Скачать 276,2 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра технико-криминалистического обеспечения экспертных исследований УТВЕРЖДАЮ Начальник Московского университета МВД России генерал-лейтенант милиции Н.В. Румянцев «____»____________ 2008 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «теория судебной экспертизы» для курсантов (слушателей) факультета подготовки экспертов-криминалистов и факультета подготовки иностранных специалистов, обучающихся по специальности 030502.65 – «Судебная экспертиза» ^ Рабочая учебная программа дисциплины «Теория судебной экспертизы» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030502.65 – «Судебная экспертиза». Рабочая учебная программа подготовлена: - Майлис Н. П. – доктором юридических наук, профессором кафедры; - Усковым И. Н. – кандидатом юридических наук, заместителем начальника кафедры. Рецензенты: - Колотушкин С. М., начальник кафедры криминалистической техники Волгоградской академии МВД России, доктор юридических наук, профессор; - Подволоцкий И.Н., и.о. начальника кафедры исследования документов Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Настоящая рабочая учебная программа обсуждена и одобрена: - на заседании кафедры технико-криминалистического обеспечения экспертных исследований «_13_»_ноября___ 2007 г. Протокол № __4_ - на заседании методического совета Университета «__25__»___12____2007 г. Протокол № _4___ - на заседании ученого совета Университета «____»_____________2008 г. Протокол № ____ I. Организационно-методический раздел Настоящая рабочая учебная программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Теория судебной экспертизы». Она разработана в соответствии Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030502.65 – «Судебная экспертиза». Учебная дисциплина «Теория судебной экспертизы» является базовой учебной дисциплиной для профессиональной подготовки специалистов любого экспертного профиля и всех категорий экспертной специализации, ее преподавание органично связано с дисциплинами специальности, поскольку служит надежным научным фундаментом для построения отраслевых систем профессионального экспертного знания. Своими корнями теория судебной экспертизы уходит в теорию доказательств, логику и психологию. Наиболее тесные междисциплинарные связи существуют с уголовным и гражданским процессом, криминалистикой, математикой и информатикой, теорией управления и научной организацией труда, профессиональной этикой и эстетикой. В программе нашли отражение современное состояние теории судебной экспертизы и экспертной практики, а также научные положения смежных с ней общепрофессиональных и специальных дисциплин. ^ является формирование у обучающихся мировоззренческой позиции по методологическим вопросам науки о судебной экспертизе и ее актуальных проблем, а также в подготовке специалистов, способных квалифицированно и на современном научном уровне решать задачи использования специальных знаний в целях установления фактических данных, способствующих раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. ^ заключаются в получении курсантами (слушателями) теоретических знаний научных и правовых основ судебной экспертизы, изучении системы методов и средств судебной экспертизы, овладении специальной терминологией, изучении основных методов поиска и фиксации криминалистически значимой информации, закономерностей следообразования, ознакомлении с работой специалистов по обеспечению оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий, ознакомлении с деятельностью государственных судебно-экспертных учреждений по производству судебных экспертиз и исследований. В содержании учебной дисциплины присутствуют новейшие концепции криминалистики и общей теории судебной экспертизы (судебной экспертологии), отражен передовой опыт экспертных подразделений и следственных аппаратов органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений. ^ В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен: знать:
уметь:
владеть:
В соответствии с рабочим учебным планом на изучение дисциплины отводится 90 учебных часов, в том числе 50 часов на - аудиторные занятия, и 40 часов - на самостоятельную работу курсантов (слушателей). Обучение по указанной дисциплине завершается сдачей курсантами (слушателями) экзамена. II. Основной раздел Перечень тем дисциплины
^ Предмет общей теории судебной экспертизы. Природа теории судебной экспертизы. Система теории судебной экспертизы. Задачи теории судебной экспертизы и задачи практической экспертной деятельности. Понятие объекта теории судебной экспертизы. Закономерности формирования и развития судебных экспертиз. Основные принципы теории судебной экспертизы. ^ История формирования теории судебной экспертизы на базе развития частных криминалистических теорий. Значение процессов интеграции и дифференциации научных знаний для общей теории судебной экспертизы и для экспертной практики. Основные направления интеграции и дифференциации научного знания. Влияние смежных наук на методы судебной экспертизы, заимствование методов других наук в судебной экспертизе. Взаимопроникновение наук как объективная основа развития теории судебной экспертизы, расширения возможностей судебных экспертиз. Закон связи и обусловленности науки и практики. Взаимосвязь теории судебной экспертизы и экспертной практики. Современное состояние и перспективы развития общей теории судебной экспертизы. Характеристика современного уровня развития судебной экспертизы за рубежом. ^ Общие понятия метода познания. Понятие и классификация метода общей теории судебной экспертизы и методов экспертного исследования. Систематизация методов научного и экспертного исследования. Критерии допустимости использования методов в судопроизводстве. Эффективность и универсальность методов. Основные требования, предъявляемые к методам экспертного исследования. ^ Понятие и виды функций теории судебной экспертизы. Содержание основных функций теории судебной экспертизы (методологической, информационной, объяснительной, синтезирующей, эвристической, практической и прогностической). Понятие и содержание учения о средствах и формах коммуникативной деятельности при производстве судебных экспертиз. ^ Понятие и виды частных криминалистических теорий, их роль и значение для экспертной практики. Теория криминалистической идентификации: сущность, принципы, основные понятия, формы экспертного исследования. Теория криминалистической диагностики: сущность, принципы, основные понятия, формы экспертного исследования. Применение положений частных криминалистических теорий в практической судебно-экспертной деятельности. ^ Понятие объектов экспертного исследования. Классификация объектов судебных экспертиз. Понятие экспертной систематизации. Сущность и задачи систематизации в судебной экспертизе. Классификация судебных экспертиз. Классы, роды, виды и подвиды судебных экспертиз. Формирование и развитие новых классов, родов и видов (подвидов) судебных экспертиз. ^ Понятие и виды субъектов производства экспертиз. Субъекты судебно-экспертной деятельности. Функции, права и обязанности субъектов. Правовая регламентация судебно-экспертной деятельности. Формы применения специальных знаний. Характеристика процессуальной формы применения специальных знаний. Участие специалиста в судопроизводстве. ^ Государственные судебно-экспертные учреждения РФ. Их структура и функции. Особенности организации деятельности государственных судебно-экспертных учреждений МВД, Минюста, Министерства обороны, Министерства здравоохранения и социального развития. Основные направления деятельности государственных экспертных служб развитых стран (на примере США, Германии, Франции, Великобритании). Роль образовательных и научных учреждений в развитии судебных наук. Направления деятельности независимых международных организаций судебных наук. Формирование и развитие Европейской сети институтов судебных наук (ENFSI). ^ Понятие экспертной технологии. Основные элементы технологии экспертного исследования. Общая характеристика традиционной экспертной технологии. Стадии экспертного исследования, их характеристика. Основные задачи, решаемые экспертами на подготовительной, аналитической, сравнительной и синтезирующей стадиях. Проблемы автоматизации и компьютеризации в судебной экспертизе. Понятие автоматизированного рабочего места (АРМ) судебного эксперта. Характеристика основных элементов АРМ. Комплексные исследования в судебной экспертизе. Специфика организации комплексных экспертных исследований. Заключение эксперта (сущность, структура, содержание, правила оформления). Заключение эксперта по комиссионной и комплексной экспертизам. Сущность и формы выводов в заключении эксперта. Организация контроля качества экспертиз и исследований в государственных судебно-экспертных учреждениях. Оценка заключения эксперта судом. Соблюдение процессуального порядка назначения и производства экспертизы. Проверка правильности оформления заключения. Оценка содержания заключения и определение его достоверности. Оценка достаточности материалов дела и достоверности исходных данных. Определение полноты проведенного исследования. Оценка выводов эксперта. Определение доказательственного значения заключения эксперта. ^ Информационная сущность объектов судебных экспертиз. Понятие информационной технологии. Методы и средства современных информационных технологий. Цель и задачи внедрения современных информационных технологий в экспертную практику. Основные направления внедрения современных информационных технологий в судебную экспертизу. Современное состояние и перспективы развития информационно-методического обеспечения судебно-экспертной деятельности. Основные психологические характеристики процесса экспертного познания. Сущность познавательной деятельности. Характеристика конструктивного, организационного и коммуникативного видов деятельности. Особенности формирования внутреннего убеждения эксперта. Психологические особенности деятельности комиссии экспертов по производству комплексных судебных экспертиз. Экспертные ошибки и возможности их предотвращения. Перечень тем курсовых работ 1. Российская система правового регулирования судебно-экспертной деятельности. 2. История развития судебной экспертизы и судебно-экспертных учреждений России. 3. Правовой институт судебной экспертизы в Российском законодательстве. 4. Формы использования специальных знаний в судопроизводстве России. 5. Роль Е.Ф. Буринского в формировании в России судебной экспертизы и в создании экспертных учреждений. 7. Становление и тенденции развития судебной экспертизы. 8. Использование автоматизированных систем и компьютерных комплексов в деятельности сотрудников ЭКП ОВД РФ. 9. Этика и эстетика профессиональной деятельности судебного эксперта. 10. Критерии выбора экспертных методов и методик, повышающих эффективность судебных экспертиз. 11. Оценка и доказательственное значение заключения эксперта в процессе доказывания. 12. Научные основы учения о свойствах и признаках объектов судебных экспертиз. 13. Соотношение теорий криминалистической идентификации и диагностики. 14. Криминалистическая идентификация: история и перспективы развития. 15. Значение учения о методах и методиках судебных экспертиз для экспертной деятельности. 16. Роль математических методов в судебной экспертизе. 17. Особенности методики судебно-экспертной идентификации. 18. Теоретическая основа методики судебно-экспертной диагностики. 19. Основы теории судебно-экспертного познания. 20. Заключения судебного эксперта в свете теории судебных доказательств. 21. Принципы судебно-экспертной деятельности и практика их реализации в российском судопроизводстве. 22. Исходные данные назначаемой судебной экспертизы и их роль в достижении цели экспертного познания. 23. Классификации современных методов судебно-экспертных исследований. 24. Судебно-экспертное исследование как творческий познавательный процесс. 25. Формирование внутреннего убеждения судебного эксперта и влияние на него объективных, субъективных факторов. 26. Моделирование и эксперимент в судебно-экспертной деятельности. 27. Структура и содержание заключения эксперта. 28. Место и роль частных криминалистических теорий в развитии общей теории судебной экспертизы. 29. Общая теория судебной экспертизы как профессиональная основа экспертной деятельности. 30. Значение и тенденции развития понятийного аппарата судебной экспертизы. 31. Компьютеризация судебной экспертизы как предпосылки перехода на новые экспертные технологии. 32. Программирование методик и алгоритмизация процессов решения экспертных задач как основные этапы автоматизации судебно-экспертной деятельности. 33. Влияние научных положений логики и психологии на судебно-экспертное познание. 34. Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений. Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену) по всему курсу
^ «Теория судебной экспертизы» на 2008 / 2009 учебный год
iii. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ дисциплины ^ Основная.
Аверьяновой и проф. В.Ф. Статкуса. - М.: Право и закон; Юрайт-Издат, 2002. Дополнительная.
|
![]() | Учебно-научный комплекс судебной экспертизы Кафедра технико-криминалистического... План семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Теория судебной экспертизы» составлен на основе рабочей программы... | ![]() | Рабочая учебная программа по дисциплине «Моделирование рынка ценных бумаг» Рабочая учебная программа составлена на основе примерной учебной программы по дисциплине |
![]() | Учение о методах судебных экспертиз ... | ![]() | Проблемы юридической терминологии (на примере криминалистики и судебной... Указанное проиллюстрировано примерами из понятийного аппарата криминалистики и судебной экспертизы |
![]() | Курс лекций по судебной психиатрии Автор: Колоколов Георгий Рюрикович — доцент кафедры правовой психологии и судебной экспертизы, кандидат медицинских наук | ![]() | Рабочая учебная программа по дисциплине «криминалистическое исследование... Рабочая учебная программа дисциплины «Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий» подготовлена в соответствии... |
![]() | Рабочая учебная программа по дисциплине судебная видеозапись для... Рабочая учебная программа дисциплины «Судебная видеозапись» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ![]() | Рабочая учебная программа по дисциплине «Экономика предприятия» разработана... Экономика предприятия [Текст]: рабочая учебная программа для студентов направления 080200 «Менеджмент» профили «Профессиональный... |
![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Поэтика серебряного века «поэтика серебряного века», которая изучается студентами-филологами пятого курса в течение семестра. Основой методического комплекса... | ![]() | Рабочая учебная программа по дисциплине для специальности форма обучения дневная |