Обучение детей с разным типом мышления




Скачать 466,96 Kb.
НазваниеОбучение детей с разным типом мышления
страница1/9
Дата публикации12.06.2013
Размер466,96 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
А.Л.СИРОТЮК

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ МЫШЛЕНИЯ

Мы предлагаем вашему вниманию отрывки из книги, которая готовится к печати в издательстве «Сфера».
Заказы на книгу можно направлять по адресу: 129626, Москва, а/я 40. Книги высылаются наложенным платежом.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ПРАВЫМ
И ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА


Правополушарные люди за лесом
не видят отдельных деревьев,
а левополушарные — за отдельными деревьями
не видят леса.


Б. Белый

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педагогов и психологов дошкольных учреждений и школ довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка.
Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

  • доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

  • доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

  • отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

К односторонне представленным правополушарным и левополушарным типам реагирования принадлежат чуть меньше половины людей.
Надо учитывать, что деление людей на правополушарных и левополушарных упрощает реальность, зато многое позволяет ясно увидеть в человеческой личности.
Наряду со специализацией полушарий, мозг работает как единое целое. Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам организации контекстуальной связи между элементами обрабатываемой информации.
«Левополушарные» формально-логические компоненты мышления организуют любой знаковый материал таким образом, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. Это могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы.
То есть из всех реальных и потенциальных связей между предметами и явлениями выбирается несколько определенных, не создающих противоречий и укладывающихся в данный контекст. Так, слово, включенное в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть больше.

Функция «правополушарных» компонентов мышления — это одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Преимущество такой стратегии мышления проявляется в тех случаях, когда информация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту. Роль правополушарной стратегии познания, проявляющейся в способности улавливать множество связей и вариантов в многозначном контексте, делает ее важнейшим участником творческого процесса.

Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Левополушарным же легче писать, чем диктовать. Как правило, правополушарные люди — целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.

Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Среди левополушарных — инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Обучение детей с разным типом мышления iconРадченко А. Ю. Функциональная асимметрия полушарий коры головного мозга
Исследованием этой проблемы занимается лаборатория нейрофизиологии и нейропсихологии ребенка Института образования взрослых ран....
Обучение детей с разным типом мышления iconКомплект экзаменационных билетов
Зонные диаграммы гетеропереходов различных типов. Гетеропереходы между полупроводниками с одинаковым типом проводимости. Гетеропереходы...
Обучение детей с разным типом мышления iconВыступление на межрегиональной конференции
Современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления
Обучение детей с разным типом мышления iconКапитонова Н. В. г. Тверь
Сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей...
Обучение детей с разным типом мышления iconЛекция XV
Типы задержек психического развития. Коррекционно-развивающее обучение детей с зпр. Олигофрения. Причины умственной отсталости. Степени...
Обучение детей с разным типом мышления iconПсихолого-педагогические основы развития творческого мышления детей
Возможности проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся
Обучение детей с разным типом мышления iconОсновные функции проблемного обучения
В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития...
Обучение детей с разным типом мышления iconЗадача учителя словесника научить учеников читать и понимать не только текст, но и подтекст
Требуется модернизация филологического образования, так как появилась острая потребность в образовании и воспитании поколения с новым...
Обучение детей с разным типом мышления iconАннотация Настольно-печатная игра для детей старшего дошкольного возраста
Практика показала, что формирование операций логического мышления на доступном детям материале, в игровой форме способствует развитию...
Обучение детей с разным типом мышления iconКормов для непродуктивных животных
Отрасль и ее продукция в разных классификаторах «приписана» к разным секторам экономики и разным товарным группам. Для нас очевидно,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница