Прика з




Скачать 269,18 Kb.
НазваниеПрика з
страница1/3
Дата публикации05.05.2013
Размер269,18 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
  1   2   3
Министерство образования Российской Федерации

(Минобразование России)

П Р И К А З

от 11.02.2002 Москва N 393
О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года

Объявляю распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г N 1756-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 декабря 2001 г. N 1756-р Москва
1. Одобрить подготовленную Минобразованием России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года (далее именуется Концепция).

2. Минобразованию России:

обеспечить доведение Концепции до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных образовательных учреждений, педагогической общественности;

организовать разработку комплекса мероприятий по реализации Концепции.

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Концепции при разработке мер государственной поддержки образования, а также при реализации федеральных и региональных программ развития образования.

Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р

п р и к а з ы в а ю:

1. Управлению делами (В.А.Павлюкову), Отделу баз данных и документальной связи (И.Е.Быстрову) обеспечить тиражирование и рассылку прилагаемой Концепции в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственные Минобразованию России образовательные учреждения в срок до 28 февраля текущего года.

2. Управлению развития образования (П.Е.Кондрашову) направить редакциям педагогических изданий текст Концепции для опубликования.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Е.Е.Чепурных.
Министр В.М.Филиппов
Приложение

к приказу Минобразования России

от 11.02.2002 № 393
КОНЦЕПЦИЯ

модернизации российского образования на период до 2010 года

1. Роль образования в развитии российского общества

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной,стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.
1.1. Российское образование и тенденции мирового развития

Образовательная политика России,отражая общенациональные интересы в сфере образования ипредъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития,обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования:
ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации ипереподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничестваи сохранениеобщего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.
1.2. Новые социальные требования к системе российского образования

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемусяобществу нужны современно образованные,нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения вситуациивыбора, прогнозируяих возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства,что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояниястраны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации,еегенофонда,обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.

Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людейк полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материальногодостаткасемьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих,информационных, материальных, финансовых.
1.3. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономиювысших учебных заведений,обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закреплениев Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".Однако произошедший в 90-хгодахобщесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием,в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу,определитьсяв современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе,а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации,граждане - все заинтересованные в качественном образовании.

В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качестваирезультативности педагогического труда.

Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократитсяпрактически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательныхучреждений,поддержкиинновационных школ и других "точек роста" в образовании.

Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованиемв обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учрежденийиорганизаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.
1.4. Цели и основные задачи модернизации образования

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача,онане должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в областиобразованияне всегдасовпадаютс отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образованияне может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться впервоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

повышение социальногостатуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства являетсясоциальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут бытьдостигнутытолько в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений вобразовании,их цели, направления,методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.
2. Приоритеты образовательной политики
2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования

Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для:

бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;
получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:

обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;

обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;

социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);
  1   2   3

Похожие:

Прика з iconПрика з руководителя объекта

Прика з iconПрика з
Об утверждении пунктов проведения и участников государственного выпускного экзамена
Прика з iconПрика з
Об утверждении руководителей пунктов проведения единого государственного экзамена
Прика з iconПрика з
На основании распоряжения руководителя управления образования мо «Суворовский район» № от 2011 г
Прика з iconПрика з
Объявляю распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г n 1756-р
Прика з iconПрика з
Об утверждении координаторов проведения государственной (итоговой) аттестации и единого государственного экзамена
Прика з iconОрловской области прика з
Об утверждении состава муниципальных координаторов единого государственного экзамена
Прика з iconПрика з
Т. Б. с обучающимся, проверить наличие разрешённых принадлежностей для экзамена, гелиевых ручек
Прика з iconПрика з
В приказе мвд россии от 24 ноября 2008 г. №1001 «О порядке регистрации транспортных средств»1
Прика з iconПрика з
Утвердить прилагаемое Наставление по технической службе Государственной противопожарной службы мвд россии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница