Курсовая работа по политологии. Тема: Внутренняя и внешняя политика России




Скачать 233.18 Kb.
НазваниеКурсовая работа по политологии. Тема: Внутренняя и внешняя политика России
Дата публикации05.04.2013
Размер233.18 Kb.
ТипКурсовая
pochit.ru > Право > Курсовая




Министерство высшего образования Р.Ф.

Тульский государственный университет.

Кафедра социологии и политологии.


Контрольно-курсовая работа по политологии.
Тема: Внутренняя и внешняя политика России.

Выполнил студент группы: 121821

Кобяков Р.И.

Проверил: Баталин

Тула 2003
Содержание

Введение .......................................................................................................3

1. Сущность внутренней и внешней политики......................................... 4

1.1 Внутренняя политика..........................................................................4

1.2 Внешняя политика...............................................................................8

2. Взаимодействие внутренней и внешней политики............................. 19

Заключение................................................................................................. 21

Литература...................................................................................................22

Введение

На рубеже тысячелетий человечество подводит итоги пройденного о пути и строит планы на будущее.

Множество исследователей в области философии. истории, политики, социологии, религии, точных наук, культуры и т.д. строят прогнозы, обосновывают теории, сходятся во мнении или дискутируют между собой. Международные, общественные, правительственные организации стремятся направить свои усилия на решение неотложных мировых проблем.

Происходящие в мире перемены, становление новых взаимоотношений между государствами мирового сообщества и мирового порядка в целом заставляют также по-новому взглянуть на такую проблему, как внешняя политика и международные отношения. Иные подходы к внешней политике касаются практически всех стран мира, если учитывать другие, появившиеся взамен прежних, реалии в международных отношениях после окончания периода «холодной войны»1

Сегодня как следствие принципиально иного информационного и технологического уровня развития мира межгосударственные границы становятся все более прозрачными. Одновременно самостоятельно начинают действовать внутригосударственные регионы. Они стали значимым фактором европейского строительства, что привело даже к появлению такого понятия, как «Европа регионов».2

Все это важно и для современной России, для ее внутренней политики в связи с серьезными, во многом глобальными изменениями, происходящими как в самой стране, так и в ее внешней политике.

1 Полигология: учебно-методическое пособие. Под ред. Ю- А. Северова. Тула, 1997.

2 Иванов И. Д. Европа регионов. М.: 1998.

1 - Сущность внутренней и внешней политики

1.1 Внутренняя политика

Задачи, которые решает государство, выражаются в его функциях. В отечественной литературе обычно выделяют внешние и внутренние

функции государства. «К внутренним относятся: экономическая, социальная, экологическая, обеспечение правопорядка и законности, культурно-образовательная, защита общественного строя, социальный арбитраж. Внешние функции: участие в решении глобальных проблем, обеспечение национальной безопасности, развитие взаимовыгодного. сотрудничества»3 Внутренние функции входят во внутреннюю политику государства, внешние функции соответственно во внешнюю политику.

Цели внутренней политики противоречивы и разнообразны. Ее общая цель в системе - интеграция внутренне дифференцированного общества, увязывание конфликтующих частных устремлений граждан с общей целью всего общества. Гарантией гармоничного сочетания частных и общих целей призвано служить государство.

С точки же зрения содержания политический процесс внутренней политики выражает как бы технологию осуществления Власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении системы правления).

Содержание и процесс не исчерпывают строение внутренней политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить

3 Малетин С. С. Политология. Авторизованное учебное пособие для студентов заочного отделения. Новосибирск -1998.

1) политическое сознание. включающее внутренний мир менталитет. ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории:

2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов. политико-правовые нормы;

3) институты власти и борьбы за нее:

4) отношения властвования — господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

Если попытаться перечислить конкретные составные части внутренней политики, то в качестве таковых можно назвать политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы и т. п., обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психологию людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политических лидеров, элиты, группировки и т. д.

Помимо составных частей и элементов во внутренней политике иногда выделяют два уровня ее существованияю4. Первый, собственно по­литический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации фирмы и т. п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, cвoйcтвeнныe большой политик: и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ; применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т. д.

4Пугачев В. П. Введение в политологию. М.: 1995

Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй и трети уровни имеют подчиненное значение.

Внутреннюю политику по критерию различения сфер общественной жизни можно разделить на экономическую, социальную, собственно по­литическую, духовную. Экономическая политика — совокупность науч­ных положений, целей, политических средств и практических мер, с по­мощью которых осуществляется регулирование отношений между граж­данами, социальными группами, нациями в сфере экономической жизни общества. По отраслевому критерию в экономической политике обычно выделяют: политику в области промышленности, транспорта, финансов, аграрную политику и т.д. Социальная политика — это система идей, ус­тановок, целей, методов и средств, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями по поводу их места в обществе и обеспечению непосредственно их жизнедеятельности. В свою очередь, социальная политика может под­разделяться: на распределительную, пенсионную, жилищную, в области здравоохранения, демографического развития и т. д. Особое место в сфере социальной жизни занимает национальная политика, объектом которой являются национальные отношения.

Политика в политической сфере направлена на регулирование отно­шений между гражданами и социальными общностями по поводу, прежде всего государственной власти. Она включает в себя политику государственно-административного строительства и политику

общественных организаций и движений в сфере властно-политических отношений.

Политика в сфере духовной жизни призвана осуществлять регулиро­вание отношений между гражданами, социальными общностями по поводу функционирования идей, взглядов, теорий, их реализации в обществе и непосредственной жизнедеятельности людей. Она также может классифицироваться по отраслевому принципу на политику в области культуры, театра, кино. печати, средств массовой информации и т. п.

По полноте охвата сфер общественной жизни и влиянию на общество можно выделить такие разновидности политики, как научно-техническая, оборонная, экологическая. Эти виды политики отражают возможности обществ, характер и социальную направленность развития.

Общество представляет собой сложную социально - дифференцированную систему. Ее структуру составляют индивиды, социальные слои, группы и нации со своими многообразными потребностями и интересами.

Для их выражения, защиты и осуществления создаются государственные органы, политические партии, общественно-политические и профес­сиональные организации. Они выступают как активные субъекты поли­тики. Исходя из этого, важным критерием классификации политики явля­ются ее субъекты. Определяющим и ведущим среди них выступает государство. Современное государство — сложная система органов, имеющая монополию на насилие как средство господства и располагаю­щая широкими законодательными, судебными правами, материальными и техническими ресурсами.

^ 1. 2 Внешняя политика

Внешняя политика также неотъемлемая форма деятельности государства. Суть се в налаживании отношений с другими государствами. Общепринятыми основными целями внешней политики являются:

а) Обеспечение национальной безопасности данного государства;

б) рост его потенциала (экономического, политического, военного):

в) рост престижа и упрочение международных позиций государства.

Понятно, что обеспечение безопасности государства отвечает его жизненным потребностям. Без реализации этой цели нет внешней поли­тики как таковой. Среди важнейших целей внешней политики приоритетным является рост потенциала (силы) государства. Имеется в виду как экономический потенциал, так и интеллектуальный, военный, политиче­ский. Государство через свою внешнюю политику может умножать, свои. силы (через принадлежность к военным блокам, получение экономической помощи и т.д.). Что касается престижа государства в международной политике, то реализация этой цели становится возможной при условии, что успешно выполняются две предыдущие цели. А они могут быть успешно осуществлены только при выполнении государством определенных функций во внешней политике.

Внешняя политика государства выполняет три основные функции:

1. охранную,

2. репрезентативно-информационную

3. переговорно-организаторскую.
Первая из названных функций связана с защитой прав, интересов страны и граждан за границей (предотвращение возникновения угроз для государства, его границ, его интересов и т.д.). Вторая функция выражается в представлении государства на международной арене через соответствующие его органы, выражающие его взгляды и интересы (посольства). Третья функция состоит в организации и использовании контактов на внешнем уровне по дипломатическим каналам. Все функции имеют универсальный характер, хотя их проявление зависит от многих конкретно-исторических факторов (развития общества, его связей с миром. характера политической и государственной власти и т.д.).

Решающее значение для осуществления целей, заложенных во внешней политике, имеют средства их реализации. Выделяются следующие средства внешней политики:

• информационно-пропагандистские,

• идеологические,

• политические,

• экономические,

• военные.
Информационно-пропагандистские средства выполняют важную роль и проявляются в различных формах пропаганды, информации, культурной политики. Политические средства охватывают прежде всего сферу дипломатических отношений. Экономические средства предполагают использование экономического потенциала для воздействия на политику других стран. Военные средства охватывают армию, ее мощь. Примером проявления военных средств может служить военное давление:

маневры, учения в приграничных районах, пограничные провокации, демонстрации обладания новыми видами оружия.

Средства внешней политики можно классифицировать также в зави­симости от степени интенсивности их внедрения (сотрудничество или борьба). Внешняя политика как деятельность одного государства за пределами своих национальных границ не сводится к взаимодействию только государственно оформленных субъектов, она все больше становится международной. К сфере международных политических отношении относятся отношения не только между государствами, но и любой вид деятельности по реализации групповых или общественных интересов, если они разделяются на международной арене.

Вопреки обыденному пониманию международные отношения нс яв­ляются простой суммой различных видов внешней политики.

Международные отношения охватывают совокупность явлений и международных процессов, представляющих собой результат взаимоотношений, происходящих между государствами, международными организациями. Международные отношения - это та среда, где реализуются принципы внешней и международной политики. Но эта среда характеризуется многообразием отношений, сложной системой связей и зависимостей, сложностью международных структур (экономических, военных, политических). Достаточно сказать, что в 1945 г. в ООН было 51 государство, в 1981 г.- уже 155, а сегодня - более 200. Учитывая, что каждое из этих государств имеет разную историю, традиции, экономическую и политическую систему, разные международные интересы, можно представить, какими сложными и трудными являются современные международные отношения.

Следует отметить, что с давних времен предпринимались попытки классифицировать международные отношения. Имеются различные подходы к решению этого вопроса. Их различие заключается в критерии, положенном в основу классификации. В марксистской литературе типоло­гия международных отношений проводится в соответствии с общественно-классовыми критериями, в соответствии с типом общественно-экономической формации. Здесь выделяются рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические международные отношения. Близкая к этой типология опирается на положения, что в каждой истори­ческой эпохе отличной является сущность и специфика международных отношений. Основным критерием данной типологии является способ проявления классовых отношений в этой сфере общественной жизни. Он делит международные отношения на две основные группы. Первая группа - это классово-однородные отношения, которые можно назвать классово - гомогенными: феодальные, капиталистические социалистические. Вторую

группу составляют международные отношения, неоднородные в классовом отношении — гетерогенные (иногда их называют переходными). Здесь можно выделить типы: феодально-капиталистический, капиталистическо - социалистический и тип международных отношений с антиимпериалистической ориентацией.

Широкое признание получила типология международных отноше­ний по характерным типам международных действий.

В соответствии с этим критерием выделяют четыре основные модели доминирования в мире, и международные отношения строятся на этих моделях5:

1) классический многополюсный мир;

2) двухполюсный (биполярный) мир — мир с доминированием двух
5 Барсамов В. А. Политология для студентов технических вузов. Под ред. Б. И. Кретова. М. «Высшая школа», 2002

государств или систем государств;

3) однополюсный мир;

4) надгосударственный мир (бесполюсный). Тип межгосударственных отношений в таких мирах может различаться:

а) война,

б) холодная война,

в) мирное сосуществование,

г) неприсоединение,

д) сотрудничество.

Обращение к этой типологии требует определения критериев, в соответствии с которыми можно выделять виды международных отношений.

Наиболее широко при этом используется предметный критерий, т. е. область, в ко горой разворачиваются отношения между государствами, На основе этою критерия выделяются следующие виды международных отношений: политические, экономические, военно-стратегические, культурные, общественные, идеологические, научно-технические. Отдельные виды этих отношений проявляются на разных уровнях международной жизни. Принято выделять уровни: глобальный (ООН), региональный (ЕЭС, ОАГ), надрегиональный (Движение неприсоединения) и двусторонний (Россия — Франция). Следует отметить, что многоуровневость — одна из существенных черт современных международных отношений, основанных на принципах нового политического мышления.

В политологической литературе взаимосвязь внешней политики и международных отношений оценивается неоднозначно. Одни считают их

взаимосвязь краеугольным камнем теории международных отношений. Другие авторы утверждают, что внутреннее развитие государства опре­деляется развитием внешних сил и играет служебную роль по отношению

к ним (Л. Гумплович). Была предпринята попытка в рамках «силовой кон­цепции» сформулировать систему «силовых» законов. Так, Л. Гумплович считал, что главным законом международной жизни является постоянная борьба между соседними государствами из-за пограничной линии. Из «основного» закона вытекают неосновные, «вторичные», которые заклю­чаются в том, что каждое государство заботится о сохранении политиче­ского равновесия и всеми силами препятствует усилению могущества соседа, стремится к выгодным приобретениям (особенно важно получить

выход к морю, что обеспечивает как военные, так и торговые преимуще­ства). Именно эти идеи легли в основу геополитических концепций.

Сегодня эти «законы» не имеют абсолютного значения, так как бипо­лярный мир распался и начал формироваться многополярный политический мир. Это подтверждается образованием крупных политических и экономических центров в мировом сообществе, выступающих Самостоятельными субъектами в мировой политике. Сегодня более привлекательным становится транснациональный подход к международным отношениям, когда взаимодействия государств рассматриваются лишь как часть международной деятельности

В реальности, существует ряд противоречий, которые осложняют межгосударственные отношения.

1) С одной стороны, существует общепризнанное в международных документах формальное равенство государств, с другой — реальное их неравенство. Причем это реальное неравенство существует не только в величине, мощи, экономическом и военном потенциале государств, но и в правовом отношении. Одни страны являются постоянными членами Со­вета Безопасности ООН, другие — нет. Одни страны имеют право иметь ядерное оружие, на другие распространяется запрет его создавать. Международные организации находятся под влиянием крупных государств и отчасти в финансовой зависимости от них.

2) Межгосударственные отношения в значительной степени носят фрагментарный характер, то есть не сложилась широкая и полномас­штабная система, которая бы регулировала весь круг отношений. В зна­чительной степени отношения между государствами основываются на договорах между ними, однако договоры регулируют лишь часть реальных отношений.

3) Сама система отношений между государствами во многом неодно­родна. В ряде случаев политика зависит от взаимоотношений первых лиц государств, их симпатий и антипатий. Однако подписанные нуждаются в ратификации парламентами, что вносит свои трудности в договорный процесс.

4) Нестабильность договоров также является реальной проблемой

межгосударственных отношений. Государства могут денонсировать дей­ствующие договоры, изменить сложившуюся систему отношений.

5) Слабость международного права и международных организаций. Международное право, т. e. система норм и регламентации отношений между государствами в значительной степени носит договорный характер что отражается на его применимости. Уже в 1928 г. принимались совместные решения о запрете всех войн, позднее принимались решения о запрете вооруженного насилия, однако и после 1945 года войны и конфликты продолжались.

6) Все вышеназванные проблемы в значительной степени обусловливают недоверие государств друг к другу.

Нельзя сказать, что межгосударственные отношения состоят исключительно из проблем; государства за последние десятилетия очень сильно продвинулись в деле интеграции, налаживании связей, появилось много общего, но, тем не менее, проблемы остаются.

Теоретическому обоснованию международных политических отно­шений посвящены целый ряд теорий и концепций.

Можно отметить, что есть два основных взгляда на мировую политику. Это взгляд, в основе которого лежит представление о том, что субъек­том межгосударственных отношений являются государства, а мировая политическая система отношений — система отношений между государ­ствами. В основе этого понимания лежит и традиционное деление мировой истории по принципу развития отдельных государств. Английская и Французская революции открывают Новое время, а XX век — эпоха Но­вейшего времени.

Другой взгляд основой мировой политической истории считает сис­тему отношений, закрепленную в договорах между многими, первона­чально европейскими, государствами. В соответствии с таким взглядом история делится на периоды господства, разделения и закрепления мира, баланса между государствами, когда межгосударственные отношения строятся на базе генеральных многосторонних межгосударственных отношений.

Так. Барсамов В. А. выделяет следующие системы отношений:6

Вестфальская (1648—1650) — закрепившая итоги тридцатилетней войны в Европе, потерю Испанией Голландии, укрепление протестантской Швеции и католической Франции, раздробленность Германии.

Венская (1815) — закрепившая итоги поражения Франции и передел

Европы. В Вене собрались представители европейских государств, русский и австрийский императоры, короли прусский, датский, вюртембергский и баварский, министры, канцлеры, крупные политические деятели, которые определили послевоенное устройство Европы.

Версальская (1919) — закрепившая итоги Первой мировой войны, распада Австро-Венгрии, Османской империи, отделение от России При­балтики и Польши.

^ Ялтинско - Потсдамская (1945) — закрепившая итоги Второй миро­вой войны, послевоенное устройство. «Ялтинско - Потсдамская» система международных отношений, возникшая после окончания второй мировой войны, была ориентирована на биполярную структуру мира»7. Если в качестве основного свойства этой системы рассматривать биполярность, то с завершением холодной войны она действительно исчезла. В данном контексте реально говорить об исчезновении и самой Ялтинско-Потсдамской системы еще в конце 1980-х — начале 1990-х годов. В то же время остались многие ее элементы, в частности и те, которые закреплены международными договорами, что является неким стабилизирующим элементом современных международных отношений. В этом смысле Ялтинско - Потсдамская система шире чисто биполярного миропорядка.

В западной политологии существует концепция «нового мирового порядка», которая представляет собой глобальный проект переустройства

мира. Ее политическую суть можно определить как формирование во всех регионах и странах мира политических систем, базирующихся на фундаментальных основах западных демократий.
6 Барсамов В. А. Политология для студентов технических вузов. Под ред. Б. И. Кретова. М. «Высшая школа», 2002.

7 Лебедева М. М. Формирование новой политической структуры мира и место в ней России. / Полис, 2000, №6. -С. 40-50.

Идеи нового (единого) мирового порядка имеют два основных на­правления:

1) всемирная унификация различных государств в соответствии с не­которым образцом (признание общечеловеческих ценностей и цивилизо­ванного сообщества);

2) создание единого государства с неким общим центром, мировым правительством.

Агентами нового миропорядка могут выступать различные субъекты:

1) Отдельные государства или государство (сегодня под ним понима­ются США);

2) наднациональные политические организации, международные и межгосударственные организации (НАТО, СБСЕ/ОБСЕ), экономические организации (типа транснациональных корпораций), религиозные орга­низации (Ватикан, экуменическое движение).

Если до XX в. господствовали идеи мирового завоевания мира или подчинения его, то теории нового миропорядка на рубеже XIX—XX вв. имели два направления:

1) централизация мира,

2) унификация его населения.

Ряд национальных государств и политических направлений сопротивляется этим идеям, видя в них стремление одних государств подчинить другие, когда под флагом равенства и равноправия в реальности осуществляется эксплуатация ресурсов и населения стран, не принадлежащих к «золотому миллиарду», когда под новыми идеями кроется стремление.

распространить какую-то одну форму человеческого общежития на всех и заставить жить людей в соответствии с этими правилами. Такие способы, как считают противники ноною мирового порядка, существовала и ранее, когда крестоносцы и конкистадоры распространяли христианскую религию. Сегодня механизмы подчинения одних государств (блоков государств) другим тоньше, не всегда подразумевают прямое насилие. больше появилось возможностей экономического воздействия и пе­рераспределения. Известная формула политиков «У страны нет друзей, у нее есть национальные интересы» стала традиционной и широко цити­руемой.

Концепция национальных интересов предполагает прагматизм. Национальные интересы подразумевают: сохранение и расширение воз­можностей государства в защите территории, развитии вооруженных сил и экономики, влияния на другие государства, защиты населения и госу­дарственных институтов, развитие торговли и роста инвестиций. Высший национальный интерес — достижение стабильного и мирного развития, достойное положение страны в системе международных отношений.

Рост силы одного государства вызывает у соседних стран стремление к адекватному усилению. Государства растрачивают значительную часть экономического потенциала на вооружения, действенность которых ос­лабляется наличием подобных же средств у соседних государств — по­тенциальных противников. В результате возникла концепция баланса сил, когда достаточно иметь примерно равную мощь со своим потенциальным соперником. Сохранение баланса сил может поддерживаться через привлечение других союзных государств.

Наиболее яркий пример действия этой концепции — период разрядки в отношениях СССР и США, когда государства начали разрабатывать концепции оборонной достаточности, а не стремиться иметь тех или иных вооружений большей, чем у противника.

^ 2. Взаимодействие внутренней и внешней политики.

Внешняя политика является продолжением внутренней политики. Однако внешняя политика не может быть определена как простое продолжение внутренней политики. Внешняя политика имеет собственные специфические черты, которые отличают ее от внутренней. Барсамов В. А. указывает на две такие черты:

а) определение и реализация целей во внешней политике осуществляются с учетом действий и целей других суверенных государств;

б) внешняя политика имеет собственное организационно-институциональное обеспечение (органы, кадры)8.

При всей специфике внешней политики необходимо видеть взаимосвязь и взаимозависимость внутренней и внешней политики. Еще

Макиавелли указывал, что всегда будут постоянно хорошими внутренние дела, если будут постоянно хорошими дела внешние. И можно сказать наоборот.

Иными словами, из внутренних отношений в государстве должны

происходить и внешние линии его общения с соседями. Одно тесно связано с другим, и нарушение этой связи обычно ведет к неудачам на том или ином фронте. Основание, база как для внутренней, так и для внешней политики одна и та же данная ступень развития производительных сил общества.

В наши дни немыслима здоровая внешняя политика государства, которая бы не отвечала интересам движущих сил его населения. Если

8Барсамов В. А. Полигология для студентов технических вузов. Под ред. Б. И. Кретова. М. «Высшая школа», 2002.

противоположное очень часто бывало в истории, то за такой политикой рано или поздно, но также закономерно следовало крушение внутренней политики. Можно было бы много привести этому примеров. Внешняя

политика Наполеона потерпела крах, когда во Франции уже не было к ней сочувствия, когда она расходилась с интересами французской буржуазии и крестьянства, движущих сил государства. Наконец, империалистическая

война на стороне серединных государств на четвертом году встречалась явно враждебно понявшими всю бессмысленность бойни трудящимися массами Германии и Австро-Венгрии, в последней к тому же с обострением национальной борьбы. Захватнические стремления буржуазных классов в этих государствах разбились о новую психологию трудящихся масс, созданную экономическими условиями.

Философ войны Клаузевиц, подчиняя войну политике - внешней, вводил непременным условием, чтобы она (политика) была представительницей всех граждан, чтобы внутренние интересы последних были уравнены, т.е., иными словами, считал войну возможной, когда внутри все спокойно.

Необходимо помнить, что только здоровое внутри государство может вести сильную и активную внешнюю политику.

Заключение

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Обе части политики диалектически взаимодействуют.

2. В большинстве случаев внутренняя политика обусловливает содержание, средства, методы и социальную направленность внешней политики. В свою очередь внешняя политика в определенных условиях активно влияет на внутреннюю и может даже вносить в ее характер существенные коррективы.

Сильная политика проводится только полным сил государством. Сила и мощь государства основывается на его внутренних соотношениях.

Внутренние отношения государства накладывают печать на его внешнюю политику и на военную деятельность или, иными словами, в последней отражается, как в зеркале, внутренняя политика страны.

Литература

1) Политология: учебно-методическое пособие. Под ред. Ю.А. Северова. Тула, 1997.

2) Иванов И. Д. Европа регионов. М.: 1998.

3) Барсамов В. А. Политология для студентов технических вузов. Под ред. Б. И. Кретова. М. «Высшая школа», 2002.

4) Малетин С. С. Политология. Авторизованное учебное пособие для студентов заочного отделения. Новосибирск -1998

5) Лебедева М. М. Формирование новой политической структуры мира и место в ней России. / Полис, 2000, №6. -С. 40-50.

6) Пугачев В. П. Введение в политологию. М.: 1995

Похожие:

Курсовая работа по политологии. Тема: Внутренняя и внешняя политика России iconРассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы
Тема №50: Внутренняя политика СССР в середине 1960-х середине 1980-х гг. Конституция 1977 г. Внешняя политика (основные тенденции...
Курсовая работа по политологии. Тема: Внутренняя и внешняя политика России iconВопросы для подготовки к промежуточной аттестации учащихся 6-х классов по истории России
Первые Рюриковичи: внутренняя и внешняя политика первых русских князей, значение их деятельности
Курсовая работа по политологии. Тема: Внутренняя и внешняя политика России iconЛекция №19. Тема: внутренняя и внешняя политика Ивана IV грозного
Иван 4 Васильевич (Грозный) был внуком Ивана 3 и сыном Василия 3 и фактически правил в 1547-1584гг
Курсовая работа по политологии. Тема: Внутренняя и внешняя политика России iconТема: Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича
Цель: Знакомство с изменениями во внутренней и внешней политике в период правления Алексея Михайловича
Курсовая работа по политологии. Тема: Внутренняя и внешняя политика России iconАттестационная работа блиновой ангелины николаевны, учителя истории тема
Тема: «внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны». Создание системы союзов»
Курсовая работа по политологии. Тема: Внутренняя и внешняя политика России icon4: Внешняя политика России на рубеже 19 -20 вв. Русско-японская война
Проверочная работа. Цель: Контроль знаний учащихся по теме: «Общественно- политическое развитие России в 1894-1904гг.»
Курсовая работа по политологии. Тема: Внутренняя и внешняя политика России icon10 класс Внутренняя и внешняя политика Павла I
Позволял императору назначить любого преемника вне зависимости от степени родства
Курсовая работа по политологии. Тема: Внутренняя и внешняя политика России icon-
Тема 1: Российская империя в начале XX в. Внешняя политика России. Первая мировая война
Курсовая работа по политологии. Тема: Внутренняя и внешняя политика России iconОглавление
Великая отечественная война советского народа. Внутренняя и внешняя политика советского государства в послевоенный период
Курсовая работа по политологии. Тема: Внутренняя и внешняя политика России icon07. 00. 02 – Отечественная история
Государственные образова-ния на территории Беларуси, их внутренняя и внешняя политика, местное управление, классовая борьба, политические...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница