Тема: «Формирование Древнерусского государства»




Скачать 71,51 Kb.
НазваниеТема: «Формирование Древнерусского государства»
Дата публикации29.05.2013
Размер71,51 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
Предмет: История России.

Класс: 6 класс.

Тема: «Формирование Древнерусского государства».

Тип: Изучение нового материала.

Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

1) образовательные задачи:

  • ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;

  • выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;

  • выяснить систему управления Древнерусским государством.

2) развивающие задачи:

  • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:

  • развивать умение работать в группах.

3) Воспитательные задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

  • воспитание коллективизма, товарищества.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация

Учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс.

Основные понятия: государство, предпосылки создания государства, конунг, князь.

Ход урока

  1. Орг. Момент

  2. Проверка домашнего задания

  1. Устный ответ по карточкам, используя карту.

Карточка 1.

Используя карту, определите влияние климата на быт и хозяйственные занятия финно-угорских племён

Карточка 2.

Покажите на карте и расскажите о развитии Тюркского каганата.

Карточка 3.

Покажите на карте и расскажите о развитии Аварского каганата.

Карточка 4.

Покажите на карте и расскажите о развитии Хазарского каганата.

Карточка 5.

Покажите на карте и расскажите о развитии Волжской Булгарии.

Карточка 6.

Покажите на карте и охарактеризуйте уровень развития Византии к IX в.

  1. Тест «Соседи восточных славян» (этот же тест составлен в программе «Использование Microsoft Office в школе», можно решить on-line)

1 вариант

Вопрос №1: Во главе Тюркского государства находился:

1. царь

2. каган

3. император

Вопрос №2: В бога грома Перкуня верили:

1. гунны

2. финно-угры

3. скифы

Вопрос №3: Авары в основном занимались:

1. скотоводством

2. торговлей

3. военными походами

Вопрос №4: Религия иудаизм получила распространение

1. в Тюркском каганате

2. в Византии

3. в Хазарии

Вопрос №5: Столицей Византийской империи был город:

1. Константинополь

2. Казань

3. Рим

2 вариант

Вопрос №1: Во главе Хазарского государства находился

1. царь

2. каган

3. император

Вопрос №2: Язычниками были:

1. тюрки

2. волжские булгары

3. хазары

Вопрос №3: Ислам получил распространение:

1. в Хазарии

2. в Волжской Булгарии

3. в Скифии

Вопрос №4: Столицей Волжской Булгарии был город:

1. Итиль

2. Казань

3. Булгар

Вопрос №5: Основным источником пополнения продовольственных запасов у финноугров были(о):

1. ремесло и торговля с соседними племенами и государствами

2. собирательство

3. земледелие, скотоводство и рыбная ловля

  1. Кроссворд (можно сделать на листочках, в программе Excel на компьютерах, на интерактивной доске)

Кроссворд «Соседи восточных славян»


^ По горизонтали:

  1. Организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающих на одной территории


По вертикали:

  1. Кочевые племена, расселившиеся в Причерноморье в IV в.до н.э., занимавшие территорию от Дуная до степной части Крыма и создавшие своё царство

  2. Денежный или вещественный сбор с покорённых народов

  3. Объединение людей по кровному признаку

  4. Воинственные кочевники, вторгшиеся в VI в. в степные районы Причерноморья


Кроссворд «Соседи восточных славян»




По горизонтали:

3. Религия, которую приняла верхушка Хазарского государства

4. Глава государства у хазар
По вертикали:

  1. Жители государства, которое сложилось в VII в. в Нижнем Поволжье и подчинило себе многие соседние народы от Днепра до Северного Кавказа

  2. Скотоводческие кочевые племена, которые в III в до н. э. вытеснили из Северного Причерноморья скифов.

  3. Религия, которую в 922г. приняли волжские булгары.


^ III. Сообщение темы, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Опираясь на знания, полученные в 5-м классе, скажите: как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки: 1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория; 4) Армия; 5) Население; 6) Налоги? (Государство.)

Какую тему сегодня нам предстоит изучить?

Слайд 1. ТЕМА: «Формирование Древнерусского государства».

Задачи:

  • Познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.

  • Выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

  • Выяснить систему управления Древнерусским государством.

IV. Изучение нового материала.

1. Познакомьтесь с таблицей «Различные теории о возникновении государства у восточных славян»

Норманнская

Центристская

Славянская

Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.

Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира

Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.

Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.

Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.

Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.


Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства.

Большинство учёных историков придерживаются центристской теории.

2. Задание: Прочитайте «Повесть временных лет» и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.
Документ

«Повесть временных лет»

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.

И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Белоозеро…

И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.

И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.

И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».

^ Учитель оценивает ответы.
3. Так же ученные утверждают, что Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. (Дополнительный тезис для более подготовленного класса.)

В качестве доказательства этого утверждения предлагаю выполнить задание.

Задание. Используя текст учебника с.12, с.19-26, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства и ответ заполните в виде схемы

Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства. Используя схему как подсказку


    1. Начало неравенства

    2. Выделение знати

    3. Переход к соседской общине

    4. Образование государства

    5. Захват земель, грабительские набеги.

    6. Усовершенствование обработки земли.

    7. Образование излишков.

    8. Складывание частной собственности на землю.

    9. Господство родовой общины.



Подведение итогов. Любое государство имеет определенную внутреннею организацию

4. А теперь выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание.

Задание. Используя опорные слова и текст учебника на с.25-27, составьте схему «Внутренняя организация Древнерусского государства»

(выполняют на интерактивной доске)

^ Социальный строй и управление племенем у славян.

Заполните схему, используя условные знаки


А − Вече

В − Князь

Д − Ополчение

Б − Соседская община

Г − Старейшины

Е − Дружина








Домашнее задание: § 3, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания на стр. 27. Используя иллюстрацию (с. 26), составить рассказ об объединении Новгорода и Киева под властью Олега.

Похожие:

Тема: «Формирование Древнерусского государства» icon«Формирование Древнерусского государства» (2 урока)
Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования...
Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconВопросы к экзамену по Отечественной истории (2010-2011 учебный год)
Возникновение Древнерусского государства. Дискуссии в науке о происхождении Древнерусского государства
Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconТема: Расцвет Древнерусского государства. Правление Ярослава Мудрого
Рассказать о второй усобице на Руси после смерти Владимира Святославовича. Охарактеризовать основные направления политики Ярослава...
Тема: «Формирование Древнерусского государства» icon«Расцвет древнерусского государства в первой половине XI века»
Охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого, определить, почему правление этого князя характеризуется как начало...
Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconТема «Восточные славяне, формирование Древнерусского государства»...
З для охраны своих судов и товаров купцы нанимали и вооружали специальных людей, которые объединялись в гильдии
Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconУрока № параграфа Тема урока Формы работы на уроке
Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян
Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconТематика уроков обучающихся антикоррупционной направленности
Формирование древнерусского государства Предпосылки объединения земель. Коррупция и власть
Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconРодины ведущая, основная тема «пвл»
«пвл» отразила становление древнерусского государства, начала создаваться в 1-е десятилетие 12в., дошла до нас в составе летописных...
Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconТема занятия
Алфавит. Глаголица и кириллица. Выделение славян из общеиндоевропейского единства. Восточнославянские племена и их группировка. Образование...
Тема: «Формирование Древнерусского государства» iconПлан: Формирование единого государства. Возвышение Москвы Правление Ивана III
Укрепление самодержавия и государства в XVII веке. Формирование российского абсолютизма
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница