О. А. Гулевич Аттитюды (социальные установки) по отношению к преступлениям были первой областью изучения правосознания. Исследование Л. Терстоуна, проведенное в 20-х годах 20 века и посвященное изучению обыденных пр




Скачать 139.32 Kb.
НазваниеО. А. Гулевич Аттитюды (социальные установки) по отношению к преступлениям были первой областью изучения правосознания. Исследование Л. Терстоуна, проведенное в 20-х годах 20 века и посвященное изучению обыденных пр
Дата публикации05.05.2013
Размер139.32 Kb.
ТипИсследование
pochit.ru > Право > Исследование


Взаимосвязь аттитюдов к преступлению и наказанию с поведением в правовой сфере

(на примере участия в работе коллегии присяжных)
О.А. Гулевич
Аттитюды (социальные установки) по отношению к преступлениям были первой областью изучения правосознания. Исследование Л.Терстоуна, проведенное в 20-х годах 20 века и посвященное изучению обыденных представлений о серьезности преступлений, положило начало систематическому изучению отношения людей к правовым объектам и явлениям.

Сегодня к области правосознания относятся социальные установки по отношению к закону, преступлению / преступникам, наказанию и работникам правовых институтов (правоохранительных органов, суда, пенитенциарной системы) [3]. Аттитюды к преступлению / преступникам и наказанию, благодаря своей сложности и эмоциональной насыщенности, занимают в ней особое место.

В частности, аттитюды к преступлениям включают в себя обыденное определение преступления, классификацию преступлений и их оценку по ряду параметров, в т.ч. серьезности, скрипты преступлений и мифы о них (когнитивный компонент); страх перед преступлениями – эгоистический и альтруистический (аффективный компонент) и стратегии поведения в правозначащих ситуациях (поведенческий компонент). Аттитюды по отношению к преступникам состоят из представлений об индивидуальных особенностях преступников и причинах преступности (когнитивный компонент), эмоционального отношения к преступникам (аффективный компонент), мер профилактики преступности и социальной дистанции с преступниками (поведенческий компонент). И, наконец, социальные установки по отношению к наказанию включают в себя понимание целей, необходимости и эффективности наказания в целом и его отдельных видов (когнитивный компонент); эмоциональное отношение к нему (аффективный компонент) и намерение подвергнуть преступника определенному наказанию (поведенческий компонент).

Смысл изучения аттитюдов к преступлению и наказанию кроется в том влиянии, которое они оказывают на поведение своих носителей, в т.ч. вероятность совершения преступления и сообщения о нем в правоохранительные органы, характер действий по отношению к преступнику, социальную и территориальную мобильность людей, покупку оружия.

Предметом данного исследования является взаимосвязь аттитюдов по отношению к преступлению / преступникам и наказанию с особым типом поведения их носителей в правовой сфере – участием в работе коллегии присяжных заседателей.

Таким образом, целями данного исследования являются:

- изучение влияния аттитюдов людей к преступлениям / преступникам и наказанию на их готовность принять участие в работе коллегии присяжных;

- анализ изменений этих социальных установок в результате выполнения ими обязанностей присяжных заседателей. В данном исследовании будет рассмотрено влияние исполнения человеком роли присяжного на его правосознание. Возможность такого влияния уже была показана двумя американскими исследователями - Дж.Тапп и Ф.Левиным [4] на примере изменения представлений об источнике, функциях и возможности коррекции закона. По их мнению, социализирующие возможности суда присяжных связаны с действием четырех основных механизмов правовой социализации: получением присяжными новых правовых знаний; наличием у них возможности связать воедино понятия из разных областей социализации – закон, справедливость, право; наличием конфликта мнений, т.е. возможностью увидеть разные точки зрения; наличием у присяжных возможности исполнить новую для себя роль, принять на себя ответственность за чужую судьбу.

В исследовании были поставлены гипотезы о различиях в аттитюдах к преступлению / преступникам и наказанию:

- людей, готовых и не готовых принять участие в работе коллегии присяжных;

- отведенных кандидатов в присяжные и присяжных, вынесших вердикт.

Выборка

Исследование проводилось в Московской области, а также в областных судах Великого Новгорода и Самары. В нем приняли участие три группы респондентов.

^ Первая группа (55 человек, из них 34 женщины и 21 мужчина, средний возраст – 32,4 года) состояла из жителей Московской области, которые по закону могут исполнять обязанности присяжных (старше 25 лет). Они отвечали на вопросы анкеты и указывали, примут ли участие в заседании суда присяжных, если получат повестку из Московского областного суда. В ходе исследования сравнивались результаты тех, кто ответил на вопрос о своем участии «точно пойду» и «скорее всего пойду» с теми, кто ответил «скорее всего не пойду» и «точно не пойду». Цель сравнения состояла в определении влияния характера правосознания на готовность его носителя принять участие в работе коллегии присяжных.

^ Вторая группа (30 человек, из них 24 женщины и 6 мужчин, средний возраст 42,8 лет) состояла из кандидатов в присяжные, пришедших в суды Великого Новгорода и Самары, но не вошедших в состав коллегии присяжных. Их опрос производился после окончания процедуры отбора.

^ Третья группа (40 человек, из них 30 женщин и 11 мужчин, средний возраст 42,4 года) включала в себя присяжных, вынесших вердикты. Их опрос производился после вынесения вердикта и роспуска коллегии. В ходе исследования сравнивались результаты респондентов из второй и третьей групп. Цель сравнения состояла в анализе изменения правосознания по мере участия его носителей в работе коллегии присяжных. Таким образом, исследование носило характер квази-эксперимента.

^ Методика исследования

Для изучения особенностей аттитюдов людей к преступлению и наказанию была использована анкета, включающая в себя следующие методики: 5-балльная шкала Лайкерта (от совершенно согласен до совершенно не согласен), семантический дифференциал, оценка объектов по 5, 7 и 10-балльным шкалам:

- оценка серьезности преступлений. Респонденты получали названия 19 преступлений, и оценивали серьезность каждого из них по 10-балльной шкале. В исследовании были использованы те преступления, которые рассматривались в качестве таковых людьми без юридического образования [1];

- причины преступлений. Респонденты оценивали частоту встречаемости ряда причин совершения преступлений по 5-балльной шкале. Были выделены два типа причин: внутренние (наличие у преступника определенных черт характера и ценностей, психического заболевания и генетической предрасположенности к совершению преступлений) и внешние, связанные с воздействием в рамках разных институтов социализации (стиль воспитания в семье; неудовлетворительная система школьного воспитания и обучения; тяжелая социоэкономическая ситуация в стране; неэффективность работы правоохранительных органов и суда; большое количество фильмов и телевизионных передач, в которых демонстрируется момент совершения преступления) и особенностями ситуации совершения преступления (давление на преступника со стороны окружающих его людей; провокация со стороны жертвы);

- необходимость реализации закона по отношению к бывшим заключенным (шкала Лайкерта): «Люди, в прошлом совершившие преступления и отбывшие наказание, должны иметь такие же права, как и законопослушное население нашей страны», «Мне не нравится, что в России нарушаются права людей, в прошлом совершивших преступление и отбывших наказание», «Ограничение прав людей, совершивших преступление и отбывших наказание, необходимо для защиты прав законопослушного населения страны», «Я считаю необходимым выделение денег для защиты прав людей, в прошлом совершивших преступление и отбывших наказание»;

- особенности преступника: семантический дифференциал с использованием шкал сильный-слабый, злой-добрый, щедрый-жадный, не вызывает жалости-вызывает жалость, умный-глупый, трусливый-смелый, активный-пассивный, вызывает ненависть-не вызывает ненависти, уравновешенный-неуравновешенный, замкнутый-общительный, честный-лживый, распущенный-скромный, не вызывает страха-вызывает страх, несправедливый-справедливый, трудолюбивый-ленивый, грубый-вежливый. Шкалы были отобраны на основе контент-анализа 10 центральных российских печатных изданий за 2000-2002 гг. [3];

- оценка «инаковости» преступника: «Любой человек при определенных обстоятельствах может совершить преступление», «Человек, совершивший преступление и вышедший из заключения, вполне способен адаптироваться в мире законопослушных людей» (шкала Лайкерта);

- страх перед преступлениями (эгоистический и альтруистический): «Я чувствую, что незащищен и могу стать жертвой преступления», «Я чувствую, что мои родные незащищены и могут стать жертвами преступления» (шкала Лайкерта);

- эмоциональное отношение к бывшим заключенным: «Пожалуйста, скажите, насколько комфортно Вы бы себя почувствовали, если: с Вами по соседству живет человек, в прошлом совершивший преступление и отбывший наказание; вместе с Вами работает человек, в прошлом совершивший преступление и отбывший наказание; к Вам в гости приходит человек, в прошлом совершивший преступление и отбывший наказание; новым членом Вашей семьи становится человек, в прошлом совершивший преступление и отбывший наказание» (оценка по 7-балльной шкале);

- мероприятия для понижения преступности. Было выделено четыре типа мероприятий:

«мирная» профилактика («Создание детских центров, в которых «трудные» подростки смогут проводить свободное время», «Преподавание в школе основ права, ознакомление учащихся с основными гражданскими правами», «Трудоустройство «трудных» подростков», «Проведение дополнительных занятий с «трудными» подростками, которые не могут усвоить какой-либо школьный предмет», «Создание учреждений, работники которые будут наблюдать, что происходит в семьях «трудных» подростков, проводить консультации с их родителями, учить их общаться со своими детьми»);

запугивание («Ужесточение наказания преступников», «Проведение показательных судебных процессов», «Широкое освещение в прессе различных мероприятий по борьбе с преступностью, создание публикаций и передач, посвященных эффективности работы правоохранительных органов», «Организация посещения тюрем школьниками, в ходе которых они смогли бы увидеть, насколько серьезно наказаны те, кто совершил преступление», «Создание тяжелых условий в местах заключения людей, нарушивших закон»);

реабилитация бывших заключенных («Улучшение условий содержания преступников в местах лишения свободы», «Предоставление заключенным возможности получить образование, освоить новую профессию», «Организация в колониях промышленных предприятий, на которых заключенные будут зарабатывать деньги, чтобы использовать их после выхода на волю», «Трудоустройство бывших заключенных после их освобождения», «Проведение информационных кампаний, рассчитанных на улучшение отношения населения к бывшим заключенным»).

Респонденты оценивали эффективность каждой меры по 5-балльной шкале;

- цели наказания: «Основная цель уголовного наказания заключается в том, чтобы (выберите два варианта ответа): дать преступнику возможность расплатиться за совершенное преступление; восстановить справедливость; преподнести урок тем, кто только собирается встать на преступный путь; обеспечить безопасность законопослушных граждан; дать преступнику возможность исправиться; предотвратить повторное совершение преступления преступником; другое (напишите).

^ Обработка результатов проводилась с использованием критериев  Пирсона (для анализа ответов на вопрос о целях наказания) и U-Манна-Уитни (для анализа ответов на все остальные вопросы).

^ Описание и обсуждение результатов

Результаты исследования показали (таблица 1), что люди, готовые принять участие в работе коллегии присяжных, и не желающие делать это, различаются в основном представлением о мерах по уменьшению уровня преступности. Для первых характерна большая ориентация на «мирную» профилактику совершения преступлений и реабилитацию заключенных, а для вторых - на запугивание.

Вместе с тем, участие в работе коллегии присяжных вызывает более разнообразные последствии:

- частичное ухудшение представления о типичном преступнике (особенно по параметрам общительности-замкнутости и щедрости-жадности);

- увеличение оценки серьезности одного из преступлений – распространения наркотиков;

- увеличение оценки эффективности «мирной» профилактики преступлений и запугивания, и в меньшей степени - реабилитации;

- падение частоты выбора «восстановления справедливости» и увеличение частоты выбора «преподнести урок тем, кто только собирается встать на преступный путь» в качестве цели уголовного наказания;

Таким образом, особого внимания заслуживают три полученных результата.

^ Первый из них – ухудшение представления о типичном преступнике в ходе судебного процесса. Это означает, что общение людей с преступником, происходящее в официальной обстановке зала суда и сопровождающееся подробным анализом действий преступника на месте преступления, ухудшает существующие стереотипы, а не улучшает их. Возможно, что это связано с характером совершенного преступления. Все присяжные рассматривали дела, посвященные убийству(ам).

Таблица 1. Влияние готовности принять участие в работе коллегии присяжных и работы в ней на правосознание

«Готовы» - большая выраженность параметра у людей, готовых принять участие в работе коллегии

«Не готовы» - большая выраженность параметра у людей, не готовых принять участие в работе коллегии

«Отведенные кандидаты» - большая выраженность параметра у отведенных кандидатов

«Присяжные» - большая выраженность параметра у людей, исполнивших обязанности присяжных

Вопросы

Уровень

значимости

Направление различий

^ Различие правосознания у людей, желающих и не желающих принять участие в работе коллегии присяжных

Реабилитация в целом, в т.ч.

0,01

«Готовы»

Трудоустройство бывших заключенных после их освобождения

0,01

«Готовы»

Проведение информационных кампаний, рассчитанных на улучшение отношения населения к бывшим заключенным

0,01

«Готовы»

^ Запугивание в целом, в т.ч.

0,05

«Не готовы»

Создание тяжелых условий в местах заключения людей, нарушивших закон

0,01

«Не готовы»

Широкое освещение в прессе различных мероприятий по борьбе с преступностью, создание публикаций и передач, посвященных эффективности работы правоохранительных органов

0,05

«Не готовы»

^ Профилактика в целом, в т.ч.

0,05

«Готовы»

Создание учреждений, работники которые будут наблюдать, что происходит в семьях «трудных» подростков, проводить консультации с их родителями, учить их общаться со своими детьми


0,05


«Готовы»

^ Различие правосознания у отведенных кандидатов и людей, исполнивших обязанности присяжных заседателей

Типичный преступник (ухудшение образа), в т.ч.

0,07

«Присяжные»

жадный

замкнутый

0,01

0,01

«Присяжные»


^ Серьезность преступлений:

распространение наркотиков


0,05


«Присяжные»

Профилактика в целом, в т.ч.

0,05

«Присяжные»

Преподавание в школе основ права, ознакомление учащихся с основными гражданскими правами

0,05

«Присяжные»

Создание учреждений, работники которые будут наблюдать, что происходит в семьях «трудных» подростков, проводить консультации с их родителями, учить их общаться со своими детьми

0,05


«Присяжные»

^ Запугивание в целом, в т.ч.

0,05

«Присяжные»

Проведение показательных судебных процессов

0,01

«Присяжные»

Широкое освещение в прессе различных мероприятий по борьбе с преступностью, создание публикаций и передач, посвященных эффективности работы правоохранительных органов


0,05


«Присяжные»

^ Реабилитация в целом

0,4

«Присяжные»

Цели наказания:

восстановить справедливость;

преподнести урок тем, кто только собирается встать на преступный путь

0,05
0,05

«Отведенные кандидаты»

«Присяжные»


^ Второй интересный результат касается мер по уменьшению уровня преступности. Готовность принять участие в работе коллегии присяжных связана с восприятием большей эффективности мер «мирной» профилактики и реабилитации. Аналогичная тенденция характерна и для людей, вынесших вердикт. Однако для них рост оценки эффективности мер по реабилитации не является статистически значимым. Таким образом, кандидаты в присяжные, приходящие в суд для прохождения процедуры отбора, настроены более позитивно и «мирно», больше верят в мотивирующую силу помощи и хорошего отношения, чем те, кто отказался сделать это. Эта тенденция возрастает по мере их участия в судебном процессе.

Иная ситуация характерна для восприятия эффективности запугивания. С одной стороны, люди, готовые принять участие в работе коллегии, ниже оценивают эффективность запугивания, чем те, кто не готов сделать это. С другой стороны, участие в работе коллегии, по крайней мере, рассматривающей случаи умышленных убийств, приводит к увеличению оценки эффективности запугивания. Об этом же говорит и рост значимости такой цели уголовного наказания, как «преподнести урок тем, кто только собирается встать на преступный путь». Возможно, что этот результат, как и статистическая незначимость роста оценки эффективности мер по реабилитации преступников, связан с ухудшением представления о них. Примечательно, что рост оценки эффективности «запугивания» у присяжных статистически не связан с принятием таких карательных мер, как ужесточение наказания и создание тяжелых условий заключения. Таким образом, участие в суде присяжных приводит к повышению оценки эффективности любых мер уменьшения уровня преступности: как помощи, так и «запугивания», но не ужесточения наказания.

^ Третий результат заключается во влиянии участия в работе коллегии присяжных на оценку важности «восстановления справедливости» качестве цели уголовного наказания. Бывшие присяжные реже приписывают уголовному наказанию эту цель, чем отведенные кандидаты. Это согласуется с результатами нашего предыдущего исследования, в котором было показано, что в ходе работы в коллегии присяжных у людей происходит «морализация» представлений о справедливости [2]. В частности, участие в суде присяжных приводит к увеличению количества ассоциаций справедливости с «моральными» характеристиками людей – честностью, беспристрастностью, порядочностью и уменьшению - с правовыми понятиями – законом, преступлением, правосудием, наказанием. Таким образом, по мере участия в суде присяжных уменьшается значение справедливости при оценке правовых явлений.

Список литературы:

  1. Социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникации // Вопросы психологии. 2001, №4.Стр.53-67.

  2. Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Взаимосвязь представлений о справедливости с поведением в правовой сфере. В печати.

  3. Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. М., 2003.

  4. Tapp J.L., Levine F.J. (Eds). Law, justice and the individual in society: psychological and legal issues. N.Y., 1977.


Похожие:

О. А. Гулевич Аттитюды (социальные установки) по отношению к преступлениям были первой областью изучения правосознания. Исследование Л. Терстоуна, проведенное в 20-х годах 20 века и посвященное изучению обыденных пр iconИсследование зачатков мышления у животных-неприматов в первой половине...
Донаучный период накопления знаний. Представления о «разуме» и «инстинкте» животных в трудах естествоиспытателей XVIII — первой половины...
О. А. Гулевич Аттитюды (социальные установки) по отношению к преступлениям были первой областью изучения правосознания. Исследование Л. Терстоуна, проведенное в 20-х годах 20 века и посвященное изучению обыденных пр iconУрок истории по теме: «Начало Первой мировой войны. Военные действия...
Первой мировой войне, проанализировать захватнические цели ее участников, охарактеризовать положение Беларуси в период Первой мировой...
О. А. Гулевич Аттитюды (социальные установки) по отношению к преступлениям были первой областью изучения правосознания. Исследование Л. Терстоуна, проведенное в 20-х годах 20 века и посвященное изучению обыденных пр iconИтоговое контрольное тестирование по курсу истории России первой половины XIX века. 8 класс
Особая форма организации войска в 1819-1857 годах, вводимая с целью уменьшения расходов на содержание армии, это
О. А. Гулевич Аттитюды (социальные установки) по отношению к преступлениям были первой областью изучения правосознания. Исследование Л. Терстоуна, проведенное в 20-х годах 20 века и посвященное изучению обыденных пр iconСултанов Айдар Рустэмович Цензурное прошлое и современная карательная цензура религиозных учений
Проведенное исследование показывает порочность существующей практики признания экстремистскими религиозной литературы
О. А. Гулевич Аттитюды (социальные установки) по отношению к преступлениям были первой областью изучения правосознания. Исследование Л. Терстоуна, проведенное в 20-х годах 20 века и посвященное изучению обыденных пр iconДоклад В. С. Библера
Она в том учении о мысли, которое характеризует канун xxi-го века, поэтому вряд ли можно говорить в полной мере о диалогике по отношению...
О. А. Гулевич Аттитюды (социальные установки) по отношению к преступлениям были первой областью изучения правосознания. Исследование Л. Терстоуна, проведенное в 20-х годах 20 века и посвященное изучению обыденных пр iconЭволюция компьютерных сетей началась в 50х годах прошлого века. Первые...
Система пакетной обработки данных строилась как правило на базе одного большого мощного компьютера – мейнфреймы
О. А. Гулевич Аттитюды (социальные установки) по отношению к преступлениям были первой областью изучения правосознания. Исследование Л. Терстоуна, проведенное в 20-х годах 20 века и посвященное изучению обыденных пр iconРеферат по культурологии на тему: Хосе Ортега-и-Гассет, философ и...
Он пережил военную диктатуру, боролся с ней и способствовал ее падению (в 1931 году он участвовал в свержении монархии Альфонса XIII),...
О. А. Гулевич Аттитюды (социальные установки) по отношению к преступлениям были первой областью изучения правосознания. Исследование Л. Терстоуна, проведенное в 20-х годах 20 века и посвященное изучению обыденных пр iconЭто несколько теорий, получивших развитие в 60-х годах 20-го века....
Общая суть состоит в том, что во всей предшествующей социологии слишком увлекались такими понятиями как устойчивость, равновесие,...
О. А. Гулевич Аттитюды (социальные установки) по отношению к преступлениям были первой областью изучения правосознания. Исследование Л. Терстоуна, проведенное в 20-х годах 20 века и посвященное изучению обыденных пр iconМгуки
Компьютерные сети как технические системы появились еще в 60 годах ХХ века и были реализованы в научных целях на больших компьютерах...
О. А. Гулевич Аттитюды (социальные установки) по отношению к преступлениям были первой областью изучения правосознания. Исследование Л. Терстоуна, проведенное в 20-х годах 20 века и посвященное изучению обыденных пр iconПланы семинарских занятий по спецкурсу "исследование доказательств в суде первой инстанции"
Планы семинарских занятий включают темы спецкурса “Исследование доказательств в суде первой инстанции”, имеющие наибольшее практическое...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница