Методическое пособие




НазваниеМетодическое пособие
страница1/22
Дата публикации21.05.2013
Размер2,76 Mb.
ТипМетодическое пособие
pochit.ru > Право > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Министерство образования Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для

Государственных экзаменов по специальности:
«Государственное и Муниципальное управление» — 061000

Москва 2002 г.
УДК 351 (09) (470) (073)

6Н1

Методическое пособие для государственных экзаменов по специальности «Государственное и Муниципальное управление» — 061000; ГУУ., М. 2002.

Составитель

заведующий кафедрой государственного и муниципального управления

доктор экономических наук, профессор
^ В. Б. Зотов
Ответственный редактор

заведующий кафедрой государственного управления

доктор исторических наук, профессор

Н.И. Глазунова

Обсуждена и рекомендована на заседании кафедры заведующий кафедрой государственного и муниципального управления 8 декабря 2002г.
Обсуждена и одобрена научно-методической комиссией НМС ГУУ

по специальности «Государственное и Муниципальное управление» -061000 20 декабря 2002г.

© Государственный университет управления, 2002г.

ISBN 5-215-01006-4
^

1. Текущий учет и переписи населения: практическое значение их материалов для МО.


Население — это совокупность людей, размещенных в пределах определенной территории.

Изучение населения означает исследование его состава и структуры. Изучение населения в настоящее время проводится на уровне гос-ва и различных институтов.

^ Существует 3 вида учета населения, происходящего в МО:

  1. текущий (ЗАГСы, паспортные столы, военкоматы, собесы, учреждения народного образования, налоговые органы и т.д.);

  2. переписи населения (ГОСКОМСТАТ);

  3. данные социально-демографических исследований.

Перепись населения — это основной источник сведений о населении, но не полный. Существуют и широко используются и др. способы получения данных о населении:

  • списки и различные учетные материалы;

  • ведутся реестры автоматизированных банков данных;

  • выборочные исследования населения.

Перепись населения — это научно-организованная статистическая операция с целью получения данных о численности, составе и размещении населения. Перепись обеспечивает сведениями, необходимыми для развития экономики и эффективного управления. При использовании материалов переписи населения в сочетании с естественным движением населения получается подробная хар-ка о населения.

1897 г. — первая перепись населения в России.

При переписях населения учитывают не только постоянно проживающее население, но и наличное население.

Наличное население — это все население, находящееся в населенном пункте в данный момент, включая и постоянное и временное население.

Существует 2 метода заполнения переписных листов:

  1. со слов населения; 2. по почте, самоисчисление.

Практическое значение учета:

  • планирование и развитие мун. хоз-ва (численность населения и нормы потребления);

  • для бюджетирования (например: норматив мин. бюджетной обеспеченности);

  • для развития социальной сферы (пенсионное обеспечение).

Без достоверной инф-ии о населении невозможно эффективно управлять на той или иной терр-ии. В МУ играют большую роль демографические прогнозы.
2. Естественный прирост (убыль) населения. Возрастно-половая пирамида населения: ее построение, особенности и практическая значимость для национальной безопасности России.

Существует 3 вида движения населения:

  1. естественное движение, в следствии смены поколений (воспроизводство);

  2. пространственное движение (миграция);

  3. социальное движение населения (воспроизводство социальных структур (образование)).

Прирост (убыль) населения хар-ся:

1. Рождаемость n=N/St (‰)

N- число родившихся, в чел.;

St- средняя численность населения за период t (год).

2. Уровень рождаемости (коэффициент смертности); m=M/St
^

М — количество умерших.

3. Коэффициент естественного прироста (убыли) населения; к=n-m=N-M/St=ΔS/S

ΔS — разница между числом родившихся и числом умерших, т.е. прирост населения в тыс. чел.

В России рождаемость на уровне 9‰, смертность — 16‰, т.е. естественный прирост на уровне -7‰. Из этого можно сделать вывод, что в России наблюдается убыль населения.

Также используется такой показатель, как число детей рожденных в среднем одной женщиной за всю жизнь. Для воспроизводства, что обеспечить положительный прирост должно быть 2,3 ребенка. Для России его величина = 1,2 ребенка.

При изучении населения широко применяются пирамиды или поло-возрастные структуры населения, которые представляют собой наглядное графическое распределение населения по полу и возрасту, т.е. возрастным группам (от 0 до 4, от 5 до 9, от 10 до 14, от 15 до 19…). Пирамида представляет собой график, на котором по вертикали отложен возраст до 100 лет, а по горизонтали полосками показана численность отдельных возрастных групп в выбранном масштабе (%). Левая часть графика показывает количество мужчинами, а правая — женщин. Существует 3 вида пирамид:

  1. треугольник — высокий уровень рождаемости и смертности, развивающиеся страны (Азия, Африка);

  2. колокол — стационарное население, для стабильных стран (Канада);

  3. урна — низкая рождаемость и большая доля стариков, для западных стран (Европа, Япония).

В России рождаемость низкая, а смертность высокая. Практическая значимость пирамид: распределение населения по отдельным возрастным группам, по пирамиде возрастов населения можно судить об истории развития отдельных поколений.

Последствия для нац. безопасности:

1) Угроза развитию страны через уменьшение трудовых ресурсов

- Возрастает нагрузка на бюджет в свяхи со стрением населения

- потери экономики за счёт интеллектуальной миграции («утечка умов»)

2) Угроза для территориальной целостности страны

- снижение числ. призывного контингента

- вытеснение русского населения с окраин (напр., Дальний Восток)

- потеря политического влияния России и т.д.
^ 3. Качество населения и его влияние на национальную безопасность России.

В настоящих условиях возрастающее значение приобретает понятие качества населения. Это понятие многоплановое. С одной стороны оно характеризует совокупную рабочую силу общества (т.е. квалификацию кадров, структура занятости трудовых ресурсов, численность работников с высшим образованием и т.д.), т.е. с одной стороны качество связано с трудовой активностью населения. С др. стороны, качество включает систему характеристик населения (продолжительность жизни, коэф. детской смертности, доля лиц с высшим образованием, состояние здоровья, реальные доходы, уровень занятости населения, ВВП на душу населения), т.е. качество жизни населения (жилищные условия, условия труда, условия окружающей среды).

В последние годы в качество населения включают показатели информационной обеспеченности населения (развитость городской инфраструктуры, возможность получения образования, уровень безопасности жизнедеятельности, развитость сферы услуг).

Разница в качестве жизни служит миграция населения.

При оценке уровня жизни населения используются такие понятия как прожиточный минимум или стоимостная оценка минимальной потребительской корзины — для Москвы уже более 5000 руб.

Минимальная потребительская корзина — минимальный набор жизненно необходимых товаров, продуктов и услуг. Она утверждается ежегодно Правительством г. Москвы.

На основании анализа показателей рассчитывается индекс развития человеч. потенциала (ООН). По этому индексу первые места в мире занимают Норвегия, Канада, США, Япония; Россия занимает 71 место из 174 стран.

Последствия для нац. безопасности:

1) Достаточно низкий уровень жизни ведёт к трудовой, интеллект. и бизнес-миграции.

+ см. вопрос 2
^ 4. Особенности формирования и развития российской государственности.

1) Авторитарный характер гос-ой власти на всех этапах русской истории, преобладание гос-ой собственности.

2) Политическое господство бюрократии и бюрократический хар-р управления.

3) Неразвитость гражданского общества, слабая степень структурированности общества

3) Персонификация политики и власти

Негативным наследием русской государственности стало утверждение в сознании верховной власти «вотчинной» психологии (смотреть на государство как на свою собственность). Особенно негативную наследственность на ход и характер общественно-политической трансформации России носила персонификация политики, т.е. ориентация населения не на законы, а на лица. Это не способствовало утверждению правового сознания (сегодня эта проблема определяющая).

Поскольку главной особенностью России являлась огромная роль гос-ва в жизни общества, естественно возникает вопрос каковы причины? Существует несколько подходов к объяснению этой особенности — наиболее распространенный является геополитический подход (многофакторный с учетом влияния географических особенностей политики). С точки зрения многофакторного подхода на Россию повлияли:

  1. равниность терр-ии, что обусловило изначально такую характерную особенность как колонизаторский характер (постоянное расширение и освоение новых земель);

  2. открытость границ и постоянная внешняя опасность со стороны кочевников — это придавала гос-ву военный характер;

  3. влияние монгольского фактора. Россия после разгрома стала догоняющим мобилизационным гос-ом.

Одной из особенностей русской государственности является ее мобилизационный тип развития. Характерно: внешние факторы являются определяющими (т.е. стремление догнать). Это привело к неравномерному, противоречивому и скачкообразному характеру развития, перепрыгивания через необходимые этапы. Мобилизуя все ресурсы, гос-во ставило на первое место экономические интересы, а не интересы личности. Реформы проводились с верху на не подготовленной почве, в интересах государства. В условиях «догоняющей» модели, модернизация приобретает хар-р вторичной (отраженной). Она сопровождается обострением не только социально.-классовых, идейно-нравственных конфликтов общества, но и организационно-функциональным кризисом гос-ва.

В свою очередь любая модернизация сопровождается:

  1. кризис участия (проблема формирования новой элиты);

  2. кризис легитимности (утрата доверия власти);

  3. кризис идентичности (слои не могут себя идентифицировать);

  4. кризис распределения (способность власти справедливо распределять блага);

  5. кризис проникновения (утрата управляемости обществом на различных уровнях).

«Догоняющая» модель развития ставила традиционную власть в исторические ловушки. Когда попытки превратить общество в цивилизационное заканчивались провалом (развалы государственности монархической и советской).

Что касается типов управления Макс Вебер выделял кроме 3-х типов легитимного господства (1.-традиционное; 2.- рациональное (легальное); 3.-харизматическое) выделял 2 типа патриархального управления:

1) чисто патриархальное, на принципах личной преданности (древнерусская модель упр-я); 2) сословный.

Принципиальное различие этих двух типов заключается в следующем: в чисто патриархальном сочетание монархического и республиканского (вечевого) начала. В Киевский период не сформировалась бюрократия, управление не отделялось от власти. В московском государстве формировалась бюрократия, возникла администрация (по территориальному признаку, потом по функциональному).

Кроме этих 2-х типов следует выделить военно-бюрократическую модель управления при Петре 1 (была сформирована рациональная бюрократия в России).

Признаки рациональной бюрократии:

  1. Наличие заранее составленных норм, правил, инструкций регулирующих деятельность чиновников;

  2. Жесткая иерархия уровней упр-ия;

  3. Высокая степень функциональной дифференциации гос-го аппарата (разграничение функций и полномочий);

  4. Наличие определенных принципов, регулирующих правовой статус, и материальное положение, продвижение по службе;

  5. Наличие корпоративной психологии бюрократии, как особого класса менеджеров управления.


^ 5. Реформы государственного управления в России.

Вся история России — перманентная история. Особенности и последствия реформ заключается в том, что они проводились сверху самой властью в ее интересах. Следовательно, реформы требовали усиления власти, особенно перед внедрением новых социальных отношений. Они сопровождались подавлением общества, порождали феномен отчуждения общества от власти. Власть становилась авторитарной, а реформы не доводились до конца, что требовало новых реформ. По утверждению некоторых историков (Ахиезер) Россия вынуждена развиваться по одной из 3 моделей:

  1. Катастрофическая эффективность;

  2. Катастрофическая неэффективность;

  3. Застой.

Одной из особенностей русской государственности как сегодня подчеркивают исследователи является ее мобилизационный тип развития. Характерно: внешние факторы являются определяющими (т.е. стремление догнать). Это привело к неравномерному, противоречивому и скачкообразному хар-ру развития, перепрыгивания через необходимые этапы. Мобилизуя все ресурсы, гос-во ставило на первое место экономические интересы, а не интересы личности. Реформы проводились с верху на не подготовленной почве, в интересах государства. В условиях «догоняющей» модели, модер-ия приобретает хар-р вторичной (отраженной). Она сопровождается обострением не только соц.-классовых, идейно-нравственных конфликтов общества, но и организационно-функциональным кризисом гос-ва.

В свою очередь любая модернизация сопровождается: 1) кризис участия (проблема формирования новой элиты); 2) кризис легитимности (утрата доверия власти); 3) кризис идентичности (слои не могут себя идентифицировать); 4) кризис распределения (способность власти справедливо распределять блага); 5) кризис проникновения (утрата управляемости обществом на различных уровнях).
^ 6. Опыт становления местного самоуправления в России (исторический аспект).

Земская реформа Ивана IV, призванная уничтожить опустошавшую страну систему кормлений, предоставила широкие полномочия «земским» и «губным» старостам, избираемым населением. В задачу земских и губных властей входило преимущественно выполнение поручений центрального правительства по управлению, прежде всего сбор налогов. Решение ими местных проблем считалось второстепенным делом..

В 1708 году Петром I было создано восемь губерний, а к концу царствования число их дошло до двенадцати. Все управление губернией находилось в руках коронных чиновников — местное общество не принимало в нем никакого участия. Таким образом, петровская губерния являлась не местной самоуправляющейся единицей, а лишь частью административного механизма, главной функцией которого была организация армии и отыскивание финансов на ее содержание.

В 1766 г. Екатерина издает манифест об избрании в комиссию депутатов от всех местностей и должностей для обсуждения местных нужд. Дворяне высылали от каждого уезда по депутату; городские обыватели по одному от города; прочие сословия и звания по одному от своей провинции.

Наиболее важные реформы нашли свое отражение в первой части «Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи», изданной 7 ноября 1775 г. Империя делится Учреждением о губерниях на крупные местные единицы губернии, а те в свою очередь на более мелкие — уезды. Учреждение касается также городов и посадов. Дворянство было признано местным обществом — корпорацией, причем территориальными пределами этого общества были признаны границы губернии. Оно получило право периодических собраний, выбирало из своей среды: губернского и уездного предводителей дворянства, секретаря дворянства, десять заседателей верхнего земского суда, уездного судью и заседателей, земского исправника и заседателей нижнего земского суда. Подобным образом Екатерина II стремилась создать из всех сословий ряд местных организаций («сословных обществ»), предоставив им известные права «по внутреннему управлению сих обществ», а также возложив на эти организации осуществление большинства задач местного управления. Разделив империю на губернии и уезды, поставив во главе губерний наместников и создав органы местного самоуправления, где заседали наряду с коренными чиновниками и местные выборные люди, Екатерина стремилась провести принцип децентрализации власти и создать отдельные самоуправляющиеся единицы на местах.

Однако в большинстве уездных городов вскоре было введено упрощенное самоуправление: непосредственное собрание всех членов градского общества и при нем небольшой выборный совет из представителей разных групп городского населения для отправления текущих дел. В небольших городских поселениях коллегиальное начало совсем уничтожалось, и все самоуправление было представлено в лице так называемых «городовых старост».

Местное самоуправление времен Екатерины постигла та же участь, какой подверглись петровские ландраты и земские комиссары. Вместо того, чтобы подчинить администрацию контролю местных выборных органов, Учреждение о губерниях, наоборот, предоставляет привыкшей к власти и произволу бюрократии право контроля и руководства над молодыми, вновь созданными учреждениями, в связи с чем роль новых органов самоуправления оставалась крайне незначительной вплоть до реформы 1864 года, когда были введены земские и новые городские учреждения.

Именно законодательство Екатерины II можно считать первой попыткой формирования российского муниципального права.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Методическое пособие iconКультурология (учебно-методическое пособие) Ялта 2008 удк ббк культурология:...
Культурология: учебно-методическое пособие / Авторы – составители – Мирошников О. А., канд филос наук. Разбеглова Т. П., кандидат...
Методическое пособие iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Методическое пособие iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Методическое пособие icon“Методическое пособие по программированию на языке Pascal abc”. Ерёмин О. Ф
Методическое пособие рассчитано на школьников 9-11 классов, а также может быть полезно учащимся других учебных заведений среднего...
Методическое пособие iconМетодическое пособие для практических занятий красноярск 2002
...
Методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета истории и международных...
Уголовное право: Учебно-методическое пособие / Сост. Малаев С. С. – Брянск: Изд-во бгу, 2010. 52 с
Методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов IV курса факультета истории...
Уголовный процесс: Учебно-методическое пособие / Сост. Малаев С. С. – Брянск: Изд-во бгу,2009. 33 с
Методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Сураж 2009 Рекомендовано к печати научно-методическим...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая...
Методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Технологический подход современному этическому...
Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей, зам руководителей общеобразовательных учреждений, методистов муниципальных...
Методическое пособие iconМетодическое пособие по дисциплине «Фармакология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям по фармакологии....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница