Российская федерация федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные




Скачать 238,57 Kb.
НазваниеРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные
Дата публикации06.05.2013
Размер238,57 Kb.
ТипЗакон
pochit.ru > Право > Закон
NEW: БЕССПОРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ВО ВНЕСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Проект
N 196161-4


Внесен Президентом
Российской Федерации


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ
СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРОЦЕДУР УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ


Статья 1


Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2873; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 31 дополнить подпунктом 9.1 следующего содержания:
"9.1) взыскивать налоговые санкции с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;";
2) в пункте 1 статьи 45:
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.";
в абзаце шестом слова "Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке" заменить словами "Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в судебном порядке";
3) статьи 46 - 48 изложить в следующей редакции:


"Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках


1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
4. Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
5. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.
Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.
6. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
7. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора.


Статья 47. Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя


1. В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя должно содержать:
фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;
дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;
наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента - организации, на чье имущество обращается взыскание, либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства налогоплательщика - индивидуального предпринимателя или налогового агента - индивидуального предпринимателя;
резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя;
дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя;
дату выдачи указанного постановления.
Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.
3. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
4. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:
наличных денежных средств;
имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности, ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя и погашения задолженности налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя за счет вырученных сумм.
6. Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
7. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
8. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора за счет имущества плательщика сбора - организации или индивидуального предпринимателя.
9. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании налогов таможенными органами с учетом положений, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.


Статья 48. Взыскание налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем


1. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
2. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
3. К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.
4. Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
5. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика -физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
6. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно в отношении:
денежных средств на счетах в банке;
наличных денежных средств;
имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента его реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм. С момента наложения ареста на имущество и до перечисления вырученных сумм в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) пени за несвоевременное перечисление налогов не начисляются.
8. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора за счет имущества плательщика сбора.
10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.";


4) в абзаце втором пункта 4 статьи 60 слова "в судебном порядке" заменить словами "в порядке, предусмотренном статьей 47 настоящего Кодекса";
5) в пункте 3 статьи 74 слова "в судебном порядке" заменить словами "в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом";
6) абзац второй пункта 6 статьи 75 изложить в следующей редакции:
"Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.";
7) пункт 3 статьи 101 дополнить предложением следующего содержания: "В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются: срок, в течение которого лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий орган либо в суд, арбитражный суд; порядок обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий орган, а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения.";
8) пункт 9 статьи 101.1 дополнить предложением следующего содержания: "В решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах указываются: срок, в течение которого лицо, привлекаемое к ответственности, вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий орган либо в суд, арбитражный суд; порядок обжалования решения о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в вышестоящий орган, а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения.";
9) дополнить статьей 103.1 следующего содержания:


"Статья 103.1. Взыскание налоговых санкций на основании решения налогового органа


1. В случае если размер штрафа, налагаемого на индивидуальных предпринимателей, не превышает пять тысяч рублей по каждому налогу, на юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей по каждому налогу, на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган принимает решение о взыскании налоговых санкций.
2. До обращения решения о взыскании налоговых санкций к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
3. В случае если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании об уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
4. В случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий орган исполнение решения приостанавливается. В случае обжалования решения в арбитражный суд исполнение решения может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
5. В случае обжалования решения о взыскании налоговых санкций лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязано одновременно с подачей жалобы направить в налоговый орган, вынесший решение, копию жалобы.
6. Решение о взыскании налоговых санкций обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В тот же срок копия указанного постановления направляется лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения.
7. Принудительное исполнение решений о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
8. Правила настоящей статьи применяются также в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.";


10) в пункте 6 статьи 108 слова "и установлена вступившим в законную силу решением суда" исключить;
11) подпункт 3 пункта 1 и пункт 4 статьи 112 после слова "судом" дополнить словами "или налоговым органом, рассматривающим дело,";
12) пункт 7 статьи 114 изложить в следующей редакции:
"7. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков на основании решения налогового органа, в случае если размер штрафа, налагаемого на индивидуальных предпринимателей, не превышает пять тысяч рублей по каждому налогу, на юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей по каждому налогу (статья 103.1 настоящего Кодекса).
В случае если размер штрафа, налагаемого на индивидуальных предпринимателей, превышает пять тысяч рублей по одному налогу, на юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей по одному налогу, а также в случае если к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, соответствующие суммы налоговых санкций взыскиваются в судебном порядке (статья 104 настоящего Кодекса).";
13) статью 140 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Налоговые органы (должностные лица) принимают меры к урегулированию спора с налогоплательщиком путем заключения соглашения или использования других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.".


Статья 2


Внести в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 1, ст. 2, 13; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3088; N 49, ст. 4856) следующие изменения:
1) статью 25 изложить в следующей редакции:


"Статья 25. Контроль за уплатой страховых взносов


1. Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
2. Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
3. Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в случае если размер причитающейся к уплате суммы не превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
4. В случае если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.";


2) дополнить статьей 25.1 следующего содержания:


"Статья 25.1. Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации


1. До принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
2. В требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взимания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которыми устанавливается обязанность страхователя уплатить страховой взнос.
3. Форма требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов утверждается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
4. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю по месту его учета. Требование может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или индивидуальному предпринимателю (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
В случае если указанные лица уклоняются от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
5. В случае если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
6. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
7. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов доводится до сведения страхователя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения.
8. В решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов указываются основания взыскания и размер взыскиваемой суммы со ссылкой на соответствующие статьи нормативных правовых актов, документы и иные сведения, которые подтверждают наличие недоимки, пеней и штрафов, а также срок, в течение которого плательщик вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий орган или в арбитражный суд.
9. Форма решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов утверждается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
10. В случае обжалования решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в вышестоящий орган исполнение решения приостанавливается. В случае обжалования решения в арбитражный суд исполнение решения может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
11. В решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов указывается порядок обжалования решения в вышестоящий орган, а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения. О времени и месте рассмотрения жалобы соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан известить страхователя за 10 дней.
12. В случае обжалования решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов страхователь обязан одновременно с подачей жалобы направить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, вынесший такое решение, копию жалобы.
13. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
14. Принудительное исполнение решений о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".";


3) статью 31 изложить в следующей редакции:


"Статья 31. Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования


1. Письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного пенсионного страхования, рассматривается органом страховщика в течение одного месяца со дня получения указанного заявления. О принятом решении орган страховщика сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления.
2. В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым органом страховщика решением спор подлежит разрешению в вышестоящем органе страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Должностные лица, допустившие нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Органы Пенсионного фонда Российской Федерации (должностные лица) принимают меры к урегулированию споров по вопросам обязательного пенсионного страхования путем заключения соглашения с плательщиком или использования других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.".


Статья 3


Внести в Таможенный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; 2004, N 27, ст. 2711) следующие изменения:
1) пункт 3 статьи 348 изложить в следующей редакции:
"3. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится путем взыскания таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (статья 351), или за счет иного имущества плательщика (статья 353). Принудительное взыскание с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в судебном порядке.";
2) пункт 2 статьи 351 изложить в следующей редакции:
"2. Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей. Решение о бесспорном взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.";
3) пункт 3 статьи 352 изложить в следующей редакции:
"3. Обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов производится на основании решения суда, если лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, за исключением случаев, когда такие товары переданы таможенным органам в качестве предмета залога (статья 341), а также когда обращается взыскание на товары, предельный срок хранения которых на складе временного хранения или таможенном складе истек.
Если лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов производится в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об исполнительном производстве".";
4) подпункт 13 статьи 408 изложить в следующей редакции:
"13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;".


Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров»

Необходимость подготовки законопроекта вызвана тем, что в российском законодательстве широкое распространение получило установление таких процедур и правил, при которых органы публичной власти должны реализовывать многие свои властные полномочия только через суд, вместо того чтобы использовать для их реализации административные процедуры и задействовать судебный механизм лишь тогда, когда есть спор, неурегулированное разногласие между соответствующим органом исполнительной власти и конкретным гражданином или организацией. Речь идет прежде всего о взыскании через суд недоимок и санкций по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что довольно значительная часть обращений в суд органов исполнительной власти связана со взысканием с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательных платежей и санкций на небольшие суммы.
Судебная практика дает основания для вывода о том, что требования государственных органов о взыскании незначительных сумм, как правило, не оспариваются ответчиками, а обязательный судебный порядок их взыскания не только без нужды приводит к дополнительной нагрузке на суды, но и загружает государственные органы, требует от них юридического сопровождения иска во время процедуры рассмотрения дела в суде, компенсации судебных издержек за счет казны. Кроме того, подобный подход не согласуется и с принципом разумной затратности, процессуальной экономии.

Статистика рассмотрения дел арбитражными судами показывает, что увеличение числа дел в сфере административных и иных публичных правоотношений вызвано продолжающимся ростом обращений государственных органов, в первую очередь Пенсионного фонда Российской Федерации, о взыскании обязательных платежей и санкций. По сравнению с 2003 годом количество таких дел выросло почти в четыре раза: в 2003 году их было 109 128, в 2004 году - 396 103.
Подавляющая часть дел, возникающих из налоговых правоотношений, также связана со взысканием обязательных платежей и санкций - всего 297 213, или 84,8 процента, дел. При этом требования по 70,0 процентам указанных дел арбитражными судами удовлетворяются.
Резкое увеличение нагрузки на суды за счет дел указанной категории ставит под угрозу обеспечение доступности правосудия и может привести к невозможности своевременного рассмотрения дел арбитражными судами. Для решения этой проблемы потребуется существенное увеличение численности судей, а также выделение значительной части бюджетных средств для дополнительного финансирования арбитражных судов.
Предлагаемый законопроектом порядок взыскания недоимок и санкций по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды позволит решить указанную проблему путем введения административного порядка принудительного взыскания обязательных платежей и санкций на незначительные суммы. В этих случаях решение органа исполнительной власти будет иметь статус исполнительного документа, что позволит органам исполнительной власти самостоятельно, без обращения в суд, осуществлять свои властные и контрольно-надзорные функции, поскольку отсутствует спор о праве.
Аналогичный порядок предусмотрен, в частности, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, когда уполномоченные органы исполнительной власти, наделенные правом привлечения граждан и организаций к административной ответственности, выносят об этом соответствующее постановление, которое имеет силу исполнительного документа (раздел V).
Предметом законопроекта является внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Таможенный кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предполагается установление общего правового режима взыскания обязательных платежей и санкций для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку они осуществляют предпринимательскую и иную экономическую деятельность, которая по своему существу предполагает самостоятельность и определенный финансовый риск. Такой принцип правового регулирования заложен, в частности, в Гражданском кодексе Российской Федерации (пункт 3 статьи 23), Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (статьи 27 и 28).

В связи с изложенным предлагается:
распространить на индивидуальных предпринимателей действующий порядок взыскания недоимок и пеней, а также таможенных пошлин, налогов с организаций;
закрепить право налоговых органов самостоятельно, без обращения в суд, взыскивать налоговые санкции с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, если размер штрафа не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей 5000 рублей по каждому налогу, в отношении организаций - 50 000 рублей по каждому налогу. Такие же полномочия предоставляются территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении взыскания недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов.
В отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также в части, касающейся взыскания санкций в размере, превышающем указанный предел, законопроектом предполагается сохранить действующий судебный порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административный порядок взыскания обязательных платежей и санкций подразумевает безусловное право юридического лица, индивидуального предпринимателя обжаловать решение органа исполнительной власти в вышестоящий орган или в арбитражный суд. Вместе с тем необходимо создать условия для урегулирования административных споров способами, иными, чем через обращение в суд, с использованием административных средств и процедур в качестве эффективного и предпочтительного способа урегулирования споров.
В целях совершенствования административной процедуры урегулирования споров между субъектом предпринимательской деятельности и органом государственной власти законопроектом предусматривается, что при обжаловании решения о взыскании в вышестоящий орган исполнение решения автоматически приостанавливается. В случае обжалования решения о взыскании в арбитражный суд его исполнение может быть приостановлено в соответствии с порядком, установленным арбитражным процессуальным законодательством.
В связи с изложенным законопроектом предполагается также расширить возможности применения альтернативных способов урегулирования споров, а именно: дополнить Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» положениями о том, что соответствующие органы принимают меры по урегулированию спора путем заключения соглашения или использования других примирительных процедур.
Правовые подходы, использованные в законопроекте, опираются на опыт зарубежных стран и рекомендации Совета Европы, в которых неоднократно подчеркивалось, что большое количество дел в судах и их постоянный рост может помешать судам, уполномоченным рассматривать административные дела, проводить слушание дел в разумные сроки в соответствии со статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В качестве мер по предупреждению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды государства - члены Совета Европы призываются и им предлагается в необходимых случаях содействовать использованию дружественного урегулирования споров либо вне судебной системы, либо до или во время юридического разбирательства (Рекомендация № R(81)7 о мерах по обеспечению доступа к правосудию; Рекомендация № R(86)12 о мерах по предупреждению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды; Рекомендация Rec(2001)9 об альтернативных методах урегулирования споров между административными органами и частными лицами и другие документы Совета Европы).

Похожие:

Российская федерация федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные iconОтчет. Упрощенная система налогообложения 2007 Под общей редакцией Ю. А. Васильева
Федеральный закон n 58-фз федеральный закон от 06. 06. 2005 n 58-фз "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской...
Российская федерация федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений
Внести в Федеральный закон от 11 августа 1995 года n 135-фз "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" Собрание...
Российская федерация федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные iconФедеральный закон
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования работы по профилактике социального...
Российская федерация федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные iconФедеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации...
Российская федерация федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений в статью 14 федерального закона
Статья 1 вступает в силу с 1 января 2013 года (пункт 2 статьи 3 данного документа)
Российская федерация федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений
Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, n 30, ст. 3105; 2006, n 1, ст. 18; n 31, ст. 3441; 2007, n 17, ст. 1929; n...
Российская федерация федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные iconПрограмма энергосбережения моу средняя общеобразовательная школа...
Федеральный закон РФ №261-фз от 23. 11. 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений...
Российская федерация федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные iconФедеральный закон
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
Российская федерация федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные iconЗакон от 10. 07. 2012 n 117-фз"О внесении изменений в Федеральный закон "
Федеральный закон от 10. 07. 2012 n 117-фз"О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной...
Российская федерация федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные iconЗакон Республики Казахстан 21 января 2010 года №242-iv зрк о внесении...
Статья Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница