

Руководитель:

Можайская Л.И.

учитель основ

православной культуры

Марки- 2012г.


«Им мы обожились и Христа –

Истинную Жизнь – познали».

Святитель Иларион
Князь Владимир I Святославович – великий князь киевский, один из самых легендарных правителей Древней Руси. В истории он известен как ревностный язычник и образцовый христианин, внесший неоценимый вклад в дело территориального расширения и укрепления русского государства.

В начале своего правления Владимир Святославич много делал для укрепления языческого культа: он воздвиг в Киеве пантеон с кумирами шести главных богов славянского язычества ( Перуна , Хорса , Даждьбога , Стрибога , Семаргла и Мокоши ), ненадолго ввёл практику человеческих жертвоприношений (мученики-варяги Фёдор и Иоанн).

Князь одержал ряд военных побед, имел успехи внутри страны, мудрой политикой по отношению к соседним государствам Владимир укрепил роль княжеской власти. Размышляя о будущем Руси, он понимал, чтобы сплотить державу, общей власти недостаточно. Для этого требовалось большее: общие ценности, общее мировоззрение, общая вера. Языческая религия стала препятствием созидательной деятельности Владимира.

Душа князя чувствовала - настоящая вера должна быть чистой, величественной…

Летописное «Сказание об испытании или выборе вер» описывает, что сначала князь Владимир встретился с посланцами из других земель и расспросил их о религиях – мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве.

Отказав по разным причинам первым трем посланцам, Владимир благосклонно выслушал речь православного греческого философа, который изложил ветхозаветную историю, пророчества об отвержении Богом иудеев и пришествии Спасителя и перешел к новозаветным событиям. Большое впечатление на князя произвел рассказ о грядущем Втором пришествии и Страшном суде.

Посовещавшись с боярами, Владимир направил послов в соседние страны. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде: «Не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом».

«Выбор вер» вызвал сопротивление влиятельных сил в Киеве. Владимир для себя уже принял решение. Он был достаточно знаком с христианством: мать, бабка, их приближенные, – все они успели оказать влияние на душу князя. Но Владимир должен был показать необходимость принять новую религию, завоевавшую уже многие страны, и своему ближайшему окружению. Поэтому посланцы Владимира выступали с рассказом о христианском богослужении прилюдно. Был использован и авторитет княгини Ольги: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка Владимира Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».

Князь Владимир, поддержанный соратниками, решил обратиться в Православие. Русь и Византию в те времена связывали не только военные противостояния, но и давние торговые, политические и даже религиозные контакты.

Крещение Руси объясняется рядом исторических причин. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия и введения одной религии. Это выглядело так: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, к этому времени весь европейский мир уже принял христианство, и Русь больше не могла оставаться языческой. В-третьих, христианство требовало гуманного отношения к человеку, укрепляло семью. В-четвертых, христианство способствовало развитию культуры, письменности, духовной жизни страны. Но самое главное, что решение о принятии христианства пришло к нашим предкам по милости Божьей, «ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».

Сближению Руси и Византии сопутствовали драматические события. Византия потерпела ряд поражений в войне с Болгарией. В империи чередой следовали мятежи полководцев , каждый из которых метил на царскую корону. С Русью Византия находилась во враждебных отношениях. Но, оказавшись в безвыходном положении, императоры – братья Василий II и Константин VIII – отправили в Киев послов с просьбой о помощи. Князь Владимир согласился послать войско в Византию, но в награду потребовал от императоров себе в жены сестру царевну Анну, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы никогда не выходили замуж за «варварских» государей, хотя бы они и были христианами. Но момент был таков, что Константинополь вынужден был согласиться. Князю Владимиру было выдвинуто условие, чтобы он принял христианство и крестил свою страну. Вопрос о браке был улажен, и русское войско в количестве шести тысяч воинов прибыло в Византию.

Но византийцы, обрадовавшись, что опасность миновала, не спешили выполнять обещание. Император нарушил договор и не прислал на Русь сестру Анну.

Император Василий II нарушил договор не только по своей прихоти: он не хотел, чтобы его сестра стала очередной женой языческого князя, потому что у Владимира было несколько жён и десять сыновей, претендовавших на киевский престол. Он мог отпустить царевну в Киев только при условии, что христианский брак князя станет единственно законным. При таком исходе дел сыновья Владимира теряли права на трон. Владимир не мог с этим согласиться, потому что старших сыновей он считал опорой своей власти. Всё это привело к разрыву союза с империей.

Возмущенный лукавством греков, князь Владимир двинул большое русское войско в девятьсот восемьдесят восьмом году на центр византийских владений в Крыму – Корсунь (Херсонес). Осада города продолжалась несколько месяцев. Но, благодаря предательству, Корсунь пала: с крепостных стен в лагерь Владимира была пущена стрела с запиской, в которой говорилось, что для взятия города необходимо перекрыть водопровод за крепостными стенами, что воины Владимира и сделали. Осаждённым в Корсуни пришлось сдаться.

Падение Корсуни сделало князя Владимира хозяином полуострова: Хазария, а также бывшие владения Олега в Таматархе и Керчи были ему подчинены. Владимир стал первым русским князем, который распоряжался судьбами русского Тмутараканского княжества.

Именно в завоёванной им Корсуни Владимир и принял крещение. Этим он демонстрировал свою силу и независимость от воли Византии. Принятием же нового имени – Василий – он подчеркивал свои союзнические отношения с принуждавшим его к крещению императором. Правда, имело значение и то, что имя Василий переводится с греческого как «царский». Вместе с князем крестилась и часть его дружины.

После этого Владимир направил братьям-императорам угрозу, что если Анну не пришлют в Корсунь, он поведет свое войско на Константинополь.

Довод князя был весомым.

Принцесса, её свита, священники с иконами и церковной утварью прибыли в Корсунь, где будущий равноапостольный князь Владимир и обвенчался с царевной Анной. Венчание князя дало возможность оповестить мир о его разрыве с язычеством. То, что не удалось Ольге в языческом Киеве, удалось Владимиру в христианской Корсуни. К титулам князя прибавился новый – цесарь.

Владимир обрёл в крещении второе рождение. В память о появлении христианина Василия князь поставил в Корсуни на насыпной горе церковь. Оставляя город, он взял с собой оказавшего ему помощь при осаде города иерея Анастаса и корсунских священнослужителей, иконы и церковную утварь, необходимые для устроения будущих киевских храмов. Взял он и мощи святителя Климента, папы Римского, найденные за сто двадцать лет до этого братьями Кириллом и Мефодием, просветителями славян.

Поход в Крым закончился полной победой киевского князя. Торжественное венчание стало для Владимира вторым христианским таинством и произвело впечатление на княжеское окружение и его дружину. Брак с греческой царевной высоко поднял престиж князя среди других государственных властителей.

Впереди царского поезда князя Владимира и его супруги, отправившегося в обратный путь в Киев, с молебнами и песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Русская земля стояла на пороге новой веры, готовясь обновиться в купели крещения и наречься Святой Русью.

По прибытии в Киев Владимир окрестил сыновей и освободил от супружеских обязанностей своих языческих жён.

Далее князь приказал разгромить устроенное им в Киеве капище. Кумиров изрубили и сожгли. Однако жители Киева не сразу избавились от страха перед старыми богами и опасались прогневать Перуна. Идола привязали к конскому хвосту и потащили к Днепру. По пути воины били божество палками, чтобы изгнать из него бесов. Перуна проволокли до днепровских порогов и там бросили. Так был изгнан главный языческий бог.

В Новгороде, куда были посланы дядька князя Владимира Добрыня и епископ Иоаким Корсунянин, всё повторилось. Изваяние Перуна изрубили и сбросили в Волхов.

Свергнув языческих богов, Владимир собрал жителей Киева на берег Днепра. Наступило то незабываемое и единственное утро крещения киевлян. Накануне князь Владимир велел объявить по городу: «Если кто не придёт завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». Желание князя было исполнено беспрекословно: «в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцом и Святым Духом». При впадении речки Почайны в Днепр, над зашедшими в воду людьми – мужчинами, женщинами, детьми – греческие и корсунские священники совершили обряд крещения.

Невозможно переоценить значение того духовного переворота, который пережил русский народ. В чистых днепровских водах произошло таинственное преображение русского духа, совершилось духовное рождение народа, призванного Богом к подвигу христианского служения человечеству. «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и солнце евангельское землю нашу осияло», – записывает летописец.

Памятуя о священном событии обновления Руси водою и Духом Святым, установился в Русской Церкви обычай ежегодно совершать крестный ход «на воду» первого августа, соединившийся впоследствии с праздником Честных Древ Животворящего Креста Господня, общим с Греческой Церковью, и русским церковным праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

По всей Руси повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие статуи, а на их месте строить на холмах церкви. Храмы вырастали на возвышенных местах, у излучин рек, словно знаки, указывающие народу путь к святости. Прославляя равноапостольного Владимира за создание храмов, автор «Слова о законе и благодати», святитель Иларион, митрополит Киевский, восклицал: «Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, крест грады освящает». Следуя обычаю первых христиан воздвигать храмы на развалинах языческих капищ или на крови святых мучеников, князь Владимир построил храм в честь своего небесного покровителя – святого Василия Великого на холме, где раньше находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической смерти варяга-христианина Феодора и его сына Иоанна. Тогда же Владимиром была пожалована Церкви десятина от всех княжеских доходов, поэтому и храм назвали Десятинным.

С Десятинной церковью и назначенным её настоятелем Анастасом связывают начало русского летописания, когда были составлены житие святой Ольги и сказание о варягах-мучениках Феодоре и Иоанне, «Слово о том, как крестился Владимир, взяв Корсунь», житие страстотерпцев Бориса и Глеба.

Для утверждения веры в народе нужны были учёные люди. Поэтому князь Владимир вместе с митрополитом Михаилом посылали собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение. Такую же деятельность вёл святитель Иоаким Корсунянин в Новгороде. Были подобные школы и в других городах. Всё это способствовало развитию на Руси грамотности, книжного дела, культуры. При церковных и монастырских школах и библиотеках писались иконы, летописи, создавались переводы церковных книг.

Церковь стала высшим авторитетом в семейных делах, призывая людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителям и детям, к личности женщины-матери. Она содействовала укреплению семьи. Влияла Церковь и на усиление единства Руси, выступая против междоусобиц. Церковные деятели не единожды выполняли роль миротворцев в княжеских распрях.

Трудами митрополитов святого Михаила , Феофилакта, Леонтия, Иоанна I были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская, Владимиро-Волынская, Черниговская, Переяславская, Белгородская и Ростовская. «Так по всем городам и сёлам воздвигались церкви и монастыри, и умножались священники, и вера православная цвела и сияла, как солнце».

Обращение в христианство сильно повлияло и на самого князя Владимира. В прошлом остались его безнравственная жизнь и жестокость. Он стал более терпимым к людям, щедрым и милостивым к беднякам. Отказался, было, от применения смертной казни даже к закоренелым разбойникам и ему вынуждены были напомнить о княжеских обязанностях судить и карать преступников.

Действенным оружием для защиты от набегов степных язычников после крещения Руси часто становилась мирная христианская проповедь. В Никоновской летописи записано: «Того же лета пришли из болгар к Владимиру в Киев четыре князя и просветились Божественным крещением». Затем «пришёл печенегский князь Кучуг и принял греческую веру, и крестился во имя Отца и Сына и Святого Духа, и служил Владимиру чистым сердцем». Под влиянием святого князя Владимира крестились и некоторые видные чужеземцы, например, живший несколько лет в Киеве будущий норвежский король Олаф Трюггвасон, а также знаменитый Торвальд Путешественник.

Звучала христианская проповедь и на знаменитых пирах святого Владимира. По воскресеньям и большим христианским праздникам после церковной службы выставлялись для киевлян праздничные столы, звонили колокола, пели церковные хоры, исполнялись былины и духовные стихи. Так по случаю освящения Десятинной церкви князь устроил большой пир, «щедро раздавая милостыню убогим и нищим, и странникам, и по церквам, и по монастырям». Пиры устраивались также в честь побед киевских богатырей, полководцев Владимировых дружин – Добрыни, Александра Поповича. Если люди по болезни не могли придти к князю за стол, он приказывал возить пищу по городу и предлагать её всем нуждающимся, «чтобы все приходили и ели, прославляя Бога». Такой же порядок был введён им и в других городах Руси. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. Можно сказать, что своей деятельностью он положил начало делам благотворительности на Руси.

Эпоха святого Владимира заложила основу для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ на Руси проходили в напряжённой духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси, принятое от православной Византии, было важнейшим шагом в её государственном самоопределении.

Святой Владимир умер в приготовлениях к своему последнему походу в селе Спас-Берестове пятнадцатого июля тысяча пятнадцатого года. Он правил Русским государством тридцать семь лет, с девятьсот семьдесят восьмого года. Из них двадцать восемь лет прожил в крещении.

Немногие имена, оставшиеся в истории, могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперёд предопределившего духовную судьбу русского православного народа. Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последующей историей Руси и Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа – Истинную Жизнь – познали», – засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг князя продолжили его сыновья, внуки и правнуки, владевшие Русской землёй в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого до последнего Рюриковича – царя Феодора Иоанновича.

Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как пятнадцатого мая тысяча двести сорокового года помощью святого Владимира он одержал победу в битве со шведскими захватчиками Чудском озере.

Церковное почитание святого князя Владимира на Руси началось раньше. Святитель Иларион, митрополит Киевский, в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина Великого и сравнивает его апостольское служение Русской земле со служением святых апостолов.



Похожие:

Воронежской области iconО мерах по реализации закона воронежской области
Закона Воронежской области от 29. 12. 2009 n 178-оз "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Воронежской области"...
Воронежской области iconПостановление от 12 февраля 2009 г. N 74 о программе государственных...
Законом Воронежской области от 30. 09. 2008 n 77-оз "О правительстве Воронежской области", рассмотрев программу государственных гарантий...
Воронежской области iconРоссийской Федерации Администрация Каменского муниципального района...
Вам разработанные гу мчс по Воронежской области памятки населению по действиям при чрезвычайных ситуациях и происшествиях, характерных...
Воронежской области iconОбластной краеведческий конкурс школьников «Летопись воронежской...
...
Воронежской области icon1 Принятие устава государственного образовательного бюджетного учреждения...
Воронежской области» и переименованием учреждения на основании постановления правительства Воронежской области от 27. 01. 2012 №46...
Воронежской области iconЗакон о внесении изменений в закон воронежской области «о стратегии...
Внести в Закон Воронежской области от 30 июня 2010 года №65-оз «о стратегии социально-экономического развития Воронежской области...
Воронежской области iconСемь чудес Воронежской области
Маловодная местность, часто страдавшая от засухи и пыльных бурь на юго-востоке Воронежской области
Воронежской области iconВоронежской области распоряжение
Верхнемамонском муниципальном районе, на основании письма Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области...
Воронежской области iconЗакон Воронежской области «О профилактике алкоголизма, наркомании...
Основополагающие документы, определяющие стратегию профилактики асоциальных явлений среди детей
Воронежской области iconВоронежской области постановлени е
Законом Воронежской области от 25. 05. 1997г.№3-11-оз «О защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница