Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории




Скачать 88,97 Kb.
НазваниеШкольный этап Всероссийской олимпиады по истории
Дата публикации05.04.2013
Размер88,97 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории

2010-2011 учебный год

9, 10 классы

Задания и ключи
Задание 1. Укажите лишнее имя в ряду в перечне деятелей, входивших в Избранную раду:

  1. Андрей Курбский.

  2. Алексей Адашев.

  3. Иван Висковатый.

  4. Иван Пересветов.

Ответ (максимально 1 балл): 4
Задание 2. Какой из перечисленных рядов составляет даты начала крупнейших народных выступлений?

  1. 1607 г., 1671 г., 1708 г., 1775 г.

  2. 1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.

  3. 1606 г., 1670 г., 1707 г., 1773 г.

  4. 1649 г., 1678 г., 1698 г., 1711 г.

Ответ (максимально 1 балл): 3
Задание 3. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Завершите ряд или заполните пробел в нём.

А) 1325 г., 1327 г., 1328 г., ________г.

__________________________________________________________________________________

Б) классицизм, сентиментализм, романтизм, __________________.

__________________________________________________________________________________

В) Екатерина I, Анна Ивановна, ____________________, Екатерина II.

__________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 3 балла):

А) Даты, связанные с деятельностью Ивана Калиты. 1325 г., 1327 г., 1328 г., 1340 г. —СМЕРТЬ ИВАНА КАЛИТЫ.

Б) Художественные направления в искусстве. Классицизм, сентиментализм, романтизм, РЕАЛИЗМ.

В) Российские императрицы XVIII века. Екатерина I, Анна Ивановна, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, Екатерина II.
^ Задание 4. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?

А) Мурома, вятичи, древляне, дреговичи, тиверцы.

__________________________________________________________________________________

Б) Духовенство, купечество, горожане, крестьяне.

__________________________________________________________________________________

В) Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.И. Беринг, Н.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Г.М. Невельской.

__________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 3 балла):

А) Мурома (финно-угорское племя). Остальные — славянские племена.

Б) Крестьяне (непривилегированное сословие). Остальные — привилегированные и полупривилегированные сословия в России конца XVIII в.

В) В.И. Беринг (мореплаватель первой половины XVIII в.). Мореплаватели, принимавшие участие в экспедициях XIX в.

Задание 5. Какой из перечисленных рядов составлен только из художников-передвижников?

  1. В.Г. Перов, В.А. Тропинин, И.И. Шишкин, П.А. Федотов.

  2. И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, Г.Г. Мясоедов.

  3. И.И. Шишкин, П.А. Федотов, В.Г. Перов, В.А. Тропинин.

  4. К.П. Брюллов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.И. Суриков.

Ответ (максимально 1 балл): 2
Задание 6. Заполните пропуск в ряду.

«Хождение за три моря» — записки тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию (1466—1472 гг.); «Повесть о Горе и Злосчастии» — стихотворная повесть XVII века о печальной судьбе безымянного русского молодца; «Житие протопопа Аввакума — __________ __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 1 балл):

Первое в отечественной литературе автобиографическое сочинение. Написано в период 1672—1773 гг. в Пустозерской тюрьме.
Задание 7. Историк должен уметь грамотно писать исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.

  1. Б…г…дельня — _____________________________________________________________;

  2. Л…ств…чное право — _______________________________________________________;

  3. Ф…л…грань — _____________________________________________________________;

  4. Ф…льк…нет — _____________________________________________________________;

  5. Ш…ст…пер — ______________________________________________________________.

Ответ (максимально 5 баллов):

  1. Богадельня — благотворительный приют для престарелых и инвалидов.

  2. Лествичное право — от слова «лествица», т.е. лестница – обычай княжеского наследования.

  3. Филигрань — (от латинского нитка, зерно) один из видов ювелирной техники.

  4. Фальконет — артиллерийское орудие.

  5. Шестопер — одна из разновидностей булавы. Шесть пластин, выступающих из шаровидного набалдашника, дали название.


Задание 8. Прочитайте высказывание.

«Не передвигаем вещей церковных с места на место. Идеже святые положиша что, то тут и лежи. Иже что, кто хотя малое переместит, да будет проклят.» Оно принадлежит:

  1. Аввакуму

  2. Никону

  3. Сильвестру

  4. Гермогену

Ответ (максимально 1 балл): 1
Задание 9. О каких договорах XIX века говорится в документах?

А) Ст. 4. Постановлено, что река Прут со входа ее в Молдавию до соединения ее с Дунаем и левый берег Дуная с сего соединения до устья Килийского и до Моря будут составлять границу обеих империй, для коих устье сие будет общее.

Б) В случае, когда придется выполнять условия союзного договора, и всякий раз, как это случится, договаривающиеся высокие стороны определят особой конвенцией силы, какие каждая из них должна будет привести в действие, а равно и пункты, где они должны будут действовать; но заранее обязуются привести в действие, буде это потребуется обстоятельствами, все свои сухопутные и морские силы в полном составе.

А)________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Б)________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ответы (максимально 2 балла):

А) Договор, подписанный в Бухаресте, завершил русско-турецкую войну 1806—1812 гг.

Б) Тильзитский русско-французский договор о наступательном и оборонительном союзе заключен 25 июня (7 июля) 1807 г. между императорами Александром I и Наполеоном I.
Задание 10. О каком князе говорится в документе?

«Когда … вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храб­рых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив ее на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все прочие его воины».

  1. Игорь.

  2. Владимир Мономах.

  3. Святослав.

  4. Ярослав Мудрый.

Ответ (максимально 1 балл): 3
Задание 11. Прочитайте отрывок из письма и определите, кому оно адресовано.

Ваше царствование начинается под удивительно счастливым созвездием. На вас нет кровавых пятен, у вас нет угрызений совести.

Весть о смерти вашего отца вам принесли не убийцы его. Вам не нужно было пройти по площади, облитой русской кровью, чтобы сесть на трон; вам не нужно было казнями возвестить народу ваше восшествие.

Летописи вашего дома едва ли представляют один пример такого чистого начала.

Ответ (максимально 1 балл): Александру II
Задание 12. Определите, о деятельности каких приказов рассказывает подьячий одного из приказов Г. К. Котошихин, бежавший в Швецию?

А) « …а в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подъячих 14 человек. А ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств, и послов чюжеземских принимают и отпуск им бывает; такъже и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство прилучится, отпуск им бывает ис того ж Приказу»;

Б) «А ведомо в том Приказе двор, где делают ружье, и казенная оружничья полата, и стволного и ложного и замочного и иного дела мастеры. <...> ...да ружье же, карабины, и пистоли... на царской обиход покупают в ыных государствах, где прилучитца...»;

В) «А ведомо в том Приказе всего Московского государства ямщики, и дается им царское жалованье по 20 рублев и болши человеку на год, а лошадей держат они для гонбы по 3 лошади у всякого человека указное... <...> А устроены ямские слободы дворов по 30 и по 40 и по 50 и по 80 и по 100, а слобода от слободы по 30 и по 40 и по 60 и по 90 и по 100 верст и болши»;

Г) «…а в нем сидит околничей, да думной дьяк, да два дьяка. А ведомо в том Приказе всего Московского государства земля, и что кому дано поместья и вотчин, или кто у кого вотчину купит и кому вновь что дадут...».

А)________________________________________________________________________________

Б)________________________________________________________________________________

В)________________________________________________________________________________

Г)________________________________________________________________________________

Ответы (максимально 4 балла):

А) Посольский приказ.

Б) Оружейной Приказ.

В) Ямской Приказ.

Г) Поместной Приказ.
Задание 13. Ученику случайно попал в руки Указ… «об урочных летах»…

Смысл прочитанного ученик понял не до конца. Помогите ему, выполнив задания и ответив на вопросы:

1) Напишите в современном летосчислении год, соответствующий указанному в документе «7106». ________________________________________________________________________

2) Что такое урочные лета? ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3) После какого срока беглые крестьяне могли оставаться у принявшего их помещика или вотчинника?__________________________________________________________________

4) Почему указ был принят 24 ноября?______________________________________________

Лета 7106-го ноября в 24 день царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из <...> …вотчин выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, — и на тех беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем они выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, <...> давати суд и сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з женами и з детми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил. А которые крестьяня выбежали до нынешнего 106-го году лет за шесть и за семь и за десять и болши, а те помещики и вотчинники, из-за ково они выбежали <...> на тех своих беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем оне, из-за них выбежав, живут до нынешняго 106-го году лет за шесть и за семь и за десять и болши, государю не бивали челом, – и государь указал на тех беглых крестьянех в их побеге... <...> суда не давати и назад их, где хто жил, не вывозити. А давати суд и иск в беглых крестьянех, которые до нынешняго 106-го году выбежали за пять лет. А которые дела в беглых крестьянех засужены, а до нынешняго государева указу не вершены, – и государь указал те дела вершить по суду и по сыску.

Ответ (максимально 4 балла):

1) 1597 г.

2) Сроки, в течение которых помещики могли возвратить беглых крестьян.

3) После пяти лет.

4) Юрьев день.
Задание 14. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

  1. Политический, или, нескольких, союз, государства, военный.

  2. Прямоугольник, форма, в, войска, построение.

  3. Плата, временное, за, земля, предоставление, строения, и, пользование, прочего, во.

1. ________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 3 балла):

  1. Коалиция — политический или военный союз нескольких государств

  2. Каре — построение войск в форме прямоугольника.

  3. Аренда — предоставление земли, строений и прочего во временное пользование за плату.

Задание 15. Среди исторических деятелей, перечисленных ниже, трое — современники. Укажите их.

  1. Фернан Магеллан.

  2. Андрей Рублёв.

  3. Ян Жижка.

  4. Василий III.

  5. Леонардо да Винчи.

  6. Борис Годунов.

Ответ (максимально 3 балла):

1, 4, 5. Магеллан (1480—1521); Василий III (1479—1533); Леонардо да Винчи (1452—1519)
Задание 16. Выберите правильный ответ.

А) Кому принадлежит высказывание

«Россию упрекают в том, что она изолируется. …Говорят, что Россия сердится. Нет, Россия не сердится. Она собирается с силами» (из циркулярной депеши дипломатическим представителям России за границей)

  1. Афанасий Ордин-Нащокин

  2. Александр Горчаков

  3. Георгий Чичерин

  4. Карл Нессельроде

Ответ (максимально 1 балл): 2

Б) Экономическое положение российского крестьянства в конце XIX века существенно ухудшилось из-за…

  1. продажи крестьянами своих участков общинной земли.

  2. мирового сельскохозяйственного кризиса.

  3. прекращения земельных переделов в общине.

  4. предоставления помощи общины обедневшим крестьянам.

Ответ (максимально 1 балл): 2
Задание 17. Краеведение. Выберите правильный ответ.

А) На территории Московской области полностью или частично находится:

  1. Приокско-террасный государственный биосферный заповедник.

  2. Национальный природный парк Мещера.

  3. Национальный парк Угра.

  4. Государственный комплекс Завидово.

Ответ (максимально 1 балл): 1.

Б) В Московской битве 1941—1942 гг. фашистам не удалось захватить:

  1. Клин.

  2. Можайск.

  3. Истра.

  4. Кашира.

Ответ (максимально 1 балл): 4.
В) В XIX веке своего герба не имел:

  1. Серпухов.

  2. Клин.

  3. Люберцы.

  4. Коломна.

  5. Подольск.

Ответ (максимально 1 балл): 3.
^ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ-ЭССЕ

  1. «Добрыня крестил мечом, а Путята огнем». (Новгородцы о крещении Новгорода.)

  2. Сказал брат брату: «Это мое, и то мое ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. («Слово о полку Игореве».)

  3. «Аще ли умру, с вами, аще ли жив буду, с вами же!» (Дмитрий Донской на Куликовом поле.)

  4. «Судите праведно, наши виноваты не были бы». (Иван Грозный.)

  5. «Чтоб всякие дела своею рукою подписывали, ибо сим всякого дурость явлена будет». (Петр I.)

  6. «Не Пугачев важен; важно общее негодование». (Генерал-аншеф Александр Бибиков.)

  7. «Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкой». (Александр Пушкин.)

  8. «Никакой другой воли не будет». (Александр II.)

  9. «Мы доведем войну, какая бы она ни была, до конца». (Николай II.)

  10. «…Судьба войны будет решаться не таким привходящим моментом, как момент внезапности, а постоянно действующими факторами…» (Приказ народного комиссара обороны 23 февраля 1042 г.)

  11. «Олигархи должны быть равноудалены от власти». (Владимир Путин.)

  12. «Если к слову «демократия» приставляются какие-то определения, это создает странный привкус». (Дмитрий Медведев».)


Сочинение-эссе оценивается на основе следующих критериев (максимально 40 баллов; за каждую позицию — максимально 8 баллов):

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

  4. Четкость и доказательность основных положений работы.

  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.


ВСЕГО МАКСИМАЛЬНО 80 БАЛЛОВ

Похожие:

Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории iconШкольный этап всероссийской олимпиады по истории

Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории
Система земледелия, применяемая восточными славянами в VI-VIII в в лесистой полосе
Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории iconЗакончился школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. Подведены...

Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории iconОлимпиадные задания по истории (8 класс). Школьный этап Всероссийской...
Модернизация, империализм, коалиция, парламентская монархия, индустриальное общество
Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории iconПамятка участнику олимпиады по информатике и икт
Моу «сош №16» прошел школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике, географии, экономике
Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории iconМуниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории
Муниципальный этап Олимпиады проводится по заданиям, разработанным областной предметно-методической комиссией, с учетом методических...
Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории iconШкольный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году

Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории iconШкольный этап Всероссийской олимпиады по географии для обучающихся...
Школьный этап Всероссийской олимпиады по географии для обучающихся 9 – Х классов в 2011 – 2012 учебном году
Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников
Работы сдаются в именованной папке, программы называются z1, z2, z3, z4, z5 с соответствующими расширениями
Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории iconШкольный этап всероссийской олимпиады по технологии
Чем размыкается электрическая цепь в квартире при перегрузке или коротком замыкании?
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница