План: Правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции. Основные направления деятельности участкового уполномоченного милиции




Скачать 220,78 Kb.
НазваниеПлан: Правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции. Основные направления деятельности участкового уполномоченного милиции
Дата публикации16.05.2013
Размер220,78 Kb.
ТипЗакон
pochit.ru > Право > Закон
Тема № 2.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРАВА УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО МИЛИЦИИ

План:

  1. Правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции.

  2. Основные направления деятельности участкового уполномоченного милиции.

  3. Права участкового уполномоченного милиции.


Литература

  1. Правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции

Правовые основы деятельности участкового уполномоченного – это совокупность нормативно-правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и касающиеся в той или иной мере содержания, конкретных субъектов и объектов, условий, средств и пределов осуществления, гарантий законности и других аспектов деятельности участкового уполномоченного милиции.

Характер задач, решаемых участковым уполномоченным во многом передает правовому регулированию его деятельности такую специфическую черту, как множественность нормативно-правовых актов.

Ядро правовой основы деятельности милиции, в том числе участкового уполномоченного, как сотрудника милиции, составляет Конституция Российской Федерации. Конституционные нормы занимают главенствующие положения в правовой системе, «имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ст.15).

Конституция Российской Федерации, как основной закон государства, устанавливает важнейшие «правила поведения» силовых структур. Милиция в своей деятельности должна исходить из того, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2 Конституции РФ); все органы государственной власти, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст.15); любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч.3 ст.15); все равны перед законом и судом (ч.1 ст.19); каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность и др1. Не рассматривая подробно конституционные нормы, отметим лишь то, что одна третья часть ее норм регулирует права граждан.

Вторым из числа нормативных актов, составляющих правовую основу деятельности участкового уполномоченного милиции является Закон «О милиции». «Это первый в истории России закон, комплексно урегулировавший правовой статус, организационную структуру милиции и определивший тем самым место и роль милиции в обществе и государстве»2.

Закон «О милиции» раскрывает систему милиции и ее подчиненность, задачи криминальной милиции и милиции общественной безопасности, определяет состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизация и ликвидация ее подразделений, а также ее численность.

Ст.10-11 Закона «О милиции» раскрывает обязанности и права милиции, в том числе участкового уполномоченного милиции. Раздел IV (Ст.12 – 16) регламентирует применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, раздел V (ст.17-22) службу в милиции, раздел VI (ст.23-34) гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции. Последние разделы (VII, VIII) регламентируют финансирование и материально-техническое обеспечение, гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции.

Важной составной частью правовой основы деятельности участкового уполномоченного милиции являются федеральные законы.

Важнейшим нормативно-правовым актом, регламентирующим правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции являются приказы, наставления, инструкции Министра внутренних дел Российской Федерации, в частности Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции», который объявил Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного милиции.


  1. Основные направления деятельности участкового уполномоченного милиции.

Важным вопросом совершенствования деятельности участкового уполномоченного является проблема четкого определения их задач. Автор настоящей работы не первый высказывает данную точку зрения. Среди ученых и практиков все распространеннее становится вопрос о необходимости поиска четкого определения задач и функций каждого участкового уполномоченного милиции.

В настоящее время ведомственным нормативным актом, определяющим задачи, служебные обязанности и права участковых уполномоченных по охране общественного порядка, служит Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции утвержденная Приказом МВД РФ №900 от 16 сентября 2002 г.

Рассматривая организационные основы деятельности участковых уполномоченных милиции, необходимо отметить, что одним из важнейших направлений их совершенствования является четкое обозначение круга его задач и функциональных обязанностей.

Следует отметить, что в Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции отсутствует такое понятие, как «задачи участкового уполномоченного милиции». Вместо этого в Инструкцию включены такие понятия: «должен», «знать», т.е напрямую в нем не выделены задачи участкового уполномоченного. Однако, любая деятельность должна иметь свои цели и задачи, которыми определяется ее направленность на конкретный объект, в нашем случае на регулирование конкретных общественных отношений. Исходя из такой посылки, эти задачи можно логически вывести путем анализа направлений деятельности участкового уполномоченного милиции.

В специальной юридической литературе при характеристике правового положения ОВД наряду с терминами «задачи», «обязанности», «права» употребляется термин «функции». Поэтому представляется необходимым дать названным терминам краткое определение применительно к деятельности участкового уполномоченного3.

Задачи участкового уполномоченного - это конкретизация его деятельности, сосредоточение усилий по осуществлению индивидуальной профилактической работы с лицами, от которых можно ожидать совершения преступлений, охрана общественного порядка и борьба с преступностью на закрепленном участке.

Обязанности - это закрепленная в нормативных актах конкретизация ее функций по индивидуальной профилактической работе, охрана общественного порядка и борьба с преступностью.

Функции же указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность участкового уполномоченного направленная на выполнение поставленных перед ним задач. Функция отражает материальное содержание его деятельности.

Прежде чем перейти к наиболее подробному рассмотрению вопросов, связанных с функциональными обязанностями участкового уполномоченного, отметим, что в юридической литературе, посвященной правовому регулированию деятельности милиции, вопрос о ее функциях относится к числу спорных4. С полным основанием к числу спорных следует отнести и вопрос о задачах и функциях участкового уполномоченного.

К основным направлениям деятельности участкового уполномоченного отнесены следующие: обеспечение личной и имущественной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно; оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям в осуществлении их законных прав и интересов.

Таким образом, круг основных задач участкового уполномоченного практически не намного уже задач, которые возложены на милицию в целом, согласно ст.ст.2, 10, 11 Закона «О милиции».

Функции по решению этих задач охватывают самые разные аспекты милицейской работы, в том числе и те, для реализации которых предназначены специальные службы милиции (вневедомственная охрана, государственная инспекция безопасности дорожного движения). Кроме участковых уполномоченных нет другой такой службы, которая была бы призвана вносить свой вклад в решение практически всех поставленных перед органами внутренних дел задач5.

Известно, что участковый уполномоченный занимается практически всеми видами деятельности милиции. При этом осуществление каждого вида ограничено рамками его компетенции и связано с выполнением большей или меньшей части обязанностей, возложенных на милицию в целом.

По мнению Вахова С.А., функции участкового уполномоченного включают в себя: оперативно-розыскную; административную; уголовно-процессуальную; профилактическую деятельность6. Эта позиция вызывает возражение.

Рассматривая функции участкового уполномоченного, он на первое место выдвинул оперативно-розыскную деятельность. На наш взгляд, выделение такой функции применительно к сотрудникам уголовного розыска, кто непосредственно проводит мероприятия оперативного характера. Подобный подход не имеет смысла для деятельности участкового уполномоченного. Ибо в конечном итоге он может привести к неверному определению в законе его правового статуса. Когда речь идет о предметной компетенции участкового уполномоченного, прежде всего имеется в виду предупредительно-профилактическая работа с населением и поддержание общественного порядка на административном участке.

Административная деятельность участкового уполномоченного заключается в организации и обеспечении общественного порядка на территории административного участка, осуществление общего надзора и установление надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. По мнению Бородина С.С., под организацией охраны общественного порядка понимается осуществление органами внутренних дел управленческих функций внутриорганизационного характера по принятию решений, направленных на эффективное использование сил и средств, и их исполнение по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбы с преступностью на улицах и в других общественных местах7.

В ходе оперативно-розыскной деятельности, участковый уполномоченный проводит мероприятия для предотвращения и раскрытия преступлений, а так же для розыска и задержания преступников.

Уголовно-процессуальная деятельность участкового уполномоченного включает следующие направления:

  • производство в пределах определенной законом компетенции дознания по уголовным делам;

  • производство неотложных следственных действий;

  • выполнение поручений следователей о производстве розыскных и следственных действий.

Профилактическая деятельность участкового уполномоченного заключается в организации мероприятий по предупреждению правонарушений (как административный проступок, так и преступление).

Спорной представляется точка зрения Норова В.И., который на ряду с выше перечисленными функциями, предлагает выделение в качестве самостоятельной функции социально-правовое обслуживание населения и оказание помощи пострадавшим и спасение людей при несчастных случаях, стихийных бедствиях и катастрофах8.

Мероприятия такого характера возникают при правомерном поведении граждан, осуществляются в рамках такого вида административной деятельности, как защита личности, ее прав и свобод, и не могут рассматриваться как самостоятельная функция, а, наоборот, являются задачей участкового уполномоченного, относящейся к оказанию в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Некоторые авторы призывают к включению в систему милицейских функций юрисдикционной деятельности9. Следует подчеркнуть, что административная юрисдикция является по существу составной частью правоохранительной и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, в том числе милиции.

Ежегодно в России к административной ответственности привлекаются десятки миллионов граждан. Только в 2003 году число правонарушителей достигло свыше 60 миллионов человек. Причем каждый третий протокол об административном правонарушении составляется участковыми уполномоченными.

Важно заметить, что административно-юрисдикционная деятельность направлена на предупреждение преступлений на криминологическом уровне. Отсюда можно сделать вывод, что при анализе криминологической обстановки в стране, признание юрисдикционной функции участкового уполномоченного является принципиально важным.

Как уже подчеркивалось, участковый уполномоченный принимает участие в решении задач, входящих в компетенцию различных служб и подразделений органов внутренних дел. «Причем в его деятельности не должно быть отдано предпочтение ни одному из направлений, поскольку это может наносить ущерб другим службам»10.

Многофункциональная деятельность участкового уполномоченного всегда являлась объектом исследования. Бытует мнение, что «участковый уполномоченный» получил свое название не от слова «участок», а как производная слова «участие», и поэтому что многие руководители считают участкового уполномоченного универсальным сотрудником милиции. Комплексное решение задач участковым уполномоченным сделало его таковым. Для эффективного и качественного решения задач часть функций участкового уполномоченного некоторыми авторами предлагается передать другим службам. Не оспаривая сказанное, отметим, что в определенных местах такой подход вполне является приемлемым и решение этого вопроса послужило бы уменьшению нагрузки, позволило бы эффективно организовать работу участкового уполномоченного. Около 70 % опрошенных участковых уполномоченных высказывались за сокращение своих функциональных обязанностей. Однако, как справедливо отметил Макарчук В.И., вопрос о передаче части функций, свойственных другим службам, должен решаться дифференцированно11.

Разумеется, здесь необходимо в полной мере учитывать оперативную обстановку, специфику территории, обслуживаемой участковым уполномоченным, численность и наличие специализированных служб и подразделений. Безусловно, на территории многих горрайорганов внутренних дел, прежде всего в сельской местности отсутствует патрульно-постовая служба, отдел уголовного розыска, следственный отдел, отдел дознания и другие штатные сотрудники ОВД, а так же нет других специальных служб, оказывающих правовую помощь населению.

Опыт показывает, что при дальности расстояния и отсутствии надлежащей технической оснащенности появление специальных служб, в том числе сотрудников структурных подразделений милиции на месте происшествия, пожаров, стихийных бедствий или иного подобного события, где необходимо оказать помощь населению, совершается с большим опозданием. Необходимость создания такого рода и количества служб существует до сих пор. В настоящих социально-экономических условиях появление их не представляется возможным. Не признать такого рода явление ненормальным и по существу, нежелательным и неоправданным нельзя.

Поскольку участковый уполномоченный является представителем органа исполнительной власти, альтернатива которому до сих пор не создана, выполнение общегосударственных обязанностей, возложенных на участкового уполномоченного, осуществляется им как должностным лицом.

В связи с этим неоправданной представляется передача другим органам и службам части функций участкового уполномоченного. Подобный подход приемлем для городской местности, где наиболее развита служба государственных органов, оказывающая помощь населению в любое время.

Проводя анализ ст.2, 10 и 11 Закона «О милиции» и Инструкции участковых уполномоченных милиции, основные задачи участкового уполномоченного можно разделить на пять групп.

  1. ^ Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан. Под этим понимается:

  • обеспечивать на территории района (города) соблюдение законов, других правовых актов органов государственной власти, охрану прав и свобод граждан; осуществлять контроль за соблюдением решений органов власти, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами12;

  • защищать жизнь, здоровье и имущество граждан от преступных и иных противоправных посягательств;

  • оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений, а так же находившимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

  • принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях административных правонарушениях и других событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;

  • осуществлять привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированных прокурором, лиц, уклоняющихся от явки по вызову, которые страдают хроническим алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями или заражены вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

2. ^ Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности:

  • проверять в медицинских учреждениях и на иных объектах обслуживания состояние хранения, учета и отпуска наркосодержащих средств, наличие и состояние охранно-пожарной сигнализации и других специальных защитных средств;

  • осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов. При выявлении нарушений установленных правил, принимать в соответствии с действующим законодательством меры.

3. ^ Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений:

  • предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;

  • контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений;

  • участвовать в контроле за поведением лиц, в отношении которых применена судом мера условного осуждения с испытательным сроком, условно-досрочного освобождения от отбытия наказания либо отсрочка отбывания наказания;

  • выявлять на обслуживаемом участке лиц, допускающих правонарушения. Принимать к указанным лицам своевременные меры правового и профилактического воздействия с целью предупреждения с их стороны повторных противоправных действий.

  1. Раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а так же активное участие в раскрытии преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно:

  • при обнаружении на участке преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, принимает меры к охране места происшествия, выявлению свидетелей, оказание помощи потерпевшим, установлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления, обнаружению и изъятию похищенного имущества, орудий преступлений и других вещественных доказательств. При случае отсутствия на месте происшествия следственно-оперативных групп, самостоятельно проводит неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные уголовно-профессиональным законодательством;

  • оказывает содействие сотрудникам криминальной милиции, службе подразделений МОБ в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления; розыске лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством;

  • исполняет, в пределах своей компетенции, определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора, следствия о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу и т.п.

  1. Оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов:

  • при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях принимать неотложные меры по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи, своевременному информированию об этом должностных лиц и руководителей;

  • оказывать помощь народным депутатам, кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных органов и учреждений, представителям общественных объединений в осуществлении на обслуживаемом участке их законной деятельности, если им оказывают противодействие или угрожает опасность.

Многофункциональные обязанности требуют от участкового уполномоченного повседневного выполнения массы различных видов деятельности. Сотрудниками Краснодарского юридического института МВД России были проведены исследования среди участковых уполномоченных УВД Краснодарского края. В результате исследования было установлено, что ежемесячно участковый уполномоченный выполняет около 130 видов работ по 90 направлениям деятельности13.

Так представляет интерес при решении задач участкового уполномоченного оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Хотя в научной и специальной литературе в настоящее время довольно полно и всесторонне рассмотрены общие требования, предъявленные к многофункциональным обязанностям милиции, в том числе участкового уполномоченного, можно рассматривать наиболее существенные из них, которые являются актуальными для осуществления деятельности участкового уполномоченного и служат предпосылкой совершенствования организационной основы. Из числа этих требований можно выделить и подробно исследовать такие - оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Разумеется, что предполагаемая формулировка «оказание в пределах своей компетенции помощи» является обширным термином и имеет более широкий смысл. Сама формулировка может быть истолкована по разному и применяться на все случаи жизни.

В этой связи участковому уполномоченному приходится выполнять различные задачи. Так в ряде регионов участковый уполномоченный оказывает помощь руководителям сельскохозяйственных предприятий, в привлечении доярок и механизаторов к полевым и животноводческим работам, обеспечивает прохождение населения флюорографии, осуществляет контроль за вывешиванием в дни народных праздников государственных флагов на зданиях и домовладениях, выявляет пустующие дворовые территории, контролирует обеспечение владельцами собак их ежегодной вакцинации и уплаты ими соответствующих сборов и т.п14.

Рассматриваемый вопрос имеет исторический смысл и значение. Исторический опыт показывает, что с момента образования службы участковых уполномоченных милиции, на участкового уполномоченного возлагались различные задачи. Его рассматривали как универсальное должностное лицо. В дореволюционной России околоточный надзиратель и урядник как чины полиции должны были наблюдать, «дабы производство, торговля, промысел приносили пользу, больница, приют, школа удовлетворяли своему назначению. Между тем, как полицейский орган признан наблюдать за тем, чтобы не делалось того, что недозволено или воспрещено под страхом уголовной кары или не может угрожать государственному или общественному порядку и спокойствию, а равно личной или имущественной безопасности»15.

Нередко наблюдались случаи, когда губернаторы исходя из общих потребностей губернии заимствовали урядников, привлекая их к патрулированию, несению караульной службы и для других мероприятий, используя их тем самым не по назначению. Это заставляло Министра Внутренних дел Российской Империи неоднократно обращаться к губернаторам с напоминанием об использовании урядников по их соответствующему назначению16.

При этом автор не ставит вопрос об отказе какой либо помощи, кому бы она ни была адресована. Это объясняется, во-первых, тем, что указанные задачи закреплены в нормативно-правовых актах, нарушение которых послужит появлением негативных последствий для участкового уполномоченного. Во-вторых, как было отмечено, в обеспечении этой деятельности пока нет реальной замены участковому уполномоченному. В-третьих, «население оценивает милицию по ее готовности прийти на помощь в ситуациях не только криминального, но и беспокойного характера»17.

Как показывает зарубежный опыт, в демократическом обществе работа полиции направлена на защиту индивидуального благосостояния, с одной стороны, и на обеспечение безопасности общества, с другой. Многие представители американского общества полагают, что задачи полиции состоят в том, чтобы «защищать и служить». Как правило, кроме борьбы с преступностью, полиция выполняет социальные задачи. Концентрация усилий на борьбе с преступлениями, отказ от участия в социальной службе, стали причиной изоляции полиции от населения. Образ полицейского как «соседа и хорошего друга» был заменен на «борьбу с преступностью», который в последующем себя не оправдал18.

Как утверждают американские исследователи, в центре внимания полиции должны стоять маленькие «проблемы» человека.

В результате ослабления межличностных связей, снижение чувства солидарности, привело к росту числа «слепых мест в городах», т.е. мест, где «никто ничего не видел и ничего не знает», как утверждают японские исследователи19.

В связи с изменением организационной структуры МВД России, образованием муниципальной милиции, с переходом в подчинение и финансирование бюджетом местного самоуправления, вряд ли участковому уполномоченному удастся отказаться от выполнения задачи по оказанию помощи, да это и нецелесообразно. Как показывает мировая практика, уголовная полиция осуществляет борьбу с преступностью, несет ответственность перед государством, имеет право на санкции, задержание и арест лиц, совершивших преступление, а муниципальная полиция действует в интересах общины, согласно правилам и порядку, установленном в общине и подчиняется непосредственно муниципалитету. Она осуществляет социальную роль защиты общества с помощью правовых и общественных комиссий, занимается преступностью и социальными вопросами, которые могут граничить с преступлением.

Чтобы не снизить эффективность деятельности участкового уполномоченного в новых условиях, выход видится в развитии и усилении партнерских отношений с представителями, должностными лицами, руководителями местного самоуправления, кто непосредственно занимается решением общих вопросов, в том числе охраной общественного порядка и общественной безопасности на территории органа местного самоуправления.

Правовыми нормативными актами, которые должны урегулировать взаимоотношения общих вопросов между участковым уполномоченным и представителем местного самоуправления, должны служить Закон о милиции общественной безопасности, Постановление Правительства о службе участковых уполномоченных милиции и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Работа муниципальной милиции основана на партнерских отношениях, для выявления и решения общих задач муниципалитета.

На протяжении многих лет участковый уполномоченный стоит ближе к населению, исходит из интересов самого общества и действует, прежде всего, по его заказу. Население должно быть глубоко уверено в том, что их участковый уполномоченный всегда и в любых обстоятельствах окажет им необходимую помощь. Оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, в осуществлении их законных прав и интересов, послужит достижению конкретных положительных результатов, его деятельности, укрепит связь с населением. Отказ же от помощи, наоборот, приведет к его изоляции от общества.

Однако, совокупная служебная нагрузка не позволяет участковому уполномоченному быть «палочкой-выручалочкой». В то же время, автор не сторонник того, что любые желания, независимо от формы и содержания, от кого бы они не исходили, участковый уполномоченный должен беспрекословно выполнять.

По-нашему мнению для успешного решения задачи участковым уполномоченным требуется: а) уменьшение закрепленной за участковым уполномоченным территории; б) уменьшение количества проживающего населения. При таком подходе можно было бы вести речь о переходе количества в качество. Лучше иметь меньше населения по количеству, но обслужить высококвалифицированно. Сокращение повседневной нагрузки позволит участковому уполномоченному бороться с преступностью, осуществлять охрану общественного порядка. В то же время, оказать помощь гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и т. д. в пределах своей компетенции для решения их социальной проблемы, если это потребуется.



  1. Права участкового уполномоченного милиции

Права участкового уполномоченного милиции – это одно из возможных средств исполнения обязанностей, возложенных на участкового уполномоченного милиции. Выше были рассмотрены основные направления деятельности участкового уполномоченного милиции, где были раскрыты его многофункциональные обязанности. Для практического выполнения возложенных обязанностей, участковый уполномоченный наделен широкими правами. Не будет преувеличением, если сказать, что все права, которыми обладает сотрудник милиции, являются правами и участкового уполномоченного милиции.

Права участкового уполномоченного милиции указаны в III разделе Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции.

Участковый уполномоченный милиции как сотрудник милиции имеет право:

- требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления и административного правонарушения;

- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

- вызывать в установленном порядке в органы внутренних дел, служебные помещения участковых уполномоченных граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся у него в производстве;

- составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные наказания, осуществлять административное задержание, производить личный досмотр и досмотр вещей и документов;

- получать в установленном порядке от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

- производить в предусмотренных законом случаях и порядке соответствующие уголовно-процессуальные действия;

- принимать меры к доставлению в медицинские учреждения либо в дежурную часть органа внутренних дел лиц, находящихся на улице или в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим и себе, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья и жизни;

- входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения, занимаемые организациями всех форм собственности, и осматривать в установленном Законом «О милиции» случаях;

- изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а так же вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота находящиеся у граждан без специального разрешения;

- хранить и носить табельное огнестрельное оружие, специальные средства, применять их и физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативно-правовыми актами.

1 См.: Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». – М.: «Проспект», 2000. С.38.

2 См. там же. С.39.

3 См.: Организация работы участковых инспекторов милиции. М., 1990.

4 См.: Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. – Омск: ВШМ МВД РФ, 1993. – С. 138.

5 См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. М., МЮИ МВД России. «Шит-М», 1998. С.50.

6 См.: Вахов С.А. Профилактические функции участкового инспектора милиции: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.:Академия МВД СССР. - 1985. - С.31.

7 См.: Бородин С.С. Организация охраны общественного порядка на основе комплексного использования сил и средств органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. - СПб ЮИ МВД РФ. СПб., 1995. С.27.

8 См.: Норов В.И. Правовые и организационные основы взаимодействия участкового инспектора милиции с трудовыми коллективами, общественными формированиями и населением в охране правопорядка. Академия МВД СССР. - 1990. - С.43.

9 См.: Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. – Омск: ВШМ МВД РФ, 1993. – С.145.

10 Вахов С.А. . Профилактические функции участкового инспектора милиции: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.:Академия МВД СССР. - 1985. - С.46.

11 См.: Макарчук В.И. Методы и формы административной деятельности участковых инспекторов милиции: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1992.С. 34.

12 См.: Инструкция по организации работы участкового инспектора милиции, утвержденная Приказом МВД РФ от 14 июля 1992 г. № 231, уточненная и дополненная Приказом МВД России от 11 декабря 1996 г. № 653.

13 См.: Перечень видов работ участкового инспектора милиции. Подготовлен Киевским филиалом ВНИИ МВД СССР. Киев, 1981.

14 См.:Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. М., МЮИ МВД России. "Щит-М". 1998. С.51.

15 Белецкий С. О преобразовании полиции в империи МВД в департамент полиции. - СПб., 1913. - С.9.

16 См.: Циркуляры Министерства Внутренних дел за 1878 год. № 136. ЦГИА РФ. -Ф.1284. - Оп. 238. Л.77.

17 Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. – Омск: ВШМ МВД РФ, 1993. – С. 133.

18 См.: Взаимоотношения между полицией и обществом. // Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати). Ежемесячный информационный бюллетень. ВИНИТИ - 1994. № 10. С.12-13.

19 См.: Полицейская сила Японии // Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати). Ежемесячный информационный бюллетень. ВИНИТИ - 1993. № 3. С.12.

Похожие:

План: Правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции. Основные направления деятельности участкового уполномоченного милиции iconПлан. Понятие организации деятельности участкового уполномоченного...
Тема № Организация деятельности участкового уполномоченного милиции на административном участке
План: Правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции. Основные направления деятельности участкового уполномоченного милиции iconЛекция Организация работы с лицами, состоящими на профилактическом...
Правовые основы, регламентирующие организацию профилактической деятельности участкового уполномоченного милиции
План: Правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции. Основные направления деятельности участкового уполномоченного милиции icon«Брянский кадетский корпус милиции им капитана милиции В. И. Шкурного»
«Брянская школа-интернат» и реорганизовано (в форме преобразования) в государственное образовательное учреждение – кадетская школа-интернат...
План: Правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции. Основные направления деятельности участкового уполномоченного милиции iconАнализ деятельности Уполномоченного по правам участников образовательного...
Стаж работы в должности Уполномоченного по правам участников образовательного процесса 3 года
План: Правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции. Основные направления деятельности участкового уполномоченного милиции iconАнализ деятельности уполномоченного по защите прав участников образовательного...
Востряковского лицея по настоящее время, все свою деятельность Уполномоченного, я направляю на формирование у участников образовательного...
План: Правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции. Основные направления деятельности участкового уполномоченного милиции iconАналитический отчет о деятельности Уполномоченного по правам участников...
«Положения об Уполномоченном по правам участников образовательного процесса». Данный материал представляется Уполномоченным на заседании...
План: Правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции. Основные направления деятельности участкового уполномоченного милиции iconПлан работы Уполномоченного по правам участников образовательного...
Утверждение плана уполномоченного по правам участников образовательного процесса
План: Правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции. Основные направления деятельности участкового уполномоченного милиции iconЗакон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-i "О милиции"
...
План: Правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции. Основные направления деятельности участкового уполномоченного милиции iconЗакон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-i "О милиции"
...
План: Правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции. Основные направления деятельности участкового уполномоченного милиции iconДоклад о деятельности уполномоченного по правам ребенка в городе...
О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница