Методическая разработка по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав Деловая игра для учащихся средних классов «Закон и ответственность»




Скачать 93,81 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав Деловая игра для учащихся средних классов «Закон и ответственность»
Дата публикации29.04.2013
Размер93,81 Kb.
ТипМетодическая разработка
pochit.ru > Право > Методическая разработка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДАНИЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

403391, Россия, Волгоградская область. Даниловский муниципальный район,

ст. Островская, переулок Школьный, 4

тел. 8(84461) 5-32-68; факс: 8(84461) 5-32-67

е-maiI (школа) – Schkola – ostrov @ mail. ru

Методическая разработка

по профилактике безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних

и защите их прав

Деловая игра для учащихся средних классов «Закон и ответственность»

Шаповалова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Ст. Островская 2012г.

Цели:

А) Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.

Б) Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.

В) Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Г) Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина РФ по средствам игры.

Участники: 3 команды по 7-8человек из учащихся среднего школьного возраста

Ход игры:

1.Введение в тему

Учитель: Добрый день, участники и гости нашей игры.

Я предлагаю вам обратить своё внимание на экран. (просмотр эпизодов)

У: Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?

- О различных правонарушения.

Слово учителя: Верно. Сегодня мы собрались, чтобы выяснить различие между поступком, правонарушением и преступлением и проверить, знаем ли мы закон. Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество, – это господство законов. Как сказал великий мыслитель прошлого Цицерон: «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели». (На игру приглашаются представители правоохранительных органов. Формируются смешанные команды из учащихся средних классов по 3 человека от класса )

Я вижу, что команды готовы выяснить, кто из них лучше разбирается в законах, но для начала разрешите представить многоуважаемое жюри, которое будет судить нашу игру (представление жюри)

  1. Конкурс «Представление команд»

В течение 2-3 минут. Каждая из команд должна как можно ярче представить себя (название команды, девиз, эмблема). Максимальная оценка 5 баллов.

2. «Мозговой штурм» по теме «Знаете ли вы закон?»

У.: Общество переживет сейчас непростые времена – перемены, которые дали видимую «свободу» мыслям, поступкам. Фактически в стране выросло новое поколение, которое, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадывается о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами. А деньги добываются любыми путями. Вслед за этим появились такие понятия, как вседозволенность, безнаказанность и нравственная и правовая распущенность. Всё это приводит к поступкам, правонарушениям и преступлениям. Часто мы слышим, что совершившие какое-либо преступление говорят, что они не знали, что это преступление и что за тот или иной поступок последует уголовная ответственность. Но незнание законов не освобождает от ответственности за совершённое преступление. Поэтому мы сегодня с вами попытаемся пополнить свои правовые знания и подкрепим всё практикой. Итак, чтобы выяснить уровень вашей правовой грамотности, мы проведём Мозговой штурм» по теме «Знаете ли вы закон?»

У. Ребята, скажите, пожалуйста, что общего между проступком, правонарушением и преступлением

- Все они обозначают нарушение каких -либо правил или законов.

У. : Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и тоже? Да-нет? Почему?

- Наверное, нет. Проступок и преступление не одно и тоже. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за преступление и правонарушение.

У. В принципе, вы правы. Представители команд, подойдите к столу и возьмите карточку с заданием. А теперь давайте обратимся к карточкам у вас на партах. Ваша задача к тому термину, который вы выбрали, подобрать определение и ситуацию. (всё прокомментировать). На эту работу вам даётся 4- 5 минут. Максимальная оценка 6 баллов.

У.: Время вышло. Давайте проверим. (Команды читают поочерёдно ). Молодцы. Все справились . Команды получают по 6 баллов

Проступок - это такое нарушение, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение (нарушение правил поведения; вызывающее поведение )

Правонарушение - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16 лет.

Преступление – это серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими 14 лет.

1 ситуация

Пятиклассник Серёжа приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе. Как можно расценить поведение Серёжи, как проступок, правонарушение или преступление?

-Проступок, так как Серёжа ничего противозаконного не совершил.

У.: Что же он всё-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

-Устав школы.

У.: А в нашей школе есть устав?

-Да.

У.: Давайте его вспомним вместе.

- Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счёт родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы. А нарушение какого-либо пункта устава школы будет проступком.

Ситуация 2

Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать поведение Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

- Проступком их назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.

У.: Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Ситуация 3

Десятиклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

- Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.

У.: Верно, это административное правонарушение , предусмотренное статьёй 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах»

3. Деловая игра « Преступление и наказание»

У.: Ясно, как взрослым, так и детям нужно быть законопослушными гражданами своего общества. Для того, чтобы проверить, как вы знаете закон, я предлагаю вам поиграть.

Итак, ролевая игра « Преступление и наказание». Каждая группа поочерёдно побывает в роли судей и обвиняемых.

(Группам раздаётся по 1 ситуации. Ребята должны ситуации обыграть, проявив артистизм, творческий подход». Игра пройдёт по вертушке. 1 команда обыгрывает ситуацию, 2 выполняет роль судьи, 2 команда обыгрывает ситуацию, 3 выполняет роль судьи, 3 команда обыгрывает ситуацию, 1 выполняет роль судьи)

Задача для судей: определить, что это: проступок, правонарушение или преступление; определить, какая ответственность наступит: моральная, юридическая или административная.(всё прокомментировать)

За доходчивое представление ситуации -2 балла

За правильный, обоснованный ответ 6 баллов.

У.: В случае затруднения вы можете обратиться за помощью к консультанту (представителю милиции), но тогда вы получаете штрафные очки (-1 балл)

1 команда

Маша стала замечать, что у неё в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются у неё в сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу», - сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придётся уйти из этой школы», - ответили девочки.

2 команда

Группа ребят-старшеклассников на секции вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников обидными прозвищами, курили, несмотря на запрет, в туалете.

3 команда

Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь им гулять нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придётся плохо.



Различные ситуации

Виды юридической ответственности, комментарий

1


Маша стала замечать, что у неё в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются у неё в сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу», - сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придётся уйти из этой школы», - ответили девочки.


Это преступление, а именно, кража чужого имущества. За это, при наличии заявления, возбуждается уголовное дело. И, следовательно, может быть уголовная ответственность


2

Группа ребят-старшеклассников на секции вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников, курили, несмотря на запрет, в туалете.


Здесь закон не нарушен, но нарушен Устав школы. И при подтверждении наличия такого факта ребята или их родители могут понести административную ответственность. Это может быть и штраф, и постановка на учёт в детскую комнату милиции, и исключение из школы

3

Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь им гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придётся плохо.

Названные мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следовательно, их действия можно расценить как проступок. За это следует только моральная ответственность

У.: Молодцы. Все хорошо справились со своими заданиями

4. Игра со зрителями

У.: Мы сегодня много говорили о нравственных и безнравственных поступках.

Мне бы хотелось посмотреть, насколько все были внимательны. Игра со зрителями. В случае затруднения могут помогать команды. Заработанные жетоны можно отдать любой команде.

Обратите внимание на экран на таблицу.

№ вопроса/ баллы


1

2

3

Проступок

1балл

2балла

3балла

Правонарушение

1балл

1балл

3балла

Преступление

1балл

2балла

3балла

Проступок

1. Предусмотрена ли уголовная ответственность за проступок? (нет)

2. Продолжите ряд примеров, за которые наступает моральная ответственность. Мальчик пожадничал,………

3. Какие наказания вы или ваши родители могут понести за совершённый вами проступок по нарушению устава школы? (Выговор, постановка на внутришкольный учёт, приглашение в школу родителей, исключение из школы))

Правонарушение

  1. С какого возраста наступает ответственность за административное правонарушение? (с 16)

  2. Кто несет ответственность за ваши действия. Если вам ещё нет 16 лет? (родители)

  3. Какие наказания вы или ваши родители могут понести за совершённое вами административное правонарушение? (штраф, подростка могут поставить на учёт в милицию)

Преступление

1.С какого возраста наступает уголовная ответственность? (с 14 лет )

2. Кто несет ответственность за ваши действия. Если вам ещё нет 14 лет? (родители)

3. Какие наказание вы можете понести за совершённое вами тяжкое преступление? (Колония для несовершеннолетних, учреждение закрытого типа)

Заключительное слово учителя

А теперь давайте подсчитаем количество жетонов и определим команду-победителя. (Слово предоставляется жюри) Мы с вами сегодня поговорили о проступках, правонарушениях и преступлениях. Я надеюсь, что эта игра помогла вам лучше узнать не только свои права, но и обязанности.

Похожие:

Методическая разработка по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав Деловая игра для учащихся средних классов «Закон и ответственность» iconПоложение о совете по профилактике безнадзорности и правонарушений
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из звеньев системы комплексной работы...
Методическая разработка по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав Деловая игра для учащихся средних классов «Закон и ответственность» iconРоссийская федерация закон липецкой области о профилактике безнадзорности
Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 24 июня 1999 года n 120-фз "Об основах системы профилактики...
Методическая разработка по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав Деловая игра для учащихся средних классов «Закон и ответственность» iconПравительство Тверской области
Сборник содержит материалы и информацию по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, работе образовательных учреждений по профилактике...
Методическая разработка по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав Деловая игра для учащихся средних классов «Закон и ответственность» iconПлан профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних...
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает...
Методическая разработка по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав Деловая игра для учащихся средних классов «Закон и ответственность» iconИ правонарушений несовершеннолетних
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает...
Методическая разработка по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав Деловая игра для учащихся средних классов «Закон и ответственность» iconИ правонарушений несовершеннолетних
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает...
Методическая разработка по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав Деловая игра для учащихся средних классов «Закон и ответственность» iconПриказ от «29» июня2012г.№40/2 Программа «Надежда» по профилактике...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Надежда»
Методическая разработка по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав Деловая игра для учащихся средних классов «Закон и ответственность» iconПлан мероприятий по реализации программы Профилактика безнадзорности...
Анализ реализации программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2009-2010 учебный год
Методическая разработка по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав Деловая игра для учащихся средних классов «Закон и ответственность» icon1 Настоящее Положение создано на основе Конвенции ООН о правах ребенка,...
Настоящее Положение является нормативно-правовой основой деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...
Методическая разработка по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав Деловая игра для учащихся средних классов «Закон и ответственность» iconЗакон республики беларусь
Настоящий Закон устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница