Урок по теме «Гуситское движение в Чехии»




Скачать 64,85 Kb.
НазваниеУрок по теме «Гуситское движение в Чехии»
Дата публикации05.04.2013
Размер64,85 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Право > Урок
Открытый урок по теме « Гуситское движение в Чехии»

Тема сегодняшнего нашего урока «Гуситское движение в Чехии»9009de35.jpg

Не во всех регионах Европы в изучаемое нами время формировались централизованные государства .Например , Священная Римская Империя , несмотря на свое огромное название , отнюдь не была уж такой могущественной и совсем не была похожа на древнеримскую империю . Она состояла из многочисленных земель и княжеств объединено лишь формально .Одной из таких княжеств была Чехия.

^ Цель нашего урока С помощью различных источников познакомиться с историей Чехии, и выяснить причины гуситского движения, как одной из самых ярких страничек в истории Чехии Давайте посмотрим на план нашего урока

1.Причины гуситского движения

2.Роль Яна Гуса в гуситском движении

3.Гуситские войны

4.Историческое значение гуситского движения

А в конце урока мы с вами должны будем ответить на вопрос:

Закономерно ли что борьба за независимость Чехии вылилась в борьбу против католической церкви АНГЛИИ И ФРАНЦИЯ

Посмотрим на карту :-каким цветом -+обозначена территория Чешского государства gusit_war.jpg

-В какой части Европы находиться чешское королевство?

-В состав какой империи входило Чешское государство?

Открыли рабочую тетрадь контурная карта обведите границы Чехии .

Если помните Чешское государство , было образовано еще в 10 в. , а в 11в чешский князь принял титул короля. После избрания императором Священной римской империи Карла 1(чешского короля ) под именем карла 4, Чехия становиться в ней сильный государством.

Карл избегал войн, но сумел расширить территорию Чехии, попытался ограничить права панов, так называли крупных феодалов в Чехии, покровительствовал ремеслу, торговле , культуре .В Чехии пересекались важнейшие торговые пути, в Праге столице Чехии , проводились ярмарки . Преобразилась и сама столица : был построен знаменитый Карлов мост , заложен Собор святого вита .Чехия изменялась настолько успешно что туда стали переселяться немецкие мастера и купцы .Как и у себя на Родине они стали добиваться в городах самоуправления , но в управлении не участвовал не один чех В руках немцев оказались и богатые рудники

^ Несмотря на укрепление королевства чехи были недовольны

На доске таблица недовольство чешского народа

Работа с историческим документом

На столе документ о положении чешского крестьянства. Работа в паре . Прочитайте документ и ответьте на вопросы

-Какие повинности выполняли крестьяне?( они обязаны были нести непосильную барщину , пахать, убирать урожай ,сушить сено , выращивать овощи , обрабатывать шерсть , платить денежный оброк.

- Какие выводы можно сделать на основании этого документа?(крестьянам жилось тяжело. Их эксплуатировали)

Что запишем в таблицу?

Крестьяне- Высокие налоги и повинности в пользу государства

Увеличение барщины

Личная зависимость от панов

Как вы думаете , кто являлся самым крупным собственником земли , кроме феодалов?(католическая церковь)

Откройте страницу 196 учебника найти сведения что представляла собой католическая церковь в Чехии. и чем будут недовольны горожане чехи?

А еще какие источники богатства католической церкви вам известны?(пышные церковные обряды индульгенции)

Чем будут недовольны горожане чехи( дорогие церковные обряды, засильем немцев)

А мелких и средних феодалов в Чехии стало много, и их жизнь мало чем отличалась от крестьян. Владения таких крестьян легко дробились, что приводило к обнищанию их владельцев, которые попадали в зависимость к крупным феодалам-панам. Чем же были недовольны средние и мелкие феодалы? Таблица ( дробление земельных владений . обнищание . зависимость от панов . огромные денежные поборы церкви)

Их надежду на независимость . их мысли совпадали с тем, что говорил в своих проповедях профессор Пражского университета ЯН ГУС.000001.jpg В Чехии не было ни одного человека, ни одной семьи где бы не знали ГУСА. Работа с документами по группам

Какие же главные идеи проповедовал Ян Гус?

Снова обратимся к документу.

Документ 1

Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами?

Что в деятельности церкви не нравилось Яну Гусу?

В чем обвинял он священников?

Постепенно от критики Гус перешел к требованию реформ. Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. С кем так поступали в средние века? Но Гус не дал себя запугать, и даже покинув Прагу, продолжал свои проповеди. Тогда папа римский вызвал Гуса на церковный собор, заседавший в городе Констанце, и даже предоставил ему охранную грамоту…



^ Что обещал император Сигизмунд Яну Гусу?

Что произошло на соборе с Яном Гусом?

Представьте, какой большой собор был по делу Яна Гуса: в совещании участвовало 3 патриарха, 29 кардиналов, 33 архиепископа, 150 епископов, более 100 аббатов, около 300 богословов, присутствовали император, посланцы 10 королей, князья, графы с огромными свитами. Они пытались сначала заставить Гуса отречься от своих взглядов, но это было безуспешно, и тогда…Что происходило дальше на Констанцком соборе нам поможет документ 3

^ Какие черты характера проявил Ян Гус на Констанцском соборе?

Вообразите, у Гуса была возможность бежать, его друзья просили его отречься от своих взглядов, но он этого не сделал.

^ Как вы думаете, правильно ли он поступил?

Каким человеком был Ян Гус (патриотом)

Собор большинством голосов приговорил Гуса к сожжению, и в 1415г. он был казнен

Казнь была воспринята народом как сигнал к вооруженной борьбе. Последователей Яна Гуса стали называть гуситами.czech_krumlov_561.jpg

Откройте карту на стр.200. Первое восстание гуситов произошло в Праге в 1419г. Людей участвовавших в движении гуситов арестовывали, помещали в подземелья. И сейчас мы услышим диалог двух людей, которые волей судьбы оказались в тюрьме. Во время диалога обратите внимание как стали называть восставших. И особенность их жизни.(Инсценировка)

Кто ты, брат, и как сюда попал?

- Я – Воцлав, из Брно, хотел расспросить о городе-крепости на горе.

- Как? Ты, чех, не знаешь, что это Табор?

- Я знал такую гору, но там не было города.

- Я ведь подумал, что ты таборит.

- Кто такие табориты?

- Табориты – те, кто с оружием в руках решили сделать счастливым каждого человека.

- Для бедного человека, по-моему, не может быть счастья

- Может! Счастье для всех - это равенство: не должно быть ни панов, ни королей, ни крестьян. Все люди будут трудиться вместе, а Чехия будет независимой.

- Красивая мечта похожая на сказку!

- Это быль, ведь в Таборе все равны, все называют друг друга братьями. Те, у кого есть ценности, складывают их в большие бочки, стоявшие на улицах. Нет палачей, ростовщиков, а воров сурово наказывают.

- И ты думаешь, они победят?

- А ты видел воюющий народ? Ты представляешь, какая это сила, когда вся страна – военный лагерь, каждый человек – воин, каждая повозка-крепость?!

- Прости, но крепости из повозок не строят.

- Да ты что же не слыхал даже о Яне Жижке?

- Слыхал, что он обломал зубы другу германского императора. Пан хотел по подложным документам купить дом Жижки, но тот отказался и в знак объявления войны ушел со своими людьми в лес. Солдаты так и не смогли победить маленький отряд Жижки. А что он так и воюет?

- Да, но тогда он боролся со своим личным врагом, а теперь против обидчиков всего чешского народа. И даже ранение, которое ослепило его, не мешает ему руководить войсками.

- Как стали называть восставших? Почему их так называли? Что было особенного в их жизни? Что вы услышали о военном искусстве таборитов? Кто был главным руководителем

^ Найти сведения в дополнительной литературе о Яне Жижке рассказать своими словами что же это был за человек?(Сообщение учащихся)zhizhka01.jpg

Но не всех восставших называли табориты. Было еще одно течение восставших - умеренные. Чем они отличались друг от друга? В этом разобраться нам поможет текст учебника на стр.199(2и3 абзац), а полученные сведения перенесем в рабочую тетрадь таблица на стр.82. По вариант 1 умеренные, 2 – табориты

Против гуситов были организованы крестовые походы .Но в течении 15 лет войска гуситов состоящие из крестьян и ремесленников , побеждала над хорошо вооруженной армией феодалов^ КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ?

Чехия устала от бесконечных войн ведь гуситское движение длилось в течении 15 лет Разуверившись в крестовых походах папа и император вступили в переговоры с умеренными.И когда папа признал новые церковные порядки умеренные выступили против таборитов В1434 году У г. Липаны умеренные напали на таборитов и разгромили их

Изменило ли положение чехов гуситские войны?(король пошел на уступки , была организована своя гуситская церковь, б. изгнано немецкое население)Давайте выявим плюсы и минусы гуситского движения

^ ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ Закономерно ли, что борьба за независимость в Чехии вылилась в борьбу против католической церкви?

-Чем гуситские войны отличались от восстания в Англии и Франции?(Жакерия и восстания Уота Тайлера были народным бунтом против растущего гнета, но не за какую нибудь новую политическую или экономическую реформу)

Гуситское революционное движение сыграло большую роль в судьбе Чехии и всей Европы .Это был один из первых ударов по феодализму и католической церкви .Национально освободительная борьба стала воодушевленным примером для народов , страдающей от иноземной власти и агрессии

Похожие:

Урок по теме «Гуситское движение в Чехии» iconУрок по теме: «Движение и его виды»
Цель урока: обобщить полученные на уроках химии, физики, биологии знания о процессе движения
Урок по теме «Гуситское движение в Чехии» iconУрок по теме «Вода» Предлагаю обобщающий урок по теме «Во­да»
Предлагаю обобщающий урок по теме «Во­да», на котором учащиеся работают в группах и индивидуально, используя кар­точки с групповыми...
Урок по теме «Гуситское движение в Чехии» iconСамостоятельная работа по теме «Движение тела по окружности. Вращательное движение»
С каким периодом должна вращаться карусель радиусом 6,4 м для того, чтобы центростремительное ускорение человека на карусели было...
Урок по теме «Гуситское движение в Чехии» iconУрок обобщающего повторения по теме «Гидросфера»
Урок-игра всегда имеет большой успех у школьников. Поэтому обобщающий урок по теме «Гидросфера» я часто провожу в форме игры
Урок по теме «Гуситское движение в Чехии» iconПолитические партии чехии
Социалистическая партия Чехии, 1922 # ■Национально-социалистическая партия !1939-1945! 1945 # ■Чехословацкая социалистическая партия,...
Урок по теме «Гуситское движение в Чехии» iconУрок по теме Цели урока
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"
Урок по теме «Гуситское движение в Чехии» iconУрок русского языка в 8 классе Тема: Обобщение знаний по теме «Односоставные предложения»
Место урока в теме: последний урок в теме «Односоставные предложения». На данном уроке происходит повторение и обобщение изученного...
Урок по теме «Гуситское движение в Чехии» iconУрок химии в 8 классе по теме: «Обобщающий урок по теме: «Вода. Растворы»
Моу «Песчанская средняя общеобразовательная средняя школа» Ивнянского района Белгородской области
Урок по теме «Гуситское движение в Чехии» iconУрок по теме «What are the British like ?»
Урок по теме «What are the British like?» в 8 классе по учебнику Кузовлева В. П. проведен в ноябре 2008 г учителем английского языка...
Урок по теме «Гуситское движение в Чехии» iconУрок по теме «Природа в лирике Ф. И. Тютчева»
Готовя урок по теме «Природа в лирике Ф. И. Тютчева», я решила разработать урок, который не только познакомит учащихся с фактами...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница