О. И. Михалева механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в




НазваниеО. И. Михалева механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в
страница1/7
Дата публикации31.03.2013
Размер1.25 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования РС(Я)

Институт развития образования и повышения квалификации РС(Я)
О.И. Михалева

МЕХАНИЗМЫ СОГЛАСОВАНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ В УСЛУГАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методический комплект


Якутск

2011
УДК 373.24(571.56-37)(072)

ББК 74.104(2Рос.Яку-5)я7

М69

Михалева, Ольга Иннокентьевна.

Механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в муниципальных системах дошкольного образования : учеб.-метод. комплект / О.И. Михалева ; М-во образования Респ. Саха (Якутия), Ин-т развития образования и повышения квалификации РС(Я). – Якутск : Изд-во ИРО и ПК, 2011. – … с.

Агентство СIР НБР Саха


Учебно-методический комплект раскрывает актуальную проблему организации и координации деятельности муниципальной системы дошкольного образования на современном этапе развития. Рассматриваются механизмы управленческой деятельности по обеспечению доступности и качества услуг дошкольного образования. Учебная программа разработана на основе стратегических документов по развитию системы дошкольного образования РФ и РС(Я) и исследований ведущих отечественных педагогов и психологов в области дошкольного образования.

Может быть использован как для проведения курсов повышения квалификации, так и для самостоятельной работы руководителей ДОУ, специалистов муниципальных управлений образованием, методистов и других заинтересованных лиц в области дошкольного образования.

Утверждаю:

Директор ИРО и ПК

__________________

Г.И. Алексеева

«___»________ 2011 г.
^ Механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в муниципальных системах дошкольного образования

Учебно-методический комплект
^ Пояснительная записка

Современное дошкольное образование становится все более сложной системой. Это связано с развитием вариативности и разветвленности сети ДОУ, изменением социокультурного запроса, инновационным поиском обогащения содержания и форм образования детей дошкольного возраста. В регионах складывается многофункциональная сеть учреждений образования (преддошкольного, дошкольного и предшкольного), которая предоставляет разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества, создаются разнообразные по структуре органы управления дошкольным образованием, реализуются различные образовательные программы. Все это требует принципиально иного уровня управления.

Педагогическим и руководящим кадрам приходится работать в постоянно меняющихся экономических, социальных, правовых и др. условиях, что, в свою очередь, предъявляет все возрастающие требования к уровню их квалификации. Сегодня назрела необходимость обновления содержания и формы повышения и переподготовки педагогических кадров, руководителей организаций дошкольного образования разного уровня, предъявление образовательных программ, способствующих целенаправленному освоению знаний, компетенций, необходимых для модернизационных и инновационных процессов в муниципальной системе дошкольного образования. В условиях каждого муниципального района существуют специфические особенности конкретной демографической, кадровой, культурно-исторической и социально-экономической ситуации, и, соответственно, специфический запрос по отношению к дошкольному образованию. Следовательно, появляется необходимость механизмов согласования и интеграции этих потребностей, так как одним из аспектов качества дошкольного образования является их удовлетворение. Результаты изменений, которые происходят в дошкольном образовании, во многом зависят от решений органов местного самоуправления, преобразования их управленческих механизмов, которые необходимо отслеживать, анализировать, прогнозировать и проектировать.

^ Цель программы: создание условий для профессионального роста педагогических и руководящих кадров муниципальной системы дошкольного образования; развитие умений анализировать и выстраивать систему дошкольного образования на муниципальном уровне с учетом меняющейся социокультурной ситуации.

^ Задачи программы:

  1. Познакомить с основными подходами для перехода в новые формы образовательных услуг дошкольного образования в муниципальной системе дошкольного образования.

  2. Развивать умение отслеживать, анализировать, прогнозировать и проектировать управленческие механизмы по развитию вариативных форм и моделей муниципальных систем дошкольного образования.

  3. Содействовать формированию новых ценностных установок и исследовательской направленности педагогической деятельности.

^ Технология реализации программы: проблемные лекции, лекции-диалоги, проектные семинары, стажировки (задания эвристического типа, педагогические мастерские, видеоуроки, рефлексия работы).

^ Методы оценки результатов обучения: проведение проблемного анализа ситуации, анализ форм организации образовательного процесса, разработка проектов, программ, подготовка отчета о стажировке.

^ Организационная форма программы: Данная образовательная программа предполагает обучение основам разработки, реализации и осмысления результатов инновационных образовательных процессов, направленных на решение актуальных проблем модернизации форм дошкольного образования, совершенствования его содержания и структуры.

Слушателями курсов являются команды управленцев и педагогов дошкольных образовательных учреждений, сотрудники муниципальных органов управления образованием и муниципальных методических служб.

^ Формы обучения: лекционно-семинарская, проектный семинар, стажировка. Особенностью курсов является проведение большого количества занятий в форме проектных семинаров и практических занятий.

^ Учебный план

Цель программы: создание условий для профессионального роста педагогических и руководящих кадров муниципальной системы дошкольного образования; развитие умений анализировать и выстраивать систему дошкольного образования на муниципальном уровне с учетом меняющейся социокультурной ситуации.

^ Категория слушателей: муниципальная команда: главы, заместители глав администраций, руководители органов управления образованием, специалисты по организации дошкольного образования, руководители дошкольных образовательных учреждений.

^ Срок обучения: 72 часа.

Форма обучения: очно-заочная.




^ Наименование тем и разделов

Всего

ЛЗ

ПЗ

ПС

1.

Основные подходы по проектированию модернизации муниципальных систем дошкольного образования

4

2




2

2.

Правовые основы управления МСДО













3.

Социокультурный анализ ситуации: формирование образовательного заказа

6

2

2

2

4.

Вариативность как стратегия

эволюционного развития

муниципальной системы

дошкольного образования

4

2




2

5.

Управленческие механизмы органов местного самоуправления по комплексному решению проблемы обеспечения населения услугами дошкольного образования

10

2

4

4

6.

Прогнозная оценка и стратегическое управление развитием вариативной муниципальной системой дошкольного образования

10

2

4

4

7.

Создание условий для самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности ДОУ как механизм обеспечения качества дошкольного образования

10

4

6




8.

Применение механизмов частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования

8

2

6




9.

Психолого-педагогическая поддержка семьи как условие обеспечения качества дошкольного образования

10

4

6




10.

Проектирование содержания инклюзивного образования и способов его трансляции: опыт и перспективы

10

4

6







Итого:

72

24

34

14


^ Учебно-тематический план

Цель: повышение квалификации педагогических и управленческих кадров системы дошкольного образования.

Категория слушателей: муниципальная команда руководителей и специалистов органов управления образованием субъектов РФ; методистов районных методических служб; руководителей ДОУ.

^ Срок обучения: 72 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 8 часов в день.



^ Наименование тем и разделов

Всего

ЛЗ

ПЗ

ПС

Форма контроля

1.

Основные подходы по проектированию модернизации муниципальных систем дошкольного образования

4

2




2




1.1.

Социально-философская трактовка понятия «модернизация».

1.2.

Модернизация как реализация основных подходов для перехода в новые формы образовательных услуг дошкольного образования и как результат обеспечения его доступности и повышения качества

2.

Правовые основы управления МСДО.

Анализ НПА

4

2

2







3.

Социокультурный анализ ситуации: формирование образовательного заказа.

Методика анализа СКС

6

2

2

2

Анализ СКС (примерный)

Рефлексия

4.

Вариативность как стратегия эволюционного развития муниципальной системы дошкольного образования

4

2




2




4.1.

Вариативность как закономерность культурно-исторического процесса развития дошкольного образования

4.2.

Факторы развития вариативных форм дошкольного образования.

5.

Управленческие механизмы органов местного самоуправления по комплексному решению проблемы обеспечения населения услугами дошкольного образования

8

2

4

2

Этапы разработки Программ развития МСДО

Рефлексия

5.1.

Функции муниципального управления.

5.2.

Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования

6

Прогнозная оценка и стратегическое управление развитием вариативной муниципальной системой дошкольного образования

8

2

2

4




6.1.

Качество дошкольного образования как единичное или групповое свойство.

6.2.

Стратегическое планирование, разработка программ развития МСДО.

7.

Создание условий для самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности ДОУ как механизм обеспечения качества дошкольного образования

10

4

6




Муниципальное задание на услуги ДО (проект)

План ФХД (проект)

7.1.

Управление маркетинговой деятельностью ОУ в условиях рынка образовательных услуг.

7.2.

Изменение типа учреждений

8.

Применение механизмов частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования.

Финансовые и управленческие механизмы деятельности негосударственных форм дошкольного образования.

8

2

6







9.

Психолого-педагогическая поддержка семьи

10

4

6




Модель МСДО (проект)

9.1.

Формирование единого информационного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников.

9.2.

Вариативные формы дошкольного образования в МСДО.

10.

Проектирование содержания инклюзивного образования и способов его трансляции: опыт и перспективы


10

4

6







10.1.


Организация деятельности ДОУ по коррекционно-развивающей работе с детьми нарушениями в развитии.

10.2.

Использование адаптивных технологий работы с детьми нарушениями в развитии.

10.3.

Психолого-педагогическая помощь семье с детьми с нарушениями в развитии.




Итого:

72

24

36

12





^ Содержание курса обучения

1. Основные подходы к проектированию модернизации муниципальных систем дошкольного образования

Фундаментальные идеи, лежащие в основе модернизации дошкольного образования в регионе. Социально-философская трактовка понятия «модернизация». Модернизация как реализация основных подходов для перехода в новые формы образовательных услуг дошкольного образования и как результат обеспечения его доступности и повышения качества. Административный, рыночный и компенсационные подходы и основания развития МСДО.

^ 2. Правовые основы управления МСДО

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих управление МСДО. Нормативно-правовые документы, регулирующие дошкольное образование.

^ 3. Социокультурный анализ ситуации: формирование образовательного заказа. Механизмы согласования и интеграции государственных, социальных и личностных потребностей в услугах дошкольного образования. Социокультурный анализ ситуации. Значение социокультурной ситуации к реализации основных направлений модернизации муниципальной системы дошкольного образования. Образовательный заказ, его изучение и формирование. Анализ образовательных ресурсов и возможностей ДОУ.

^ 4. Вариативность как стратегия эволюционного развития муниципальной системы дошкольного образования

Вариативность как управление изменениями в образовательных системах, способствующее социализации и индивидуализации каждой личности. Вариативность как закономерность культурно-исторического процесса развития дошкольного образования, основной принцип его организации и самоорганизации. Факторы развития вариативных форм дошкольного образования.

  1. ^ Управленческие механизмы органов местного самоуправления по комплексному решению проблемы обеспечения населения услугами дошкольного образования

Функции муниципального управления. Регламентация услуг дошкольного образования, рыночные механизмы. Перечень муниципальных услуг по дошкольному образованию. Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования, бюджетно-финансовая политика, направленная на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированность и увязка.

  1. ^ Прогнозная оценка и стратегическое управление развитием вариативной муниципальной системой дошкольного образования

Компоненты муниципальной системы дошкольного образования, определяющие ее вариативность, характеристика показателей прогнозной оценки. «Качество», как единичное или групповое свойство. Два аспекта качества: 1) соответствие стандарту; 2) соответствие запросам потребителей. Стратегическое планирование, разработка программ развития МСДО. Программа развития МСДО как основа проектирования модернизации дошкольного образования на институциональном уровне.

  1. ^ Создание условий для самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности ДОУ как механизм обеспечения качества дошкольного образования

Вопросы по управлению ДОУ, финансовые механизмы. Управление маркетинговой деятельностью ОУ в условиях рынка образовательных услуг. Изменение типа учреждений. Правовые основы (ФЗ-83, БК), порядок определения расчетно-нормативных затрат на выполнение государственного (муниципального) задания. Качество услуг дошкольного образования.

  1. ^ Применение механизмов частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования

Основные этапы организации частного детского сада. Финансовые и управленческие механизмы деятельности негосударственных форм дошкольного образования. Формирование образовательной программы. Предметно-развивающая среда как универсальный способ организации образовательного процесса.

  1. ^ Психолого-педагогическая поддержка семьи

Обеспечение качественной педагогической помощи родителям, гибкий учет потребностей каждой семьи, организация обучения родителей основам диагностики развития ребенка как условия формирования их образовательных запросов к дошкольному образованию.

Формирование единого информационного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников, органами управления образованием и другими институтами детства, а также совершенствование воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Группа раннего развития и социализации: механизмы финансирования и управления, содержание и особенности образовательного процесса.

- ГКП для детей раннего возраста «Мамина школа»: содержание и особенности образовательного процесса. Группа выходного дня (адаптационная группа для детей раннего возраста).

^ 10. Проектирование содержания инклюзивного образования и способов его трансляции: опыт и перспективы

Организация деятельности ДОУ по коррекционно-развивающей работе с детьми нарушениями в развитии (по зрению, в ОДА). Использование адаптивных технологий работы с детьми нарушениями в развитии (по зрению, в ОДА), оздоровление и профилактика. Особенности организации образовательного процесса, формы, методы работы с детьми. Формирование образовательной программы. Психолого-педагогическая помощь семье с детьми с нарушениями в развитии.

^ Лекционные материалы

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

О. И. Михалева механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в iconПроизводства
Тем самым создаются условия для дальнейшего производственного и социального развития операторов, наиболее полного удовлетворения...
О. И. Михалева механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в iconПроект «Организация предпринимательской деятельности по оказанию...
Цель проекта: удовлетворение потребностей населения села Кондоль и окрестных сел в качественных парикмахерских и косметических услугах;...
О. И. Михалева механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в iconКостромская область администрация судиславского муниципального района постановление
В целях создания условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, бюджетных учреждений по выполнению...
О. И. Михалева механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в iconОсновная образовательная программа дошкольного образования Ставропольского края
Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста / авторская коллегия кафедры дошкольного образования гоу...
О. И. Михалева механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального...
Методологической и теоретической основой определения содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:...
О. И. Михалева механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в iconДоговор о создании открытого акционерного общества
Общество” в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации “Об акционерных обществах”...
О. И. Михалева механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в iconПоложение о платных дополнительных образовательных услугах
Правительства Российской Федерации от 05. 07. 2001 №505, утвердившего правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного...
О. И. Михалева механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в icon2. Интеграция сенсорной информации в коннекционистских моделях
А. А. Ухтомского. Приведен обзор основных принципов интеграции. Представлена программа модельного примирения иерархического и синхронизационного...
О. И. Михалева механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в iconО платных дополнительных образовательных услугах муниципального бюджетного...
Правовая основа деятельности мбдоу №261 при предоставлении платных дополнительны образовательных услуг
О. И. Михалева механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в iconОбразования ростовской области управление образования администрации города новочеркасска
Система дополнительных образовательных услугах, реализуемых образовательным учреждением
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница