1 Предмет административного права




Скачать 67,13 Kb.
Название1 Предмет административного права
Дата публикации29.04.2013
Размер67,13 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Право > Документы
1) Предмет административного права

Административное право - отрасль права, урегулирующая общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления (управленческие правоотношения). Они и составляют предмет административного права.

В управленческих правоотношениях в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически-властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.

Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами свойственными для них средствами (методами). В её рамках осуществляется деятельность различных по характеру органов государственного управления (не все из которых являются непосредственными субъектами исполнительной власти, хотя, несомненно, относятся к числу исполнительных органов, например: отраслевые департаменты министерств, администрация государственных корпораций, холдингов и концернов), а также должностных лиц. Кроме субъектов исполнительной власти, руководство некоторыми из этих процессов является функцией субъектов законодательной (представительной) власти, а также исполнительных органов системы местного самоуправления.

Метод административного права

Метод административного права — это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.

Считается, что в административном праве используются три юридических возможности:

Предписание — возложение на лиц прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

Запрет — возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
2) Система административного права

Система административного права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права:

  1. ^ Общая часть

предмет

формы и методы

субъекты административного права

ответственность по административному праву

административный процесс

  1. ^ Особенная часть

экономическая сфера

социально-культурная сфера

Источники административного права

Источниками административного права являются внешние формы выражения административно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).

Источники административного права классифицируют на:

  1. Межгосударственные соглашения

  2. Законодательные акты (конституция, законы)

  3. Подзаконные акты (указы, акты правительств, ведомств)

  4. Акты руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных органов)

А также по административно-территориальному уровню на:

  1. Федеральные акты

  2. Акты субъектов федерации

  3. Акты местного самоуправления


3) Классификация административно-правовых отношений

В зависимости от субъектов административных отношений:

Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами

Различными органами неподчинёнными друг другу.

Отношения между государственными и негосударственными органами.

Органами государственного управления и гражданами

^ В зависимости от характера отношений:

Отношения связанные с непосредственным управлением.

Отношения не связанные с непосредственным управлением.

^ По областям деятельности:

В сфере управления народным хозяйством.

В сфере социально-культурного строительства.

В сфере административно-политического строительства.

Признаки административно-правовых отношений.

1) Административно-правовые отношения – это властеотношения

^ 2) Административно-правовые отношения отличаются публично-правовым характером (государство и его органы выступают органами публичной власти).

3) Один из субъектов административно-правовых отношений является органом исполнительной власти

4) Административно-правовые отношения всегда являются организационными отношениями (т.к. на органы исполнительной власти возложена функция реализации закона и т.д.

^ 5) Административно-правовые отношения могут возникать, как правило, по велению одной из сторон, согласие второй стороны необязательно

6) В административно-правовых отношениях ответственность наступает перед государством в целом
4) Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) лица (физического или юридического), за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.

^ Признаки административного правонарушения

  • антиобщественность, т.е. причиненный вред законным интересам граждан, общества и государства.

  • противоправность заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.

  • виновность, противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.

  • наказуемость деяния, т.е. наступает административная ответственность.

^ Отличия от иных видов правонарушений

Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением, в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.
5) Административная ответственность

представляет собой один из двух видов административного принуждения и в то же время один из видов юридической ответственности наряду с дисциплинарной, уголовной, гражданской т. д. В этом своем качестве административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности: государственное осуждение поведения правонарушителя, выражающее в наступлении для него отрицательных последствий в виде санкций.

Установление административной ответственности

Установление административной ответственности является правотворческой, точнее – законодательной деятельностью государства. Административная ответственность в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ может устанавливаться на двух уровнях: федеральном и региональном.
6) Виды административных правонарушений

Административные правонарушения можно классифицировать по различным основаниям.

^ В зависимости от источника, устанавливающего состав административного правонарушения, можно выделить административные правонарушения, установленные КоАП РФ, и административные правонарушения, установленные законами субъектов РФ.

В зависимости от объекта административного правонарушения можно выделить административные правонарушения, посягающие на:

  1. права граждан

  2. здоровье

  3. право собственности

  4. общественные отношения в разных областях (промышленности, охраны окружающей природной среды, сельском хозяйстве, дорожного движения, связи, предпринимательства, границ, воинского учета)

  5. институты государственной власти

  6. порядок управления

^ По степени общественной опасности среди административных правонарушений выделяют административные правонарушения с основным (простым) составом, административные правонарушения с квалифицированным составом, административные правонарушения с привилегированным составом.

a) административные правонарушения с основным (простым) составом содержат признаки, смягчающие и отягчающие общественную опасность деяния.

б) в административных правонарушениях с квалифицированным составом указываются признаки, повышающие общественную опасность деяния.

в) в административных правонарушениях с привилегированным составом указываются признаки, смягчающие общественную опасность деяния1.

^ В зависимости от характера субъективной стороны административные правонарушения делятся на правонарушения с умышленной формой вины и правонарушения с неосторожной формой вины.

В зависимости от характера причиненного вреда административные правонарушения делят на правонарушения с формальным составом и правонарушения с материальным составом.

a) с материальным составом - административные правонарушения, которые причиняют реальный, действительный вред

б) с формальным составом реальных вредных последствий не причиняет. Оно связано с созданием факторов и условий, которые способны причинить материальный или физический вред и которые влекут наступление административной ответственности.

В зависимости от содержания объективной стороны административные правонарушения делятся на длящиеся административные правонарушения и продолжаемые административные правонарушения, а также административные правонарушения, совершенные повторно и неоднократно.
7) АП задержание, понятия, кто имеет право задержания, сроки

8)Протокол об АП нарушениях

1


Похожие:

1 Предмет административного права iconТема: основы административного права
В этом определении выделяются три основных аспекта, выражающих сущность административного права
1 Предмет административного права icon1. предмет общей теории права
Палиенко Н. И. Предмет и задачи энциклопедии права и идея права. Вступительная лекция. Ярославль, 1900
1 Предмет административного права iconДоклад. По дисциплине: Административное право. Тема: понятие, предмет...
Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие...
1 Предмет административного права icon1. Предмет и метод хоз права. Предмет хозяйственного права
Хозяйственное право регулирует отношения по государственному воздействию на производственную деятельность. Эти отношения возникают...
1 Предмет административного права icon1. Предмет и метод хоз права. Предмет хозяйственного права
Хозяйственное право регулирует отношения по государственному воздействию на производственную деятельность. Эти отношения возникают...
1 Предмет административного права icon1. Предмет и метод хоз права. Предмет хозяйственного права
Хозяйственное право регулирует отношения по государственному воздействию на производственную деятельность. Эти отношения возникают...
1 Предмет административного права icon" ? Общее понятие, цели и задачи ", — конституционного права
Место конституционного права в системе | отраслей права и его значение [ ' Предмет регулирования конституционного права
1 Предмет административного права icon1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Лекция Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности
1 Предмет административного права iconУчебное пособие Одесса ао бахва 1999
Рецензенты: кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Одесской государственной юридической...
1 Предмет административного права iconУтверждено на заседании кафедры гражданского, арбитражного и административного...
Понятие и классификация источников гражданского процессуального права. Роль судебной практики в развитии гражданского процессуального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница